Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (889) → Архимандрит Алексий (Вылажанин). Аборты: быть или не быть?

Архимандрит Алексий (Вылажанин). Аборты: быть или не быть?

№40 (889) / 25 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Недавно в нашей церковной и общественной жизни произошло очень значимое событие – 27 сентября Святейший Патриарх подписал один из главных, можно так считать, документов современности – обращение граждан к правительству о запрете абортов. Один из его пунктов звучит так: «Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения и требуем внесения в законодательство изменений, направленных на: – Признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом». Отец Алексий, как бы Вы прокомментировали это событие?

– Хотелось бы сразу сказать, что инициаторами этого обращения были граждане. Святейший Патриарх, будучи гражданином нашего Отечества, переживающим за его будущее и настоящее, поддержал данное обращение, поставив свою подпись, потому что написанное в этом обращении близко его сердцу. Насколько я понимаю, и те общецерковные документы, которые принимались раньше, и в обращении к депутатам Государственной думы Святейший Патриарх высказывал свою позицию по этому поводу. Слава Богу, что у нас есть такой глава Церкви, который ведет церковный корабль, не страшась бушующего моря, и не боится поставить свою подпись под документом, который поддерживает и хранит те духовные позиции, которые были накоплены нашим народом за многие тысячелетия. И слава Богу, что это есть, что Святейший высказал свое мнение, подписав этот документ.

Сейчас очень много нападок на Церковь, и прямым текстом говорится, что мы, якобы, лезем не в свое дело. Что можно ответить на эти высказывания?

– Что значит «лезем не в свое дело»? Мы никому не диктуем, как надо жить, мы высказываем свою точку зрения по тем или иным проблемам, которые есть в нашем обществе. Ведь Церковь является частью общества, люди, приходящие в Церковь, – это достаточно большое количество граждан нашего Отечества. И поэтому мы не то что можем, а обязаны высказывать нашу позицию по тем или иным проблемам, возникающим в жизни нашего Отечества. А общество уже вправе принять или не принять это. И хорошо, когда существует конструктивная дискуссия по тем или иным проблемам.

Но, к сожалению, мы видим, что со стороны части нашего общества порой есть негативное отношение к инициативам Русской Церкви. Но, поверьте, это, наверное, те люди, которые любую инициативу, какая бы она ни была, всегда будут принимать в штыки – предположим, если бы Святейший подписал документ в поддержку того, о чем мы говорим, то те же самые люди, которые сегодня обвиняют нас, что мы вмешиваемся не в свои дела и навязываем свою волю, начали бы говорить об аморальности, о том, что Церковь не имеет права призывать, допустим, к разрешению абортов: что бы Церковь ни сделала, они все равно будут выступать против. Наша позиция ясна, и верующие люди, конечно, должны придерживаться позиции Церкви, членами которой они являются, и не страшиться нападок на Церковь.

Как Вы думаете, вопрос об отмене абортов больше касается законодательства, или это вопрос морали нашего общества?

– Вообще-то, конечно, вопрос морали нашего общества. Вы знаете, что мы защищаем права заключенных, приняли европейскую конвенцию, у нас мораторий на смертную казнь. Наши правозащитники переживают за жизнь тех людей, которые совершили явные преступления, но почему-то остаются совершенно безгласными и бездушными по отношению к жизни, которая зарождена, и к тем душам, которые еще совершенно чисты и ничего еще не совершили. Почему-то в их защиту они не выступают.

Вопрос телезрителя из г. Подольска: – Недавно правительство одобрило закон, который запрещает так называемые бэби-боксы, обрекая на смерть младенцев, которых хотят бросить матери. Каково на этот счет мнение Церкви?

– Не знаю, есть ли заявление Церкви по этому вопросу в данный момент, но в свое время она поддержала создание бэби-боксов, которые позволяют сохранить жизнь младенцев. С экранов телевизоров мы часто слышим, как детей находят брошенными в мусорных баках или просто на улицах. Бэби-боксы позволяют сохранить жизнь ребенка, чтобы его не выбрасывали, как мусор, а чтобы можно было сохранить его жизнь, дать ему будущее. Сегодня я не могу говорить от лица Церкви, но мое мнение: конечно, с одной стороны, это плохо, ведь должна быть мать, которая воспитывает своего ребенка, отдает ему свою материнскую любовь – она выносила его в своей утробе в течение девяти месяцев, произвела его на свет. Но уж если происходит так, что мать не хочет этого ребенка, пусть уж лучше она положит его в бэби-бокс, нежели выбросит на улицу, где его жизнь будет подвергаться опасности.

Перед каждым абортом женщина проходит беседу с психологом. На некоторых форумах много пишут об этих психологах. Многие мамы негодуют, говоря, что это абсолютно бесполезно и не нужно: психолог тебе что-то промямлит, ты проходишь эту процедуру, получаешь подпись – и идешь на аборт. Скажите, нужно ли священнику быть в этом учреждении? Психолога как такового не очень воспринимают в нашем обществе, это западная традиция, она у нас не приживается.

– Нельзя официально посадить на прием священника, ведь на аборт идут совершенно разные люди, не все православные, иногда просто атеисты, и не каждый захочет идти на прием к священнику. Если психолог – это еще нейтральная фигура, то священник – представитель определенного мировоззрения. Сейчас во многих больницах присутствуют священники, есть больничные храмы. Существует достаточное количество храмов, особенно в Москве, куда человек, совершая столь ответственный поступок в своей жизни, наверное, должен был бы прийти посоветоваться, поговорить со священником. Это как раз вопрос нравственности, которая, к сожалению, сейчас у нас упала до такого уровня, что убийство ребенка становится обыденным действием, порой люди даже не задумываются над этим.

Почему в нашей стране, где Церковь получила так много свобод (и мы действительно можем сейчас говорить, что Церковь процветает), состояние нашего общества порой оставляет желать лучшего? Почему мы находимся на втором месте по количеству абортов после Румынии? Как исправлять эту ситуацию?

– Воспитывать поколение, воспитывать людей. К сожалению, время вседозволенности, которое было в 90-е годы, когда рушилось все, когда практически ничего не созидалось, были утрачены многие ценности и Церковь единственная пыталась как-то еще что-то сохранять, сегодня дает свои результаты.

Это тяжелая, кропотливая работа. К сожалению, удалось очень быстро разрушить те семейные устои и традиции, которые веками складывались в нашем Отечестве. Возродить их за одно десятилетие невозможно. Потом, это же повседневная работа в семье – воспитание детей. А у нас как порой получается? Родителям воспитывать детей некогда – их доводят до определенного возраста, потом детский сад, школа. С детьми в лучшем случае встретились вечером. Поэтому получается: «Марфа, Марфа, печешься о многом и молвишь, а едино есть на потребу». Самое главное, о том, что на потребу, – о духовно-нравственном состоянии и нас самих, и наших детей, мы очень часто забываем. Это тяжелый, кропотливый труд, поэтому, наверное, такой результат плачевный. Время разрушения, время нестабильности и вседозволенности.

Когда делается аборт, на ком больше ответственности – на матери или отце?

– Я считаю, что ответственность лежит и на том, и на другом, ведь оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будет плоть едина. Вот эта единая плоть выражается в родившемся ребенке. Поэтому принятие этого решения не должно быть односторонним решением только матери или отца. А часто бывает, что мужчины заставляют своих жен в силу того, что тяжелое положение, или считают, что уже достаточное количество детей.

Как убедить женщину, что надо сохранить жизнь ребенку? Как уберечь ее от аборта?

– К женщине должно прийти осознание, что это убийство, а не просто медицинская процедура. К сожалению, все программы планирования семьи объясняют, что можно планировать семью, воздержавшись от родов в то или иное время, но в конце концов, если что-то получилось не так, можно сделать аборт. Наоборот, и в школьных программах, и, прежде всего, в семейном воспитании должно быть сказано, что убийство – это грех, и убийством является не только убийство взрослого человека, но и убийство зародившейся в утробе матери жизни. Почему мы судим мать за то, что она убивает своего родившегося ребенка, и совершенно спокойно относимся к убийству ребенка, уже зародившегося в утробе матери? Это практически одно и то же. Тогда давайте легализуем убийство детей, ведь у женщин бывают разные ситуации: брошенная мужем, не имеющая работы, материальной поддержки ни от близких, ни от государства, – она убивает своего ребенка не потому, что не любит его, а потому, что ей так удобно в этой жизни.

Говорят, чтобы ребенок не был неустроенным, по подвалам не гулял, лучше, чтобы он не родился. Часто можно встретить тезис «Зачем плодить бедноту?».

– Разрушены основные принципы жизни человека. Женщина-мать дает самый большой дар – дар жизни. Господь дал женщине возможность дарить жизнь новому человеку. Она отвергает этот дар – это ужасно. Бедные семьи, богатые семьи... История показывает, что в бедных семьях детей как раз было всегда больше, чем в богатых: бедные воспитывали своих детей, которые, подрастая, помогали и трудились, а богатые боялись расточать свое богатство, которое накапливали, ведь чем больше детей, тем больше его потом надо было делить. Но и состоятельные семьи тоже бывали большими. Сейчас все по-другому.

Буквально на днях начал читать недавно вышедшие (небольшая книга) воспоминания сестры покойного митрополита Питирима, приснопоминаемой Ольги Владимировны. Она описывает, как жила семья ее отца в послереволюционные годы, в 30-е годы. В семье было десять детей, и жили-то совсем небогато, порой обуви не было, но ощущение радости общения друг с другом буквально передается со страниц этой книги. Уметь радоваться жизни даже в тяжелых условиях – это огромное счастье, которому Церковь может научить. Ведь когда человек с Богом, он понимает, что Господь его никогда не оставит, а когда он живет без Бога, то поддается и унынию, и отчаянию и, пожалуй, идет на такие вот поступки.

Как помочь молодой женщине, совершившей аборт, которая наконец поняла, что именно она сделала, и приходит в храм, полная отчаяния?

– Главное, чтобы это были не крокодиловы слезы – крокодил ест свою жертву и льет слезы. Чтобы девушка пришла в храм не на всякий случай, для очистки своей совести, чтобы ей молитовку прочитали. Она якобы кается в своем грехе, а на самом деле в сердце девушки не происходит полного осознания того, что она совершила страшный грех убийства живого существа. Важно донести это осознание, чтобы покаяние было искренним. Чтобы, осознав это, человек больше никогда в жизни не совершил такого поступка. А у нас иногда бывает, что человек приходит потому, что надо это сделать, и можно жить дальше, совершенно не задумываясь.

Как апостол Петр, который всю жизнь плакал о содеянном предательстве греха, так и женщина должна помнить, что она совершила, и больше никогда это не делать. Должна стараться всей своей дальнейшей жизнью искупить грех детоубийства, который совершила по каким-либо причинам – зависящим или не зависящим от нее, но всегда могла принять решение не делать этого. Она должна принести покаяние и больше этого не совершать.

А как мы можем объяснить молодым людям, что это грех: убивают человека? Ведь есть мнение ученых, что пока окончательно не сформировались кровеносная и нервная системы, это просто биомасса, а не человек.

– Знаете, нам еще говорят, что человек, лежащий в коме, тоже не человек, а «овощ», но никто же из нас до конца, наверное, не знает, что этот «человек-овощ» в это время ощущает, чувствует и знает. То, что показывают приборы, – это одно, а внутреннее ощущение, наверное, может понимать только человек, который сам через это прошел. Можно утешать человека, болящего раком, говорить ему много утешительных слов, но до конца понять его состояние может лишь тот, кто сам находится в подобной ситуации. Поэтому прежде всего воспитание, воспитание с молодых лет, и должен быть пример в семье.

А если нет семьи, нет примера: родители – алкоголики, наркоманы... Где человек научится?

– Пример есть всегда, пример есть в окружающих нас людях. Бывает, дети из очень неблагополучных семей вырастают совершенно нормальными, кто-то поступает в институты, кто-то в семинарию, добиваются чего-то в жизни, помогают своим непутевым родителям. Общество есть вокруг, всегда можно увидеть этого ребенка, дать ему чуть-чуть тепла, любви, – а наша внутренняя жестокость не позволяет проявить это чувство доброты и любви, поделиться ими.

А какова роль Церкви?

– Церковь делает все, что от нее зависит: имеет приюты во множестве, пытается воспитывать свою паству, чтобы она не была чужда проблемам и страданиям близкого человека. Если мы видим рядом с нами такую неблагополучную семью и ребенка, то надо не проходить мимо, а дать ему чуть-чуть теплоты и доброты. И это маленькое создание начинает преображаться.

Церковь многое делает, но, к сожалению, она не всемогуща. Церковь – это часть общества. Когда само общество больно, процесс выздоровления, бывает, идет очень и очень сложно.

Вопрос телезрителя: – Я принципиальный противник абортов, но я понял, что представители Церкви предлагают запретить аборты именно в государственных клиниках, а в частные не вмешиваются. Но получается беспринципность: бесплатно убивать детей нельзя, а за деньги можно. У Церкви должен быть четкий принцип, она не должна давать никаких поблажек – это мое мнение. А какое Ваше?

– В том документе, который подписал Святейший Патриарх, как раз твердо сказано, что мы выступаем против любого убийства – платного или бесплатного. Но у нас сегодня аборты совершаются за счет обязательного медицинского страхования, то есть каждый налогоплательщик, неверующий человек или верующий, который платит налоги, как бы является соучастником этого убийства. Церковь выступает против абортов как таковых, происходит это в платных или бесплатных клиниках.

Есть статистика, я о ней уже говорил, что мы находимся по числу абортов на втором месте после Румынии – это около миллиона абортов в год. Это только официальные данные. Недавно мы говорили в нашей программе, что есть еще цифры, которые не учитываются, – это аборты, совершаемые в частных клиниках, которые никто не считает. То есть цифры намного-намного больше. Одна из позиций противников запрета абортов в нашей стране в том, что это право женщины.

– Право женщины – рожать ребенка. Почему она не пользуется этим правом? Право давать жизнь – это огромное счастье. Счастье – увидеть зарождение и рождение новой жизни, счастье – увидеть родившегося младенца, который подает первый голос, смотреть, как он возрастает, вложить в него частицу своей любви. Вот это счастье, вот это право. Право убить... Как мы уже говорили: а почему тогда нет права убивать уже родившихся детей? Мы очень часто говорим о правах, совершенно забывая о наших обязанностях и ответственности, которые права на нас налагают.

Позвольте мне привести некоторые комментарии с форума, где будущие мамы пишут свое мнение об абортах. Один живой человек, не робот, пишет о беседах с психологом: «Зачем такие беседы, не понимаю, решила – уж лучше пусть делает аборт, чем родит ребенка, который будет для нее обузой и которого она потом всю жизнь будет попрекать, растить как попало. Я – за желанных детей».

На таких пабликах, бывает, кто-то вклинивается, показывает картинки, фотографии детей, чтобы как-то повлиять на ход беседы и показать этим мамам, что это действительно убийство ребенка. И на одну из таких картинок одна из женщин пишет: «Давайте те же истории не от эмбрионов, а от брошенных детдомовских детей, уже родившихся и никому не нужных мальчиков и девочек».

Как же так? Ведь многие из них пишут, что у них двое, трое детей, но женщина пошла и сделала два аборта. Как же так: человек, вкусивший радость материнства, потом идет и делает аборт?

– Дело в том, что это сегодняшняя норма жизни, те ценности, которые у нас есть сегодня. Это индустрия зарабатывания денег. Кто-то на этом зарабатывает очень большие деньги, поэтому существует такой протест.

Что значит – нежеланный ребенок? Это плохо. Что значит нелюбимый ребенок? Любой ребенок должен быть желанным. Любой ребенок должен быть любимым. И от вас зависит, насколько вы сможете вложить в него эту любовь.

Спланировать жизнь невозможно. Очень часто бывает, дорогие, что мы планируем свою семью, что тогда-то родим ребенка, а сейчас сделаем аборт – он не готов стать отцом, она – матерью. Проходит время, когда захотели... Посмотрите, сколько сейчас молодых пар, которые не могут иметь детей. Хотят завести, обращаются к врачам, платят большие деньги, а ребенка родить не могут. Начинают придумывать суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, что-то еще. Но это результат того, что мы изначально совершенно неправильно воспитываем себя и своих детей. Это моя точка зрения.

Кроме того, бывают случаи, когда женщина, совершившая аборт, выросшая потом морально, уже не может иметь детей.

– Особенно когда это происходит в юном возрасте. Когда совсем молодые девушки совершают такой поступок, они абсолютно не задумываются, считают: «Придет время – я рожу», но не понимают, что после этого могут уже никогда не стать матерью.

К вопросу о планировании семьи некоторые подходят очень ответственно: по плану живут, у них должно родиться определенное количество детей. Это правильно?

– С точки зрения современного мира, может быть, правильно, с точки зрения христианства – неправильно. Ведь что такое семья? Семья – это малая Церковь. Семья – это двое любящих друг друга людей. Не испытывающих страсть друг к другу, а любящих. Почему сейчас молодые и не очень молодые люди пытаются не создавать официальные семьи, а живут гражданскими, как они их называют, браками?

Чтобы испытать друг друга...

– Это не испытание: можно в любой момент бросить – это об ответственности; и строится не на настоящей любви – жертвенной, а на страсти. Когда страсть проходит, ничто их не удерживает разойтись. И дети в таких браках не всегда бывают желанными, потому что здесь нет настоящей любви.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс