Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1324) → Протоиерей Михаил Потокин: Евангельское слово требует делания

Протоиерей Михаил Потокин: Евангельское слово требует делания

№43 (1324) / 10 ноября ‘25

Беседы с батюшкой

Начнем наш разговор с Евангельского эпизода, когда Христос спрашивает учеников, за кого почитают Его люди. Они отвечают: за одного пророка, за другого. Тогда Он спрашивает: «А за кого почитаете Меня вы?» Петр отвечает: Ты Христос, Сын Бога Живого. Апостол называет Его Мессией, Которого иудеи ждали на протяжении веков, но Христос запрещает им рассказывать об этом. Почему? Значит ли это, что и мы, признавая Христа Богом, открывая Его для себя, должны беречь это как тайну и никому не рассказывать?

– Если мы читаем Евангелие дальше, то узнаем, что после Воскресения, в момент Вознесения, Он говорит: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, то есть всем людям. Вопрос не в том, нужно или не нужно проповедовать, а в том, кто это делает. Ученики, беседовавшие со Христом в тот момент, еще не знали Воскресения и не имели дара Святого Духа.

Вспомним, что произошло с Петром во время страданий Христа, – он отрекся. Можем ли мы доверять проповеди человека, который сам не устоял? Нет.

Но после сошествия Святого Духа апостолы получили дар проповеди и уже неотступно следовали этим словам. Почти все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину – то есть они готовы были пойти на смерть ради слова Божия. Проповедь о Христе – это не человеческое дело, а дело Духа Святого, поэтому в Евангелии так и написано.

Мы все призваны проповедовать Христа, ибо получили Духа Святого в таинстве Крещения. Но вопрос именно в том, кто проповедует. Апостол говорит, что имя Божие хулится у язычников из-за того, что проповедники живут не так, как говорят. Поэтому мы должны учить Евангелию так, чтобы это было согласовано с нашей собственной жизнью. Если мы сами еще не вполне соответствуем Евангельским словам, начинать нужно с проповеди покаяния.

Покаяние – основа, это первое, что мы должны сделать в нашей духовной жизни. И только потом мы можем сказать остальные Евангельские слова, потому что нам действительно дана такая благодать. Но и спрос будет соответствующий: кому много дано, с того много и спросится. Мы должны проповедовать, но не только словами, а своей жизнью.

Апостолы тогда еще не были готовы. Мы видим это в момент страданий Христа, когда почти все они разбегаются. С Ним остаются только Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы. Это еще не проповедники, а испуганные люди, не понимающие до конца смысла происходящего. Христос по Воскресении в течение сорока дней беседовал с ними, и лишь после Пятидесятницы они, как выразился апостол Павел, стали проповедовать Христа распятого и Воскресшего.

Для нас есть возможность проповеди, но мы должны относиться к этому с великой осторожностью, дабы не быть обвиненными в том, что проповедуем одно, а живем иначе.

Говоря о проповеди образом жизни, значит ли это, что самая эффективная проповедь – это, например, переселиться в общество, погрязшее во грехе, и там, живя праведной жизнью, иногда демонстративно, иногда молча влиять на окружающих?

– Никуда переселяться не нужно – мы и так живем в обществе грешников. Действительно, это самая лучшая проповедь. Как прекрасно выразился преподобный Серафим Саровский: стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Другое дело, что стяжание этого духа – не наша заслуга, а дар Божий, подаваемый за труды, покаяние и смирение. Господь подает этот талант жизни во Христе, которая привлекает других людей.

Христос избрал не так много апостолов, но они просветили всю империю, всю известную на тот момент вселенную. Они сделали это, не имея современных средств коммуникации и транспорта. Каждое путешествие апостола Павла занимало годы и было сопряжено со множеством испытаний.

И мы видим эффективность их проповеди. Потому что с ними был Дух. Апостолы имели все дары Святого Духа, и особенно действовал на людей дар Евангельской любви, которую они являли друг к другу и к другим людям. Это была проповедь и делом, и словом. Видя их дела и поступки, люди убеждались, что проповедуемое ими слово – истина.

Вся цивилизованная часть мира, которая описана исторически, просвещена совсем небольшим количеством проповедников. Это чудо Божие совершилось через апостолов.

Если говорить о состоянии апостолов до и после Воскресения, касается ли это нас? Или мы сразу в таинстве Крещения обретаем Святого Духа?

– Да, мы просвещаемся Духом Святым в таинстве Миропомазания. У нас тоже есть этот дар, который имели апостолы после Пятидесятницы. Но пользоваться им нужно с благоговением, понимая его ценность. Если мы зароем его в землю, как нерадивый раб из притчи поступил с талантом, то будем осуждены. Проповедь – это не удовлетворение любопытства, это слово жизни. Часто кажется, что все уже все знают, но живое слово, сказанное здесь и сейчас, всегда воспринимается иначе. Человек нуждается в личном диалоге, несмотря на то что есть много литературы, передач и записей. И этот диалог от имени Христа ведет каждый христианин.

Ваша деятельность как председателя Синодального отдела связана с социальным служением и благотворительностью. Расскажите про этот личный контакт человека с человеком.

– Я больше занимаюсь организацией. А главные представители нашего служения не организаторы, а те, кто его совершает, – кто работает с людьми в больницах, с бездомными, обездоленными, в гуманитарных миссиях в зонах военных действий. Они – главные представители Церкви в благотворительности. Представительство не должностное, а личное. Раненый в госпитале встречает не меня, а сестру милосердия или священника, совершающего таинство. Вот они и есть главные послы церковного милосердия. И таких людей много.

В служении милосердия очень большая церковная миссия. Через него люди знакомятся с Церковью, понимают, что такое церковные люди. Одно дело – сказать «я вам помогу», и совсем другое – помочь лично.

У нас есть проект, когда добровольцы едут в Донецкую и Луганскую Народные Республики, помогают восстанавливать разрушенные дома. Это меняет и тех, кому помогают, и самих добровольцев. Человеческие отношения дороже всего. Это и есть прекрасная миссия, осуществляемая Церковью через ее главных представителей – сестер милосердия, добровольцев, социальных работников, священников.

Сейчас очень важно, чтобы люди не только видели это, но и сами принимали участие в делах милосердия. Через это мы постигаем важную истину. Наступил век постматериализма. Материализм владел умами людей с середины XIX века, а в нашей стране вообще пытался вычеркнуть духовное из бытия. Он привел к тому, что человек стал восприниматься как сугубо материальное существо. Но человек по своей природе духовен. Мы не можем быть счастливы и состояться как личности без духовной жизни. И эта проблема возникает, когда людям кажется, что только обеспеченность, благополучие и здоровье приносят радость и счастье.

Сегодня идет борьба идей, которые стары как мир, – служение внешнему благополучию или служение подлинной жизни. Церковь свидетельствует, что именно внутренняя жизнь определяет все, и счастье обретается не в загробном мире, а уже в этом через общение, через помощь другому.

Вспомните притчу о милосердном самарянине. Церковь проповедует ценность добрых, дружеских, семейных отношений. Очень важно, чтобы человек на деле почувствовал, сколько радости приносит забота о другом. Если он это почувствует, то поймет, что обрел сокровище, ради которого, как говорит притча, человек продает все, что имеет.

Пока нет этого опыта, мои слова останутся для вас пустыми. Но, сделав что-то доброе для другого, вы почувствуете ответ – не от человека, а от Бога, и поймете, что это и есть подлинная жизнь. Жизнь для другого – это и есть настоящая жизнь.

Именно противостояние между материальным миром, затягивающим нас своими стандартами, и жизнью духовной – одна из важнейших проблем человечества. Посмотрите: развитые страны вымирают. Высокий стандарт жизни, поставленный как цель, не дает радости простых вещей – семьи, детей. Мы не заводим детей, потому что боимся не достичь какого-то навязанного стандарта. Но кто сказал, что именно этот стандарт даст счастье?

Христиане через дела милосердия дают людям почувствовать иную жизнь, иную цель. Цель – жизнь для другого, жизнь как жертва, жизнь, которая оборачивается стократным приобретением.

Для достижения счастья нужно отказаться от высоких стандартов и глобальных целей и просто посмотреть на людей вокруг? То есть не нужно стремиться к чему-то заоблачному?

– Нет, в жизни человека должны быть цели. Вопрос в правильной расстановке приоритетов. Мы не призываем все бросить, перестать работать и только общаться. Нет, нужно зарабатывать хлеб насущный, содержать семью. Есть вещи, которые не приносят счастья, но необходимы. А есть то, во что мы вкладываем душу, чему отдаем свое время и внимание. И вот здесь ключевой вопрос: с чем связаны эти ожидания? С положением в обществе, карьерой и материальными достижениями? Это старая, бесконечная история: приобретая что-то, мы быстро теряем к этому интерес, нам снова становится мало. Это не насыщает душу.

А тогда, когда мы делаем что-то для ближнего, живем для другого человека, то даже если по мирским меркам не имеем многого, мы оказываемся людьми, наполненными радостью. И наполняемся ею вместе с другими.

Об этом бессчетное количество раз написано в литературе. Это те грабли, на которые человечество наступает всю свою историю. Об этом нужно говорить, и у Церкви есть все основания для этого – в Священном Писании, в Предании, в примерах жизни святых, которые показывают, каким человек должен быть.

Апостол Павел в посланиях описывает свои труды, гонения, тюрьмы, покушения на жизнь. Но это слова не унылого человека! Это слова человека, исполненного радостью от своего служения. Он служит, чтобы проповедовать Христа, и видит свою проповедь состоявшейся в других верующих, которых крестил, которых поставил епископами. Он видит эту новую жизнь в них, и это наполняет его радостью, несмотря на скромные внешние обстоятельства. Он – скиталец, беглец, у него нет ничего своего, его постоянно пытаются побить, казнить. И вот этот человек оказывается более наполнен счастьем и радостью, чем те, кто живет во дворцах в полном изобилии. Они не имеют этого счастья, внутренней полноты, желания жить дальше, трудиться на ниве, на которую благословил их Христос.

И нам нужно не просто понимать это теоретически, но попробовать на практике. Как мы можем попробовать жить для ближнего? Через служение, через дела милосердия. Я знаю многих людей, которые, попробовав это, оставляли свою прежнюю работу и начинали социальные проекты. И они радуются этому, несмотря на то что могли бы быть знаменитыми или состоятельными. Для них не стоит этот выбор.

Таким образом, радость и то, что мы называем блаженством или счастьем, дается человеку именно в общении с другой личностью, а не в сосредоточении на собственном «я». Собственное «я», к сожалению, не даст подлинного счастья, сколько его ни наполняй.

Миссия Церкви через дела милосердия очень важна именно потому, что дает почувствовать это на собственном опыте. Человек пришел, покормил бездомного, поухаживал за больным – и чувствует прилив сил и радости. Этот источник не от нас, но, раз почувствовав его, мы будем искать его в жизни. Мы понимаем, что это тот самый источник, о котором Христос говорил самарянке: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Этот источник бьет в сердце человека, когда он проявляет заботу, внимание и любовь к ближнему. Это то самое большое слово «любовь», которое, к сожалению, сегодня сильно обесценено.

Можно по-другому взглянуть и на отрывок о сотворении человека, где Господь говорит: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Залог счастья – в общении.

– Одна из молитв на таинстве Венчания как раз говорит об этом. Но важно понимать, что и первый человек был не один – он был с Богом.

Господь, когда уходит от учеников, пребывает всегда с Отцом, а Отец пребывает в Нем. Две Личности. Мы знаем, что есть путь служения милосердия, проповеди среди людей. И есть путь монашеский. Серафим Саровский провел в пустыне один много лет. Разве в это время он никому не служил и ни с кем не общался? Нет, он общался с Богом. Он не был один. Он искал встречи со Христом.

И это не есть одиночество как таковое. Это тоже служение. Служение Христу. Здесь мы можем сказать и о подвижниках, которые прожили в монашестве много лет. Иногда бытует неправильное мнение, что монахи в монастыре только молятся и ничего не делают, ни с кем не общаются. На самом деле это и есть самое интенсивное общение – непрестанная молитва. Это одно из самых напряженных общений. Потому что Бога легко потерять и трудно найти. Когда мы говорим о друзьях, то понимаем, что они не так-то просто приобретаются. А как приобрести Бога? Как сохранить чистоту сердца? Монашество знает об этом. Поэтому это тоже один из путей личного общения с другим.

В чем заключается совершенное одиночество? Мы ведь можем быть одиноки и в обществе, в семье, на работе. Во-первых, мы сами сосредоточены на себе, наше «я» всегда на первом месте. И второе: мы еще не готовы к открытости с людьми. Потому что это несет опасность. Ведь среди апостолов был и Иуда.

Но без общения, к сожалению, человек не имеет полноценной, подлинной жизни на земле. Общение с Богом и людьми – это основа духовной жизни. Мы так сотворены. Клайв Льюис однажды заметил: если в автомобиль, созданный для бензина, залить самый дорогой коньяк, он не поедет. Человек создан для другого, чтобы открыться в нем и чтобы тот открылся. Я в Отце и Отец во Мне. Это наша природа. Чем бы мы ни пытались ее заменить, она остается. Потребность в другом всегда с нами. Мы можем заменить ее эгоизмом, пытаться выкинуть на периферию, но она все равно останется, так как лежит в основании природы человека.

Вспоминаются Евангельские слова: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Значит, когда вместе тот, кто хочет помочь, и тот, кто нуждается в помощи, Бог присутствует между ними и счастье обретается ими обоими?

– Верно. Эта мысль есть и у современных философов. Например, у Симоны Вейль. Она пишет, что должно быть правильное устроение и у подающего, и у берущего: берущий принимает с благодарностью, а подающий подает не ради себя, а ради Христа.

Надо уметь и оказывать милосердие, и принимать его.

– Да, это одна из евхаристических молитв. «Ибо Ты – приносящий и приносимый; и принимающий, и раздаваемый». Христос посреди нас, когда мы верно совершаем это действие: когда один подает ради Него, а другой с благодарностью принимает.

Буквально через неделю начнется Общецерковный съезд по социальному служению, который возглавит Святейший Патриарх Кирилл. Можно ли сказать, что это будет съезд счастливых людей?

– Знаете, вряд ли уместно говорить, что там не будет несчастных. Мы часто представляем счастье как постоянную улыбку, но это не так. На самом деле это съезд неравнодушных, очень интересных и инициативных людей. Нельзя сказать, что мы всегда бываем счастливы, а значит, безгрешны. Это невозможно. Конечно, бывают моменты глубокой радости от того, что делаешь, но эти переживания часто невербальные, о них трудно рассказать.

В основном это люди, которые стремятся обрести счастье через дела милосердия. Я бы сказал, что они не столько счастливы, сколько стремятся к этому. И это хорошо.

Съезд – большое событие для всех нас. Ожидается более тысячи участников со всей России – представители всех епархий, социальных организаций и значимых проектов. Мы надеемся, что общение принесет всем радость и пользу.

Очень важно видеть, что делают другие. Часто мы замыкаемся на своих идеях, считая, что только мы правильно понимаем, как нужно действовать. Но открытость к мнению других позволяет увидеть и понять больше. Опыт – и ошибки, и достижения – бесценен. Такой обмен опытом помогает понять, какие есть идеи и как их можно воплотить в жизнь.

Служение – дело непростое. С одной стороны, оно требует внутреннего настроя, с другой – материального обеспечения. Нужно уметь привлекать и жертвователей, и добровольцев.

У нас есть прямая линия: 8 (800) 70-70-222. Это горячая линия помощи Русской Православной Церкви, где можно узнать о добровольчестве. Мы принимаем звонки по всей России.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс