Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Можем ли мы с мужем повенчаться, если ожидаем ребенка? Срок маленький, всего два месяца. В ЗАГСе зарегистрированы.
Александра.
Вы можете обвенчаться. Церковные каноны не запрещают беременной женщине приступать к Таинству Причастия, а значит, участвовать и в других Таинствах. Но смею дать Вам совет. Если вы хотите обвенчаться, то должны в первую очередь глубоко осознать ответственность этого шага. Кроме этого, как и всякое Таинство Церкви, Таинство Брака совершается верующими людьми. А значит, прежде венчания хорошо исповедаться и причаститься. В храмах г. Екатеринбурга перед венчанием вы должны прослушать специальные беседы о браке.
В нашей семье рассказывают о том, что один из предков наших якобы (пишу так, т.к. не имею точных фактов) отпевал родственников Царя, убиенных в Алапаевске. Возможно, имя его удастся подтвердить. Надеюсь, Вы подскажете, с кем связаться для выяснения этой истории. Мы слышали, что в Екатеринбурге есть человек, занимающийся историей духовенства. Предки наши были священниками на Урале, сохранились несколько фотографий начала прошлого века. Может, кому-то это будет интересно.
Вадим А. Шалбанов, г. Кривой Рог, Украина.
Историей Церкви на Урале в Екатеринбургской епархии занимается протоиерей Валерий Лавринов. Им издана книга «Екатеринбургская епархия», в которой рассказывается история становления Православия на Урале, приведены биографии епархиальных архиереев и наиболее известных представителей духовенства, а также сведения о храмах Екатеринбургской епархии. Протоиерей Валерий Лавринов является настоятелем Успенской церкви г. Верхняя Пышма. (624080, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Советская, 3.) Нам было бы очень интересно получить имеющиеся у Вас сведения о Ваших предках, а также, если это возможно, фотографии (можно в отсканированном виде). Это заинтересует и отца Валерия, как председателя Церковно-археологического общества Екатеринбургской епархии, и нашу семинарию, т.к. мы тоже ведем работу в этом направлении. Будем благодарны Вам за оказанную помощь в раскрытии новых сведений об истории нашей епархии.
Кто такой духовник? Где и как его найти? В чем состоит общение с ним?
Наталья.
Как, на Ваш взгляд, нужно относиться к очевидному исполнению пророчеств Святых отцов и, прежде всего, Иоанна Богослова, о приближении Судного дня? Глобализация с явным оттенком тоталитаризма, Новый мировой порядок под лозунгами «во имя мира и безопасности», повсеместная «цифровизация» вплоть до уже серийного внедрения чипов (пока добровольно) в США (Verichip), падение морали и духовности в мире, стремительное ухудшение экологии, грозящее перейти в катастрофу. Все это не может остаться без внимания. Но надо ли бороться с тем, что предначертано самим Господом, или же нужно смиренно принимать все, что происходит с нами? Что важнее: смирение и кротость или же истина и борьба за нее? Как не перепутать смирение с малодушием? Где та грань, которая разделяет эти понятия? Ведь истинно, что ИНН — это замена имени на цифровой код, содержащий «число зверя или число имени его», но также истинно сказанное о. Иоанном (Крестьянкиным), что нашим отцам и дедам в сталинских лагерях ничто не мешало, имея лишь цифры вместо имени, совершать настоящие подвиги жития во Христе (и с этим невозможно не согласиться). Известно и то, что огромная часть людей, пребывая в сомнениях, отказывается принимать ИНН, а российские архиереи называют это расколом Церкви. Но не возник ли этот раскол раньше, в 1917 и последующих годах? Или еще раньше, когда истинное благочестие стало явлением редким для России и часть служителей Христовых стала забывать о Боге, ограничиваясь лишь внешним деланием, о чем пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов) и др. отцы? Словом, все указывает о грядущем Суде Господнем. Как же все-таки найти «узкие врата» применительно к этой ситуации?
Юрий.
В предыдущем ответе я постарался вкратце убедить Вас не становиться «судьей миру». Господь — Единый Судья всей твари. Увлекаясь пророчествами и их исполнением, бойтесь потерять главное — веру в сердце своем. Именно об этом предупреждает архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Судьбы мира в руках Божиих. И в первые века христиане жили ожиданием второго пришествия Господа. А император Нерон ассоциировался с антихристом. Естественно, что и пророчества во многом исполнились уже тогда. Это значит, что в наше время мы должны отнестись к происходящему так, как это было заповедано Богом преп. Антонию. Когда Антоний задумался над судьбой мира, погрязшего в грехе, то услышал в ответ: «Антоний, внимай себе». В отношении ИНН вполне исчерпывающим является решение Священного Синода. А если мы будем сами решать, какие из его определений правильны, а какие нет, мы действительно будем служить тем силам, которые стремятся раскачать корабль Церкви. Вне Церкви нет врат, которыми можно было бы войти в Царство Божие. И Суд Божий для каждого из нас неминуем за порогом смерти. Поэтому и советует отец Иоанн больше заботиться о чистоте сердца, о духовном возрастании, а не о страстном увлечении «пугалами» нашего времени.
Прочла книгу об Оптинских старцах. Эта тема меня заинтересовала. Известно ли Вам о подобных людях в наши дни? Есть ли таковые в нашем городе, области? Чем Вы объясняете их бытие?
Наталья.
Рад, что Вы столь вдумчиво относитесь к чтению духовной литературы. Конечно же, подобные люди были всегда. Иначе сонм святых, прославленных Богом, не умножался бы от века к веку. Вспомните слова Господа: «Нет пророка в своем отечестве». Зачастую мы не видим святости рядом с собой. Духовные подвиги многих людей сделали их святыми, но не при жизни. Потому что удел святости — нищета духа, а зачастую – проклятие от людей и гонения. Так вот и в наши дни, несомненно, есть люди, подвизающиеся в тишине сердца, творящие благо во имя Христово. Служение оптинских старцев, кроме их внутреннего подвига, заключало в себе еще и служение ближним. Духовное окормление страждущих — тяжкий духовный подвиг и большая ответственность. И сегодня несут этот подвиг старцы-священнослужители. Чьи-то имена известны по всей России, кто-то несет свое служение на приходе в глухой деревеньке в безвестности, но от этого делающий не меньше. Есть ли такие в нашем городе и области, сказать затрудняюсь. Может быть, из нежелания делать ненужную «рекламу». Господь волен открыть Вам эту тайну, но не я.
Промыслом Божиим да молитвами Пресвятой Богородицы и Преподобного батюшки Серафима Вырицкого пришел я к покаянию и осознанию грехов своих. Случилось это не многим более 2-х месяцев назад. Чудо, явленное мне по молитвам Святого Серафима, заставило меня крепко уверовать в Господа. Однако сколько искушений сразу навалилось на меня! Стараюсь спасаться изучением писаний Святых отцов, но не на все случаи, бывает, нахожу ответы. Самое тяжкое нынче для меня искушение — «борьба» с моей любимой девушкой, с которой собираемся жениться и ждем в скором времени ребенка. Она тоже крещеная, однако нет в ней страсти ко Господу. Я же настолько перестал интересоваться мирским, что сейчас представляюсь ей фанатиком. Стараюсь переносить все ее упреки и обвинения, но нет-нет да сорвусь, грешным делом, начинаю спорить, доказывать что-то. Самое серьезное обвинение в том, что я не уделяю ей внимания и что она одна несет всю тяжесть беременности. И это действительно так. Несмотря на то, что я стараюсь по мере своих сил помогать ей, я все же более думаю о Боге. Душа и помыслы устремлены к Творцу, внимаю тому, что было сокрыто столько времени: рвусь в паломничество, стараюсь прочесть как можно больше душеполезного, пощусь, читаю молитвы и стараюсь не пропускать воскресных служб. В общем, как иссушенная земля впитывает влагу после дождя, так и я стараюсь постичь Господа после долгой летаргии. Но ведь и ближнего своего нужно возлюбить не менее! В то же время, Господь Иисус Христос говорит о том, что – не берусь цитировать – нужно оставить жену свою и детей своих. Сердце мое разрывается. Чувствую, что нужно принимать все как есть, что на все воля Божия, однако на практике это представляется далеко непростым вопросом. Дело дошло до того, что сейчас я должен решить, ходить ли мне в храм хотя бы по воскресеньям или же лишить себя такой возможности, уделяя внимание своей любимой. Ведь выходные дни — это возможность быть вместе, например, выехать загород, на природу. (О паломничестве, естественно, речь не может идти, т.к. длительные поездки она не может переносить, да и все, что связано с Церковью, вызывает у нее отторжение, чему виной конечно же моя «фанатичная» устремленность). Не могу привести голову и душу свою в порядок. Единственно уповаю на Господа. Однако буду Вам безмерно благодарен, если поможете добрым советом, наставлением.
Юрий.
Похвальна Ваша устремленность к Богу, но опасно то, что Вы называете «страстью ко Господу». Святые отцы учат, что нужно остановить юношу, восходящего на небеса. Называя это состояние неофитством. Ваше «тяжкое» искушение — это всего лишь отсутствие духовного опыта. Настоящая тяжесть искушения, быть может, ждет Вас впереди. Что это за искушение? Это искушение веры. Сейчас для Вас все представляется ясным. Вы веруете, Ваша душа жаждет духовных подвигов. Вы готовы каждому доказывать свою веру. Но аскетический опыт Церкви знает период в духовной жизни, когда тебе кажется, что Бога нет рядом, что ты один. Все покинули тебя, и нет духовного утешения. Это почти всегда случается тогда, когда в нашей жизни происходит перелом. И сейчас в этот период Вам в первую очередь следует позаботиться об утверждении в вере. Не о чувственном переживании, а об умном восхождении к глубинам веры. Зачастую мы путаем состояния духовного общения с Богом и чувственно переживаемые на первых порах, как нам кажется, «плоды» духовного делания. В наше время, когда нелегко найти опытного духовного наставника, очень часто духовные подвиги подменяются духовным прельщением. Для Вас практически посоветую: если Вам представится возможность, пообщайтесь с духовником (постарайтесь найти опытного священника, который был бы готов пообщаться с Вами). Далее, если Вы не прочли, то постарайтесь прочитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея», а еще «Древний патерик». В отношениях с Вашей любимой Вы должны постараться понять друг друга. Для этого прочтите 13 главу 1-го послания к Коринфянам ап. Павла и усвойте, что такое христианская любовь. Не пытайтесь стать апостолом, пока Вы еще младенец по духу. Будет полезно, если Вы остудите несколько духовный пыл, но лишь для того, чтобы заняться закладкой прочного фундамента Вашей веры. Помните, что дом, построенный на песке, не простоит долго. Не стоит нарочито молиться и поститься. В Евангелии Господь учит нас, что молитва должна происходить в тишине сердца. Не надо показывать этого. Ведь, получая похвалу от людей, мы лишаемся награды на небесах. Итак, если Вам не безразлична судьба Вашей любимой и будущего ребенка, значит Вы должны постараться выстроить свои взаимоотношения так, чтобы, делая взаимные уступки, достичь согласия. Естественно, что уступки с Вашей стороны не должны быть отвержением веры. А в остальном дайте время, чтобы Ваша девушка, видя в Вас пример доброго христианина, сама обрела веру.
Каковы критериии вопросов, на которые Вы отвечаете?
Наталья.
Особых критериев при ответе на вопросы у меня нет. Я стараюсь отвечать на все. Но не всегда возможно дать ответ сразу. Иногда нужно посоветоваться с более опытными священниками. Особенно если речь идет о вопросах, связанных с житейскими проблемами. Понимаете, я в основном занимаюсь науками и преподаванием. Поэтому мне не сложно давать ответы об истории, богослужении Церкви, наконец, на вопросы по Священному Писанию. В иных случаях я не отвечаю, например тогда, когда вопрос носит открыто провокационный характер.
Сердце радуется, когда представишь себе, какое великое множество храмов Божьих повсюду красуется на лице Православной Русской земли! Вот подъезжаете вы в ясное летнее утро к большому какому-нибудь городу, и что пред вами открывается? Дома утопают в зелени садов и почти незаметны, а храмы Божьи уже приветливо смотрят на вас
В феврале этого года, дописывая повесть «Дерево Иуды», я долго колебался, не зная, как мне, автору, поступить с одним из своих героев, носителем ВИЧ-инфекции, который, столкнувшись со своей, ОСОБОЙ реальностью, глубоко переродился и пришел к Богу с покаянием и со смиренной верой в то, что для Бога нет ничего невозможного
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.