Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– В нашей «Творческой мастерской» – встреча с Еленой Антоновной Камбуровой, певицей, актрисой, режиссером, руководителем Московского Театра музыки и поэзии, народной артисткой России. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», – сказал о ней Булат Окуджава. Каждая песня – история, жизнь, характер, соединение высокого музыкального и поэтического материала, одухотворенное внутренней сутью исполнительницы. Всегда непременное обращение к чистоте и свету. Одними из первых на просторах СССР с ее песнями когда-то познакомились слушатели Свердловской государственной филармонии. По странному совпадению (хотя странных совпадений, мы понимаем, не бывает), филармония эта располагается в нескольких шагах от дома Ипатьева – российской голгофы, и ее голос буквально пронзал стены зала, очищая, казалось, само пространство.
Ее исполнение придает удивительную окраску не только песням авторским – Окуджавы, Кима и произведениям на стихи Цветаевой, Блока, Маяковского, Ахматовой, Тютчева, Лермонтова, но и романсам на музыку Таривердиева, Дашкевича, Шварца, Чайковского. Как получается, что песни еще актуальнее стали, еще важнее?
– И спасительнее. На этом фоне песня Булата – лодка, за которую цепляешься и спасаешься сам. Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся. Я продолжаю ездить, я вижу своих слушателей и в Москве, и в Питере, и в других больших городах. Мы – вместе. Нам необходима эта встреча в пустыне.
– Как-то Вы сказали, что за Вами следует караван. Он и сейчас существует?
– Да, хотя лет 20 меня как бы нет. По телевидению – точно. Но я есть. И зрители есть, и возможность встречаться.
– Елена, когда Вы начинали, была надежда, что этими песнями, этой поэзией можно пробить стену непонимания?
– Да, это извечная надежда, мечта всех художников всех времен и народов. Всегда казалось, что высочайшие романтики, музыканты делали все возможное, чтобы плоды их творчества не просто вкушаемы были, а что-то переворачивали в людях. Вообще, создается впечатление, что вся кровавая история человечества существует сама по себе, а история художников, творцов, исполнителей идет параллельно, иногда совсем затихает, иногда к ней гораздо больше прислушиваются. Как прислушивались в 60-е годы. Тогда надо было только выйти на сцену и мой репертуар петь. Меня мало кто знал в те годы, но была афиша, а на афише имена – Окуджава, Ким, Новелла Матвеева. И люди шли, потому что интересовались поэзией. Это была такая эйфория, прекрасно, что она была. Она во мне очень много стоических моментов родила…
– Интересно, что и мы, глядя на Вас, эти стоические в себе черты ищем.
– Это всегда так было и так будет. Большинство далеко не всегда бывает право. И очень часто именно меньшинство решает судьбу общества. Так было со всеми героями, которых общество поначалу не принимало. По сравнению с огромной телевизионной аудиторией наши маленькие залы, конечно, песчинка. Но они есть, это как родники,– их засыпают, а они бьют. Массовая культура просто заглушает роднички духа, душевности. Вырастает новое поколение, которое не в курсе, что это есть. Вот в чем дело. Мне приходилось выступать перед совсем юной аудиторией, потом длинные встречи были, я с трудом понимала, что эти люди делают на моих концертах… Но первое, что они говорили: мы же не виноваты, нам этого не показывают, мы этого не знаем.
Я считаю, что это большое преступление перед народом. Я не говорю, что только жанр, в котором я выступаю, замалчивают, очень многие хорошие книги под спудом лежат, а ширпотреб читается.
Я и наш театр – оплот сопротивления. Это камерный театр в Москве, к нам очень трудно попасть, у нас свой зритель. И это такая обоюдная радость, что мы встречаемся! Они знают, что мы их не подведем.
Не думающий народ – что может быть прекраснее для правителей.
– И, тем не менее, Ваш театр живет.
– Живет просто потому, что он маленький, он не может сильно повлиять на все население… Пусть это исключение! Но я всегда знаю, что слово в пространстве все равно формирует что-то в душах, иначе все вымерло бы. Иначе те, кто приходили туда, в зал филармонии, сказали бы: «Да ладно, что вспоминать прошлое?». Или не пришли бы вообще. А она есть, эта ниточка, понимание, что ты не одинокий путник в пустыне. Да, ты понимаешь, что будешь сидеть под палящим солнцем антикультуры. А ты понимаешь и то, что если звездочки зажигаются, это кому-нибудь нужно.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни в г. Москве. – Отец Мелхиседек, сегодня предлагаю такую тему: духовник и духовничество. По моему, очень актуальная... – Это одна из самых волнующих тем для христианина. Вот человек поступает в школу, и возникает вопрос: я сам могу по учебникам разобраться или все-таки нужен учитель?
Продолжение. Начало в № 34, 35, 36, 37, 38 На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Какая подготовка к исповеди и Причастию необходима для мирян? – Есть молитвы перед причастием и перед исповедью. Кроме этого, надо молиться и своими словами – просить Бога, Богородицу помочь. Здесь нет какой-то особой науки или методики.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.