Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (669) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Образ Бога – идеал, которому мы должны следовать

Профессор Алексей Ильич Осипов: Образ Бога – идеал, которому мы должны следовать

№12 (669) / 19 марта ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты


(Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 10, 11)

«Некоторые мои знакомые, неверующие люди, когда я начинаю говорить с ними о Православии, о Боге, говорят мне, что религия – это всего лишь способ управления государством, и я всегда пребываю в растерянности, что на это ответить; может быть, Вы поможете мне в этом?» – это вопрос от Елены.

– На каждый роток не накинешь платок. Я вам скажу так: речь идет о мировоззрении, и чтобы ответить на этот вопрос, надо сопоставить христианское мировоззрение с другими. Откуда взяли, что нет Бога? Надо сопоставить, где больше аргументов, а где меньше. Если мы говорим, что есть Бог и есть душа, есть вечность, – я понимаю весь смысл человеческой жизни этой; если нет Бога, нет души, нет вечности, тогда скажите, какой смысл жизни моей? Без Бога бессмыслица и пустота, вот о чем надо говорить. Но чтобы говорить об этом аргументированно, нужно кое-что почитать. Я бы посоветовал хотя бы почитать митрополита Вениамина (Федченкова), есть хорошая работа «О вере, неверии и сомнении». Или почитать Льюиса, это английский автор, очень хороший, называется просто «Христианство», или другое название – «Сущность христианства». Я думаю, что там вы найдете очень много интересных, полезных мыслей, которые помогут правильно оценить то и другое мировоззрение.

– «Ваше отношение к вопросу восстановления монархии в России, нужно ли нам это вообще?».

– Не важно, как я думаю. Игнатий (Брянчанинов) сказал, что наш народ может и должен стать орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии. То есть в нашем народе особенно сильна мысль о монархии. Если вы почитаете Библию, то увидите: когда евреи захотели иметь себе царя, Господь разгневался на них и послал им бесноватого Саула, который стал первым царем. А другой эпизод – Нектарий Оптинский, когда его спросили, будет ли царь на Руси, прямо ответил: «антихрист, антихрист, антихрист». Поэтому надо бы задуматься об этом. Монархия – это не просто взяли и выбрали царя, монарх – это кристалл, который вырастает на соответствующей почве. Откуда он сейчас? Это вопрос очень и очень сложный. Да избавит Бог, если наш народ действительно должен стать орудием гения из гениев, то есть антихриста. Надо быть очень внимательным и осторожным.

– «Один ли Бог во всех религиях?».

– Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать.

В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца.

Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, – почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом.

Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа – представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.

– Главное – жить по совести, а Церковь и обряды не обязательны, у меня Бог в душе – приемлема ли такая позиция для православного христианина?

– Здесь элементарная ошибка. Что такое – жить по совести? А где я узнаю, что значит «жить по совести»? Простой пример: мусульманин придет в Страстную пятницу в ресторан, покушает барашка, еще что-нибудь, он совершит грех? Нет, конечно, потому что его совесть чиста. Сделает это православный христианин – это страшный грех.

Убить человека – хорошо или плохо? Отомстить человеку – хорошо или плохо? Кто наш ближний – каждый человек или только свой по крови, по родству, и так далее? Так что совесть наполняется содержанием в соответствии с учением данной религии. Чтобы жить по совести, что нужно? Нужно изучать Священное Писание – какое?

Вот тут, человек, и выбери. Интересно, какую религию ты выберешь, чтоб жить по совести? По одной совести можно убивать, по другой совести – нельзя. По одной совести – можно обманывать, потому что он не ближний, по другой – нельзя. По одной совести можно иметь несколько жен, по другой – только одну. О какой совести идет речь? Тот христианин, кто приобщен к Церкви, то есть к определенной общине, где существуют правила христианской жизни – богослужения, приобщение к таинствам, и так далее. Так что сказать: «у меня Бог в душе, я живу по совести», это, знаете ли, очень неопределенно.

Никого не убивал, не грабил, не изменял своей жене, а что вы еще хотите? А то, что я пронизан тщеславием, завистью, гордыней, жадностью, недружелюбием, ненавистью, так это ж разве грехи? Христианство все это называет злом души, а другое мировоззрение говорит: ты никого не убил, не ограбил, ты уже по совести живешь. Подумайте, какая разница! Это глубокая ошибка, так рассуждать.

– «Почему именно наша Православная Церковь является истинной? И почему Вы преподносите неверную информацию о католичестве и протестантизме?».

– Очень важный вопрос. В отношении неверной информации я бы хотел знать конкретно, что неверно. Я еще пока не слышал ни от одного оппонента, что тот фактический материал, который я привожу, это неверная информация.

Итак, почему же я православный, а не католик, не протестант? Достаточно привести несколько примеров. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какая ваша Церковь. Обратимся к той же Католической Церкви. Великие святые, не какие-нибудь там, а великие святые, которые являются учителями Церкви, вы посмотрите на них, что они из себя представляют. Блаженная Анжела. Ей шепчет дух: «Дочь моя, возлюбленная моя, я любил пророков и апостолов, но никого так не любил, как тебя люблю». Она входит в бок Христов, она видит себя во мраке, обратите внимание, Святой Троицы, не правда, ли интересно? Екатерина Сиенская, 20-летняя девчонка, часами ходит по саду и разговаривает. С кем, вы думаете? С Иисусом Христом. Она непрерывно твердит молитву, какую? «Соединись со мной браком в вере». Все эти ее, так сказать, контакты с Иисусом мы знаем чем кончаются: он обнимает ее, вынимает ее сердце, дает ей другое сердце. И после этого она начинает писать послания ко всем великим людям Европы – королям, папе, кардиналам, князьям, причем какие послания: «слушайте Духа Святого и меня». Это вещи совершенно страшные – совершенно ясно, что происходит с ней. Возьмите Терезу Авильскую, когда Господь ей, наконец, является и говорит: доныне Я был Бог твой, а теперь Я супруг твой. Она аж падает в обморок. Она сама говорит, что возлюбленная Христова. Другая Тереза, Малая умерла в 23 года, папа Иоанн Павел II провозгласил ее учителем Церкви. Что она пишет, подумайте, о какой любви она пишет? «Мы взглянули друг на друга с Иисусом, и мы все поняли без слов, и утонула бедная маленькая Тереза в океане любви Иисуса».

То есть, вы понимаете, с чем сталкиваемся? Это молодые девушки, у них не использована природная потенция любви, и она на Кого обратилась? На Иисуса. И начинаются видения, начинается такое учительство, что диву даешься. Это что, разве ложь? Это факты.

Вот издана на русском языке этой Терезы Малой книга. О Екатерине Сиенской, пожалуйста, прочтите, – издана в Милане.

Это куда же мы придем? Это называется любовью Христовой? Я уж не говорю о папе Римском. Христос сказал: «Мое Царство не от мира сего». Папу Римского с самого отделения ставят главой государства, вот. А что мы читаем в катехизисе для молодежи? Знаменитые слова пророка Исаии древнего, который говорит: «се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил». Как в этом катехизисе написано? «Вот молодая женщина во чреве приимет». Любой, кто хоть немного знаком с христианством, скажет: под корень все христианство летит. Никакой Христос не Богочеловек. И что же я после этого должен избрать?

Протестантизм взять – там вообще поразительно, до чего дошло это вероучение: верующему прощаются все грехи, прошлые, настоящие и будущие. Почему они мне прощаются? Потому что я верю, что Иисус Христос пришел – Он Бог, Христос Спаситель, Он искупил. «И будущие» – это что такое? Это где же оправдание в Евангелии? «Царство Божие нудится», силою берется, и понуждающие себя только приобретают его. А здесь посмотрите, что такое? Все прощено.

Или вот: чужая праведность закрывает наши грехи от Бога. И таким образом мы оказываемся вне наказания. Вы думаете, о ком идет речь? Чья это – чужая праведность? Праведность Христа! Это что такое?

Вот почему я говорю: Православие – истинная вера, она отвергает эти вещи как заблуждение, никто не может спастись просто признанием Христа как Совершившего искупление. И бесы веруют и трепещут – и остаются бесами: вера сама по себе ничего не дает. Это же в высшей степени важное положение.

Вот почему остаемся мы православными, вот почему я говорю, что Православие держится той истины, которая изначала дана в Евангелии, дана апостолами, святыми отцами. На Западе уже этого нет. Новые учителя и богословы становятся кумирами этих людей. Ни одна Поместная Церковь не гарантирована от заблуждений и сейчас, когда у нас исчезла идеологическая граница между Россией и Западом, когда какая угодно религиозная система спокойно приходит к нам и занимается пропагандой. Мы стоим перед очень тяжелой проблемой – как сохранить Православие неповрежденным.

(Продолжение в следующем номере)


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Читаем Ветхий Завет

Дары и жертвы

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 11) ВЕРНЕМСЯ в наших рассуждениях к Каину и Авелю. Дело не в том, какую именно жертву каждый из них принес Богу, ягненок не дороже Ему, чем пшеница, – Господь смотрит не на жертву, а на сердце человека в момент жертвоприношения.

 
Крещеный мир

Протоиерей Михаил Рар: Православие – надежда и опора

Андрей Полушин

В одном из прошлых номеров газеты мы познакомили вас с отцом Михаилом Раром, настоятелем храма Марии Магдалины в немецком городе Веймаре. Он служит не только здесь – раз в месяц приезжает в Берлин, в немецкоязычный православный приход Московского Патриархата.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс