Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (742) → Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

№37 (742) / 1 октября ‘13

Афон

Продолжение. Начало в № 34, 35, 36

– Какой должна быть молитва игумении за сестер, чтобы сестры не впадали в уныние и не думали об уходе в мир?

– Молитесь, чтобы Бог просветил их ум. И вас просветил. Матушка должна молиться за своих монахинь. Наше дело такое – много терпения нужно, выдержки, доверия – без благодати – никуда.

– Расскажите, что значит монашеская жизнь для новоначального послушника, который только пришел в монастырь.

– Монашество – это постоянное старание в соблюдении Божественных заповедей.

– Как научиться жить со всеми в мире и любви?

– Это возможно, если примиримся, в первую очередь, с собой.

Примириться с собой – иметь мир внутри. Причем мир не как отсутствие войны, а как присутствие Бога в сердце. Христос – мир наш, – говорит апостол (ср.: Еф. 2, 14).

На Божественной литургии, сразу после первого возгласа «Благословенно Царство...», первое, о чем просим, это мира: «Миром (т.е. в тишине и спокойствии духа) Господу помолимся». Мир достигается тогда, когда у человека нет своих хотений.

– Важно ли, чтобы сестры исповедовались только у одного духовника?

– В женском монастыре должен быть один духовник. Если их несколько, монастырь разделяется: «Мы – отца Леонтия», «Мы – отца Авеля».

– Полезно ли обители отдавать монахов в другие монастыри? Можно ли не соглашаться на переход в другую обитель?

– Если есть благословение духовного отца и монах по послушанию идет в другой монастырь, он духовного ущерба не потерпит.

– Как пережить потерю духовного отца?

– На Святой Горе есть монахи, в монастырях которых начальствует уже седьмой игумен. Они всех слушаются и всех считают отцами.

Духовных отцов и матерей нужно любить, но чтобы эта любовь была здоровой, не сентиментальной, т.е. не умирать, если вы их потеряли. Всегда на Христа надеяться. «Христос – все для нас» – старец Порфирий говорил. Умерли апостол Павел и Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые, но Церковь все так же идет по своей дороге, ведомая Духом Святым.

– Иисусову молитву не рекомендуется читать человеку, имеющему страсти или же, наоборот, Иисусова молитва страсти попаляет? Сначала сердце навыкает, затем она становится дыханием?

– У кого страсти, тому и творить Иисусову молитву. Она не для того, кто называет себя чистым. Мы все грешные, все нуждаемся в молитве. «Все мы согрешили и лишились славы Божией» (Римл. 3, 23).

– Как совершается молитва по четкам? Это определенное количество четок или определенный отрезок времени? И сколько поклонов земных или поясных кладется на каждую четку?

– Кто говорит, по времени, кто – по количеству четок. Святой Никодим Святогорец говорит, что суточный круг богослужений (полунощница, утреня, Часы, вечерня и повечерие) состоит из 20 четок. Одни четки состоят из 300 молитв – то есть всего 6 000 Иисусовых молитв.

Я, к сожалению, когда прихожу на службу, то сразу иду принимать Исповедь в отдельную комнату рядом с алтарем. Там все слышно, но в службе я не участвую. Потом служу Литургию. Поэтому службы стараюсь восполнять четками – 20 четок в день.

– Как быстро совершается Иисусова молитва? Святой Игнатий (Брянчанинов) пишет, что 30 минут необходимо для 100 Иисусовых молитв, а если 6 000...

– Эти советы святых отцов не общего характера. Все зависит от душевных и физических качеств конкретного человека. Надо советоваться со своим духовным отцом. Общее наставление насчет Иисусовой молитвы – чтобы ум следовал словам молитвы. Все остальное второстепенно и малозначимо. Сам Григорий Палама, хоть и обращал внимание на дыхание при совершении Иисусовой молитвы, говорил, что это второстепенно.

– Как избавиться от помыслов во время Иисусовой молитвы? Заботы о благоустройстве монастыря постоянно мешают молиться.

– Очень важно, чтобы ум внимал словам молитвы. Как только ум уходит – стараемся его вернуть. Это старание называется хранением ума, святые отцы считают его главным монашеским деланием. Нужна и духовная зрелость – тогда человек может и много забот иметь по руководству монастырем, и во время молитвы всецело посвятить себя ей.

Были святые, которые, живя в миру, творили постоянную молитву – это самое большое доказательство присутствия благодати в сердце человека.

– Благодать наиболее ощущается после принятия Святых Христовых Таин. Как вести себя после Причастия, чтобы не потерять ее?

– Благодать сохраняется внимательностью и соблюдением чистоты совести.

– Как часто можно приступать к Чаше?

– К сожалению, в ваших монастырях монахи не причащаются часто. У нас в монастыре и, по большей части, на Афоне причащаются по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, т. е. после постных дней (в субботу вечером едят постную еду ради Причастия в Господский день).

Старец Софроний (Сахаров) говорил мне, что сегодня очень сильно ослабла человеческая природа, уменьшились физические силы, ослабла нервная система. И люди уже не могут, как древние отцы, долго заниматься Иисусовой молитвой, но этот недостаток восполняется Божественной литургией. У многих монахов после Божественной литургии и Причастия Иисусова молитва начинала твориться сама собой.

– Возможно ли сейчас в Беларуси такое монашеское делание, как откровение помыслов? Может ли игумен или игумения заставлять открывать помыслы или это дело сугубо добровольное?

– Не понуждать, а убеждать. Монашествующие должны исповедовать помыслы. Монах, который скрывает сознательно свои помыслы или грехи, – добыча дьявола.

– Как научиться смирению и терпению?

– Это дается свыше. Если соблюдаем заповеди, то есть живем в послушании, тогда Бог как дар подает нам смирение. Смирение – показатель духовной жизни.

Если вы читали житие Симеона Столпника, то знаете, что он первым придумал такой образ подвига. Когда подвижник построил столп, все вокруг были удивлены. Говорят: «Что это за фрукт такой? Наверное, впал в прелесть». И собрались старцы скита на совет. Один говорил, что этого никак нельзя позволить, другой говорил: «Почему он в пещеру не пошел, а построил столп?» Но тут взял слово самый трезвый старец. «У каждого свой путь. Как учили святые отцы различать, духовный человек или действует по своей воле?» Ему ответили: «Доказательство – это наличие смирения у человека». «Тогда, – говорит, – пошлем кого-нибудь к Симеону сказать, что отцы решили – ты должен спускаться. Если послушается, пусть остается. Если скажет: «Что они понимают! Оставьте меня в покое!» – тогда понятно будет, что он заблуждается». И нарочно послали молодого монаха, чтобы Симеон ему смело сказал все, что думает.

И вот пришел молодой монах к Симеону и говорит: «Отче, сегодня собрались отцы и решили, что ты должен спуститься». Святой ответил: «Будь благословен! Уже спускаюсь». Тогда монах снизу говорит: «Оставайся, отче, там, где ты есть!»

Смиренномудрие является солью, которая дает вкус еде.

Или пример Пахомия Великого, отца тысяч монахов. Он занимался рукоделием, плел корзины. В монастыре были тогда дети-сироты. Один мальчик увидел, что отец Пахомий плетет корзины, и говорит: «Ты все делаешь не так!» «Чадо, научи меня», – отвечает старец. И вот этот основоположник монашества сидел и смотрел, как мальчик плетет корзины. Кто-то из старших обратился к мальчику: «Ты в своем уме – авву учишь?» Святой сказал: «Оставьте его. Пусть учит».

Почему он так ответил? Потому что святой Пахомий мыслил, как Христос. Вот и вы, монахи, должны иметь образ мыслей, как у Христа.

Один из святых нашей эпохи, Иустин (Попович), серб, говорил, что у нас должны быть Христомысль, Христосердце, Христоволя, Христосовесть. И тогда будем иметь образ мышления Христа.

(Продолжение следует)

 
Воинское служение

Мирная миссия 2013

Наталья Николаева, г. Екатеринбург

ЧебаркульС 3 по 15 августа на Чебаркульском полигоне под Челябинском проходили совместные антитеррористические Российско-китайские учения «Мирная миссия – 2013».

 
Телеканал «Союз»

Профессор А.И. Осипов. В поисках Бога

Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Никак не могу обрести настоящую твердую веру, постоянно терзают сомнения. Доказательства и трезвые доводы долго на меня не действуют, просто чувствую отчуждение от религии, но что-то заставляет меня искать Бога, хочу верить, но ничего

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс