Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 34, 35, 36, 37, 38, 39
На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
– Можно ли беременным женщинам, ради плода, причащаться без подготовки, как младенцам?
– У бедных беременных женщин много крестов. Они и ночами не спят, потому что ребенок двигается во чреве, и многое другое. Поэтому надо делать снисхождение, сколько можно. Носить во чреве ребенка девять месяцев – это нелегко. Поэтому апостол Павел говорит, что чадородием спасается жена, хотя в рождении ребенка и муж принимает участие.
– Можно ли матушке исповедоваться у своего батюшки?
– Это не запрещено, однако предпочтительнее исповедоваться у другого священника. Но если и исповедуется, таинство Исповеди все равно совершается.
– Я, когда еду в город, снимаю подрясник. Что Вы скажете на это?
– Плохо. Зачем снимать подрясник? Видим священника на улице без подрясника, потом заходим в храм, а он в подряснике. Сейчас у вас Церковь свободна, нет больше страха коммунистов. Это раньше боялись ходить в подрясниках, чтобы не арестовали. Я думаю, что сейчас так делать неправильно. Это касается и белого священства, и клира.
– Как научиться чувствовать?
– Какое чувство хочешь иметь?
– Любовь.
– Если ты человек не безразличный, тогда будет у тебя это чувство, человек становится духовно чувствительным. Повышенная душевная чувствительность – заболевание, а когда человек духовно чувствителен, это значит, что в его сердце обитает благодать.
– Какое соотношение между любовью и справедливостью?
– Они связаны между собой. Тот, кто любит, не может несправедливо поступить с кем-нибудь. Кого любишь, того не обидишь, то есть не поступишь с ним несправедливо. Идет, например, студент к преподавателю. Тот ему не ставит хорошую отметку, и у ученика по является в душе обида. Преподаватель любит студента и поступил с ним справедливо: по любви к нему поставил то, что тот заслужил.
Но есть и другая сторона этого вопроса. Вот вы сами как бы хотели, чтобы Бог к вам относился: по справедливости – или по любви, по милости?
– Где-то читал разъяснения афонских старцев о том, как совершать Иисусову молитву – по несколько сотен раз в минуту. Это противоречит святоотеческому учению. Также читал, что нужно не бороться со страстями, а стать на путь любви к Богу.
– Вы, наверное, что-то не совсем правильно поняли: нельзя любить Бога и не подвизаться против страстей. Никто из святогорцев так не говорил. И сколько раз в минуту повторять Иисусову молитву – не очень важно. Главное, говорят святые отцы, чтобы ум внимал словам молитвы, а как и сколько говорить – это второстепенно.
– Расскажите о Вашем общении с Паисием Святогорцем.
– Однажды он рассказывал, что при переезде из одной кельи в другую все богослужебные книжки сложил в одну сумку, а когда дошел до нового места, не смог вспомнить, память какого святого празднуется в тот день. Старец стал молиться по четкам святому дня без имени, и вдруг видит некоего человека, который говорит: «Меня зовут святой мученик Лукилиан. Сегодня день моей памяти». Видите, как близко к нам святые, но мы больны и потому не ощущаем их присутствия.
Один молодой человек – было это года 3 назад – ехал в Салоники. И видит на дороге старого человека, который «голосует» -машет рукой, чтобы остановить машину. «Сынок, – говорит, – подвези». «Конечно», – отвечает юноша. Поехали, и вдруг старец говорит: «Коста (молодого человека звали Константин, но старику этого сказано не было), у тебя рак легких в начальной стадии. Иди быстро в больницу и успеешь вылечиться». И этот незнакомый монах вдруг исчезает. Представляете, какой шок был у Константина! Он рассказал эту историю своим знакомым, те принесли разные фотографии, и юноша узнал старца Паисия.
Говорят, 60 000 паломников приезжает на могилу старца Паисия в день его кончины. А монахи монастыря, где он похоронен, все время должны подсыпать землю на могилку, потому что паломники ее разбирают.
Расскажу еще историю про святого Нектария. Церковная община глухого села послала к местному архиерею ходоков, чтобы попросить батюшку на Пасху. Епископ ответил, что в такое время у него недостает священников, и он не может никого дать.
В пятницу перед Лазаревой субботой приходит в то село какой-то пожилой клирик. «Я, – говорит – священнослужитель и буду у вас служить страстную седмицу и Пасху». Подумали, что епископ все-таки смог найти священника. Отпраздновали Пасху, и до следующего воскресенья тот священнослужитель пребывал с ними. Многие воспользовались этим случаем – покрестились и повенчались. В Фомино воскресенье священник уехал.
Церковный староста и община решили поблагодарить архиерея. Архиерей говорит: «Какой священник? Я никого не посылал», Они говорят: «Это епископ был: омофор на нем, панагия – епископ». Они его звали Владыка, Владыка, а имя спросить забыли. Архиерей говорит: «Он крестил, венчал столько. Нигде своей подписи не оставил на свидетельствах?» «Еще не смотрели. Подписал и дал». Епископ велел принести удостоверения. И читает подпись: «Пентапольский Нектарий».
(Продолжение следует)
Критянин по происхождению, христианский священник, во время гонения на иконы он явил себя стойким защитником иконопочитания. Дабы обличить вероломного царя Константина Копронима в иконоборчестве, святой Андрей прибыл в Царьград. Как-то раз царь был в церкви Святого Мученика Мамонта, Андрей вошел в храм, встал пред императором и всенародно его укорил
Продолжение. Начало в № 37, 39 Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Алексей Ильич, следующий вопрос задает Елена: «Как готовить к отходу из этой жизни невоцерковленных родителей? Они крещеные, но не носят креста, не ходили в храм, не молились.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.