Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 6 марта, «Православная газета».
Дорогие братья и сестры!
С болью и страхом все чаще слышим мы о святотатственных грабежах Церквей Божиих, похищении дорогих всем нам Святых Икон, Крестов, Святых сосудов и иной собственности церковной.
Многие из Вас слышали о похищении иконы Успения Пресвятой Богородицы из Вознесенского храма г. Екатеринбурга. Слава Богу, что человек, к которому воры принесли свою добычу, выкупил Святой образ и вернул его в храм. Этому человеку Царица Небесная за спасение от поругание Святой иконы Ее будет, несомненно, доброй защитницей на Суде Старшном. Но похитители святыни не найдены.
Есть и другие примеры. Похищена из больничного Свято-Пантелеимоновского храма г. Екатеринбурга икона святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Этим угодникам Божими, прославленных благочестивой и Богоугодной супружеской жизнью, молятся о мире в семье, о добром воспитании детей, об исцелении болящих. Теперь прихожане Свято-Пантелеимоновского храма лишены ворами этого утешения духовного.
В храме во имя Рождества Христова в селе Липовском Режевского района из алтаря похищены Святые иконы, Святое Евангелие и Святой Крест, Святые сосуды для совершения Таинства Евхаристии, Святое миро и елей, все необходимое для совершения Таинства Крещения. Особенно страшно, что эта кощунственная кража произошла в канун предпразднства Сретенья Господня. Воры лишили верующих возможности провести уставное Богослужение, причаститься Спасительных Христовых тайн в двунадесятный праздник.
Была похищена икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из Преображенского храма г. Екатеринбурга. В храме во имя равноапостольного князя Владимира в г. Асбесте злые люди не только совершили воровство, но учинили ужасный погром: разбили Святые иконы, сломали скамьи.
Страшен не материальный ущерб, хотя и он достаточно велик и ложится тяжким грузом на приходы. На много важнее, что совершается великий грех святотатства, воры посягают на принадлежащее не просто тому или иному храму, но самому Богу. Потому святитель Григорий, епископ Нисский, напоминает нам, что святотатство уже в ветхозаветном писании признано достойно осуждения как убийство, ибо и обличенный в убийстве, и похитивший посвященное Богу, равно подлежали побиению камнями.
Об этом говорят и Правила Апостольские, установленные в первом веке, законы по которым вот уже более 20 веков живет Церковь Христова. И при определении наказания церковного за грехи по-разному искупается воровство у ближнего и похищение имущества церковного. Все, что приносится верующим в храм, как дар Церкви, уже становится священным предметом, так как принесено самому Богу нашему. Потому похитивший даже воск свечной или елей должен не просто возвратить украденное, но — по 72-ому правилу Апостольскому — «пятирицей да приложит к тому, что взял».
Святотатство, похитителями имущества церковного совершаемое, наносит рану духовную тысячам братьев и сестер наших, живых и уже усопших. Ведь когда-то кто-то по крохам собирал средства на создание Святой иконы, иконописец и ювелир с благоговением и молитвой трудились над украшением новообретаемой святыни, тысячи людей радовались появлению Святого образа в храме Божием, возносили перед ним молитвы Господу Богу нашему, Пречистой Его Матери, святым угодникам Божиим. Потом, в годы гонений на Церковь, кто-то хранил святыню, передавал ее более молодым, чтобы вернулась она в храм Господень. И воры крадут у всех этих людей, повергают их в печаль именно тогда, когда милостью Божией есть у нас возможность соборной молитвы за Россию, за ближних наших!
Что ожидает похищенную святыню? Почти всегда она обречена на поругание. Ибо как иначе можно назвать пребывание Святой иконы, Святого Евангелия, Святого Креста, Святых сосудов в чьей-либо художественной коллекции, в антикварной лавке или в виде детали интерьера квартиры? Святыня, созданная для употребления церковного, для возвышения соборной молитвы, используется как предмет чьей-то гнусной гордыни, как разменная монета в расчетах, как пустое украшение! Что может быть хуже этого? Такое Богопротивное дело, подлежит наказанию и в этой жизни, и в будущей. При этом страшный грех совершают не только те, кто производит эти страшные святотатственные деяния, но и те, кто помогает им, кто способствует совершению этого преступления, кто укрывает краденое, кто покрывает воров, кто утаивает попавшее к нему каким-либо способом имущество церковное, кто молчит о таких людях и не помогает раскрытию преступления против самого Господа нашего Иисуса Христа и Матери-Церкви.
Неужели не стали уроком для россиян горькие события прошлого века, когда подвергались беззаконному разграблению храмы, но когда и многие и многие, приложившие руку к поруганию Святынь, были наказаны неожиданной смертью, болезнями своими и близких, прекращением рода своего? Но видимо, не искуплены искренним покаянием грехи отступивших от Бога предков наших.
Ныне мы находимся в приготовлении Великого Поста. Совсем скоро, в воскресенье, 10 марта, услышим мы Евангельское чтение о Суде Страшном всех нас ожидающем. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.» (Мф. 25, 31–33)
На этом Суде Страшном каждый должен будет дать ответ Небесному Отцу всего мира видимого и невидимого о всех делах, поступках, помышлениях, которые совершает человек в своей земной жизни. И только тогда, когда человек всегда помнит в сердце своем о том, что он должен будет дать ответ пред Богом, он будет готовиться встретиться с Богом на Страшном Суде. Только тогда мы начинаем всей своей жизнью готовиться к этому великому событию. Тогда человек вспоминает все свои греховные поступки, содрогается при мысли о содеянном, кается в своих проступках перед Богом, молится, просит прощения, чтобы потом он мог пройти этот Суд Отца нашего Небесного и стать достойным сопричастником Царствия Божия.
ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ
Преподобный Феофилакт во времена иконоборческой ереси был иноком одной обители вблизи Чёрного моря. Когда VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, святой патриарх Тарасий, знавший добродетельную жизнь преподобного Феофилакта, убедил его принять сан Никомидийского епископа.
Екатеринбург, 27 февраля. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий вернулся сегодня из Москвы, где принимал участие в торжествах по случаю тезоименитства Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.