Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №34 (739)
На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
– Каким должно быть служение пастыря в современных условиях, когда, кроме совершения богослужений, ему приходится заниматься хозяйственными и административными вопросами, миссионерством, благотворительностью и социальной деятельностью? Что в этом служении надо ставить на первое место?
– Первостепенное значение священник должен придавать своим духовным обязанностям. Хозяйственные и экономические дела при должном контроле можно возложить на духовных чад.
– Как сосредоточиться, когда во время совершения Божественной литургии рассеиваешься умом?
– Здесь все очень просто: уходит ум – сразу возвращаем. Мы должны внимать словам, которые читаем. Современный нам святой старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Вы должны внимать каждому слову Божественной литургии, даже к союзам «и».
Не удивляйтесь, что рассеивается ум. Ум – бродяга, не стоит на одном месте. Как только уходит – назад его! И так каждый раз.
Я знал одного священника, который даже во время освящения Даров не мог собрать ум. Он много раз повторял Евхаристическую молитву, потому что говорил, что недостаточно сосредоточился. Но даже если ум рассеивается, Литургия совершается.
– Какой грех является смертным?
– Убийство: когда сознательно отбираем жизнь у другого. Особенно аборт, когда убийцей является сама мать. Прелюбодеяние – супружеская измена. Блуд – половые отношения до брака. И само удовлетворение. А осуждение, пустословие, злопамятность и так далее – эти грехи полегче будут.
– Как часто можно разрешать мирянам причащаться Святых Христовых Таин? Некоторые прихожане хотят подходить к Чаше каждое воскресенье.
– Священник не для того, чтобы разрешать мирянам причащаться. Священник для того, чтобы говорить, когда нельзя причащаться. Кто-нибудь совершает смертный грех, и мы говорим, например: «До Рождества не будешь причащаться». Но мирянин, у которого нет смертных грехов, если нет других препятствий, а есть чувство духовного голода, – пусть причащается. Хочет он причащаться часто, и совесть ему говорит, что надо, – пусть причащается.
И еще. Неправильно, когда требуют три дня поста до Причастия и три – после. Ведь если говорить про супружеский пост, то священник, который служит 2 – 3 раза в неделю, вообще должен разводиться...
– Одна женщина, осознав, что совершила грех аборта, просит дать ей епитимью. Что ей сказать?
– Мы не можем епитимью налагать на всех одинаково. Один священник в Афинах, когда исповедовал, заглядывал в сборник канонов: ему говорили грех, а он отвечал: «Подожди, чадо, – и доставал книгу. – Что там написано? Тебе три года без Причастия».
Но человек – не робот, человек – личность, более того – уникальная личность. У всех различное духовное устроение. За тот же самый грех одному одну епитимью дам, а другому – совсем иную. Сборник канонов дает общие указания об епитимье. Священные каноны разрешают священнику поступать по своему рассуждению. Вообще, старайтесь не быть очень строгими, потому что епитимья не является обязательным условием прощения греха. Прощается грех в таинстве Исповеди, а епитимья – это воспитательное средство. Но если человек совершил смертный грех, не прощайте ему легко. То есть нельзя говорить, что это, мол, ничего страшного и сразу допускать к Причастию. Наоборот, посмотрите, какие у него силы и соответственно им наложите епитимью.
Однажды к нам приехал один человек из Румынии. Он совершил смертный грех. Духовник сказал ему 8 лет не причащаться. Этот человек давно уже раскаялся и жил правильной жизнью. Прошел год, два: «Батюшка, допустите к Чаше! – Нет, – говорит духовник – еще 6 лет не будешь причащаться». Это неправильно. Нельзя так поступать.
– В паспорте гражданина Республики Беларусь кроме номера паспорта есть личный номер. Из-за этого в некоторых монастырях не допускают православных белорусов к Причащению.
– Это большая ошибка. Нам, конечно, небезразлично, что происходит с паспортами. Но даже если у человека паспорт с чипом, это не значит, что он отвергает Христа. Апокалипсис ясно обо всем говорит: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13,16, 14,9, 20,4).
Братья! Больше доверяйте Церкви. Святой Синод Белорусской Православной Церкви не мог ошибиться в такой серьезной теме. К сожалению, некоторые люди ставят себя выше Синодов и решений Поместных Церквей. Иногда брань справа хуже, чем брань слева. Брань под видом благоговения труднее распознать, чем брань от нерадения. Одной женщине в Афинах священник не позволил ни медицинскую анкету взять, ни налоговые какие-то бумаги... А она заболела и не может теперь лечиться из-за того, что нет бумаг.
Мы с современными паспортами приехали в вашу страну, но никогда не думали отрекаться от Христа! Добро не добро, если не добром совершается. Не зря святые отцы так высоко ставили дар рассуждения. У дьявола две крайности, и сверхревностное поведение – тоже грех. Дьявол или делает человека полностью безразличным, или убеждает его быть судьей всем и вся.
– Как православным христианам относиться к тому, что от них в обязательном порядке требуется сдать отпечатки пальцев?
– Если мы где-нибудь оставим свои отпечатки пальцев, это не является отречением от Христа.
– В чем может заключаться сотрудничество Православной Церкви и государства?
– Сотрудничество будет плодотворным, если государство не затрагивает духовную жизнь и устроение Церкви.
Политики часто используют Церковь в своих интересах. За это им придется отвечать. С другой стороны, нельзя допускать противостояния государства и Церкви. Архипастыри должны уметь строить отношения со светской властью. Но только до той черты, пока государство не вмешивается в жизнь Церкви, потому что тогда Церковь секуляризуется, становится обмирщенной. Не забывайте также, что и президент, и премьеры, и другие министры – они все-таки пасомые, а не пастыри.
– Что делать священнику, если пастырские обязанности занимают все его время, а семья оказывается в небрежении?
– У народа нет рассуждения. Они вас постоянно требуют то туда, то сюда. Надо ставить черту: до какого-то часа принимайте, а остальное время посвящайте семье. Священник не должен своим «хорошим» пастырством разрушать собственную семью. Будьте особенно внимательны в этом...
– Вы помните день своей хиротонии?
– Как можно забыть день своей личной Пятидесятницы?
– Творения каких святых отцов предпочитают Афонские монахи для стяжания Иисусовой молитвы, и как нам, священнослужителям, осваивать это умное делание?
– Читайте «Лествицу», «Добротолюбие». Очень полезная книга об Иисусовой молитве – «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Есть еще книга греческого митрополита Иерофея (Влахоса) – «Одна ночь в пустыне святой горы».
– Как добиться, чтобы люди проходили в храм прилично одетые? Как при этом избежать возмущения и обид?
– И тут нужно рассуждение. Однажды вошла в храм неблагопристойно одетая женщина. Священник прямо из Царских врат, перед всеми, ее обличил. И вот 15 лет эта женщина ни разу не заходила в храм.
Женщины действительно должны одеваться в храм подобающим образом. Но об этом лучше сказать в беседе наедине. По-отечески попросить, не обличать. Выгнать из Церкви кого-нибудь очень легко, а вот внутрь завести – трудно.
Один подросток прислуживал в алтаре. Он был очень живого характера и шалун. Однажды священник дал ему две пощечины. И мальчик больше ни разу не был в храме! И только когда ему исполнилось 28 лет, после поездки на Святую Гору, после многих бесед и просьб, он снова начал ходить в храм. Больше, чем через 15 лет...
И рассуждение нужно, и молитва.
(Продолжение в следующем номере)
Закон о защите чувств верующих– Закон, который защищает чувства верующих, вызвал острую полемику в обществе. Между верующими и неверующими в последнее время обострился спор о том, что можно, а что нельзя делать в отношении между людьми разных мировоззрений
Окончание. Начало в № 33, 34 Протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России (Москва). Корень проблемы, полагаю, состоит в следующем: как подготовить дитя к встрече с нецерковной средой? Ведь школа – это зеркало, проекция жизни взрослых. Рано или поздно маленькому христианину придется вступить на стезю самостоятельной жизни
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.