Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
С древности люди интересовались вопросом, почему существует несправедливость, почему добродетельные люди терпят скорби, а нечестивые благоденствуют. Наверное, только в христианстве есть исчерпывающий ответ на этот вопрос.
– Совершенно верно вы говорите, что человечество страдает, оказавшись вне райских врат после грехопадения наших праотцев Адама и Евы и испытывая страдания на земле как законное следствие грехопадения, отпадения от Бога, от Источника жизни. Все лучшие умы человечества – и в античности, и во всех религиозных традициях – старались хоть как-то дать ответ на этот вопрос, потому что в мире действительно очень много страданий, несправедливостей. Как вы сейчас правильно отметили, нередко бывает, что люди правильные, добродетельные всю жизнь страдают, причем их страдания видны, видно, как несправедливо к ним относятся. И напротив, люди нечестивые, утопающие только во грехах, живущие только плотскими интересами, благоденствуют. Конечно, у людей, особенно духовно чутких, проницательных, возникает вопрос, почему так происходит. Если есть Бог, то почему Он такое попускает?
Еще преподобный авва Антоний Великий, один из великих подвижников, основатель пустынножительства в Древнем Египте, однажды (а он к тому моменту уже был великим подвижником, не юношей, который только размышляет, философствует о жизни) обратился ко Господу с молитвой: «Господи, почему же на земле иногда человек нечестивый живет долгие годы и благоденствует, а иной умирает в самом младенчестве, не успев еще сделать ни добрых, ни плохих поступков? Праведные страдают, а люди грешные не только упиваются, наслаждаются всеми благами жизни, но еще и смеются над добродетелью, видя, как праведный человек страдает!» Задав в душевном, молитвенном порыве Господу такой вопрос, авва услышал от Него ответ: «Антоний! Внимай себе! А это судьбы Божии, которые непостижимы для человеческого ума».
Сегодня, раз мы коснулись хотя бы отчасти этой важной темы, хотелось бы зачитать вам, дорогие братья и сестры, друзья, цитаты из творения великого святого нашего времени – преподобного Паисия Святогорца, из его произведения, посвященного житию старца Хаджи-Георгия, преподобного Арсения Каппадокийского, такое его размышление. Вот что пишет преподобный Паисий, который, как и все великие подвижники, задумывался над этими вопросами: «У некоторых людей может возникнуть вопрос: почему Бог попускает, чтобы страдали от несчастий, клеветы люди праведные, такие, как, например, Хаджи-Георгий (это один из великих подвижников XIX века, подвизавшийся как раз на Афонской Горе, сегодня у нас эфир на фоне вершины Святого Афона. – Примеч. о. Димитрия), у которого с детства душа была чистая. Потому решил я написать, что чувствую. Конечно, суды Божии – бездна; но одна из причин, по моему разумению, может быть и такая. Если бы Бог не попускал неправедной клеветы на некоторых праведников, то как бы могли оправдаться люди неправедные, которые по гордости не могут признать собственных недостатков?
И земля их не держит, и бесы ищут случая, как бы привести их в отчаяние, чтобы наложили на себя руки и отправились в преисподнюю. Однако великая любовь Божия, дабы ни одна даже самая слабая душа не погибла, попускает, чтобы были обвиняемы и неправедно оклеветываемы праведники, но в конце концов истина обнаруживается. Таким образом, Бог помогает и нам всегда иметь добрые помыслы, если слышим злые слова в адрес нашего ближнего, и спрашивать себя: «А не клевета ли это?»».
Дорогие друзья, здесь старец Паисий как раз акцентирует внимание на том, что Господь попускает терпеть клевету праведникам, чтобы мы, простые, немощные, слабые люди, задумались, и если слышим на любого человека какую-то информацию, порочащую его, чтобы мы сами себе задали вопрос, не клевета ли это. «Тогда и виноватые утешаются, постепенно начинают чувствовать собственную вину, обличаются собственной совестью и исправляются, если, конечно, в них есть благое произволение. Проще говоря, порой Бог облегчает тяжесть виновных тем, что неправедно обвиняются праведники. Конечно, люди неправедно пострадавшие – это самые любимые Божии чада. Но у них самих, по моему разумению, нет таких мыслей».
То есть праведники, которые неправедно страдают, сами о себе никогда не думают, что они любимые чада Божии. «Наоборот, они думают, что и сами могли бы оказаться в числе виноватых, если бы Божия благодать их оставила, могли бы даже оказаться в тюрьме и мучиться угрызениями совести. А теперь они, как неправедно пострадавшие, имеют в своем сердце Христа, Который неправедно пострадал Сам, и радуются и в тюрьме, и в месте изгнания, словно в раю, ведь где Христос – там и рай. Праведники, имея любовь благородную, не ждут Небесного воздаяния за свое добро, которое делают ближним, потому что они дети Божии, и трудятся в своем доме, Церкви Христовой, по любви и благому произволению».
Здесь преподобный Паисий напоминает нам, дорогие друзья, известную святоотеческую мысль о том, что человечество разделяется как бы на три категории (христиане). Есть позиция раба – тех, кто старается исполнять заповеди Божии из-за страха перед мучениями будущей жизни. Раб исполняет волю господина, боясь наказания. Вторая ступень немного выше – позиция наемника. Он творит волю работодателя ради награды, ради зарплаты. А позиция сына – творить добрые дела ради любви к отцу. И далее преподобный Паисий говорит: «Если бы человек хорошенько подумал, какую душевную пользу и какое внутреннее наслаждение он ощущает уже здесь, в этой жизни, от одного маленького доброго дела, которое делает ближнему, то не ждал бы благодарности, а сам бы благодарил того, кому сделал добро».
Если кто-то обратился ко мне за помощью и я задумался бы, какая радость, какое духовное наслаждение, когда я даю, то я бы благодарил любого, кто ко мне обращается. То есть благодарить не за добро, сделанное мне, а за возможность сделать добро ближним. «Ведь веселие, которое ощущает душа, и радость, которую чувствует сердце милостивого человека, даже за кусок хлеба, пожертвованный сироте, не может дать сердцу ни один, даже самый великий врач-кардиолог ни за какие деньги на свете. Такую же точно радость ощущают в своей душе христиане, которые подвизаются, трезвятся, бдят, молятся и постятся. А те, кто ест что хочет и когда хочет, пьет вино и прохладительные напитки, не имеют об этой духовной радости никакого представления. Конечно, как я сказал, дети Божии трудятся не за Небесное воздаяние (то есть трудятся не за то, чтобы попасть в рай. – Примеч. о.Д.) и не за то, чтобы испытывать в этой жизни духовные радости. Отец Небесный детям не платит, ведь им принадлежит все Его состояние. Другое дело: чем Бог, как добрый Отец, захочет наградить Свое чадо в этой жизни и в будущей. Такого рода любовь ко Христу была у святых отцов нашей Церкви. А у многих из нас любовь бедная и дешевая, ведь любовь дешевая не идет дальше освобождения от адских мук».
Вот преподобный Паисий опять подчеркивает мысль, что вроде бы многие готовы исполнять какие-то внешние церковные установления, чтобы было хорошо. Вы, наверное, тоже встречали таких людей, которые вроде бы и в храм пойти, и свечку поставить, и помолиться, чтобы было хорошо. Ребенка надо покрестить. Спрашиваешь во время предварительных бесед перед Крещением у крестных, для чего они хотят покрестить ребенка. Они отвечают: «Ну как, чтобы ему было хорошо». Но они вкладывают свое понятие в «хорошо».
И смотрите, далее, дорогие мои друзья, какую интересную мысль говорит преподобный Паисий: «Если бы Христос сказал нам: «Дети Мои, рай переполнен, для вас места нет», то некоторые из нас стали бы Ему дерзко говорить: «Почему Ты нам раньше этого не сказал?» Другие, не теряя времени, побежали бы скорее, чтобы лишнюю минуту повеселиться, и ничего не желали бы слышать о Христе». А как поступят дети Божии? «Дети Божии, у которых есть любовь и усердие, со благоговением так сказали бы Христу: «Господи, за нас не переживай, главное, что рай полон. Одно это вызывает у нас такую большую радость, словно мы сами находимся в раю!»».
То есть радость за тех, кто уже спасен. «И дальше продолжали бы с усердием свои духовные подвиги, как и раньше, ради Того, Кого возлюбили чистой любовью. И Христос, Который весь есть Любовь, будет обитать в их чистых сердцах, как обитал во святой плоти Пречистой Приснодевы Богородицы. Такие примеры, когда попускает Бог, чтобы страдали люди праведные, сильные и принимали на себя тяжесть виноватых и слабых, помогая таким образом своим ближним, конечно, редки. Только в таких случаях можно сказать, что это происходит «по попущению Божию», а не когда мы сами являемся источником искушения, потому что тогда сами даем место лукавому. Тогда действуют духовные законы: «Всякий возносяйся смирится»».
Здесь преподобный Паисий акцентирует внимание на том, что не надо самому напрашиваться на несправедливость, нарушать закон, творить какие-то преступления, чтобы тебя за это, естественно, наказали. Ты вроде как страдаешь, изображаешь из себя мученика за правду. И дальше еще очень интересная мысль: «Кто соблюдает заповеди Божии и просит у Бога, как дара, самому пострадать за прегрешения своих ближних или принять на себя чью-то болезнь, таковой делается особо близок Христу, и Господь весьма умиляется, видя благородную душу такого чада. Бог дает ему страдать за прегрешения ближних и попускает испытания в жизни по его настойчивой просьбе. Одновременно он уготовляет наградой ему бриллиантовый венец, которым венчаются мученики, потому что многие люди, которые судят по наружности, осуждают его, думая, что Бог карает его за прегрешения».
Так нередко бывало, что какой-то праведный страдает, и люди, не привыкшие глубоко задумываться над духовными вопросами, над смыслом жизни, думают: раз этот человек страдает, значит, его Бог наказывает. Так же как святые праведные богоотцы Иоаким и Анна были бездетны до глубокой старости, и в представлении ветхозаветных израильтян это было большое наказание за какие-то тайные грехи. И вот они несли это бремя, безропотно благодаря Бога, а люди не знали, что Господь уготовил им такую великую радость – стать родителями Пречистой Девы Марии. «Суды Божии – бездна. Есть тысячи разных примеров, пророков и святых. Но главное, что в Своих судах Бог меняется, если меняются люди. Следовательно, духовные законы отличаются от законов естественных, потому что в духовных законах есть сердце, и здесь человек имеет дело со своим Творцом, Многоблагоутробным и Многомилостивым Богом».
Дорогие братья и сестры, рекомендую вам почитать эту книгу – «Творения преподобного старца Паисия», я лишь отчасти зачитал его мудрые наставления. Кстати, преподобный Паисий и в своей жизни воплотил то, о чем здесь говорит. Как свидетельствуют близко знавшие его люди, когда он молился о людях, страдающих онкологическими заболеваниями или еще какими-то, с сердечной болью просил: «Господи, дай ему ослабу, утешение, а его боль и страдания дай мне». Именно с такой жертвенностью. Вот почему его молитва имела великое дерзновение перед Богом.
Есть ли духовная польза, когда человека незаслуженно обвиняют?
– Несомненно, она есть. Я ранее цитировал Паисия Святогорца: если человек понял глубокий смысл жизни и старается на все смотреть с позиции вечности, то он на любую скорбь, оскорбление, неприятность, недопонимание смотрит как на врачующую десницу Божию. Он понимает: вот меня сейчас незаслуженно оскорбили, обвинили в чем-то, в чем я не виноват. Передо мной дилемма. Или я начну оправдываться, устраивать разбор полетов, выяснять, как мирские люди говорят, доказывать, что я не этим руководствовался… Или промолчать и принять это со смирением, всю ситуацию и людей, которые тебя несправедливо обвиняют, как объект для нравственного совершенства.
Как говорит преподобный Серафим Саровский, как в обычной купле каждый купец старается что-то продать или купить с выгодой, так и в духовной купле. Тебе сейчас предоставлена возможность приобрести духовную пользу. Тебя обвинили – помолиться и не оправдываться, и получишь духовную пользу. Начнешь оправдываться – потеряешь душевный мир, вызовешь недопонимание, потому что тех, кто неправедно обвиняет, все равно совесть мучает, они понимают, что поступают неправильно, они не готовы выслушивать ваши объяснения. У них уже есть задача – очернить, оклеветать, а не разобраться, так ли это. А когда помолился и принял со смирением, смотришь – через короткое время Господь Своею благодатью вмешивается, вас другие люди оправдали, все выясняется, а тем, кто так поступил, самим становится стыдно.
Если человек получает духовную пользу от несправедливого осуждения, получает ли он духовную пользу от справедливой похвалы?
– Тоже очень глубокий, мудрый вопрос. Знаете, мне сразу вспоминается: в одном из писем великого богослова и миссионера ХХ века святителя Николая Сербского, в сборнике «Миссионерские письма», он отвечал на подобный вопрос одному человеку, которого незаслуженно обличали, добрых дел его не видели, похвалы никакой он не получал. Даже не то что похвалы, а и признания. Святитель Николай пишет ему: «Вот сейчас твоя душа находится в безопасности, когда тебя порочат, обвиняют. Когда же тебя начнут хвалить, даже справедливо, твоя душа будет находиться в большой опасности от тщеславия, гордыни, от того, что ты возомнишь о себе. А когда начнешь гордиться, отступает благодать Божия». Поэтому тот, кто получает похвалу, получает, как сказано у святых отцов, подножку бегущему. Человек сразу же падает.
То есть нужно уходить от этой подножки, от похвалы?
– Лучше стараться… Самые блаженные люди – которые в этой жизни трудятся, добродетельны, но никакой похвалы не получают. Вот пример из жизни преподобного Паисия Святогорца. Он во время Гражданской войны в Греции (1943–1948) проявлял чудеса героизма, спас многих, был совершенно безотказным, настоящим героем. И за одну хорошо проведенную спецоперацию он был представлен к награде. А когда военные действия закончились, всех награждали. Для награды вызвали Паисия, а вышел другой солдат (хотя назвали именно Арсения Эзнепидиса) и получил за него эту награду. Потом преподобный Паисий говорил, что человек этот боялся встречаться с ним и смотреть ему в глаза. Он просто вышел получить чужую награду.
Осознанно?
– Осознанно, думая, что Паисий – простачок, зачем ему это надо. И потом сам преподобный Паисий (тогда он еще был просто Арсений) встретил этого человека и сказал: ну и молодец. Не терзайся совестью, молодец, что ты ее получил, зачем мне эта награда.
То есть получается, воздаяние за добрые дела от людей как бы исключает воздаяние за добрые дела от Бога?
– Видите ли, Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит, как раз обличая фарисеев (в Евангелии от Матфея), поясняя, как надо правильно молиться. «Когда молишься, не будь как лицемер, которые на углах улиц становятся и лицемерно долго молятся, чтобы показаться людям молящимися. Войди в клеть твою, затвори дверь и помолись Отцу твоему втайне». Также и о посте, о милости Господь говорит, что не надо искать воздаяния от людей, потому что иначе ты свое воздаяние уже получишь на земле. Но если посмотреть в духовном смысле – Господь ведь любящий Отец. Человека добродетельного Господь и в этой жизни утешает, и ожидает его великая мзда будущей жизни. То есть Богу не жалко для нас ничего. Если Господь вас утешил в этой жизни, это не значит, что вам будет меньше утешения в будущей. И там уготовано, как святой апостол Павел говорит: «Око не видяй, ухо не слышай, на сердце человеческое не взыдоша», и здесь Господь изобильно утешает тех, кто действительно хранит верность Богу и старается жить добродетельно.
Осталось совсем немного времени, но, думаю, успеем озвучить еще один вопрос. Как следует поступать благоразумно, когда видишь несправедливость по отношению к ближним?
– Это уже совсем другое дело, об этом все святые отцы Церкви говорят однозначно: одно дело, когда несправедливы к тебе, а если ты человек достаточно сильный духовно, по крайней мере, хочешь спасти свою душу и осознаешь необходимость терпения скорбей, несения креста, то надо потерпеть, помолиться, не спешить оправдываться, что-то доказывать. А когда несправедливость касается наших ближних и мы это знаем и, самое главное, имеем возможность вмешаться и повлиять на ситуацию, то просто молчать – это уже не смирение, не кротость, а иудин грех, просто предательство.
Типичная ситуация: в коллективе кого-то на каком-то собрании незаслуженно ругают, и вы точно знаете, что тот человек не виноват, его оклеветали или обвиняют по недоразумению. Если вы знаете, то молчать, боясь, как бы не возникли проблемы с начальством, конечно, неправильно. Тут надо просто спокойно встать и защитить честь и достоинство ближнего. В такой ситуации, уже не задумываясь, как изменится отношение начальства к вам или отношение того человека, который обвиняет ближнего, просто сказать: знаете, на самом деле все совсем не так, а по-другому. Здесь как раз тоже есть редкая и забываемая нами христианская добродетель – мужество. Это тоже христианская добродетель. Это не дерзость, не гордость, а именно христианская добродетель. Также бывает: начинающий человек приходит на приход и видит какое-то нестроение (ну, все мы немощные люди, живем на земле). Он хочет вступиться, помочь. Конечно, скорее всего его обвинят в гордости, начнут всячески порочить, и тут очень важно: когда порочат тебя, надо потерпеть, а когда ты за доброе дело, за честь ближних, за святыню – надо спокойно, мудро все-таки отстаивать эту позицию.
Большое спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.
– Если позволите, я хотел бы сегодня из этой замечательной студии поздравить одного замечательного педагога – Конькову Любовь Михайловну. Педагога с большим стажем и просто прекрасного душой человека. Не так давно у нее был день рождения. Конечно, я и от Вашего лица ее поздравляю, и в Вашем лице, Любовь Михайловна (я надеюсь, что Вы смотрите нашу программу), хочется поздравить всех педагогов. Помните, раньше было такое пожелание: человеку, уходящему на войну, говорили, чтобы он остался жив всем смертям назло. А всем педагогам в Вашем лице хочется посоветовать и пожелать продолжать свое поприще, служение людям, свою преподавательскую деятельность всем образовательным реформам вопреки.
Дионисий, мы встретились накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. У нас в храме есть традиция дарить в этот праздник хорошие, полезные книги. Я подарю Вам книгу преподобного Иоанна Дамаскина «Сказания о жизни преподобного Варлаама и Иоасафа».
Большое спасибо!
– Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.