Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (745) → Покаяние – путь к радости. 30 октября – память преподобномученика Андрея Критского

Покаяние – путь к радости. 30 октября – память преподобномученика Андрея Критского

№40 (745) / 21 октября ‘13

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

Критянин по происхождению, христианский священник, во время гонения на иконы он явил себя стойким защитником иконопочитания. Дабы обличить вероломного царя Константина Копронима в иконоборчестве, святой Андрей прибыл в Царьград. Как-то раз царь был в церкви Святого Мученика Мамонта, Андрей вошел в храм, встал пред императором и всенародно его укорил: «Лучше было бы тебе, царь, заботиться о делах военных и управлять народом, нежели гнать Христа и Его служителей». За это святого Андрея жестоко били, мучили, волоча по улице. Некий еретик ударил его секирой и убил. Так святой Андрей предал свою душу Богу в 767 году. От его мощей источались врачевания больным.

30 октября Святая Церковь празднует и память святых бессребреников, мучеников Космы и Дамиана Аравийских. В святцах святые Косма и Дамиан упоминаются трижды – было три пары святых врачей-бессребреников; Асийские мирно упокоились 1 ноября, другие были побиты камнями 1 июля, сия же пара происходила из Аравии.

Святые Косма и Дамиан были врачами и, приняв веру Христову, начали исцелять больных именем Господа Иисуса Христа. За сие чудодейственное лечение стали они известны во всех окрестных странах. Злобные язычники схватили их, отвели по приказу префекта Киликии Лисия на суд. Но так как сии братья ни за что не захотели отречься от Христа, то они сперва были брошены в море, а затем в огонь. Однако всемогущий Бог через Своего ангела спас их и от потопления, и от пламени. Языческий князь приписывал это их волшебству, а они ему ответили: «Никакого волшебства мы не ведаем, да и не нужно оно нам, а есть у нас сила Христова, спасающая нас и всякого, кто призывает пресвятое Христово имя». Тогда метали в них камни, но камни отскакивали от них, как и стрелы, которыми их осыпали. В конце концов их обезглавили мечом. Вместе с ними пострадали и приняли венец славы святые мученики Леонтий, Анфим и Евтропий. Произошло это в правление Диоклетиана и Максимиана. Многие чудеса были явлены от их мощей, как и от них живых.

Господь в Евангелии уподобляет Царствие Небесное купцу, ищущему добрые бисеры: когда найдет драгоценную жемчужину – продает все, чтобы ее приобрести, или сокровищу, скрытому на поле: когда человек узнает про это поле с сокровищем, то все продает и, купив поле, откапывает сокровище.

С одной стороны, Царствие Божие – это Церковь, вера Православная, истина. Это то сокровище, которое человек обретает при условии, что он ищет эту истину, а не успокаивается в сытом комфортном быту. А с другой стороны, это сокровище есть наша душа, ибо в недрах души скрывается Царство Небесное.

Когда человек обретает веру, первое время, что называется, Господь его на руках носит, призывающая благодать сокрывает немощь от человека и открывает тайны духовного мира. И человек понимает, что есть живой Господь, что все обстоятельства жизни не случайны, а закономерны, что все происходит по всеблагому Промыслу Божию. Что, наконец, есть у нас Отец Небесный, который никогда не бросит, не предаст.

А потом это впечатление куда-то уходит, жизнь как бы возвращается на круги своя, и начинается шлифовка души. Период новоначалия можно сравнить с влюбленностью в семейных отношениях, когда очень непродолжительное время душа горит, пылает, и кажется, это будет всегда. А потом становится повседневностью.

Но это не значит, что встречи не было, просто Господь показал нам, к чему нужно стремиться, а дальше начинается добросовестный труд преображения души. Путь к той радости, которую Господь уготовил любящим Его. Этот труд называется покаянием. Именно это условие обретения Царствия Небесного: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Здесь очень важно понимать, что покаяние – это не Исповедь. Иногда приходится слышать такие мысли: «Почему покаяние, ведь Церковь – радость…». Конечно. Но радость духовная принципиально отличается от радости веселого настроения.

Духовная радость возникает, как это ни странно, от плача о своих грехах. Даже есть такое специальное выражение: радостотворный плач, или по-другому это называется умиление. Человек испытывает тихую грусть от осознания своих немощей, и это осознание рождает спокойную, мирную, устойчивую радость сердца. И путь к этому лежит только через покаяние.

Но покаяние покаянию рознь. Здесь тоже очень важно не ошибиться. Когда Господь начинает приоткрывать нам наши немощи, то реакция нашей души бывает разной. Человек замечает свои грехи, свои страсти только тогда, когда начинает с ними бороться, потому что силу страсти можно понять, только двигаясь против нее. Как силу течения реки можно ощутить, не плывя по течению, а идя против. Человек осознает свою изъязвленную грехом душу, и тогда смиренная душа рождает искреннее сокрушение, а гордая – самоедство, несогласие: как так, я-то думал, а оказалось, что все плохо. И начинает себя терзать. Это неправильно, это может лишить человека устойчивости в Боге. Надо трезво осознавать, что мы грешники, что нам свойственно по состоянию нашей падшей природы вваливаться в те или иные грехи, и надо научиться терпеть себя. Мы же терпим гневливость или недобросовестность своих близких, сотрудников. Надо научиться терпеть себя и трудиться над исцелением души именно в покаянии.

Покаяние бывает лицемерным, когда человек видит внешнее – сколько съел сырков в среду или в пятницу, сколько не прочитал молитв. Но это же внешнее, а важно научиться разбирать внутреннее. Почему человек презирает установленные Богом посты, презирает свое отношению к Богу, когда ему не хочется молиться, или к молитве относится слишком легкомысленно? Вот это важно, это нужно вскрывать на Исповеди. Но исповедь, еще раз зафиксирую, это часть покаяния, лишь один из эпизодов, а весь процесс – очень сложный.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Форум «Романовы и русский народ»

Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

10 октября после Литургии в Храме­-на­-Крови в Екатеринбурге открылся II Форум общественности Среднего Урала «Романовы и русский народ». Мероприятие, организованное Екатеринбургской митрополией и местным отделением Всемирного Русского Народного Собора

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в № 34, 35, 36, 37, 38, 39 На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Можно ли беременным женщинам, ради плода, причащаться без подготовки, как младенцам? – У бедных беременных женщин много крестов. Они и ночами не спят, потому что ребенок двигается во чреве, и многое другое. Поэтому надо делать снисхождение, сколько можно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс