Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (889) → Архимандрит Александр (Глоба): Вера, Крещение и спасение

Архимандрит Александр (Глоба): Вера, Крещение и спасение

№40 (889) / 25 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема звучит так: «Вера, Крещение и спасение». Прежде чем мы перейдем к основной теме, хочется спросить: почему священник благословляет и почему нужно брать у священника благословение? У нас по традиции передача начинается со слов: «Благословите наших телезрителей».

– Апостол сказал, что меньший всегда благословляется большим, и священник, как носитель благодати Духа Святого, имеет предназначение от Бога подавать людям благословение Божие. И в Ветхом Завете священник всегда благословлял людей на добрые дела, и особенно в Новом Завете священник именем Божиим, именем Господа нашего Иисуса Христа преподает людям имясловное благословение на доброе дело. Поэтому священнику целуют руку не из-за того, что она держалась за какую-то святыню, хотя и из-за этого тоже, но главное, что в благословляющем жесте начертаны первые буквы имени Иисус Христос. Мы целуем имясловие Божие, поэтому благословение, которое преподается священником, имеет для людей важное значение в духовном смысле.

Многие говорят: «Как я буду брать у этого священника благословение, если он такой, такой и такой?»

– Священник может быть абсолютно разным по своему человеческому естеству, но по своему священническому достоинству он остается носителем благодати Духа Святого. Если человек не хочет подходить к священнику, то, наверное, ему надо поработать над своей гордыней: мы должны получать благословение Божие от носителя Божией благодати.

Давайте перейдем к нашей основной теме. Что такое вера?

– Апостол сказал, когда обращался к христианам из евреев, что вера есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то есть вера – это ожидание, знание того, что что-то произойдет обязательно, поэтому в жизни каждого православного человека вера занимает особое место.

Вера – это дар Божий, без веры человек чахнет, теряется в житейском море, поэтому мы должны просить у Бога веру, мы должны знать, что Бог есть, и просить у Него это свойство, это качество человеческой души – веру. Когда человек имеет веру, ему и живется проще, спокойнее и благословеннее.

Что такое Крещение, и почему святое таинство Крещения становится, по сути, началом всей нашей духовной жизни, жизни со Христом?

– Крещение в нашей жизни имеет важное значение. Таинство Крещения установлено Самим Господом Иисусом Христом: мы крестимся не Иоанновым крещением, не ветхозаветным крещением, само понятие крещения – это «омывание» своей натуры. Если иудеи пребывали в особых местах, где можно было оскверниться, опорочиться, то был такой обряд омовения – мицвот, они производили его над собой и своими близкими и, таким образом, омывались от скверны и до вечера, по Закону Моисея, были в нечистоте – после того как начинался вечер, они уже очищались.

Также мы знаем, что существовало Иоанново крещение, которое предзнаменовало Пришествие Мессии, то есть он подготавливал людей через этот более расширенный обряд мицвот к принятию Мессии, и затем этот обряд прошел Сам Господь Иисус Христос. Позже уже апостолы, когда проповедовали имя Господа нашего Иисуса Христа, тоже проводили обряд омовения, но в нем обязательно было присутствие имени Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня Крещение считается полноценным, когда человек погружается в воду, омываясь три раза – во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святого Духа (аминь). Тогда Крещение считается полноценным и является православным исповеданием веры в Царство Небесное и в спасение.

Хочется привести Евангельские слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Зачем нужно креститься?

– В Евангелии поставлен вопрос и сразу дан ответ: чтобы спастись. Надо определиться с термином: что такое спасение? Когда человек побывает в каком-нибудь водоеме, море, когда испытает на своем опыте состояние, которое приближается к тому, что он может утонуть, он прекрасно понимает, что такое спасение. Но это видимое, физическое спасение, и оно очень важно для человека, однако есть спасение духовное, когда человек должен знать о своей душе и о ее состоянии после смерти.

К сожалению, в годы лихолетья нам пытались стереть сознание того, что есть загробная жизнь, что есть Бог, что есть определенная дорога, которая ведет к Богу, и что по ней необходимо правильно пройти. И человек, называемый спасенным на страницах Священного Писания, – это тот, кто проходит этот путь, марафон, как говорит апостол Павел, и получает венец радости и наслаждения вместе с Богом. В дальнейшем, после смерти, такой человек воскреснет в Боге и будет радоваться вместе с Богом, то есть получит полноту своего бытия.

Я думаю, все же нужно объяснить: когда принимается Крещение в Церкви, когда таинство совершилось, нельзя сказать, что этим человек спасен.

– Конечно, крещен – это еще не значит спасен, но не всегда. Дело в том, что бывает Крещение водой, а бывает Крещение Духом, когда человек «уходит» на больничной койке, не успевают его окрестить, но человек при этом говорит: «Верую, Господи, что Ты Господь и мой Спаситель». Как вы думаете, такой человек спасется?

Думаю, да.

– Да, это Крещение Духом. Есть еще один удивительный факт Крещения – Крещение кровью: когда человек некрещеный оказывается в такой «мясорубке», где кровь человеческая льется ручьем, то, будучи на грани жизни и смерти, он говорит: «Господи, верую в Тебя как Спасителя», – и умирает. Такой человек спасется? Думаю, спасется.

Крещение водой происходит, когда человек соответствующим образом подготавливается, определенным образом изучает путь к спасению. Такой человек спасется, по милости Божией, если будет соблюдать Божии заповеди, иметь веру и упование на милосердие Божие. И апостол призывает нас именно к такому разумному пути и разумному выбору путей спасения, чтобы человек знал, Кто есть Христос, что такое Царствие Небесное, что такое жизнь во Христе, от чего ему придется отказаться и что ему будет необходимо делать потом, чтобы называться христианином, православным человеком, что ему необходимо и каким образом жить какой-то определенный промежуток времени, чтобы прийти к спасению. Может человек упасть? Может. Может человек не встать? Может. И задача каждого православного человека – помогать тем, кто падает, подавать им руку, восстанавливать их, приводить к Христу и идти дальше.

Очень часто многие сектанты и представители других конфессий осуждают нас, что мы крестим в младенчестве. Многие так и говорят: «Почему мы должны крестить ребенка маленьким, ущемляя его волю, свободу? Пусть он вырастет и сам выберет себе веру; если захочет, то крестится осознанно».

– Тогда пусть они своих детей до совершеннолетия не водят в свои собрания, а то получается, что они своих детишек берут за ручку и ведут на свои собрания, закладывают в них определенную информацию, проводят им так называемое «духовное крещение» и выращивают их в теплицах протестантского восприятия мира. У них такая практика, такой опыт жизни, и, конечно же, когда у нас есть свой опыт духовной жизни, они пытаются подсечь его, убрав фундамент, и делают это абсолютно наглым образом, неожиданно, бессовестно. Если Церковь крестит младенцев, то неужели это выдумка Церкви? Значит, такие протестанты занимаются выборочным деланием: находят какие-то слова и строки в Священном Писании и «подсовывают под нос» людям неграмотным, которые не имеют общего представления о духе Священного Писания.

Но Церковь ведь не такая, она имеет двухтысячелетнюю историю, которую получила от Самого Господа Иисуса Христа, от самих апостолов. Мы еще имеем и Ветхий Завет, когда были предпосылки к тому, что Крещение – это духовное обрезание и посвящение своей жизни Богу, обещание Ему чистой и непорочной жизни. И когда человека обрезали на восьмой день, то мы знаем, что это духовное обрезание, когда «обрезается» сердце человека, это есть посвящение такого человека Богу. Поэтому мы ни в коем случае не можем сказать, что это выдумка Церкви. Нужно ли крестить младенцев? Это делать необходимо, и чем раньше, тем лучше. И хорошо бы вспомнить, что у Церкви есть свой опыт, своя система спасения человеческой души.

Когда протестанты видят священника или человека, который настроен на православную волну, они такого не трогают, они ищут человека расслабленного, которому можно о чем-то рассказать, а в чем-то подвергнуть сомнению его мысли и взгляды. Они бывают очень тонкими психологами. Есть даже школы психологии, которые созданы, чтобы воздействовать на человека и выбирать из общества верных более слабых людей и через них показывать для примера, что это люди слабые, неуверенные, а если это так, значит они стоят не на твердом пути, а значит то, что вы делаете, все неправильно. Поэтому ответ один: младенцев крестить нужно.

А почему нужно их крестить?

– Мы читаем Священное Писание, Деяния святых апостолов и прекрасно помним, что когда Петр приходил в дома людей, которых призывал Господь, то он крестил и взрослых людей, и весь дом их, а в доме были рабы, новорожденные дети, дети подросткового возраста, то есть было несколько поколений людей, и всех он крестил во имя Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому здесь есть явный признак того, что крестятся все – и младенцы в том числе. Мы еще должны знать, что Господь повелел обрезывать детей на восьмой день.

Совсем недавно мы жили в атеистическом обществе, поэтому сейчас люди несут детей в церковь и относятся к этому как к какому-то красивому обряду, редко кто задумывается, что действительно происходит. Конечно, сейчас священники стараются объяснять, это их обязанность – подготовить людей, но скажите: как правильно подойти к Крещению младенца? Как нужно готовиться, к кому обратиться, что для этого нужно?

– Здесь очень большая благодарность нашему Святейшему Патриарху Кириллу, который в резолюции по городу Москве и своим Патриаршим благословением, как епископ города Москвы, предписывает не менее двух раз людям, которые собираются стать крестными ребенка, посещать катехизаторские курсы, где рассматриваются вопросы возможности Крещения, правильный подход к Крещению и все вопросы, которые касаются этого таинства. Люди, которые приходят в храм, действительно беседуют со священником час, два или три, и причем не один раз. Священник, как опытный духовник, беседует с такими людьми и дает свое заключение: выписывается определенный формуляр, с которым человек может креститься либо в этом храме, стать крестным для ребенка, либо в любом другом храме Русской Православной Церкви. Так что этот вопрос поставлен на самом высоком уровне, и здесь видится осознанный подход к этому делу.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: – Почему именно таинство Крещения (такое, как проводится сейчас) не было проведено с апостолами и, тем более, с Богородицей? Получается, что апостолы не знали правильного таинства Крещения, а Церковь у нас Апостольская. И кто первый провел это современное таинство Крещения? С кого оно пошло?

– Вопрос, на самом деле, очень простой. Дело в том, что когда апостолы крестили, то полнота таинства уже была заложена в их крещениях. Есть такие древнехристианские источники, как Дидахе, и в самих апостольских посланиях очень много говорится о Крещении. Крещение, если изучать традицию того времени, было как бы на устах. Надо читать не только то, что написано прямо в тексте Священного Писания, но и толкования святых отцов – Иоанна Златоуста, Василия Великого, великих отцов, объясняющих суть, присущую этому таинству.

Погружение в воду во имя Господа Иисуса Христа, во имя Единого Бога заложено в самом первом веке зарождения христианства. Христианство возникло в Антиохийской Церкви, но не просто так – люди должны были креститься Крещением Господа нашего Иисуса Христа, поэтому уже тогда это было заложено.

Миропомазание – это когда епископ, в современной Церкви Святейший Патриарх нашей Церкви, производит таинство Мироосвящения, освящает миро и раздает его. Там есть примесь миро от самих апостолов, которые передали это масло, как видимый носитель благодати апостольства, своим ученикам и служителям, то есть епископам. А сами апостолы возлагали руки, помазывали благодатью Духа Святого своими руками, и епископ тоже может помазать человека благодатью Духа Святого через свои руки. Но для того, чтобы это таинство было унифицированным, чтобы не возникало вопросов, кого какой епископ помазал, чтобы не примешивался человеческий фактор, обязательно, даже когда крестят епископы, они используют святое миро. Сами апостолы передали миро, и Церковь, как хранительница апостольской благодати, помазывает этим святым миром.

Насчет того, крестилась ли Богородица. Мы говорили о духовном Крещении, о Крещении кровью. Конечно, крестилась. Богородица выносила Христа в Своем чреве, Она омывалась Его кровью, когда Его снимали с Креста и закутывали в Плащаницу, когда Она омывала слезами Его ноги. Не крестилась ли в это время Богородица? Конечно же, крестилась.

«Что такое Крещение?» Когда люди задают этот вопрос, они, наверное, не совсем понимают, что это такое. Это обещание Богу чистого и непорочного жития ради спасения, ради Царствия Небесного. Неужели Богородица не посвятила этому Свою жизнь? Она называется Приснодевой, Пренепорочной, поэтому Она, конечно, крестилась. И ученики Спасителя, конечно, крестились: они обещали это Богу своей жизнью, Господь помазал их Своей благодатью, окропил их Своей кровью, поэтому здесь даже не должно возникать вопросов «как» и «что». Таинственная сторона Крещения присутствует с самых первых веков христианства, а внешняя сторона может меняться: в разных местах, в разных храмах делают по-разному, но это не уводит нас от сути вопроса.

Скажите, может ли человек потерять благодать, которую он получает при Крещении?

– Благодать – это духовная субстанция, которую невозможно измерить, пощупать, ее можно ощутить духовно своим сердцем. Если ты идешь против Бога, если делаешь то, о чем апостол говорит, «оскверняешь свое тело, свою душу», то в таком сосуде Дух Божий не присутствует.

Такая ситуация: человек крестился в неосознанном возрасте, вырос в не совсем верующей семье, потом ушел в другую религию, например, в ислам, и в конце концов приходит к убеждению, что истина в Православии, хочет вернуться. Что делают с такими людьми в церковной практике?

– Такого человека присоединяют к Церкви через Покаяние, еще возможно присоединение через возобновление Миропомазания по чину Патриарха Константинопольского, который есть в Большом Требнике. Здесь через покаяние, через беседу, осознание этих ошибок присоединяют человека к Церкви. Бывают разные практики, но суть одна и та же: либо епископ возлагает свои руки и не помазывает миром, а есть такое, что и через Миропомазание или через Покаяние. Благодать, которую человек получает при Крещении, остается, ее невозможно отрезать или избавиться от нее – это духовная субстанция, а Бог есть Дух, Он дышит там, где хочет. Если человек проходит через такой жизненный опыт, то мы не знаем, какой путь ему приготовил Господь, и не знаем, как Господь воспримет этого человека, но думаем, что если Господь ведет этого человека, то он раб Божий, и мы должны такого человека поддержать и обнадежить, показав ему, что он сделал правильно, вернувшись в лоно Православной Церкви.

Один из собеседников в нашей передаче высказал такую мысль, что Крещение – «это как проездной билет, который дается тебе, но успеешь ли ты на поезд в Царство Небесное, зависит от тебя».

– Это сравнение можно применить с некоторой натяжкой. А как же человек, который умирает и проходит Крещение Духом, без «проездного билета»? Если у человека есть определенный жизненный путь, который надо пройти, то, конечно, Крещение – это входной билет в Царство Небесное.

Напоследок хотелось бы услышать какой-то итог, вывод из всей нашей беседы.

– Вывод таков: каждый человек должен иметь чистую веру, упование и надежду на Господа как на личного Спасителя. Каждый человек должен креститься, и это Крещение должно продолжаться в жизни человека, он все время должен обещать и исполнять слова своего обещания – быть в Боге и стремиться к Царствию Небесному, исповедовать Христа, все время следовать за Ним и призывать к этому всех остальных. Призываю на всех вас Божие благословение; чтобы имя Христово всегда было запечатлено в ваших сердцах и умах.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс