Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (204) → На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Екатеринбургской Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Екатеринбургской Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

№27 (204) / 15 июля ‘02

Вопрос — ответ

«Мне 22-ой год. Жизнь не «бьет», скорее, Бог милостив ко мне…

Виктор

По просьбе автора вопроса я намеренно убрал текст письма, оставив только его начало. Вам, Виктор, если Вы действительно столь глубоко осознаете свою немощь, теперь требуется сделать один, но очень трудный шаг. Перед этим я хочу дать Вам некоторое направление в Вашем движении к Богу. Во-первых, как утешение пусть для Вас звучат слова ап. Павла: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Но зная это, мы должны тем больше приложить усилий, чтобы вырваться из «египетского» плена греха. Ваша «немощь» не совсем та, о которой говорит ап. Павел. За ней греховная леность. Подумайте, что значит в приложении к духовной жизни столь расхожая пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Святые отцы, говоря о духовном подвиге, выдвигают идею синергии, т.е. совместного действия, или содействия человека Богу в своем спасении. Что это значит? Вместо своих рассуждений укажу Вам на пример утопающего ап. Петра (Мф. 14, 28–32). Он усомнился, т.е. поколебался в вере, и жизнь его готова была оборваться, но он простирает свою руку к Божественному Учителю и молит о спасении и тотчас получает его. Эта ситуация как нельзя лучше показывает нам, что, сознавая нашу немощь, понимая, что погибаем, мы тем громче должны возопить к Богу: «Господи! спаси меня». Вот это Вам нужно понять в первую очередь. Господь всесилен, но кроме одного. Он не желает дать нам спасение без нашего участия. Ведь то, что мы получаем даром, мы мало ценим и столь же легко теряем, сколь приобретаем, не приложив труда к этому приобретению. Христианский подвиг зиждется на вере. Без веры человек мертв для спасения, а вера проверяется делами, как учит об этом апостол Иаков. Вера – путеводная звезда. Именно верою человек познает Бога, возносится умом и сердцем к Нему. И всякий аскетический труд: бдения, пост, коленопреклонения и т.д. приобретают свой смысл, когда совершаются ради веры — веры в Спасителя и спасение. В духовной жизни нет и не должно быть легкого времени. Благодатное утешение в молитве, подаваемое Богом, – это как задаток, как глоток воздуха перед погружением в пучину духовной борьбы. А фронт этой борьбы проходит в сердце человека. Там, где коренится похоть вместо того, чтобы жила безграничная любовь. Чадо, дай мне свое сердце — это зов Бога к человеку. Так протяните свою руку навстречу Богу. Однако, за всяким словом, если нет дела, то это только пустой звук, подобный «меди звенящей». Приняв слово, мы должны приложить его к делу. Поэтому настоятельно рекомендую Вам прочесть «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. И все-таки прийти на исповедь. Лучше всего в монастырь, туда, где человек посвящает свою жизнь духовной брани ради сердечного очищения и из любви к Богу, а значит, бывая искушаем, «может и искушаемым помочь». Ваше же стремление идти в монастырь — пока это только порыв, за которым нет твердости в вере, нет призвания. Если бы Вы сделали это сейчас, то совершили бы ошибку. Впрочем, лучший выход понять – это поехать в монастырь и потрудиться там месяц. И многое станет понятнее, а душа по милости Божией, быть может, обретет искомый покой.

Я хотела бы Вас спросить о наличии в деревне Мальцево Шадринского района храма. Я ищу своего родственника, но не знаю, с чего начать. Насколько мне известно, Церковь всегда вела учетные книги о рождении и смерти среди паствы. Поэтому я хочу попытаться узнать кое-какую информацию там, если таковая имеется, но не имею даже адреса.

Наталия

Я искренне желаю Вам успеха и Божией помощи в деле розыска Вашего родственника. Но оказать реальной помощи не могу по двум причинам. Шадринский район входит в состав Курганской области, в административных границах которой расположена Курганская епархия. Во-вторых, учетные книги о рождении и смерти (метрические книги) Церковь вела до революции. Теперь эти функции принадлежат государству, а конкретнее ЗАГСам (бюро записи актов гражданского состояния). Все старые метрические книги государством изъяты и в настоящее время хранятся в государственных архивах. Поэтому могу лишь дать Вам совет – обратиться в государственный архив Шадринского района с запросом, в котором следует указать всю имеющуюся у Вас информацию.

Мы хотели бы крестить 6-месячного сына и при этом, если необходимо, покреститься и сами. Дело в том, что по разным сведениям родственников, непонятно, крестили ли нас с женой в детстве или нет, и правильно ли крестили. Прошу рассказать, можно ли покреститься одновременно с сыном, и где лучше это сделать?

Чижов Александр

Вы можете креститься вместе с Вашим сыном. Хотя Вам сначала нужно сделать сознательный выбор. Что я имею в виду? Во-первых, прочтите Евангелие, например Евангелие от Марка (оно самое короткое, впрочем, если вы не сделали этого раньше). И вообще чтение Священного Писания для всякого верующего человека должно быть правилом. Наверняка, прочитав Евангелие, вы зададитесь целым рядом вопросов. Попытайтесь получить на них ответ. Как? Есть две возможности: познакомиться с толкованиями святых отцов или посетить беседы или курсы, которые проводятся во многих храмах. Но самый лучший вариант – пройти огласительные беседы. Не знаю, где вы проживаете. В Екатеринбургской епархии, по благословению архиепископа Викентия, такие беседы являются обязательными для желающих принять Святое Крещение, а также для восприемников.

Есть еще один момент. Вы сообщаете, что ваши родственники говорят, что вы были крещены в детстве, но не уверены в этом. В практике Православной Церкви в таких случаях, совершая крещение, применяют так называемую «формулу условного крещения». То есть, погружая крещаемого в воду, священник говорит: «Аще (если) не крещен, крещается раб Божий (имярек)…» Поэтому, приходя креститься, обязательно скажите об известных вам обстоятельствах и сведениях о крещении Вас в детстве священнику. Очень часто в наше время встречаются люди, которые в детстве, по причине отсутствия в селении храма или священника, были «погружены». Погружением называется крещение, совершенное не священником, а кем-то из верующих православных христиан (чаще всего, это благочестивые старушки). Если известно, что погружение было совершено троекратно с призыванием Святой Троицы, то человек является крещеным. И необходимо лишь восполнить крещение. Так как чин Крещения в Православной Церкви совершается вместе с Миропомазанием, которое может совершить только священник (в отличие от крещения, особенно в чрезвычайных обстоятельствах), то над «погруженным» священник совершает лишь Таинство Миропомазания.

Итак, практические выводы по вашему вопросу: обратитесь в православный храм к священнику и, объяснив ему все известные вам обстоятельства, Вы получите точные ответы на свои вопросы. Кстати, для вашего сына будет нужен восприемник, т.е. известный вам верующий православный христианин, который воспримет вашего сына от купели и будет ответственен перед Богом за духовное воспитание своего крестника. Восприемник в вашем случае непременно должен быть мужчиной.

Меня интересует, как относится Церковь к браку между православной женщиной и мужчиной мусульманином.

Екатерина

На Ваш вопрос не просто ответить. Понимаете, Церковь в таком случае, скорее всего, не относится к этому браку. Почему? Хотя бы потому, что такой брак не может быть венчан, не может быть благословлен Церковью. Но запретить вступать в брак Вам тоже никто не может. Здесь я могу только привести слова апостола Павла: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7, 13). Эта цитата, конечно, не осуждает, но и не оправдывает предложенного Вами выбора. Ведь мусульманин – тоже верующий человек. Я не имею цели вступать в межрелигиозные дисскусии, поэтому закончу тем, что любящие друг друга должны быть готовы жертвовать. Жертвовать многим, но не своей верой.

Правда ли то, что Иисус в подростковом возрасте находился на территории Индии и веровал в бога Шиву? Как вы, да и вообще православное христианство, относитесь к этой вере и поклонению шиваитской религии, ведь она существует больше, чем христианство?

Настя

Начну с того, что к шиваизму я не отношусь никак. Во-первых, потому что исповедую Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем мира, во-вторых, не ошибусь, если скажу, что и христианская религия никакого отношения к шиваизму не имеет. В продолжение замечу, что истинность религии измеряется не ее древностью, а верой и ее силой. Я верую, что Единый Бог Отец Вседержитель, Творец неба и земли и всего видимого и невидимого (ангельского мира), послал Господа Иисуса Христа – Единородного Своего Сына (Логос), единосущного Отцу, рожденного, несотворенного, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как о том предвозвестили пророки, чтобы человечество обновилось в Иисусе Христе. Победив смерть во Христе, человечество освобождено от проклятия греха, а значит, имеет блаженство быть нареченными сынами Божиими по Его благодати, стать теми, кем Единородный Сын Божий является по существу. А теперь подумайте: какая религия даст Вам такую веру? Впрочем, можно сказать и о древности. Ведь Священное Писание, чтимое всей христианской Церковью, начинается с повествования о творении мира и человека и его блаженном пребывании в саду Едемском в самом непосредственном общении с Богом. Богом Личным (имеющим личностное бытие), а не «призрачным» или меняющимся (перевоплощающимся) во времени.

Наконец, отвечу на самый первый поставленный Вами вопрос: находился ли Иисус в подростковом возрасте в Индии? Конечно нет. Ни одна даже апокрифическая книга древности не содержит таких сведений, а Священное Писание повествует о том, что отрок Иисус, «когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» и «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. /…/ И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». (Лк. 2, 42–51). А эти «бредни» о неизвестном периоде жизни Господа Иисуса Христа до тридцати лет открыли нам так называемые рериховцы – последователи некоего «тайного» учения. Впрочем, это Вы лучше и аргументированнее можете узнать из книг диакона Андрея Кураева (можете прочитать их на сайте отца Андрея — http://www.kuraev.ru).

Вышлите координаты фирмы «ПЯТКОВ и К» в г. Каменск-Уральский (литье колоколов): телефоны, Е-mail, адрес в интернете, точный почтовый адрес. Заранее благодарен.

Протоиерей Михаил

Фирма «Пятков и К» имеет свой сайт в интернете — http://www.kamensk.ru/pyatkov. Сообщаю также по Вашей просьбе их координаты: Закрытое акционерное общество «ПЯТКОВ и К» Россия, 623401, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, 1. Тел./факс: (343–78) 2–90–21, тел.: (343–78) 2–91–64, 2–74–28.

Для писем: 623408, Свердловская обл. г. Каменск-Уральский, а/я 11.

Буду Вам признательна, если Вы сообщите мне любые сведения о моем родственнике, священнике Смирнском, служившем в Острогожске в конце 19-го века. Или посоветуете, в каких справочниках, архивных документах имеет смысл искать информацию.

Ирина Зорина

Для того, чтобы попытаться найти сведения о Вашем родственнике, необходимо обратиться в государственный архив этого района или города. Предоставить все имеющиеся у Вас сведения: фамилию, имя и отчество, если известно, то дату и место рождения и т.д. В общем, чем больше будет сведений, тем больше вероятность успешного поиска. А я даже не знаю, в какой области находится этот самый Острогожск. Желаю Вам помощи Божией.

Добрый день! Оппоненты по беседе о личности Николая II часто оперируют тем, что он устроил в 1905 году «кровавое воскресенье». Что можно ответить по этому вопросу?

Борис

Канонизация Царской Семьи, состоявшаяся на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, была предварена тщательной работой по исследованию разных вопросов и мнений, возникавших в связи с личностью последнего императора. Я просто приведу цитату из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых: «Как политик и государственный деятель Государь поступал исходя из своих религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной власти. В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения, определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках».

Просим помочь связаться с детским православным журналом «Подарок детям», о создании которого в Екатеринбурге мы прочитали в «Радонеже». Готовы рассмотреть возможные варианты сотрудничества.

Редакция детского православного
журнала «Радуга» г. Самара

Журнал «Подарок детям» верстается Информационно-издательским отделом Екатеринбургской епархии. Ответственная за выпуск журнала – Наталья Николаевна Козынцева. Связаться с ней можно по телефону: (3432) 69–75–40.

 
Социальное служение

Церковь и школы противостоят наркомании

При храме во имя Успения Пресвятой Богородицы (г. Березовский) по средам с 12 до 18 часов ведет прием православный психолог С.Н. Зенина. Она представляет в Березовском епархиальный реабилитационный центр по преодолению наркозависимости.

 
Духовное образование

Религия и наука: познание смыслов

(Окончание. Начало в № 26) В-пятых, наука, подчиненная прямолинейному рационализму, утратила внутреннюю свободу, боясь выйти за границы ею самой внедренных представлений. К примеру, стереотипными стали представления об универсальности эволюционных законов, выраженных будто бы только в поступательном движении. Но реальная жизненная практика убеждает, что эволюция соседствует и сочетается с деградацией, стагнацией, распадом. При этом арифметический рост материальных характеристик рассматривается как главная закономерность общественного развития, а духовно-нравственная проблематика ставится в зависимость от этих характеристик.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс