Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (54) → Послание к пастве и ко всем жителям Екатеринбурга по поводу ограбления старообрядцев

Послание к пастве и ко всем жителям Екатеринбурга по поводу ограбления старообрядцев

№20 (54) / 20 января ‘96

Послания Преосвященного Епископа Никона

Екатеринбург. 12 сентября совершено разбойное нападение на молельный дом старообрядцев по улице Чукотской, 29. Как сообщила пресс-служба областного УВД, убиты две женщины — члены общины, украдены иконы. Прокуратура Кировского района возбудила уголовное дело.

Европейско-Азиатские новости

Ужасное деяние вновь совершилось в нашем областном центре. Ради десятка старинных икон, ради возможной наживы замучены до смерти две пожилые, немощные женщины, ограблен дом, где возносилась молитва за всех и за вся. Трудно даже подобрать слова, чтобы говорить об этом, но и молчать более нельзя! Ибо ужас и трепет вызывает не только небывалое злодеяние, но и реакция на него всех наших земляков. Средства массовой информации смакуют подробности. Телезрителям показывают, как были повешены две мученицы, как выглядело место преступления, но никто не называет имен этих женщин, чтобы благочестивый христианин мог хотя бы помянуть их в молитве. Прошло два дня, задержан подозреваемый, и тема будет считаться исчерпанной. Уже сегодня большинство из нас готовы забыть о происшедшем.

Но удастся ли нам закрыть глаза на очевидное. Апостол предупреждает: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». (Гал. 6, 7). Оглянемся назад и увидим, что сеется в граде нашем и каков урожай.

Год назад неизвестные лица среди бела дня подожгли караульное помещение и пытались поджечь часовню во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны на месте убийства Государя Императора Николая II и членов его семьи. Тогда Господь не попустил: часовня не вспыхнула, и казак, которого заперли сгорать в караулке, не погиб. Но все мы посмотрели телевизионные репортажи, почитали газеты — этим дело и кончилось! Злоумышленников так и не нашли.

В этом году дважды кто-то спиливал Крест, установленный на месте первого Православного алтаря в нашем граде. И вновь все посудачили о новости и забыли. Следствие продолжается только благодаря настоянию прокурора области.

Два месяца назад вновь совершена попытка поджога часовни во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Попытка на этот раз была удачной для злоумышленников — все внутреннее убранство часовни уничтожено. На этот раз лица, избившие сторожа и совершившие поджог часовни задержаны. Выясняется возможность их причастия к прошлогоднему поджогу, но реакция горожан остается пассивной: даже и разговоров было меньше.

Наконец, о похищении икон из храмов и молитвенных домов — то есть не о простых кражах, а о святотатстве! — сообщают практически ежемесячно. А общественность, мгновенно возмутившаяся первой попыткой Областного Законодательного собрания рассмотреть вопрос о наведении порядка в миссионерской иностранной деятельности на территории области, по этому поводу хранит спокойствие и полное молчание.

Три года назад Священный Синод Русской Православной Церкви в своем послании по поводу 70-летия убиения Государя Императора Николая II и его семьи писал: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании». С печалью надо признать, что за прошедшие годы тяжесть этого креста на нас, уральцах, не ослабла из-за жестокосердия нашего. Более того, приведенные выше ужасные события произошли уже после отеческого предупреждения всем нам.

Уже простое перечисление этих нарастающих событий показывает, что мера долготерпения Божия иссякает. И да не будем все мы с вами уверены, что гнев Божий не выльется на всех нас, на град Екатеринбург. «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедаю тебе» (Вт. 8. 11). Эта ветхозаветная истина для многих и многих остается тайной за семью замками. Но надо ли удивляться бедам нашим, если мы забываем ее?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в тяжкую годину предостерегал свою паству словами, которые обращены и к нам: «Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и делают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния и печали о грехах, прогневающих Бога…

От Бога отступили мы: и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле — и скоро увидим, к чему она приведет или привела уже. Если друг друга угрызаете и снедаете, говорит слово Божие, то берегитесь, чтобы вы не истребили друг друга (Гал. 5, 15).

Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом. Се, оставляется дом ваш пуст (Мф. 23, 38), говорит Господь. Но да не будет этого!»

Как и в то страшное время, предшествовавшее разрушению России, так и ныне Русская Православная Церковь не молчит. Она вновь и вновь предупреждает о мере ответственности за Богоотступничество, за нравственное самоубийство, которое совершает над собой народ, забывший Веру предков. Поэтому в этом году я как Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии уже писал в своем Указе:

«Воистину наступили времена, когда некоторые люди в неверии своем потеряли всякий страх Божий. Святотатство же еще в Ветхозаветном Писании признано достойным не меньшего осуждения, чем убийство Посему да будет известно всем нижеследующее: всякий, кто дерзает совершать святотатственное хищение принадлежащего Церкви, за сие Богопротивное дело подлежит наказанию в сей жизни и в будущей. Настоящим по благодати, дару и власти Всесвятаго и Живоначальнаго Духа, данной мне от самаго великаго Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, чрез святыя и священныя его Апостолы и их наместники и преемники, по праву Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии объявляю АНАФЕМУ всем тем, кто производит эти страшные святотатственные деяния, кто помогает им, кто способствует совершению этого преступлрнпя, кто укрывает краденое, кто покрывает воров, кто утаивает попавшее к нему каким-либо способом имущество церковное, кто молчит о таких людях и не помогает раскрытию преступления против самого Господа нашего Иисуса Христа и Матери Церкви».

Потому сегодня слово мое не к поджигателям, грабителям и убийцам, не к совершающим богомерзкие деяния, а к тем, кто полагает себя непричастным к происходящему, ибо сам он думает, что не совершает греха своим молчанием и безразличием к происходящему.

Со страхом и трепетом повторим слова Господа нашего, Судьи живых и мертвых, ибо они обращены к нам: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч? Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 14–16)…

Вчера подожжена часовня в центре города. Сегодня зверски убиты две старушки восьмидесяти с лишним лет в глухом переулке. Завтра грабители придут в вашу квартиру. А потом можно будет вломиться и в храм Божий? Бесчинство нарастает и множится, ибо не встречает противодействия нашего. Милиция, сообщая о преступлениях, призывает возможных свидетелей сообщить о себе. Это означает только одно: тот, кто видел, как ближнего его избивали, грабили, кто слышал вопли пытаемых и убиваемых в тот момент, когда все еще можно было бы что-то переменить, прошел мимо… Конечно, не всякий решится встать преградой на пути преступников, но попытаться позвать на помощь вполне возможно. И если мы не делаем этого, то становимся соучастниками преступления.

Мы не должны быть немыми свидетелями убийств наших ближних, ограбления храмов и квартир наших соседей, ибо беда другого завтра придет в наш дом. Я призываю объединиться в противостояние этим святотатственным и ужасным деяниям всех наших земляков вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.

Все мы должны придти на помощь друг другу, ибо только совместными усилиями можно вырвать те сорняки, которые не только мешают нам жить, но и не дают развиваться добрым плодам. Это оздоровление нашего общества возможно только в единстве. Только тогда, когда мы будем чувствовать ответственность друг за друга, мы будем действительно гражданами единого города, единой области, единой страны.

Мне хочется верить, что появлением этой страшной, нарастающей, беззаконной волны будут обеспокоены не только правоохранительные органы, не только прокуратура и власть предержащая, но м все мы. Нам надлежит возвысить свой голос против белззакония в защиту тех, кто противостоит ему, надлежит стать их деятельными помощниками. Ибо если все мы промолчим ныне, то может быть завтра некому будет и протестовать. Если же мы возвысим свой голос, это будет не политическая акция, а только попытка самозащиты людей, которым дороги отеческие предания и традиции от разрушителей нашего Отечества, от убийц и тех, кто хочет из святынь наших сделать источник наживы и собственного благополучия.

Однако, когда вы читаете это послание, когда вы слышите о новых примерах беззакония, то не поддавайтесь унынию, ибо уныние есть смертный грех. Наоборот, чем страшнее и труднее становится жизнь, тем тверже надо противостоять злу. А для этого каждому человеку необходимо рассмотреть нелицеприятно и нелицемерно, в чем корень всего наступающего на нас зла.

Вновь и вновь неустанно повторяю вам, возлюбленные мои, корень зла — наше безверие, наше отступление от благочестивых традиций, наше нерадение о душе своей. Недавно я видел одну книгу, по которой учат наших детей. Там я с ужасом прочитал, что у человека не должно быть родных, ибо отношения с родственниками бывают всякие — добрые и не очень. А что же должно быть? Близкие люди, отвечают авторы этой книги, которых всякий выбирает по своему произволу.

Творец наш заповедал «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Вт. 5, 16). А книга, о которой я говорю; учит совершенно противоположному. Если мы будем воспитывать своих детей по таким книгам, если позволим, чтобы другие воспитывали наших детей по таким книгам, то чего нам следует ожидать?

Если наши дети сегодня усваивают нормы поведения по телепрограммам и телефильмам, сеющим ужас, хладнокровное и презрительное отношение к человеку, спокойное отношение к убийству и разврату, то мы с вами этому виною, ибо никак этому не противостоим. Потому нет ничего удивительного, если происходят с нами, с ближними нашими и вокруг нас вещи все более страшные. Ибо за всякое отступление от Бога надо платить сатане. И мы платим, платим четко, в срок и иногда даже с процентами! Самое страшное, что платим душами — и телами! — своих детей, своими собственными душами, и о том даже не подозреваем. Мы просто проходим равнодушно мимо и наивно полагаем, что не замараны в грехах других.

Недаром народная мудрость гласит, что больше всего на свете надо бояться равнодушных. Ибо только с молчаливого согласия равнодушных происходят ныне убийства, обманы и растление последнего остатка нашей молодежи.

Одним властям здесь не справиться. Мы всем миром должны заявить свое отрицательное отношение ко всему худому и бесстыдному, что происходит в современном нам обществе. И заявлять этот протест всякий раз, когда сталкиваемся с делами, за которыми видим явные козни бесовские. Возникает естественный вопрос: что же надо делать, как конкретно противостоять всему тому злу, всем тем искушениям, которые обрушились на Россию в последние пять лет? Ведь поистине история наша никогда не знала еще такого черного натиска.

Во-первых, не подражайте фальшивому прозападному, проамериканскому образу жизни. Русский человек всегда с любовью принимал каждого приходящего к нему вне зависимости от национальности гостя или его веры. В нашем Отечестве всегда перенимали все полезное из опыта других народов. Мы всегда находили общий язык с иностранцами, ибо у них многому можно научиться доброму и хорошему. Но никогда не надо продавать свое первородство за чечевичную похлебку! Никогда не надо учиться красивой, но холодной улыбке. Нельзя бездумно показывать по всем телеканалам всевозможные мультсериалы, посвященные бесконечным дракам «хороших» ребят с «плохими». По сути дела многие фильмы, появляющиеся на наших экранах, рассчитаны на расшатывание психологии российского человека. Даже сами американцы дают им отрицательную оценку, а мы молчим.

Во-вторых, не читайте те газеты, которые обманывают вас, учат лгать, пытаются представить сегодняшнюю нашу жизнь как неуклонное движение к предстоящему благоденствию. Еще в прошлом столетии лучшее отцы Православной Церкви предостерегали нас об опасности, угрожающей нам с Запада. Сегодня мы пожинаем горькие плоды того, что деды наши не прислушались к этим предупреждениям. Но ныне мы отвечаем за самих себя. Да не будет с нами по слову пророческому: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина»; но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер., 31, 29–30).

При этом я в который раз повторяю, что мы не призываем к ненависти и вражде с другими людьми и народами. Земля — наш общий дом, где Господь всякому определил место свое, где у всякого народа по великой милости Творца есть свои собственные традиции. И пока эти традиции живы — жив народ. Мне трудно судить, читаете ли вы мои послания, как вы к ним относитесь, что пытаетесь изменить в себе, но мне не безразлична будущая судьба моего народа, ибо мне не безразлична собственная моя судьба. И я полностью согласен с величайшим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным:

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его».

Но что необходимо, чтобы противостоять страшному психологическому оружию, ныне направленному на нас? Ответ на этот вопрос дает великий подвижник начала нашего века архиепископ Никон (Рождественский): «Начни каждый сам с себя, с своего внутреннего человека, и, Бог даст — будет положено прочное начало твоему духовному возрождению. Внешнее делание, говорят святые отцы, без внутреннего цены не имеет и плода не приносит. Оно имеет свою цену только при внутреннем подвиге, как содействующее сему последнему средство и как его плод. Посему первее всего должно заботиться о перевоспитании человека в духе смиренной веры и послушания Церкви, а все прочее — само собою приложится уже в силу требований совести, руководимой страхом Божиим. Посейте семя, и оно само найдет себе формы своего произрастания при Божием благословении».

Призываю на вас Божие благословение в надежде, что это обращение будет принято всеми и вся.

НИКОН,
ЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 
 
Послания Преосвященного Епископа Никона

Обращение к участникам конференции «Проблема социальной защиты ветеранов чеченской войны — это проблема национальной безопасности России»

Дорогие братья!Врачи утверждают, что у солдат победившей армии раны заживают быстрее. В этом в сущности нет ничего удивительного, человек знает, что он честно и успешно выполнил свой долг, он рад, что все трудности и тяготы позади, он ждет скорой встречи с близкими, спешит взяться за мирный труд…

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс