Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (709) → Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

№4 (709) / 21 января ‘13

Ведущий Сергей ЮргинСлово миссионера

В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась четвертая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.


– Алексей Ильич, начнем с вопросов, которые поступили заранее. Есть такой вопрос: «Что будет в жизни вечной с нехристианами, например, с буддистами?».

– Я слышал, что какой-то Осипов написал книгу «Из времени в вечность: посмертная жизнь души». Видимо, он там был, все видел, посмотрел, кто где находится, и вернулся, кстати, крайне удивленным тем, что в самом нижнем отделении преисподней находится множество православных, да еще каких. Он спросил тамошнего заведующего этим отделением: как это понимать, почему здесь крещеные, причащенные православные? А тот ответил: они знали, как правильно жить, Сам Бог открыл им, но они лукавили и жили хуже нехристиан. Так пусть теперь и посидят у нас в этом престижном месте.

Не будем гадать о судьбе кого бы то ни было. Оставим суд Богу. Мы не знаем состояния души ни одного человека. Есть Судья истинный, Который есть любовь. И Он сказал: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 31, 32). Видите, слово на Христа, то есть отвержение Его по неведению, простится. А что такое непростительная хула на Духа Святого? По святоотеческому учению, ею является сознательное противление истине, какое, например, видим у иудейского синедриона, постановившего убить Христа после воскрешения Им уже разлагавшегося Лазаря, то есть когда стало уже совершенно ясно, что этот Иисус и есть ожидаемый Мессия-Христос.

Эти православнейшие оказались хулителями Самой Истины и погибли, а покаявшийся разбойник спасся. Если бы об этом не было написано в Евангелии, то никому и никогда в голову не пришло бы, чтобы праведные по всем нормам Закона Моисея фарисеи погибли, а бандит первым вошел в рай… Потому о вечной судьбе отдельного человека мы ничего не можем сказать. Но можем и должны судить об истинности или ложности того или иного мировоззрения, той или иной религии, чтобы не пострадать за леность и небрежение к исканию истины.

О вечной участи всех людей находим и в Священном Писании, и у святых отцов разные суждения. Одно – о спасении праведников и вечной гибели грешников. Другое – о спасении всех. О втором, как менее знакомом, приведу хотя бы несколько высказываний. Подробно об этом можно прочитать в указанной книге.

Апостол Павел писал: Христос есть «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных», или: «Бог будет всяческая во всех». В последовании утрени Страстной Пятницы слышим такие слова о Христе: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…». В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…». Эта мысль звучит во множестве богослужебных текстов Октоиха, Триоди Постной и Цветной.

О том же говорят многие святые: Григорий Нисский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амфилохий Иконийскй, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и другие.

Например, Иоанн Златоуст в Пасхальном слове: Христос опустошил ад, сошедши во ад… Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Епифаний Кипрский: Христос за нас Пострадавший,… ад соделал пустым. Амфилохий Иконийский: Когда явился аду, Он разорил гробницы его и … все были отпущены. Григорий Нисский: И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота. Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Григорий Богослов высказывает мысль о том, что для непознавших Христа здесь возможно крещение огнем там, правда, самым мучительным и самым продолжительным, но которым очищается всякая скверна души.

Но это спасение стало возможным только благодаря Жертве Христовой.

Церковь молится обо всем мире, а не только о верующих во Христа. Так что будем надеяться, что Господь никого не оставит Своей милостью – и буддистов, и атеистов, и всех прочих, и особенно нас, не редко лишь по названию, православных.

– Алексей Ильич, следующий вопрос такой: «Возможно ли посещение храма, принадлежащего раскольническим течениям, для молитвы, Исповеди и Причастия, ведь Бог один, и внешне совершается все так же, как и в каноническом православном храме?».

– Нет, нельзя. Во-первых, потому, что расколом человек отпадает от Церкви. А если он в сане, то и все совершаемые им богослужения и таинства безблагодатны, поскольку таинства – это функция только Церкви и вне ее они являются формой без содержания.

Во-вторых, глубоко ложна идея, усиленно внедряемая сейчас в религиозное сознание людей, что во всех религиях поклоняются одному и тому же Богу. В действительности же в каждой религии поклоняются своему представлению, или образу Бога. Но этот образ может быть святым, совершенным, каким он явился во Христе, открывая человеку путь к бесконечному богоподобному достоинству. А может искажаться до дьявольского подобия, как это видим во многих языческих религиях, и, таким образом, извращать всю духовную и нравственную жизнь человека, о чем писал апостол Павел: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу (1 Кор. 10, 20); они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца... Потому предал их Бог постыдным страстям (Римл. 1, 25).

В отношении же раскольников ошибка этой суперэкуменической идеи заключается в том, что раскольник, отвергая Церковь, тем самым духовно повреждается и служит уже не Богу, а своему самомнению, ожесточению и упорству. Потому раскольнические течения, о которых вы говорите, даже сохраняя те же формы богослужения, лишены благодати Божией, ибо Бог гордым противится (Иак. 4, 6).

Особенно важно отметить, что современные расколы вообще не имеют под собой никаких оснований. Ибо церковная власть не требует подписывать какие-либо еретические исповедания веры, почитать за Христа и Спасителя нового «гения человечества», каким будет объявлен антихрист, не производит никаких изменений в вероучении, в совершении богослужений, никого не заставляет молиться и причащаться с католиками, протестантами, сектантами. Но имеется полная возможность православно верить и молиться, православно принимать все таинства, православно проповедовать. И никто и ничто, кроме нас самих, не мешает жить православно по заповедям Христовым и спасаться. Следовательно, в настоящий момент Русская Церковь есть Церковь. Поэтому в наше трудное и смутное время искать какую-то новую «чистую» церковь, обращаться к разным раскольникам и ходить в их храмы равносильно отступничеству.

– Слушаем звонок из Санкт-Петербурга.

– Я из Евангелия прочту цитату. Христос говорит: «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его». Я объяснял своим друзьям, родным, что вне Церкви нет спасения. Но в одной из своих бесед Вы сказали, что человек, живущий по совести в миру и не ходящий в церковь, спасается. И все представители других религий – тоже, хотя путь их будет длиннее, чем у православных. После этого моя жена сказала, что больше не будет ходить в церковь, брат, который был склонен к буддизму, но начал делать первые шаги к Православию, тоже сказал, что незачем ему в церковь ходить, друг-мусульманин сказал, что магометанство – путь хоть и долгий, но не такой тяжелый, как Православие, а троюродный брат, иудей, после этой лекции перестал меня слушать вообще. В связи с этим у меня вопрос: надо ли мне далее пытаться им объяснять, что спасение возможно только в Православной Церкви, при участии в таинствах Церкви? Или пускай они спасаются в своих убеждениях, согласно Вашим утверждениям?

– Вы задали, хотя и искусственный, но очень полезный вопрос.

Не я, а апостол Петр говорит: «…истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10, 34–35). Апостол Павел пишет: Христос «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10). Подобных высказываний Священного Писания и святых отцов можно привести много.

Но прежде всего необходимо помнить, что никто, даже праведники Ветхого Завета не могли получить спасения до Христа. Оно стало возможным только благодаря Жертве Христовой.

А что самое главное требуется от самого человека для спасения?

Ответом на этот вопрос являются неоднократные и удивительные для нашего сознания слова Христа о спасении прямых грешников: мытаря, блудницы, бандита, распятого рядом с Ним. Все они спаслись, но не потому, что знали христианское догматическое учение, приняли Крещение и почтили Праведника Иисуса как Сына Божия. Нет. Они раскаялись в своих грехах перед этим Праведником, смирились и таким образом, благодаря Его Жертве спаслись. Более того, Господь даже так говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32). Оказывается, даже неверие во Христа простится, но при условии, что человек не похулит Духа Святого, то есть в своем неверии не поступит против совести, как не погрешал, например, против совести гонитель иудей Савл, ставший апостолом Павлом.

Потому слова «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» относятся к тем, кто имел достаточные условия для приобретения веры в Сына и отверг Его. Так, иудеи видели и слышали Его, перед лицом которых он сотворил множество чудес, но, тем не менее, отвергли Его. Вот яркий пример того, кто не чтит Сына и тем самым не чтит и пославшего Его Отца. Они, слышавшие и видевшие, похулили Духа Святого. О том же говорят и другие слова Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Кто будет осужден? Тот, кому было проповедано Евангелие, но он воспротивился и не уверовал.

Таким образом, приведенные Вами евангельские слова никак не могут быть отнесены к тем буддистам, мусульманам, иудеям, атеистам и т.д., которые не имели возможности услышать слово Христово, чтобы уверовать. Большинство из них не виновны в своем неведении и неверии, и потому их незнание Сына не является непочитанием Отца. И если такой человек в силу своего нехристианского воспитания скажет слово на Сына Человеческого, или, как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, «под покровом плоти не предполагал в Нем Бога», то его неверие может проститься, при условии, если он не скажет на Духа Святого. Однако проститься не означает, что не придется страдать от неомытых покаянием грехов. Апостол Павел пишет о таковых: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3,15). Понятно, что значит спастись как бы из огня – жив-то остался, но все сгорело. Этот образ хорошо показывает и христианам, и нехристианам, что и спасение может быть разным.

Поэтому не все равно как веровать. Ибо как веруешь, так и живешь. Христианство утверждает, что не омытые покаянием грехи обернутся для человека неминуемыми страданиями – отчасти здесь, но гораздо в большей степени в вечности, в которую вступает душа каждого усопшего человека. Однако вне христианства практически не существует учения о покаянии. И неизжитые и неомытые покаянием страсти и грехи будут источником посмертных страданий человека. Поэтому, даже если адские муки будут не бесконечны, как об этом учит целый ряд святых отцов и сообщают богослужебные тексты Православной Церкви, то и в таком случае подвергнуться им печально. Об этом находим множество указаний в Священном Писании и предупреждений у святых отцов. Так, св. Исаак Сирин писал: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней».

Вывод очевиден. Если мы здесь боимся даже малых страданий, то легкомысленное отношение к тяжелым посмертным страданиям едва ли сделает честь тому, кто утверждает: «не все ли равно как верить». Нет, не все равно!

– Следующий вопрос: «Как доказать, что Бог действительно есть, что это не миф?».

– Доказать существование чего– или кого-либо, значит дать возможность убедиться в этом. Есть два способа убедиться: или поверить свидетельствам очевидцев, или проверить самому предлагаемое ими средство.

Христианство предлагает человеку оба эти метода. У него бесчисленное количество свидетелей и очевидцев бытия Бога, в здравости ума и кристальной честности которых нет сомнений – это те, которых оно называет святыми, преподобными, поскольку они достигали высочайшей духовной и нравственной чистоты в своем уподоблении всесвятому Богу. Миллионы из них были поставлены перед выбором: отречься от Христа, чтобы сохранить свою жизнь, или умереть в страшных страданиях. Они избрали смерть, но не отреклись. Церковь называет их святыми мучениками. Так вот, эти миллионы святых и преподобных утверждали не просто: «Я уверен, что Бог есть», но: «Я знаю, что Он есть, ибо Он открылся моей душе с непобедимой силой».

Но есть ли возможность проверить этот опыт богопознания? Да. Способ проверки в руках каждого человека. Этот способ: подобное познается подобным. Бог есть святость, и тот, кто действительно хочет убедиться в Его бытии, должен приложить все усилия к тому, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной и духовной грязи в делах, словах и мыслях. В Евангелии этот способ выражен кратко: блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Каждый, кто становился на этот путь очищения от страстей, удостоверялся не только в бытии Бога, но и в том, что Он есть любовь.

А какие доказательства веры в Его небытие?! Спросите верующего в небытие Бога: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». В ответ молчание. Но ответ есть: необходимо самому проверить религиозный путь жизни! То есть, чтобы ответить на важнейший для каждого человека вопрос, есть Бог или нет Его, то и религия, и атеизм в парадоксальном единстве призывают человека к одному и тому же – религиозному пути жизни!


Лекции профессора МДА А.И.Осипова смотрите в эфире телеканала «Союз»: четверг, пятница – 00.00, 19.00 (время Екатеринбурга, +2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Виталий Ткачев: Воспитать ребенка можно только отдав ему часть собственной души

Ведущий Александр Сергиенко

У нас в гостях директор и духовник православного детского социального реабилитационного центра «Покров» при Покровском храме деревни Яковлево (викариатство новых территорий) протоиерей Виталий Ткачев. Сегодня мы поговорим о воспитании детей.

 
Дивен Бог во святых Своих

Избранный Богом

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхСвященномученик Владимир Сергеев родился 3 июля 1867 года в селе Далматовском Шадринского уезда. Отец Владимира был земским фельдшером и работал при Далматовском Духовном училище врачом.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс