Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (744) → Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

№39 (744) / 14 октября ‘13

Афон

Продолжение. Начало в № 34, 35, 36, 37, 38

На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.

– Какая подготовка к исповеди и Причастию необходима для мирян?

– Есть молитвы перед причастием и перед исповедью. Кроме этого, надо молиться и своими словами – просить Бога, Богородицу помочь. Здесь нет какой-то особой науки или методики.

– Что вы можете посоветовать при выборе духовника? Чем духовник отличается от старца?

– Духовник – это тот, кто нас исповедует. Отношения мирянина и духовника – одно, монаха и старца – совсем другое. К сожалению, в миру есть такие духовники, которые строят из себя старцев.

Что имею в виду? Хотят, чтобы миряне слушались их абсолютно во всем, на любую мелочь брали благословение, обо всем рассказывали. Запрещают идти к другим духовникам. Всего этого в мирской жизни не может быть: такая полная зависимость от духовного отца существует только в монашестве.

Например, молодой человек идет и исповедуется у духовника. Потом, по каким-то причинам, духовник его уже не удовлетворяет, возникают какие-то трудности: пусть тогда идет к другому без всяких угрызений совести, не надо даже благословения просить у предыдущего. Это должен делать только монах, потому что таинственно связан со своим духовным отцом через постриг.

– Что делать, если тебя поставили старшим, а ребята не слушаются, потому что ты такой же студент?

– Будем делать, что в наших силах.

– Скажите, вы на Святой Горе Афон ощущаете особое присутствие Богородицы, Ее помощь?

– Это первое, что там ощущаю, а иначе как? Она с нами как курица с цыплятками. И здесь, в Жировичском монастыре, тоже Богородичное место. Очень отличается от Минска. Здесь что-то другое. Просите, умоляйте Богородицу, и Она исполнит вашу просьбу.

И что ваш монастырь был одним из немногих, которые не закрывались во время коммунистического режима – это не просто так...

– Как привести человека в Церковь, если он категорически отказывается ходить в храм и слышать о Боге?

– Людей в Церковь не мы приводим, а Бог. Если видите, что он слов не принимает – просто молитесь за него.

– Расскажите, пожалуйста, о Поясе Богородицы.

– Одним из самых больших чудес Святого Пояса является то, что он находится сейчас в России. Действительно, это событие взбудоражило всю страну. Происходит всеобщая Российская духовная мобилизация. Господь через эту святыню творит чудеса. Вот недавно одна женщина, которая долго не могла забеременеть, как только приложилась и надела освященный поясок, исцелилась и теперь беременна. Я еще многих чудес жду. Но будем обо всем этом узнавать постепенно.

– Чему больше уделять времени: молитве или учебе, когда больше нравится молиться, чем учиться?

– И тому, и другому. Кто правилен и внимателен в своей молитве, тот правилен и в учебе. Если тот, кто молится, учебой пренебрегает, с ним что-то не в порядке.

– Расскажите, пожалуйста, о практике исповеди и Причащения в вашем монастыре.

– Исповедуемся, когда чувствуем необходимость в этом. Причащаемся четыре раза в неделю. Исповедь перед каждым причастием не является догматическим условием. Не смертельные, простительные грехи – не препятствие приступать к Святому Причастию.

– Как вы решили уйти в монастырь?

– Как и все монахи. Каждого человека Господь зовет в монашество по-своему. У каждого есть свой опыт присутствия Бога и зова Божьего. Человек приходит в монастырь не по какому-то случайному стечению обстоятельств.

– Что делать, когда с помощью богословия оправдывают свои страсти и немощи?

– Старайтесь, чтобы богословие помогало вам в очищении от страстей, а не чтобы скрывался человек за богословием, оправдывая себя. Кто первым толковал слова Бога по-своему? Дьявол: Бог сказал вам не есть этого плода, чтобы не стали вы, как боги (ср. Быт. 3:5).

– Мы выполняем заповеди, потому что иначе самому будет плохо. Ведь это не любовь к Богу? Что, по-вашему, любовь к Богу?

– Так и продолжайте. И постепенно поймете настоящий смысл соблюдения и заповедей, и богословия, которое вы учите, и вообще пути Христа. Пройдете путь от раба, боящегося наказания, через наемника, работающего за мзду, до сына – повинующегося из любви.

– В чем сущность исихазма?

– Это постоянное рачение к Богу. Так человек добивается концентрации всех своих душевных и духовных сил для постоянного общения с Богом.

– Как правильно молиться Иисусовой молитвой и совмещать ее с работой, требующей внимания?

– Человек может молиться и работать, но когда работа требует сосредоточения ума, тогда, конечно, труднее. Думать о Боге – уже хорошо. Забвение Бога – большое прегрешение.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших встречах с подвижниками Святой Горы.

– Когда таких людей встречаешь – радуешься, вдохновляешься и твоя любовь к Творцу возрастает.

– Правильно ли, если студент хорошо учится и поступает в монастырь, мечтая об епископстве?

– Это, конечно, нехорошо. Но я думаю, что когда человек подвизается правильным подвигом, то со временем поймет и суть своей жизни, и суть епископства. Тогда он не будет больше желать стать епископом какой-нибудь епархии, а захочет стать епископом – «надзирателем» – своей души.

– Какое должно быть соотношение между смирением и мужеством?

– Одно не исключает другого. Наоборот: эти две добродетели дополняют друг друга.

– Какие чудеса происходят у вас в монастыре?

– Очень много чудес. Этой теме можно посвятить отдельную книгу.

– Как бороться со страстью спорить?

– Смирением. Исаия-отшельник писал: «Из двух спорящих тот, кто свою волю отсекает, тот выше». Если хочешь быть выше – уступай. Первое, боритесь с помыслом спорить и гневаться. Победа над словом – первая победа. Мысль опускается в желудок, остается там некоторое время, а потом переваривается и исчезает желание спорить.

(Продолжение следует)

 
Творческая мастерская

Певица Елена Камбурова. Всегда – к чистоте и свету

Беседовала Елена Рыжкова

– В нашей «Творческой мастерской» – встреча с Еленой Антоновной Камбуровой, певицей, актрисой, режиссером, руководителем Московского Театра музыки и поэзии, народной артисткой России. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», – сказал о ней Булат Окуджава.

 
Память

Димитриевская суббота

Наталья Николаева, г. Екатеринбург

Cогласно русским летописям и литературным памятникам, Куликовская би́тва (Мамаево или Донское побоище) – сражение между русским войском во главе с Московским князем Димитрием Донским и армией Золотой орды во главе с Мамаем, состоявшееся 8 (16) сентября 1380 года на территории Куликова поля

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс