Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Решиться жить по Евангелию

Профессор Алексей Ильич Осипов: Решиться жить по Евангелию

№11 (668) / 12 марта ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты


(Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 10)

В эфире телеканала «Союз» профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. Мы продолжаем беседу, и следующий вопрос такой: чтобы изменить мир, нужно начинать с себя. Не воспитали как должно детей, упустили время – имеем удручающее состояние общества. Но, несмотря на упущенные возможности, что нужно делать сегодня, с чего начинать, чтобы изменить самих себя и наших детей к лучшему?

– Начать изменяться никогда не поздно – разбойник в последние минуты или часы, посмотрите, что совершил и первым вошел в Царство Божие. Это нам пример всем, что никогда не поздно начать исправляться. Суть в другом – что мы подразумеваем под словом «изменение» (иногда мы произносим очень хорошие слова, но за ними может стоять очень и очень разное содержание). Так вот, говоря об изменении, нужно, прежде всего, под этим словом подразумевать следующее. Когда преподобного Серафима спросили: «Что же необходимо нам делать? Почему сейчас так оскудевает духовная жизнь?», он ответил очень просто: потому что нет решимости.

Если мы обратимся к самим себе, то увидим удивительную картину: верим в Бога, во Христа, являемся даже членами Церкви, а интересно, приняли мы решение жить по-христиански и только по-христиански, или нет? Если бы провести опрос и верующие действительно ответили чистосердечно, то боюсь, что все, может быть, за исключением немногих, ответили бы, что решения такого не принимали: «ну, просто мы хотим быть православными христианами, ходить в церковь, исполнять обычаи, предписания и так далее», а решение жить по заповедям Евангелия редко кто принимает.

Так вот, изменение означает не что иное как, во-первых, внутреннее решение человека с какого-то момента начать жить по Евангелию в любых ситуациях. Если человек примет это решение, то будет положено начало изменению, и это изменение всегда возможно, в любой момент жизни.

Но надо понять и другое – если человек откладывает это решение на неопределенное будущее по лукавству, по лености, то этого, скорее всего, не случится; вот так. Так что изменяться нужно. Существует незыблемый закон, что дух творит себе формы, и наше духовное состояние определяет состояние всей окружающей атмосферы. В этом отношении замечательный пример дает Библия. Когда Аврааму было явление трех ангелов, то Авраам спросил Господа: «Если в Содоме 50 праведников, не уничтожишь Ты его? – Нет. – А 45? – Нет», и так дошли до 10. «Господин, прости, ну если 10 праведников, не уничтожишь Ты города?». «Нет»,– ответил Господь и отошел. Этот пример показывает нам на существование очень серьезного закона: есть мера духовная, которая может еще держать общество в еще более или менее стабильном состоянии. Но, перейдя эту меру духовного (я говорю, духовной чистоты и праведности), все – город, общество, государство, мир весь человеческий – погибнут. Это закон, поэтому откладывать такие вещи, как решимость, искреннее желание начать быть христианином внутри себя, по совести, Евангелию, ни в коем случае нельзя.

– «Как правильно выстроить воспитание трехлетнего сына, если его мать только пришла к вере, а отец еще не пришел? У родителей поэтому разные взгляды на воспитание, из-за этого разногласия в семье. Как поступить матери, которая хочет духовно развиваться вместе с сыном, а отец против этого?» – Ольга.

– Мне кажется, три года – это еще тот возраст, когда трудно говорить о специфически христианском воспитании, очень трудно. Поэтому скажу прямо: мне трудно ответить на этот вопрос, сдаюсь.

– Сейчас в России остро стоит вопрос распада семьи, большое количество законных и венчаных браков распадаются, причины разводов ужасные: скучно, надоел, надоела, встретил более красивую или богатого. Разве развод по причине «мы не сошлись характерами» после 20-летного брака не грех? В каких случаях развод оправдан?

– Если кто интересуется этим вопросом, советую почитать небольшой документ, принятый Собором Русской Православной Церкви 2000 года. Документ называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», там, в частности, перечисляются те причины, по которым развод Церковью не запрещен, лучше сказать – разрешен. Я сейчас не буду перечислять, их можно прочитать.

– Вопрос: «Алексей Ильич, мне 30 лет, стараюсь вести православный образ жизни, но подходящую вторую половину так и не встретила, что делать? Оставаться одинокой на всю жизнь или родить ребенка для себя? Является ли рождение ребенка от постороннего мужчины чем-то неправильным?» – Галина, г. Пенза.

– Да, рождение ребенка без брака – ненормальное явление, которое принесет свои печальные плоды. Нужно все-таки хоть немножко, но верить Богу, коли Он так говорит. Поэтому рекомендовать вам это сделать не может ни один священник и ни один из тех, кто хоть немного понимает в Православии. Не нужно наказывать себя. Мало того, что у вас нет второй половины, вы еще родите такого ребенка, от которого неизвестно какие печальные последствия вы сможете получить. Не нужно искать, от кого бы ребенка получить, а другим совсем следует заниматься. Если человек обращается к Богу и говорит: «Господи, Ты знаешь, чего я хочу, но Ты знаешь и что мне наиболее полезно, и да будет воля Твоя» и постарается жить по-христиански, то нет сомнений никаких, что Господь устроит вашу жизнь наилучшим образом. И очень возможно, что пошлет вам и соответствующего мужа.

– «Как правильно относиться к неудавшейся личной жизни, отсутствию семьи в жизни девушки? Разуметь ли это как волю Божию, оставить мир и стать монахиней?» – такой вот вопрос.

– Надо, во-первых, понять, что достойное по делам нашим получаем: все наши неудачи это не «такое Бог захотел» и что-то нам сделал или чего-то не сделал. Каждый грех рождает соответствующие печальные последствия. Каждый грех несет за собой наказание, потому что грех – это рана, которую человек наносит сам себе. Это нужно понять. Поэтому все неудачи, уныние, скорби и страдания получаем по делам своим. Это первое. Второе. Почему такая крайность сразу – идти в монахини? Думаете, в монахини уйдете, и тут же все пропадет? Еще хуже может случиться, если вы попадете не в ту монашескую атмосферу, на которую надеетесь. Спасает не само по себе монашество, а правильная христианская жизнь. И если вы найдете монастырь женский, пожив в котором некоторое время, увидев и поняв, что здесь вы нашли надлежащую обстановку, что здесь можно вести духовную жизнь, что послушания сами по себе помогают вам, тогда только можно идти в монашество. Если же нет желания, никакого интереса к молитве, к изучению слова святых отцов, а только мысль, что спасетесь в монастыре от своих невзгод, вы глубоко ошибаетесь.

– Следующий вопрос: «Если общение с дальним родственником приносит одни страдания и грех, можно ли простить его в душе, а потом спрятаться и не общаться вообще?» – Надежда.

– На такой вопрос невозможно ответить. Это уравнение с двумя неизвестными: не знаю ни вас, ни родственника. Не знаю даже характер общения. На такие вопросы нельзя отвечать в общем. Надо очень хорошо знать ту и другую сторону, понять, в чем суть дела.

– «Бывали ли у Вас случаи, когда прежде сказанные наставления обучаемым со временем Вам же казались не столь важными и полезными? Как это переживать?» – прихожане Каменского района Ростовской области.

– Ну зачем же так – зачем у меня требовать исповеди перед всем миром? Вообще, исповедь перед всеми запрещена была уже в конце первого столетия, поскольку она не приносила пользы. Но, думаю, такие вещи могут быть и бывают.

– Следующий вопрос: «Алексей Ильич, Вы говорили, что если супруги не воцерковлены, то нельзя им венчаться, наш же батюшка говорит, что мы живем в блуде, хотя мы расписаны. Я начала путь воцерковления, а муж атеист, нужно ли нам венчаться? Муж не против».

– Не я говорю, а говорит Христос: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет» – это относится не только к Крещению, а ко всем таинствам. Без веры нельзя ни креститься, ни причащаться, ни венчаться. Апостол Павел пишет, что если жена верующая, а муж неверующий, то следует сохранять брак. В отношении же Венчания, конечно, жалко, когда вы с верой будете подходить к этому таинству, а муж рядом будет стоять абсолютно безразлично. Думаю, лучше повременить. Не таинства нас спасают, а спасает правильная религиозная духовная жизнь, к таинству же надо подойти с верой. Когда и муж ваш поймет, что вера в Бога есть истинная вера, тогда, мне кажется, это и принесет пользу.

– «Уважаемый Алексей Ильич, у меня впечатление, что представление о патриотизме носит у нас милитаристский оттенок, а интересовал ли кого-то патриотизм в святоотеческой литературе первого тысячелетия? Не кажется ли Вам, что в настоящее время любовь к Родине важнее проявлять в защите ее природы, ибо загрязнение воздуха в городах, воды в реках носит катастрофический характер, и это, несомненно, опаснее маловероятных вторжений иноплеменников?».

– Почему это только забота о природе? А забота о нравственности? А забота о культуре? Ну что вы? А заботы о прочих направлениях в жизни государства? Как можно все свести к проблеме природы? А о патриотизме пишет апостол Павел: если кто не заботится о своей семье, то он хуже неверного и отрекся от веры, о своих он пишет, о своих домашних. Так вот, «свои» это есть наш народ, наше общество. Но заботиться человек не может обо всем сразу. На какое дело он поставлен, там он и должен максимально честно относиться к своим обязанностям.

(Продолжение в следующем номере)


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Епархия

Симбирская и Мелекесская епархия

Архиепископ Симбирский и Мелекесский ПроклДата рождения: 10 октября 1943 г. Дата хиротонии: 18 октября 1987 г. Дата пострига: 5 января 1973 г.Родился в г. Ленинграде в семье служащего. Окончив техникум, в 1964–1967 гг. служил в рядах Советской армии. В 1970 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию

 
Уроки Православия

О подготовке к причастию

Протоиерей Андрей Канев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

(Окончание. Начало в № 10)Первое условие подготовки к Причастию – понимание святости того, что мы принимаем в себя и для чего это делаем. Я не буду касаться общеизвестных условий подготовки, поста и молитвы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс