Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (666) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Без подвига Христа не было бы возможности обновления

Профессор Алексей Ильич Осипов: Без подвига Христа не было бы возможности обновления

№9 (666) / 27 февраля ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты


(Продолжение. Начало в № 8)

– Уважаемый Алексей Ильич, люди после того, что сделал Христос, остались смертными, страстными и тленными. Как отразился тогда подвиг Христа на человечестве?

– Я сказал уже, что мы через это получили, наконец, возможность того обновления, которое было невозможно до Жертвы Христа. И я сказал, как это происходит: через покаяние, через веру, через Крещение, через приобщение к Церкви. Речь идет исключительно о внутреннем, духовном состоянии человека, а вовсе не о внешней стороне жизни. Внешняя сторона жизни как была, так и будет всю историю до скончания века.

Какая эта будет история человечества? Как хорошо сказал Фромм, «история человечества наполнена кровью». Надо прибавить – кровью, страданиями, жестокостью, несправедливостью. Так и будет. Христос пришел не ради внешнего изменения жизни человечества, тогда бы Он пришел земным царем и все бы сделал. Нет, Он пришел исцелить саму душу человеческую, самую суть ее, потому что незыблем закон: дух творит себе формы. Смотрите всю историю – что происходит? Только знаем – войны, революции, насилие, перевороты, перестройки, все делаем лучше, лучше и лучше; у Тургенева в «Записках охотника» есть замечательная фраза: «Все лучше и лучше, и наша лодка торжественно пошла ко дну». Не о внешней форме жизни речь-то идет, а о духовном изменении человека.

– «Известно, что гонения на Христа и на Его последователей были с самого Его Рождения, вспомним хотя бы деяния Ирода. Однако, несмотря на гонения, преследования и смерть Христа, сменилась эра, и летосчисление пошло от Рождества Христова. Как это произошло с исторической точки зрения?», – спрашивает Александр.

На такие вопросы жаль даже время тратить. Очень просто. Византия стала христианской империей, Христос у апостола Павла назван Новым Адамом. Как первое, символическое, я бы сказал, летосчисление идет от сотворения мира (иногда говорят, от сотворения человека, – это все неважно), это символическая цифра, так и здесь естественно было начать новую эру жизни от Рождества Христова. Только и всего.

– Лариса Эдуардовна, ей 54 года, спрашивает: «У меня есть муж и дети, и я бы хотела заниматься духовной жизнью, но не знаю, с чего начать. Подскажите, как можно заниматься духовной жизнью в миру?».

– Чтобы заниматься духовной жизнью, надо, конечно, что-то знать, для этого нужно читать, без чтения мы ничего не будем знать. Этот вопрос разрешен может быть только таким образом. Я бы порекомендовал такую литературу, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), о которых я уже говорил. Прибавил бы к этому, что очень хорошо, ясно, уже современным языком, с акцентами на самых главных моментах духовной жизни передал это учение игумен Никон (Воробьев) – его «Письма о духовной жизни» или книга «Нам оставлено покаяние». Затем схиигумен Иоанн Валаамский – «Письма Валаамского старца». Это небольшая книга, но прекрасная. Если игумен Никон (Воробьев) был очень образованный человек, то Иоанн Валаамский – самый простецкий человек; но если вы почитаете их, увидите поразительное согласие их в учении. Эти книги в самой простой и доступной форме дают нам представление о том, что такое духовная жизнь. Поэтому, кто хочет, тот должен заняться этим обязательно. Я уже не говорю, что обязательно нужно читать Священное Писание, Новый Завет, надо обязательно читать толкования на Новый Завет. Потому что, знаете, есть сумбурные объяснения. Возьмите все секты, все протестантские направления, на чем они возникли? На том, что начали сами толковать Священное Писание, отстранив единое святоотеческое учение. Поэтому надо читать толкования святых отцов. В этом отношении очень хорошо было бы иметь Иоанна Златоуста, у него очень много по этому вопросу есть, Феофилакта Болгарского, епископа Михаила толкования есть на Новый Завет.

Было бы очень важно читать кое-какую святоотеческую литературу прежних веков, например, аввы Дорофея «Душеполезные поучения» – очень просто написана, но очень духовно поучительные это вещи. Одним словом, нужно читать и научаться. Это одна сторона. Из этого чтения увидит человек, как себя надо вести, как нужно жить. Попробуйте почитать послания апостола Иакова, – до чего же замечательно он говорит, каким должен быть христианин, и все другие послания.

А вторая сторона – надо человеку приобщиться и к внешней стороне Церкви. Речь идет о необходимости, конечно, Крещения, при условии веры. Если нет веры, нельзя принимать Крещение, Сам Господь сказал: «Кто верует и крестится, спасен будет, а кто не верует, осужден будет». Поэтому надо принять Крещение, молиться, ходить на Исповедь, каяться в своих грехах, причащаться, посещать храм, естественно, совершать правило утреннее и вечернее. И вот таким образом можно приобщиться к духовной жизни и к самому христианству.

– Спасибо, Алексей Ильич. Вопрос такой: «Благодать дается от смирения, смирение рождается от терпения, терпение рождается от трудов внутренних и внешних, труды совершаются от решимости, решимость рождается от веры, вера рождается от жажды истины, жажды правды, жажды Бога. Так, прося терпения и смирения, не возжигаем ли мы костер сверху? Да, он может загореться, но не лучше ли возжигать костер снизу, прося у Господа жажды Его, жажды Истины?» – Михаил из Пскова об этом спрашивает.

– Не с этого начинается все – начинается с осознания своей греховности. Пока человек не увидит, что он грешный, не увидит, что он сам не может с этими страстишками и страстями справиться, он не может обратиться ко Христу с надлежащей молитвой. Ибо Христос – это Спаситель – как, скажем, Петр стал утопать и закричал: «Господи, спаси меня!», и Христос спас его. Так и здесь, нужно начинать с покаяния, а не с этих вещей – не с терпения, не со смирения, потому что все это следствие. А вот если будет покаяние, тогда у меня будет и вера Христу, а вот когда у меня будет вера Христу, тогда я постараюсь уже обращаться к Нему с верной молитвой. Тогда у меня только появится желание и даже терпение жить по тем заповедям и наставлениям, которые мы находим в Священном Писании и у святых отцов. Вот какая цепочка, вот с чего нужно начинать.

– «Православный человек при помощи Божией являет любовь людям в молитвах и поступках. Но в основной массе все сектанты и, к сожалению, часть православных являются заложниками технологии всеобщего счастья, генерированного самовнушением. Какими словами можно помочь человеку понять эту ситуацию, ведь очень часто от такой любви наблюдается взаимонепонимание и некое одиночество?», – спрашивает Вадим, Кабардино-Балкария.

– Вопрос несколько общий. Я бы призвал всех, кто спрашивает, спрашивать коротко и ясно. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит». Впечатление такое, что люди очень часто не до конца продумывают суть вопроса и пишут очень длинные послания. Их бывает очень трудно читать и трудно отвечать...

Я только могу повторить, что нет возможности духовного исцеления человека, если он не увидит себя грешным. Но увидит как? Не так, как бесы видят себя грешными: «я – грешный, ха-ха». Пожалуй, когда аппендицит схватит, так не скажет человек: «у меня болит аппендикс, ха-ха», он сразу скорчится и начнет вызывать «скорую помощь», и скорее в больницу – вот, оказывается, что такое видеть свои грехи. Если человек увидит все эти свои страсти, тогда он может обратиться к Богу как следует.

А весь этот технологический век, в котором мы живем, есть следствие порочного духовного развития. Мы заложники этого мира. И вот тут-то надо собраться и обратить внимание на главное, как это делает полководец: он знает, куда нанести удар. Так и здесь – основной удар должен быть нанесен по нашему самолюбию, гордыне, тщеславию. Ибо дух творит все формы, и если у меня будет чистый дух и душа, тогда и вся деятельность моя приобретет совершенно иной характер. До тех пор, пока у меня душа грязная, никакого правильного отношения к жизни у меня быть не может.

– «Уважаемый Алексей Ильич, расскажите, что такое любовь? Мне это очень нужно знать». Анастасия, 9 лет, Санкт-Петербург.

– Замечательно, ей еще девять лет, а она уже хочет знать, что такое любовь. Если бы ей было девятнадцать, это было бы попроще. Но попытаюсь объяснить. Одно дело, Настя, любить конфетку, другое дело – любить кошечку, третье дело – любить папу и маму, четвертое – любить брата или сестричку, или подругу. Слово-то одно, а содержание совсем разное. Суть любви заключается в том, чтобы, если можешь, делиться чем-нибудь вкусненьким с тем, кого ты любишь. Если ты кого-то любишь, постарайся не обвинять его, а проявить великодушие, не ругать, не обсуждать их, не осуждать, не причинять им зла. И, самое главное, не делать другому того, чего бы ты не хотела, чтобы тебе кто-то сделал. Ты что-то плохо сделала, ты же не хочешь, чтобы все узнали об этом, и ты тоже не рассказывай другим, когда увидишь, что кто-то что-то сделал плохо. Любить человека – значит жалеть и стараться делать ему добро по силе своей.

– Как объяснить подростку необходимость добрачного воздержания, как относиться к гражданским бракам?

– Обычно я привожу такой пример: каждому человеку по рождению дается то, что можно назвать драгоценностью, которую изобразить стоило бы как некую драгоценную хрустальную чашу с еще более драгоценным напитком. Эту чашу можно назвать чашею любви, которая коренится в душе каждого рожденного. Но с этой чашей поступить можно совершенно по-разному. Можно в определенный момент жизни ее испить до дна и получить неизъяснимое наслаждение. А можно расплескать ее по капле направо и налево, а можно ее разбить и остаться вообще без ничего.

Это образ того, как следует относиться к этому природному свойству, которое присуще каждому человеку. Свойству, которое требует того, кто станет с тобой единым существом, ибо любовь делает едиными мужчину и женщину. И как важно сохранить эту чашу до брачного союза, – тогда они действительно испытают блаженство и счастье. Об этом говорят все, кто это пережил. И, напротив, когда расплескивают эту чашу направо и налево, потом в брак вступают, и смотришь – нет уже в них радости, нет счастья, нет этого великого переживания, которое дается, может быть, один раз в жизни. Как себя наказывают эти люди!

Брак – серьезное дело. А когда люди вступают часто в так называемый гражданский брак, то, как фиговым листом, просто прикрывают свой эгоизм, и больше ничего. Потому что если вы любите, вступайте в брак, а если просто так играете, вы все теряете. Что такое гражданский брак? Сегодня пожили, завтра разошлись, послезавтра новый вариант, и так бесконечно происходит расплескивание этой драгоценной чаши. Просто нужно знать, что ты себя обираешь, остаешься нищим, и это, кстати, одна из причин того, что сейчас более 50% браков распадаются.

Мне очень понравилось, когда я читал биографию Алексея Степановича Хомякова, вот что: его замечательная мать взяла с братьев слово сохранить себя чистыми до брака. И все друзья описывают, какой замечательный брак был у Хомякова. Так это же счастье, равного которому на Земле быть не может, – чистая, прекрасная любовь двоих в браке.

(Продолжение в следующем номере)


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Епархия

Рязанская епархия

Митрополит Рязанский и Михайловский ПавелДата рождения: 19 февраля 1952 г. Дата хиротонии: 22 марта 1992 г. Дата пострига: декабрь 1977 г. День ангела: 12 июля.Родился в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

 
Исследуйте писания

Требования к христианину, превосходящие здравый смысл

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Мы продолжаем исследовать третью главу Первого Послания апостола Петра. Вслед за свидетельством апостола о канонах

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс