Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (182) → На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

№5 (182) / 1 февраля ‘02

Вопрос — ответ

Настоящая история: в городе Абакане живет девочка, звать ее София, ей 1 год и 6 мес. Когда ей было 4 месяца, то в доме, где она жила с родителями, случился пожар. Когда все проснулись, уже вокруг горели стены, оставался один выход, через окно… За неделю до этого отец Софии снял именно с этого окна решетку (сам не знает зачем). Они разбили окно и выскочили на улицу раздетые, была зима, и на улице был сильный мороз. Мама Софии побежала звонить по телефону, он не работал… Была глубокая ночь, но напротив их дома стояла машина, парни, которые сидели в ней, отвезли маму к другому телефонному аппарату, а потом в больницу. Пожарные приехали, когда уже горел весь дом… Наутро отец Софии, придя посмотреть, что осталось от дома, увидел лишь голые стены. Сгорело все, но когда они разгребали с братом завалы, то нашли икону святой Софии, которую подарила девочке крестная мать в тот день, когда малышку крестили. Икона была простая, бумажная, под стеклом в деревянной рамке, и стояла у кроватки Софии, на полке. Сгорела кроватка, полка, на которой стояла икона, рамка у иконы, а само изображение осталось целым. Теперь эта икона висит в комнате у Софии с новой рамкой.

Алексей.

Вы рассказали нам историю, которая на самом деле не удивит верующего человека. Но для человека «внешнего», ставящего себя вне Бога, вне Промысла, Ваш рассказ, как мне кажется, должен заставить задуматься над явлениями нашего бытия, выходящими за пределы человеческого рационального мышления. Спасибо Вам за это свидетельство о милосердии и любви Божией к нам.

Прокомментируйте, пожалуйста, почему в храмах процветает торговля, хотя бы и церковной атрибутикой. А как же «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме…» и «…дом Мой домом молитвы наречется»?

Евгений.

Увы, Вы не первый, кто, простите, с некоторой долей язвительности задает такой вопрос. Правда в том, что верующий человек совершенно адекватно понимает и воспринимает наличие в храме церковной лавки. Я думаю, что Вы получите исчерпывающий ответ, познакомившись со статьей диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги». Она публиковалась в «Православной газете» (№ 1, 1999 год), есть в электронном виде (http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at24853), а также отдельной книжицей.

Как правильно поминать самоубийцу?

Оксана.

Самоубийство — тягчайший грех. Это грех хулы на Духа Святого. Потому что жизнь человека — это священный дар Бога, который мы должны освятить и вернуться к Богу, благодаря. Когда кто-то разрушает свою жизнь, уничтожает ее, то тем самым разрушает, по слову апостола Павла, храм Духа Святого, который есть наше тело. То есть отрекается от Бога. Вот почему молитва за самоубийц бывает очень трудной, сопряженной с искушениями для того, кто возьмет на себя такой подвиг. В былые времена, особенно в крестьянской среде, к самоубийцам, а к ним относили и опойц (т.е. умерших от перепития вина) относились очень отрицательно, лишая их не только христианской молитвы (отпевания), но и не позволяли погребать их на кладбище, а иногда и вообще предавать земле. В последнее время, когда случаи самоубийств участились (особенно в молодежной среде), актуальным стал вопрос отношения Церкви к этим людям, а скорее даже к родственникам их. Составлен канон и ряд молитвословий о самовольно убиенных и т.д. Я полагаю, что совершать молитву за самоубийц полезно только для очень близких людей. И более потому, что это будет полезно и назидательно для самого молящегося, а если он будет усерден, то и Господь, внимая молитве праведного, ослабит участь самоубиенного. Поймите простую истину, что исполнение обряда не спасает само по себе, но назидает ко спасению, так и молитва за самоубийцу лишь повод к изменению своей жизни, к благочестивому ее образу. А по милости Своей, на которую и мы уповаем и верим, что не оставлены будем в наших прошениях, являет Господь прощение согрешений наших.

Я — будущий архитектор-реставратор. Сейчас делаю диплом на тему реставрации храма Покрова Божией Матери в Горном Щите архитектора Михаила Павловича Малахова. У меня ощутимая нехватка исторического и фотоматериала. Может быть вы сможете чем-то помочь?

Геннадий.

Лично я, хоть и получал архитектурное образование, в данной ситуации реально мало чем смогу помочь. Могу только посоветовать Вам обратиться к протоиерею Валерию Лавринову, настоятелю храма в г. Верхняя Пышма (тел. (268) 3–92–62). Он является председателем Епархиального церковно-археологического общества. Возможно, у него в процессе работы над книгой «Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы» скопился кое-какой материал, в том числе и по храму п. Горный Щит.

Мы с мужем хотим пройти Таинство венчания в Екатеринбурге, но в этом городе не проживаем. Возможно ли венчание в другом городе? Если такое возможно, подскажите, пожалуйста, где мы можем получить консультации, в какой храм нам лучше обратиться и как узнать дни, в которые будет осуществляться венчание в 2002 году. Спасибо за ответ!

Валентина.

Простите великодушно, но я не совсем понял, где Вы проживаете, и поэтому не могу Вам подсказать, в какой храм Вам обратиться (если в Вашем городе их несколько). По большому счету неважно, в каком храме Вы обвенчаетесь. Важно, чтобы Таинство было принято Вами по вере и рассуждению. Т.е. прежде чем приступить к Таинству Брака, будет не лишним подготовиться, исповедаться, причаститься, побеседовать со священником. Относительно времени совершения браковенчания замечу следующее: венчание не совершается в течение времени постов: Великого (18.03–04.05.2002), Петрова (01.07–11.07.2002), Успенского (14.08–27.08.2002) и Рождественского (28.11.2002–06.01.2003). Также в течение сырной седмицы, начиная с Недели мясопустной (т.е. с 10.03.2002), в течение Светлой седмицы (05.05–10.05.2002), в продолжение Святок (07.01–19.01.2002), накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11.09) и Воздвижения Креста (27.09), накануне среды, пятницы и воскресенья (т.е. во вторник, четверг и субботу). Резюме: совершение венчания возможно в понедельники, среды, пятницы и воскресенья кроме указанных выше случаев. Не пугайтесь, на самом деле времени для венчания в году достаточно, правда иногда желаемое нами не совпадает с возможным. За самыми подробными разъяснениями обращайтесь в ближайший к Вашему месту жительства храм.

Я не так давно читал статью, в которой говорилось о замещении человека, готовящегося уйти в мир иной, другим, менее нужным, (как правило служителем церкви). Возможно ли это?

Александр.

Статья, на которую Вы ссылаетесь, мне не известна. Поэтому конкретных суждений я дать не могу. Вообще, постановка вопроса кажется мне странной, во всяком случае отношения к христианству и православному учению этот тезис не имеет.

Насколько безопасно купание в проруби в Крещение?

Борис.

Ответ довольно прост: «По вере Вашей да будет Вам». Знаю многих людей, которые не увлекаются зимним плаванием и даже не занимаются специально закаливанием, но, не сомневаясь, купаются или обливаются водой в праздник Крещения. О случаях заболевания после такого купания мне не доводилось слышать. В Сибири в этот праздник даже Крещение совершают в проруби, включая и детей. Но не хочу, чтобы мой ответ прозвучал как призыв действовать. Прежде чем прыгать в прорубь, надо быть на богослужении в этот день и славословить Бога со всей полнотой Церкви.

Ваше отношение к музыкантам, актерам и другим людям искусства. Нужны ли они Православной Церкви вообще?

Алла.

Православной Церкви нужен каждый человек. Потому что Господь, посылая своих учеников на проповедь, заповедал им учить все народы, крестя их … И сегодня миссия Церкви состоит в том же самом — благовествовать ближним и дальним спасение через покаяние. Вопрос может быть в другом, что устремляет человека ко спасению, а что препятствует ему. Мы знаем многих поэтов и музыкантов, деятелей искусства, которые были глубоко религиозными людьми и своим искусством свидетельствовали о силе, красоте, духовном богатстве христианского мироощущения.

Здравствуйте. Недавно мы справили 40 дней смерти моего двоюродного деда. Он был католиком, но прожил всю жизнь в православной семье. Умер он неожиданно и не успел сказать, где его похоронить. Его жена настояла, чтобы его отпевали в Православном монастыре, и когда ему ставили крест, то сильно возмущалась, что он оказался православным (т.е. стандартным). После похорон отчитала батюшку за это, чем сильно поразила всех монастырских. На 40 дней, поехав на кладбище, узнали, что в церкви никаких молитв не было. Теперь тетя настаивает, чтобы я упоминала его в записках, но как? Он ведь иноверец. Я пыталась объяснить, что нельзя, но они неверующие. Как мне поступить? До сих пор я просто дома поминала, а подать записку в храме боюсь. Помогите пожалуйста.

Маргарита.

Ситуация, в которой Вы оказались, непростая. Кстати, о том, что Ваш родственник был неправославного вероисповедания, следовало сказать перед отпеванием. Получилось, что священник, совершивший отпевание, был введен в заблуждение. Однако, Вы правы в том, что поминать усопшего Вашего родственника за Божественной Литургией в православном храме невозможно. Единственный вариант тот, которым Вы уже воспользовались, совершая домашнюю молитву. Вашей тете я хочу посоветовать самой тоже обеспокоиться молитвой об усопшем, а если она неверующая, то тогда зачем от Вас требует того, во что сама не верует?

Подскажите кто-нибудь, где сейчас бывший управляющий нашей Епархии? Что с ним, чем занимается. Хотелось бы узнать о человеке, который правил нашей Епархией. Несмотря на скандалы, предшествующие снятию его с руководства, все-таки вспоминается очень много хорошего…

Гершель.

Если я правильно понял, Вы спрашиваете о епископе Никоне. Обращаю Ваше внимание на соответствующий раздел о епископе Никоне, размещенный на нашей странице и посвященный архипастырям, возглавлявшим нашу Епархию. В частности, здесь помещена информация о том, что преосвященный Никон по прошению, удовлетворенному Священным Синодом, в настоящее время проживает в Псково-Печерском мужском монастыре.

Уважаемый отец Аркадий, можно ли получать рассылки новостей по электронной почте? Я пробовал подписаться, но у меня ничего не вышло.

Артемий.

Попробуйте, пожалуйста, еще раз. Способ подписки прост. Вы должны отправить письмо-заявку по адресу baibakov@etel.ru Если Вам и после этого не будет приходить рассылка, то обращайтесь на мой адрес (eds@etel.ru) и я попытаюсь прояснить ситуацию.

Уточните, пожалуйста, кто настоятель мужского монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Кем является архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий по отношению к монастырю? Извините, если вопросы сформулированы неграмотно.

Лариса.

Настоятелем, а правильнее священноархимандритом монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев является архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Случайно услышала мнение одного батюшки, что православная христианка должна и дома покрывать голову. Муж мой (мы венчаны) возражает против этого. Как мне быть? Какие правила существуют на этот счет?

Светлана.

Для христианина главное правило: «Возлюби Господа Бога твоего…». И второе подобное ему: «Возлюби ближнего твоего». Или следуя словам ап. Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12) также в другом месте: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10: 23). В отношении покрытия головы женщиной рекомендую Вам прочесть размещенный на нашей странице материал. К сему добавлю, что покровение головы замужней женщиной — обычай не только христианский. Можно сказать, что он носит общекультурный и общечеловеческий характер. Особенно это явление характерно для народной фольклорной культуры. Конечно, городская культура в России за последние столетия, а если быть точнее, то с эпохи Петра Великого отошла от былых устоев. Однако, современная «культура» очень часто намеренно разрушает эти устои. Взять хотя бы, например, получивший в последнее время широкое распространение стиль «унисекс». В котором намеренно стирается всякое различие между полами. Можно ли считать такие проявления нормальными? В Вашей ситуации, однако, я бы посоветовал принять во внимание необходимость сохранить мир в семье. И если Ваш муж не хочет видеть Вас с покрытой головой, то уступите ему. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7, 4). Для того, чтобы добрым примером смирения и кротости своей назидать его. Хотя домашнюю молитву, памятуя о словах апостола Павла, совершайте с покрытой головой.

В Москве православные протестуют против решения Сбербанка и Налоговой инспекции с 10 января принимать платежи по всем видам услуг только при указании в квитанции ИНН. Что нам делать после нового года? Известно ли что-нибудь Владыке о молитвенном стоянии 5 декабря в Москве?

Вячеслав.

По-моему, ситуация уже разрешилась. 27 января принято обращение Священного Синода к Министерству по налогам и сборам и Сбербанку. От них, в свою очередь, поступило письмо, указывающее подразделениям Сбербанка принимать квитанции по оплате услуг и налогов без обязательного указания ИНН для граждан, не имеющих такового.

У моей сестры годовщина смерти (ее убили невинно) приходится на 6 января, в строгий пост. Следует ли отмечать ее 6 числа или можно перенести на 7 января.

Нелли.

По существу Ваш вопрос актуален, если Вы осознаете себя человеком верующим, и для Вас имеют значение такие понятия, как пост и праздник. Если это так, то Вы, в первую очередь, должны позаботиться о церковном поминовении Вашей сестры. А поминальный стол, который, напомню, должен служить трапезой милосердия, а не языческим тризнищем, можно устроить после праздника, т.е. 8 января. По церковной традиции строго установлено только поминовение на сороковой день, а остальные дни поминовения могут быть переносимы. И уж конечно следует помнить, что самым важным и нужным для покоя души Вашей сестры является молитва и милостыня.

До революции в России преподавали «Закон Божий» с начальных классов. Хотелось бы заочно получить хотя бы зачатки тех знаний.

Евгений.

Если Вы проживаете в Екатеринбурге или в Нижнем Тагиле, то у Вас есть возможность посещать вечерние катехизаторские курсы. Если в Вашем городе (селе, поселке) нет подобных образовательных проектов, то попробуйте узнать, может быть, в приходе проводятся занятия для взрослых в воскресной школе. А проще всего взять доступный учебник «Закона Божия» и прочитать его. Рекомендую Вам одну из самых крупных электронных библиотек «Библиотеку православного христианина». А если будет что-то неясно, милости просим к нам на сайт. Задавайте Ваш вопрос.

Я хочу иметь наставника в вере и переписываться с ним, потому что мало знаю об обрядах Русской Православной Церкви . Из-за болезни я не могу посещать ни воскресных школ, ни курсов.

Дарья.

Пожалуйста, пишите на адрес seminary@mail.ur.ru По мере возможности постараемся помочь Вам.

Какой совет может дать Православная Церковь по вопросу запланированного зачатия и течения беременности. У нас с женой есть уже один ребенок. Хотим второго.

Борис.

Для православного христианина, имеющего попечение о душевном спасении и подвизающегося на этом поприще, вопрос о запланированном зачатии решается посредством соблюдения воздержания и целомудрия в дни говения (подготовки к Святому Причастию), в дни постов (многодневных и еженедельных, т.е. накануне среды и пятницы), накануне великих и двунадесятых праздников. Конечно, это определенный духовный подвиг. Апостол Павел писал, назидая коринфских христиан в вопросах брака: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7, 5). Поэтому мы почитаем за лучшее стремление христиан к духовному совершенствованию, но в браке все должно решаться по согласию «муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор. 7, 3). В остальном, да поможет вам Бог.

Не считаете ли вы, что обращение за помощью к полпреду по поводу передачи зданий, которые были отняты у Епархии еще до октябрьской революции, в собственность Епархии — это уже слишком? Для помощи в этой ситуации есть городской комитет по управлению имуществом и областная комиссия при губернаторе…

Настя.

Ваш вопрос не совсем корректен, т.к. никакой собственности Епархии до революции отнято не было, если не считать передачу церковно-приходских школ департаменту образования Временного правительства после февральской революции. Что касается современной ситуации, то кажется вполне логичным решать вопросы о возвращении епархиальных зданий на уровнях соответствующих органов власти, в компетенции которых находятся те или иные вопросы собственности. Т.е. решать с городским комитетом по управлению имуществом вопросы о собственности, находящейся в их ведении, с областной комиссией при губернаторе решать вопросы о собственности, находящейся в областном ведении и, наконец, с комиссией при полномочном представителе Президента в Уральском федеральном округе решать вопросы о зданиях, находящихся в федеральной собственности. Например, Уральская горная академия занимает здание, в котором до революции размещалось женское епархиальное училище, а теперь оно находится в федеральной собственности. Соответственно решить этот вопрос ни на городском уровне, ни даже на областном уровне нельзя.

В новостях видели, что плачет икона. Можно узнать, в какой из церквей и что за икона?

Сергий.

В последнее время было несколько сообщений о мироточении икон в храмах Епархии. Возможно, интересующее Вас относится к факту мироточения иконы «Отрада» или “Утешение”, находящейся в Иоанно-Предтеченском соборе. Более подробная информация есть в статье “Православной газеты” №28 за 2001 год. Ее адрес в интернете http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26802

Скажите, пожалуйста, возможна ли исповедь человека по интернету, как написала об этом газета «Трибуна» от 27.11.2001?

Дмитрий.

Не имел возможности ознакомиться с материалом, опубликованным в газете «Трибуна». Дело в том, что Церковь вообще-то различает понятие исповеди и рассказа о сокровенном. В Церкви общепринято называть исповедью очень важную часть Таинства Покаяния http://ekaterinburg-eparhia.ru/basis/sacraments/repentance/at52. А именно открытие кающимся перед священником (корректнее было бы сказать перед Богом в присутствии священника «я же только свидетель, да свидетельствую перед Богом твое покаяние», — говорит священник перед исповедью) своих согрешений. Мы веруем, что исповедь, если понимать ее как Таинство Покаяния, очищает кающегося от греха, делая человека таким же непорочным, каким он выходил из купели Крещения. Святые отцы называют Покаяние — вторым Крещением. Т.е. исповедь церковная совершается только в личном, сокровенном, сакраментальном общении христианина со священником, в преподании священником, властью данною от Бога, через святых апостолов прощения согрешений кающегося. Поэтому я считаю невозможной исповедь по интернету. Другое дело, что иногда человеку требуется прояснить какие-то недоумения, касающиеся его личной духовной жизни, и в этом случае переписка через интернет — прекрасная возможность общаться и приносить духовную пользу тем, кто нуждается в этой помощи. Практика общения с духовными чадами посредством писем очень широко была распространена в прошлом и позапрошлом столетии. Переписки духоносных старцев с их духовными чадами теперь издаются и служат замечательным наставлением для верующих в вопросах духовной жизни. Например, прекрасная книга «Письма игумена Никона (Воробьева)». Таким образом, если говорить об открытии помыслов и недоуменных вопросах, а также для того, чтобы помочь человеку пробудиться и сделать первый шаг к покаянию, к тому, чтобы войти в Церковь, то использование интернета будет хорошим подспорьем. Такую цель мы в том числе ставили, открывая данный ресурс. Об этом же говорил Высокопреосвященный Викентий на пресс-конференции, посвященной открытию официальной интернет-страницы Екатеринбургской епархии.

Скажите пожалуйста, почему на вашем сайте нет информации по поводу современных тоталитарных сект?

Константин.

Наш информационный проект призван решить задачу объединения в единый ресурс уже существующих православных информационных страниц нашей Епархии. Поэтому интересующие Вас сведения Вы можете найти на странице Миссионерского отдела в разделе Сектоведение, а также на сайте «Православной газеты»: http://orthodox-newspaper.ru.

В январе будет год со дня смерти моей тети, которую убили невинно. Пожалуйста скажите, как следует отмечать эту годовщину по церковным канонам. Заранее благодарен за ответ.

Владимир.

Во-первых, если Ваша тетя была православной христианкой, т.е. была крещена в Православной Церкви и погребение Вашей тети было совершено по христианскому обряду, т.е. с отпеванием, то Вам следует в день годовщины заказать в любом из храмов панихиду об упокоении, а также заказать поминовение об упокоении за Божественной Литургией. Если после погребения не был заказан сорокоуст, т.е. поминовение за Литургией в течение 40 дней, то это можно сделать теперь. Не забудьте совершить в этот день милостыню, т.е. оказать тому, кто нуждается, помощь тем, чем Вы сможете с просьбой молиться об упокоении рабы Божией (имя). Такого рода милостыней может послужить трапеза или обед, который по русской традиции принято устраивать в 3-й, 9-й, 40-й дни, иногда в полгода и в годины со дня смерти. Только следует помнить, что эти трапезы не должны иметь ничего общего с застольями, т.е. категорически противоречит христианской традиции поминание усопших водкой или иными спиртными напитками. Эти трапезы должны быть милостыней для малоимущих, чтобы они, получив милость от Вас, помолились об упокоении души усопшей. Если же отпевания при погребении не было совершено, то Вы можете, придя в храм, заказать так называемое заочное отпевание (не забудьте для этого взять свидетельство о смерти).

В соответствии со ст. 12 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-Ф3, «гражданам РФ могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений»; нам хотелось бы подробнее узнать об отношении православных к такому нововведению в сфере похоронных услуг, как саркофаги, которые уже готовы к использованию на Сибирском кладбище Екатеринбурга. Дело в том, что саркофаг — большая зацементированная яма с четырьма полками для гробов, создан для того, чтобы, как утверждают в муниципальном унитарном предприятии «Комбинат специализированного обслуживания», «сэкономить землю». Выглядеть использование такого «новшества» будет следующим образом: семья заранее откупает себе один такой саркофаг, и в дальнейшем, если кто-то из членов семьи умирает, то его, соответственно, хоронят в эту яму. В связи с чем возникает закономерный вопрос: не пойдёт ли это вразрез со Священным Писанием? Ибо, пока эта «яма» окончательно не будет заполнена (пока туда не будут похоронены все четыре тела), она (яма) с каждыми новыми похоронами будет открываться (выглядит она наподобие вагонного купе, с тем лишь отличием, что находится под землёй). Как Вы это можете прокомментировать? Как верующим людям стоит к этому новшеству относиться?

Максим, Евгений.

У Церкви к «нововведению» нормальное отношение. Хотя бы потому, что для Церкви это не нововведение, а практика, уходящая корнями в античную эпоху. Знаменитые римские катакомбы прекрасная иллюстрация этому. Да и в России это тоже не новшество. Во всяком случае до 1917 года захоронение в фамильных склепах для состоятельных людей было обычным делом. Те, кто посещал Московский Кремль, хорошо знают, что Архангельский собор Кремля является усыпальницей московских князей, так же, как Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — место захоронения российских императоров.

Скажите, пожалуйста, с какой стороны ставятся свечи за здравие, а с какой — за упокой? С какой стороны во время службы стоят мужчины, а с какой — женщины?

Ксения.

Свеча — это символ нашего «горения» перед Богом, т.е. пламенности нашей молитвы. Свечи с молитвой о здравии можно ставить перед любыми иконами или мощами святых угодников, перед которыми мы молимся, прося у Бога помощи и заступления предстательством святых угодников Божиих. Свечи об упокоении принято ставить на канун — небольшой стол с подсвечником. Очень часто такой стол находится в притворе или в задней части храма. Он выделяется своим видом от других подсвечников, и обязательно имеет хотя бы и небольшое изображение Креста с распятием, именуемого Голгофой. Обычай для мужчин и женщин стоять в разных частях храма был характерен для Древней Церкви. Даже архитектоника храмового пространства проектировалась с учетом этого. Однако, в настоящее время такая традиция уже не актуальна, поскольку и само пространство современного храма не позволяет такого четкого деления. Если Вас это интересует, то в древности мужчины молились с южной или правой стороны храма, а женщины, соответственно, с северной или левой стороны.

Объясните, пожалуйста, почему православные крестятся справа налево, а католики — наоборот? С чем связано это различие?

Леонид.

Различие в образе совершения крестного знамения между православными и католиками лежат в исторической плоскости. Это один из многих примеров обрядовых различий, которые возникли с ранних веков существования христианской Церкви и имеют исторические, а не догматические корни. Для более полного знакомства с историей возникновения и развития этого молитвенного жеста, рекомендую Вам труд А.П. Голубцова «Из чтений по церковной археологии и литургике». «Сатисъ» -СПб., 1995, С. 234–249.

Помогите найти молитву за обижающих и ненавидящих нас. Не могу найти как она звучит.

Татьяна.

В ответ на Вашу просьбу помещаю тропари и молитвы. Во-первых, перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная», во-вторых, молитва, взятая из молитвослова на всякую потребу.

Тропарь, глас 5:

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающе, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистинну злых сердец умягчение.

Кондак, глас 2:

Благодатию Твоею, Владычице, умягчи сердца злодеев, низпосли благодетелей, соблюдающи их от всякаго зла, благомолящимся Ти усердно пред честными иконами Твоими.

Молитва перед иконой Божией Матери, именуемой «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец».

О Многоскорбная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли пренесенных! Приими многоболезненная воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоей милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Об умирении вражды между людьми.

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих; разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 
Цветник духовный

Речь к новобрачным. Протоиерей П.Смирнов

Скрепление Божественною печатью союза двух сердец, безраздельно отдавшихся на всю жизнь, благословение мирного домашнего крова, в котором человек находит, по крайней мере должен находить, отраду в жизни, успокоение в друге сердца за все, что дорого ему, за честь, за достояние, за семью, за детей, если Бог дарует их

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский викентий освятил новое инфекционное отделение Первоуральской городской больницы № 3

Первоуральск, 30 января. Минувшим днем архиепископ Викентий по приглашению главного врача А.Ф. Цедилкина посетил возглавляемую Александром Федоровичем Первоуральскую городскую больницу № 3.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс