Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → О подготовке к причастию

О подготовке к причастию

№11 (668) / 12 марта ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

(Окончание. Начало в № 10)

Первое условие подготовки к Причастию – понимание святости того, что мы принимаем в себя и для чего это делаем. Я не буду касаться общеизвестных условий подготовки, поста и молитвы. Духовный отец, наставник со своим чадом должен определить меру молитвы и поста перед святым Причастием. И пост должен быть согласован со священником, а не взят как попало, с потолка, и мера супружеского воздержания должна быть оговорена с пастырем. Тема эта непростая, у нас не во всех семьях оба супруга – христиане, у каждого своя степень воцерковления, именно поэтому мера воздержания должна быть согласована со священником: есть определенные церковные правила, миряне могут их не знать, но священники знают.

Знает пастырь и о том, какое молитвенное правило должно быть у его пасомого. Порой люди взваливают на себя ношу неподъемную, самочинно берутся вычитывать такое число канонов и акафистов, что духовной пользы ждать не приходится. Все это должно решаться и, я полагаю, решается на пастырском уровне.

Но самое основное – подготовка к Покаянию. Так традиционно повелось, что у нас в Русской Церкви Причастие следует за Исповедью. Безусловно, они не связаны между собой, то есть исповедоваться человек может в любое время, когда он захотел и согласовал со своим пастырем. И мы знаем примеры исповедей монастырских, когда каждый день человек может исповедоваться, но по каким-то причинам не каждый день причащается. Но Причастие все-таки следует за Исповедью, так что священник имеет возможность увидеть духовное состояние человека. Поэтому наиважнейшее условие для Причастия – это покаяние. Искреннее, настоящее покаяние.

Святитель Тихон Задонский на вопрос, «как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовых», отвечал так: «Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог». Страшно приступать не очистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то, и другое страшно. Но покаяние – это не разовое событие в жизни человека, это дело всей его жизни – если он идет по ней, как христианин, чтобы достигнуть «живота вечного и получить благоприятный ответ на Страшном Судище». И потому не раз в год он должен вспоминать свои прегрешения, и не единожды каяться в них за все прошедшие 365 дней, когда каждый из них вряд ли прошел без преткновения.

Таинство Исповеди, таинство покаяния – целый процесс, длинный, серьезный, охватывающий всю жизнь человека. И если человек находится в нем, то не просто раз в год перечисляет грехи, выписанные из книжки, – он покаяние использует как способ борьбы с грехами. Такой человек при том, что он формально не подготовлен к Причастию, все же может причаститься. Ему не возбраняется прикоснуться к Источнику жизни. Но если человек не кается, если за ним остаются нераскаянные смертные грехи, то этот человек никогда не будет достоин Причастия.

Мы очень часто слово «достоин» принимаем в смысле мирском: я достоин этого высокого положения, я достоин некоей награды. А нам вдруг говорят, что мы все недостойны. Если человек подвержен смертным грехам или находится на епитимье, то он по опыту Церкви отодвигается от Причастия. И это делается не для того, чтобы показать, «мы достойны какой-то славы, а он недостоин»: его нужно уберечь от больших ошибок – помните, когда Господа обвиняли в том, что он в субботу исцелил человека, а Он утверждал, что важнее душу спасти? Весь канонический опыт Церкви говорит, что человек должен быть подготовлен к таинству святого Причащения. Есть условия допуска до этого таинства.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в проповеди на Великий Четверг называет пять таких условий: человек должен быть крещеным, не быть еретиком, не должен быть на епитимии, не должен иметь нераскаянных смертных грехов. И что самое важное: он должен каяться в тех грехах, которые у него сейчас есть.

Если эти пять условий соблюдаются, то человек может причащаться часто.

Читая благодарственные молитвы по святом Причащении, мы вслед за святителем Василием Великим повторяем: «Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Частые прикосновения ко Христу оживляют человека. На сегодняшний день в Церкви Православной появилось много псевдоусловий участия в этом таинстве – например, что причащаться можно раз в сорок дней. Хотелось бы узнать, откуда взялся такой опыт? Почему не раз в двадцать? Что, Причастие выветривается? Мы можем потерять его даже через полчаса после службы, осудив кого-либо. Я не хотел бы, чтобы мои слова поняли так: «айда все, кто мимо проходит, причащайтесь и всем будет благо». Этого нельзя делать, это преступление. С другой стороны, не проверять пасомых, как они готовятся к этому таинству, будет нарушением.

Каноны Церкви говорят: если священник причастил недостойного, то несет равную ответственность с грешником. Значит, я не просто как медбрат – только подаю инструменты хирургу, а на равных с больным могу погибнуть при операции. Оказывается, для священника важно: кому он подал святыню. С него спросится: а ты проверил, кто это? Человек, находящийся под епитимией, в смертных грехах, не должен причащаться, потому что ему это будет во вред. Нельзя маленькому ребенку дать тяжелую гирю и сказать: возьми и тащи, она мышцы укрепляет. Что с ребенком будет? Надорвется. Опыт епитимийный предполагает отход от таинства Причастия на время исправления: священник заботится о душе человека, чтобы не было у него отрицательных последствий после Причастия.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души человека к Творцу и вечной жизни с Ним. Низводя эту величайшую тайну до обыденных образов, мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она постоянно должна получать после своего рождения в таинстве Крещения. Как плотию своей человек рождается в мир единожды, а питается до конца жизни, так и Крещение есть событие разовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно! И такое питание души и тела человека Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, такое соединение со Христом – событие таинственное, потрясающее и преображающее всего человека; необходимо только подойти к нему максимально готовыми: иметь искреннюю веру во Христа и понимать смысл Евхаристии, иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознавать свое недостоинство для принятия сего великого Дара.

Но такому духовному деланию всем нам еще надлежит обучаться, подобно тому, как подвижники веры восходили к жизни добродетельной постепенно, ступая на каждую ступень духовной лествицы. И хотя святые отцы всегда подчеркивали, что никто не может быть достоин Причащения, однако постоянно напоминали, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

Слово миссионера

Профессор Алексей Ильич Осипов: Решиться жить по Евангелию

Беседовал Сергей Юргин

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты

 
Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Мы продолжаем беседы по Первому соборному Посланию апостола Петра и обращаемся к самому окончанию третьей главы. Апостол Петр пишет: «Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс