Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Нет добродетели выше рассуждения

Профессор Алексей Ильич Осипов: Нет добродетели выше рассуждения

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в этом и нескольких последующих номерах газеты.


– Здравствуйте, дорогие друзья. Нам радостно в дни празднования 7-летия начала работы телеканала «Союз» объявить, что в эфире новая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Здравствуйте, Алексей Ильич. Позвольте поздравить Вас, как нашего самого активного и преданного соработника, с этой знаменательной датой – без преувеличения, это и Ваш канал, ведь именно из нашей студии уже много лет звучит на огромную аудиторию Ваша миссионерская проповедь.

Алексей Ильич, многих часов не хватит прочитать все слова благодарности, которые приходят в Ваш адрес, но все же я зачитаю одно письмо, показывающее безмерную любовь к Вам наших телезрителей: «Алексей Ильич, хочу поблагодарить Вас за Ваши лекции, через них Господь стал для меня живым, а не эфемерным. С уважением, Маргарита, город Чебоксары».

Но давайте обратимся к вопросам, которые поступили накануне.

«Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести? Татьяна, город Екатеринбург».

– Очень важный вопрос, который затрагивает духовный путь развития очень многих христиан. Православие тем и отличается от других конфессий, что оценивает любой личный опыт через призму святоотеческого опыта. Личный опыт может быть сколь угодно многообразным, и мы оцениваем его как правильный только тогда, когда он соответствует основным положениям святоотеческого опыта. Если же наблюдаем несоответствие, то мы понимаем, что здесь или что-то не так, или вообще заблуждение – так что очень важно знать основные положения святоотеческого опыта.

Эти положения четко высказаны в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), недаром о нем с таким восхищением говорили Оптинские старцы, просто поражаешься их оценкам! Макарий Оптинский говорит о нем, как о человеке великого ума. И подчеркивает, что это был бы Великий Арсений в нашей Русской Церкви, если бы Промыслом Божиим не был поставлен на другое место. А Варсонофий Оптинский говорит, что это просто ангельский ум, что когда Игнатия (Брянчанинова) хоронили, ангелы пели. Никон Оптинский (Беляев) говорит так об Игнатии (Брянчанинове): «Когда я читаю его труды, я вижу, что это настоящая азбука духовного опыта».

Я уже не говорю об исполненных великой благодарностью высказываниях в адрес Игнатия (Брянчанинова) Иоанна, игумена Валаамского, игумена Никона (Воробьева), недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советует: «Читайте его, руководствуйтесь им, и вы избегнете очень многих опасностей» – вот какую высокую оценку творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) дают люди, заслуживающие полного уважения, понимания, признания.

Так вот, святитель обозначил в своих творениях основные принципы духовной жизни, отступление от которых ведет человека к прелести. Один из основных критериев, которые подчеркивает святитель Игнатий, заключается в словах преподобного Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Вот где, оказывается, критерий истинности – это не радостные переживания, не сладостные ощущения, не видения, не дары прозорливости, нет. Признаком начинающегося выздоровления души является все большее видение пораженности нашей природы фактически всеми страстями, которые открываются в нас постепенно при правильном духовном опыте.

– Следующий вопрос: «Бог есть любовь, но почему в Ветхом Завете мы постоянно видим наказания и только наказания и царей, и народа? С уважением, Надежда из Серпухова».

– Христианство открыло, что Бог, оказывается, совсем не то Существо, Которое представлялось иудейскому ветхозаветному и языческому сознанию, – там Бог совершенно четко обозначен как справедливый Судья. И поэтому все, что происходило с человеком в его жизни, рассматривалось или как наказание, или как награда. Очень интересны в этом отношении такие эпизоды из Евангелия, когда ученики спрашивают Христа: «Равви, кто согрешил, он или родители, что родился слепым?» – другого понимания Бога просто не было. Христианство, если хотите, произвело революцию, сделало открытие величайшей важности: Бог, оказывается, не Судья, не палач, хотя бы и милостивый, а Врач. Все, что Он посылает, что совершается по Его воле, по Его Промыслу, совершается на пользу духовной жизни человека. Только это, и больше ничего – ведь когда врач делает операцию, когда отнимает руку или ногу, он не наказывает человека, а лечит, то есть делает это с целью спасти человека. Так и все наказания в Ветхом Завете, которые действительно вызывают подчас недоумения, были вовсе не наказания. А если использовать это слово – «наказание», в значении, которое мы находим в нашем славянском языке, – слово «наказание» означает «научение, помощь». Не наказывает Бог, а любит. Это действительно просто потрясающее открытие Того, Кто есть Бог.

– «Бог – любовь, Бог – Творец, Который создал все. А кто тогда создал бесов?», – спрашивает Игорь Коротаев.

– Бесов никто не создавал. Бесы – это духи, которые прежде были ангелами, но, по традиционному учению, рассматриваются как духи падшие, то есть отпавшие от Бога и в результате извратившие свою добрую природу на злую. А в отношении того, какова их участь, поскольку этот вопрос постоянно сопутствует заданному, нужно сказать, что Бог знал, создавая этих духов, их участь.

Как понять, в таком случае, Его любовь? Есть точка зрения, которая выражена с полной определенностью родным братом Василия Великого святителем Григорием Нисским. Он утверждал, что и люди, и бесы, перенеся определенные страдания и поняв, что жизнь вне Бога это только страдания, в конечном счете станут способны понять и то, что Бог есть любовь и только любовь. Таким образом, пишет святитель Григорий Нисский, произойдет восстановление всего. То есть, оказывается, он утверждает, что, как пишет апостол Павел, будет Бог всяческая во всех. Во всех. Такова его точка зрения в отношении проблемы вечных мук, касающихся человека.

Подобная точка зрения была твердо и определенно выражена целым рядом великих святых Православной Церкви. Об этом говорят Григорий Богослов, Василий Великий, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин. Говорят они о том же, но предупреждают, особенно четко Исаак Сирин: «Хотя геенна ограничена, но страшен вкус пребывания в ней, и никто не знает, какие страдания придется перенести там». То есть он предупреждает: не думай, что легко получить блага, пройдя через те страдания, о которых говорит Откровение. Убоись этого и не обманывайся.

– Наталья из Ханты-Мансийска спрашивает: «Греховен ли вопрос, для чего Бог создал человека? И должны ли мы задаваться этим вопросом?».

– Этот вопрос не только не греховен, он естественен, ведь если его перефразировать, то это будет звучать так: «Зачем же я живу, каков смысл человеческой жизни?». И православный ответ здесь однозначен: человек создан быть богоподобным существом. А о Боге мы говорим, что Он всеблажен, что Он совершенен, что Бог есть Красота, превыше всякого представления о Себе. Так и человек назван: вы боги и сынове, то есть сыны Вышнего, все вы – человек призван быть богоподобным существом, преисполненным благодати, познания истины, радости бесконечной, красоты, не могущей быть выраженной человеческим языком. Вот в чем смысл человеческой жизни, вот для чего Бог создал человека.

– «Как правильно понимать Божий Промысел и не впасть в искушение?», – спрашивает Алексей. И похожий вопрос: «Алексей Ильич, Православие учит, что воля Божия есть исполнение заповедей всегда и в любом месте. Мы часто читаем в житиях святых, как они продолжительно молились и совершали подвиги, перед принятием каких-то решений пытались понять, угодно ли это будет Богу. Расскажите, пожалуйста, что такое предаваться воле Божией при принятии каких-либо решений, при избрании жизненного пути. С уважением, – Василий, город Арзамас».

– Я еще раз хочу напомнить, что Православие тем отличается от других конфессий, что исходит из святоотеческого понимания ответов на те вопросы, которые нам предлагает жизнь. Да, очень многие задаются вопросом, как поступить по воле Божией?

Ответ: «Нет добродетели выше рассуждения», – это сказал Антоний Великий, когда к нему пришли три подвижника и начали рассуждать, какая добродетель высшая. Один сказал, что пост, второй, что молитва, третий, что послушание. Антоний же ответил: «И постом неразумным можно убить себя, и послушанием неразумным можно сделаться рабами человеков, а не Божиим рабом, и молитвою можно как вознестись на небо, так и впасть в бездну гордыни и заблуждения». Там, где нет рассуждения, нет добродетели.

Так вот, человек должен поступать всегда по разуму и по совести. По разуму, исходя из тех знаний идей христианства, которые у него есть, и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор наших поступков, – по разуму и по совести, и пересечение этих двух линий дает искомую точку.

Если человек будет поступать так, то при этом, как пишет Исаак Сирин, мы должны говорить: «Господи, вот что говорит мое безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожженная совесть, но, Господи, да будет Твоя воля, а не моя». Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием, то даже в случае ошибки человека Бог исправит это. Почему? Да потому что он возлагает искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда и совершается Промысел Божий. Особенно важно упование на волю Божию, когда люди в молитвах обращаются с просьбой о каких-то земных вещах, о здоровье, о внешнем благополучии.

Святые отцы говорят: «если можешь, ничего не проси у Бога». Но иногда мы не можем не просить, и уж тогда проси так: «Господи, Ты знаешь, что я хочу, но да будет воля Твоя, Господи, а не моя». Такое обращение к Богу может получить самый благоприятный, положительный ответ.

Когда же мы настаиваем, отвергаем Промысел Божий, волю Божию, хоть и со слезами, но требуем, чтобы было по-нашему, то, конечно, ничего не получим. Большинство людей, кажется, молятся, просят об одном, другом, третьем и ничего не получают.

По двум причинам. Первая причина: настойчиво просят у Бога: «дай вот это, Господи». Вторая – а веры-то нет. Просят, и сами не верят. И так всю жизнь проводит человек и остается без плода. Промысел Божий совершается, когда мы предаем себя в волю Божию, – но не бездейственно: вот сижу я в кресле и говорю: «Господи, вырос бы у меня сад...». Нет, мы должны делать что можем, но результаты предоставлять воле Божией. Вот здесь решение вопроса.

– Следующий вопрос Борис Иванов задает: «Как именно крестная смерть Спасителя дает нам возможность ко спасению?».

– Грехопадением первых людей человек исказил свою природу, она стала крайне болезненна, но, прежде всего, она стала смертной. Я уж не говорю о том, что она стала тленной, как пишет Максим Исповедник, стала страстной и так далее. Афанасий Великий пишет: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы».

Тем и отличаются крестные страдания Христа и Его Воскресение, что Он этим актом исправил ту природу, которую воспринял, ту человечность, которую Он воспринял, – посмотрите, каким Он был до Воскресения, какая у Него была Плоть, подвергнутая страданиям, и голоду, и жажде, и слезам, и каким Он стал по Воскресении. Он находится здесь – и исчезает, Он в закрытые двери заходит. Вот как природа изменилась – она стала совершенной, ее воссоздал Господь через Свою Плоть. Отныне человек получил возможность приобщиться этой воскресшей, новой природе, как говорит апостол Павел, природе Второго Адама. Приобщение это происходит через принятие Христа. Какое принятие Христа? Христос – это Спаситель, и тот человек, который видит, что самостоятельно не в состоянии справиться со своими пакостями душевными, со своими страстями, обращается ко Христу, к Богу от всей души и с покаянием. Обращаясь ко Христу, он принимает Крещение.

В Крещении и происходит то великое, чего не знало никогда человечество. Я подчеркиваю, что Крещение не магия, а таинство, в Крещении верующему человеку дается семя новой жизни, которую создал Христос, семя вот этого нового Адама. И теперь уже от человека зависит, создаст ли он условия, благоприятные для возрастания этого семени в себе, или не создаст. Только правильная духовная жизнь дает возможность возрастания в смертном и страстном человеке нового, как говорит апостол, человека.

Какое это возрастание? По примеру множества святых, которые прославлены Церковью, мы видим, какими они становились. Помните беседу Серафима Саровского с Мотовиловым? «Смотреть нельзя было, как солнце сияло лицо его». Мария Египетская, смотрите, переходит реку «яко по суху». И сколько появляется свойств нового человека во Христе, ведь это было нечто совершенно удивительное! Вот что принесла нам Жертва Христова.

Но я говорю о внешних вещах, потому что трудно сказать о внутренних. Посмотрите, какой радостью исполнены были святые. Серафим Саровский не мог встретить человека, чтобы не сказать ему от всей души, с величайшей любовью: «Радость ты моя». И все чувствовали, что это не слова пустые. Тут видели любовь, потому многие потрясенные выходили от него, изменяли свою жизнь. Вот что дала нам крестная Жертва Христова.

В связи с этим хочу отметить очень важный момент. Я помню, при беседе с католиками, один из их епископов, который кардиналом потом стал, сказал о Богоматери как о Соискупительнице. Я удивился. Он, конечно, стал извиняться сразу, но это сейчас стало входить в наше сознание. Потом смотрю, наш Софроний (Сахаров), архимандрит, то же самое говорит, что мы можем соискуплять, вместе с Христом, людей. Какой ужас! Христос природу исцелил, а мы можем только грехи омывать свои и помочь другим. Повторю еще раз замечательные слова Афанасия Великого: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы». Поэтому мы не соискупляем. Это безумно: себя объявить чуть ли не равными Христу, – никакого соискупления быть не может. Поэтому, когда я прочитал такое у Софрония (Сахарова), архимандрита, я был поражен. Вот что пишет Софроний (Сахаров): «Мы не умаляем жизненной силы Жертвы Христа, но разделяем ее, соучаствуем в ней, живем в той же реальности. Отсюда как бы урок нам: каждый из нас должен молиться за мир, искупляя его нашими молитвами. Так познается Бог».

Какой ужас, вы подумайте только: искупляя его нашими молитвами! Христос – Единственный, больше никто не может искуплять мир. Ни своими молитвами, ни своими подвигами. Это очень важный момент в понимании христианства.

– Если Бог есть любовь, то как относиться к страданиям невинных, как правильно переносить страдания?

– Как относиться к скорбям, которые постигают каждого человека, – нет человека, у которого не было бы скорбей, правда? Очень важно понимать следующее. Здесь есть три ступени, о которых каждый христианин должен знать. Когда эти скорби объективные и мы ничего не можем сделать, главное – терпеть. Терпеть – это значит, не рваться с креста, потому что с креста все равно не сорвешься. Это первая, низшая ступень.

Вторая ступень та, которую указал нам разбойник разумный. Осознать: «Господи, достойное по делам нашим мы получили». Ой, как это важно! Не обвинять направо, налево всех, кто виноват. У нас ведь, что ни случись, кто виноват? Виновато правительство, Церковь, все вокруг меня виноваты, – один я только чистый голубок. Если человек достигнет духовной способности понять это и от всей души сказать Богу: «достойное по делам своим я получаю», тогда он может взойти на третью ступень. Она заключается в чем? «Господи, я знаю, что Ты есть любовь, я знаю, что все, что Ты посылаешь, это только к моей пользе, пользе вечной, а не только мимолетной. Господи, благодарю Тебя». Тот человек, который окажется способным сказать такие слова, ощутит при этой скорби кажущейся радость. Радость, которая поглотит саму скорбь. Об этом говорит бесконечный опыт множества христиан. Как великомученик Евстратий восклицал, когда с него сдирали кожу и поливали маслом кипящим: «Мучение – это радость рабам Твоим!». Потрясены были все мучители. Недаром мы часто видим в истории этих гонений, когда сами палачи бросали орудия пыток и объявляли себя христианами. Они видели присутствие Бога. «Мучение – это радость рабам Твоим». Вот она, третья ступень! Более того, Бог может избавить человека от всего этого, видя правильное устроение его души.

А в отношении невинных страданий, я уже не говорю о невинных страданиях взрослых людей…

Вот, в данном случае меня обвиняют в воровстве, но я не крал. А сколько у меня до этого было неправды? Сколько я лгал, сколько притворялся, сколько лицемерил, сколько еще других грехов творил? Я только в данном случае, оказывается, несправедливо страдаю, а ведь закон-то один. Это как цепочка. В данном случае, верно, это звено хорошее, а предыдущие все? Все гнилые. Так что важно здесь быть христианином. И тогда я пойму: «Господи, да, здесь действительно я не виновен, но я достойное по делам своим получаю, потому что знаю: чего в моей жизни только не было».

А дети-то за что страдают? Если спрашивать с православной точки зрения, отвечаю: ни за что. А почему? Неверно поставлен вопрос. За что – это наказывают. Опять мы возвращаемся к иудео-языческому пониманию Бога как Судьи, и верно: за что же страдают невиновные младенцы? Не «за что», а «почему»? А потому.

Во-первых, все мы, начиная с семьи, дальше родственники, дальше друзья, дальше коллектив и так далее – все мы из себя представляем не мешок гороха, в котором горошины соприкасаются друг с другом, но никакой связи между ними нет, никакого влияния друг на друга нет. Что пишет апостол? «Церковь есть Тело Христово» – мы все представляем собой организм живой, в котором каждая клеточка соучаствует в жизни другой. Ко мне подходит студент с кривой физиономией и говорит: «Можно я на лекции не буду присутствовать – у меня зуб болит». Голубчик, это ведь болит зуб, ну и пусть он болит, ты-то при чем?

Конечно, это смешно, но на самом деле мы забыли, что ребенок – это клеточка, органически связанная со своими родителями и с окружением своим. Страдания этого ребенка – не что иное иное, как выражение той духовной пораженности, в которой находятся, допустим, его родные, его родители, и так далее. Это первый момент, почему страдает ребенок. Второе. Ни одна капля страданий не попускается Богом ни одному человеку без того, чтобы не воздать этому человеку в миллионы и миллиарды раз больше в той вечной жизни, которая откроется для каждого из нас. То есть блаженны те, кто здесь пострадают. Они будут вознаграждены не сторицею, просто нет числа, которым можно было бы это выразить. Ибо Бог есть любовь. Вот какая наша вера.

Почему страдает этот человек? Мы говорим, что ему делаем операцию. За что? Не «за что», а «почему». Посмотрите, сделали операцию, и здоров человек, радуется жизни, солнцу. Вот почему мы ему делали операцию. Так и здесь. Кстати, а если Бога нет, объясните, за что страдают эти все бедные больные, уроды, ненормальные – они за что страдают, скажите? Ни за что? Бессмыслица, какой ужас! Это что за мировоззрение? А у нас есть Бог, Который любовь, и ни одно страдание не является бессмысленным, вот какое великое благо.

– Спасибо, Алексей Ильич. Любовь из Забайкалья спрашивает: «Мои родственники другой веры, и они меня смутили вопросом, почему мы, православные, носим крест на груди? Иисус на Кресте терпел такие страдания и боль, а мы носим его на груди, и все другие конфессии осуждают нас, православных, из-за того, что мы носим этот крест. И я ничего не могла им на это ответить».

– Крест Христов – знак тех страданий Христа, которые являются величайшим доказательством любви Бога к человеку. Крест Христов – спасение, исцеление человеческой природы. Посмотрите, как мы почитаем реликвии, мучеников, мощи мучеников. Мы благоговеем, поклоняемся, величаем страдания не только мучеников за Христа, а просто героев даже. Посмотрите, во время войны сколько людей погибло, целые поисковые отряды сейчас находят их останки. Не с благоговением ли мы, когда находим какую-то медаль, какой-то документ, звездочку, относимся к этому? Да, конечно. Мы почитаем и этих страдальцев, и все, что было связано с этими страданиями. Так и здесь – мы крест Христов почитаем как орудие, как знак нашего спасения, как постоянное напоминание себе об этом, потому-то и носим его не где-нибудь, а на своей груди.

(Продолжение в следующем номере)


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Читаем Ветхий Завет

Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 7) НИКОМУ в голову не придет сегодня думать или говорить о том, что в днях творения, описываемых в Библии, укладываются наши 24 часа.

 
Крещеный мир

Любовь к ближнему: не на словах, а на деле

Андрей Полушин

В конце 2011 года в Берлине прошла конференция под названием «Благотворительность – как социальный феномен». Столица Германии стала местом ее проведения неслучайно: сегодня именно эта европейская страна показывает пример уважительного и заботливого отношения к инвалидам

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс