Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (744) → Димитриевская суббота

Димитриевская суббота

№39 (744) / 14 октября ‘13

Наталья Николаева, г. ЕкатеринбургПамять

Cогласно русским летописям и литературным памятникам, Куликовская би́тва (Мамаево или Донское побоище) – сражение между русским войском во главе с Московским князем Димитрием Донским и армией Золотой орды во главе с Мамаем, состоявшееся 8 (16) сентября 1380 года на территории Куликова поля между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечей на площади около 10 км².

Перед битвой Димитрий Донской со всеми князьями и воеводами приняли благословение на подвиг от преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкой обители. Сергий Радонежский предсказал Димитрию не только тяжелое кровопролитное сражение, но и победу в нем. Преподобный окропил святою водой всех бывших с Димитрием военачальников и дал ему в сподвижники двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вручив инокам схимы с вышитыми крестами, Сергий сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»

Каждый житель Московского княжества ревновал послужить Отечеству: одни мечем, другие молитвой и постом, христианскими делами. В Коломне к 15 августа собрались полки удельных княжеств, готовые умереть за Отечество и веру. Жены и старцы молились в святых храмах; богатые раздавали милостыню. Выходили русские полки с распущенными знаменами, провожаемые духовенством с крестами и чудотворными иконами, сопровождаемые толпами народа.

Великий князь решил не медлить с битвой, и преподобный Сергий советовал ему не терять времени. Отряды подошли к Дону, Димитрий велел искать брод для конницы и наводить мосты для пехоты. Войско перешло за реку и стало на берегах Непрядвы, мосты были уничтожены. Полки выстроились в боевом порядке. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Димитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Вечером и ночью 7 сентября Димитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Он обращался к каждому воину, называя их своими верными товарищами и милыми братьями, утверждая их в мужестве, каждому обещая славную память в мире, венец мученический за гробом. В ночь на 8 сентября Димитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции. Накануне сражения Димитрий преклонил колена и молился в последний раз за христиан и Россию.

Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, полки стояли готовыми к бою, перекликаясь звуками труб. В 12 часов на Куликовом поле показались татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов. Сергиев инок Александр Пересвет еще до начала битвы пал в единоборстве с Челубеем, богатырем Мамаевым. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом. Димитрий Донской сначала находился в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конем с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком – воеводой, племянником и оруженосцем Московского князя. Бой в центре был затяжной и долгий. Кони ступали по трупам, так как не было чистого места. Основной удар татар был направлен на русский полк левой руки. Он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка. Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удержал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы ордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Димитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 верст, избив их бесчисленное множество. Сам Великий князь Димитрий Донской был ранен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной березой без чувств. Разгром вражеского войска совершился в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

После сражения Димитрий объехал поле Куликово, где полегло множество россиян, но вчетверо больше неприятелей. Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели более 500 бояр (40 московских, 40–50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30–34 ростовских, 20–23 дмитровских, 60–70 можайских, 30–60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13–30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям [младшим дружинникам] и счета нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч»; погибло 6 белозерских, двое тарусских и моложский князь.

Останавливаясь над трупами знатных мужей, Великий князь Димитрий Донской скорбел по ним и прославлял их подвиг; сердечно благодарил воевод за оказанное мужество, обещая награду каждому по достоинству, велел хоронить тела воинов. Cемь дней собирали и хоронили в братских могилах павших.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов, знаемых и незнаемых, за веру Православную и Отечество живот свой положивших на поле брани. В храмах, в монашеских кельях, в боярских палатах и в бедных избах читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились со слезами и с земными поклонами перед образами и на папертях храмов.

В знак признательности к добрым сподвижникам, погибшим на Куликовом поле 8 сентября, благоверный князь Димитрий Донской уставил праздновать вечно их память в субботу Димитриевскую, доколе существует Россия. Название Димитриевская суббота было дано в честь Небесного покровителя Димитрия Донского – святого великомученика Димитрия Солунского. Особое почтение к памяти святого Димитрия Солунского видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. В честь Димитрия Солунского – покровителя воинов – был назван и Димитрий Донской.

В 1386 г. мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича, командовавшего засадным полком, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. Первыми его насельницами стали те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле.

Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого Русского государства. Судьбоносное сражение прочно укрепилось в народной памяти, вдохновляло и вдохновляет людей не только на христианскую жизнь, доблестные подвиги, но и на создание произведений искусства, передающих подвиг наших соотечественников.

В 1852 году на Куликовом поле по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева был торжественно открыт памятник колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 г. торжественно отпразднован день 500-летней годовщины битвы у с. Монастырщины.

Со временем установленный обычай праздновать память погибших в Куликовской битве православных воинов несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Так Димитриевская суббота стала называться родительской. Не забыт подвиг героев Куликовской битвы и в наше время. По всей России люди приходят в храмы во имя Святого Благоверного Князя Димитрия Донского получить благословение на ратный подвиг, помолиться за живых и усопших родственников. В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». В честь исторического места названа расположенная в 23 км к югу от него железнодорожная станция «Куликово Поле» Юго-Восточной железной дороги. Ежегодно в сентябре у музея в память о Куликовской битве проводятся театрализованные представления и фестивали военно-исторических клубов. В ставшие уже традиционными Димитровские дни по всей стране проходят фестивали, кулачные бои, соревнования, концерты.

В Екатеринбургской епархии 1 июля 1999 года состоялось торжественное открытие и освящение храма во Имя Святого Благоверного Князя Димитрия Донского, расположенного на территории Центра военно-технических проблем биологической защиты НИИ микробиологии Министерства обороны РФ (19-й военный городок Екатеринбурга). Руководили строительством генерал-майор А.Т.Харечко, полковник И. А. Кораблева и протоиерей Николай Ладюк, назначенный первым настоятелем храма. А уже 26 сентября 2000 года прихожане во главе с новым настоятелем иереем Николаем Пантелеевым встречали Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В апреле 2012 года в храме Божественную литургию совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. В 2014 году храм во имя Святого Благоверного Князя Димитрия Донского отмечает 15 лет со дня освящения. Русская Православная Церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) – в день Рождества Пресвятой Богородицы.

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в № 34, 35, 36, 37, 38 На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Какая подготовка к исповеди и Причастию необходима для мирян? – Есть молитвы перед причастием и перед исповедью. Кроме этого, надо молиться и своими словами – просить Бога, Богородицу помочь. Здесь нет какой-то особой науки или методики.

 
Программа

Профессор А.И. Осипов: В поисках Бога

Продолжение. Начало в № 37 (732) Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Алексей Ильич, следующий вопрос: «В одной из статей автор пишет, что Пятый Вселенский Собор постановил: все, кто учит или проповедует конечность ада и мучений, будут преданы анафеме. В лекции «О геенне» (МДА, 2008) Ваш ответ на вопрос о конечности ада

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс