Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1306) → Иерей Владимир Сердюк: Начните с Евангелия!

Иерей Владимир Сердюк: Начните с Евангелия!

№25 (1306) / 30 июня ‘25

Беседы с батюшкой

Петров пост... Несколько слов: что это за пост? Как правильно его провести?

– Петров пост – один из древнейших. Есть много святоотеческих творений, где он упоминается под разными названиями. Например, пост Святой Пятидесятницы. Возможно, он был несколько короче, был перед праздником Пятидесятницы или сразу после него. Это такое особое состояние, когда в человеке проявляются дары Святого Духа. Праздник Пятидесятницы раскрывает основное содержание христианской жизни – стяжание Духа Святого. Петров пост в некотором смысле самый сложный. Почему? Великим постом несколько проще поститься и в плане еды, и в плане молитвы, потому что само богослужение располагает к этому. В Петров пост богослужение не особо меняется. А вокруг лето, шашлыки, отпуска ...

В этом смысле можно сказать, что Петров пост – для особых подвижников, хотя он не самый строгий в плане еды – рыба разрешается. Молочное и мясо, конечно, исключаются для тех, кто не болеет. Но самое главное, как и в любой другой пост, – надо помнить о своих отношениях с Богом, которые очень явно проявляются в наших отношениях с ближними. Надо в первую очередь задумываться над этим, больше уделять внимания исправлению своих страстей, своих пороков, как и любым постом. Пост – это когда мы набираемся мужества сказать всему окружающему миру, который постоянно чего-то требует от человека: стоп! Сейчас – тишина. Сейчас – диалог с Богом. Сложно, но Господь дает благодать, чтобы немного настроиться.

Вопрос от телезрителя: «Привык проводить каждый вечер с бокалом вина. Будет ли это пост, если я откажусь от вина, а все остальное оставлю как прежде?»

– Это очень интересный подход. Про одного всемирно известного, ныне здравствующего дирижера, православного человека, по национальности грека мне рассказывала его крестница, моя хорошая знакомая: когда она крестилась, будучи уже взрослой девушкой, они с ним в первый раз вместе постились. Он сказал: мы с тобой сейчас будем поститься 40 дней, я тебе расскажу, как это делается.

Он серьезно подошел к обязанностям крестного.

– Конечно. У греков это немного по-другому, не так формально. Она думала, что сейчас она наденет черное платье, они ничего не будут есть, будут строго молиться… А какое для греков самое главное удовольствие в жизни? Кофе и с утра закурить. Это у всех греков. Те, кто был в Греции, это видел. Он говорит: постом мы будем есть все то же самое, что и ели. Единственное, от чего откажемся, – от кофе и сигарет. То есть выдал самое сложное, от чего нужно было отказаться. Она говорит, что это был самый необычный пост в ее жизни. Причем после этого поста она даже немного переосмыслила свое отношение к страсти курения. Может быть, отчасти это очень верный подход: находить в себе то, что больше всего отдаляет тебя от духовной жизни. Каждый день бокальчик вина – это состояние расслабленное, и, хотя излишества в потреблении напитков тут нет, но получается, что постоянно живешь в каком-то расслаблении, а это может иногда сказаться негативно – не будешь готов к более серьезным переменам в своей жизни.

Давайте подытожим: если не знаете, с чего начинать поститься, найдите в себе такое, что вы считаете очень плохим, и начинайте от этого отказываться.

– Еще можно посоветоваться со своим духовником. И если вы постом немного от чего-то отказываетесь, то на сэкономленные деньги сделайте какое-то благое дело тем, кто не может себе чего-то позволить. Это будет самое лучшее. Как писал святитель Иоанн Златоуст, когда постишься только для себя, для других людей от этого никакой пользы нет, а когда еще и другим помогаешь, тогда на Страшном Суде тысячи голосов будут молить о тебе Христа.

Вопрос от телезрителя: «Пытаюсь начать читать Евангелие, но не получается. Как правильно начать изучать Священное Писание?»

– Я думаю, как для новоначальных, так и для «продвинутых» верующих лучше всего начинать чтение с Евангелия от Матфея. И вместе с каким-то, хотя бы кратким комментарием. Конечно, первое, что мне приходит в голову, – это открыть святителя Иоанна Златоуста, но это все-таки переводной текст (изначально греческий), а переводные тексты довольно сложно усваиваются и могут показаться тяжелыми. Тогда пропадет вообще всякое желание что-либо читать. У нас сейчас есть замечательные сайты, патриаршая программа по изучению Священного Писания. Есть достаточно простые книги архимандрита Ианнуария (Ивлиева), он написал комментарии на все четыре Евангелия. Можно начать с изучения Нагорной проповеди. Вариантов очень много, потому что мы с вами живем не в советское время, когда Евангелие переписывали от руки. Сейчас очень много литературы на любой вкус и цвет, как говорится. Многое еще зависит от вашего интеллектуального уровня. Какому-то филологу, может быть, интересно посмотреть что-то с точки зрения стилистики Евангелия, изучать какие-то сложности. Тем, кто занимается не совсем интеллектуальным трудом, можно почитать отца Ианнуария, у него все очень понятно. Либо открывайте любой сайт.

Или наш канал посмотрите. У нас тоже есть толкования, программа «Экзегет», много бесед.

– Есть еще толкования Феофилакта Болгарского. Это конспект всех слов Иоанна Златоуста. Но самый лучший – Златоуст. Даже люди не совсем книжные, когда начинали его читать, говорили: это какая-то фантастика! У нас в семинарии была преподавательница риторики, и она говорила, что в советское время ее отец достал (а это было очень сложно) все издания святителя Иоанна Златоуста. И она, школьница, на полгода закрылась дома и не выходила. Она была просто потрясена, это было такое открытие! Когда читаешь Златоуста, все просто начинает гореть внутри, это нельзя передать. Можно слушать, все давно записано дикторами, очень удобно. Едешь в метро – включил. По 30 минут в день, и будет замечательно.

Вопрос от телезрительницы, его довольно часто задают: «Почему Иисуса Христа считают Богом? Ведь Он является лишь Сыном Божиим, о чем Он Сам неоднократно говорил в Евангелии…».

– И еще Господь говорил: «Я и Отец – одно»; «Кто видел Меня, тот видел Отца». Надо немного внимательнее читать Евангелие.

Отчасти этот вопрос был поставлен и в IV веке из-за очень ярой и агрессивной деятельности ариан, которые тоже говорили, что Иисус – не Бог. Опасность арианского подхода могла бы обернуться тем, что христианство превратилось бы в моралистическую религию. Есть мораль, а никакой благодати нет. Если мы не причастны Христу, а Христос не причастен Богу, не является Богом, то речи о спасении быть не может. Один человек другого спасти не может. Спасает только Бог. Я считаю, тут нужно внимательнее относиться ко всему Священному Писанию, а не что-то частично выбирать.

Вопрос от телезрителя: «Какие признаки и особенности Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа?»

– Самое интересное, что апостолов тоже интересовал этот вопрос. Господь им говорит, что будет повседневная жизнь и что этот момент будет очень неожиданным. Есть очень много самых разных псевдопризнаков. Каждое поколение пытается увидеть в своем времени эти признаки. Помните, как это было во времена Петра I, когда некоторые говорили, что это точно Антихрист? А в советское время это было очень явно (и отчасти с этим сложно поспорить), потому что природа Антихриста как раз себя и проявила в безбожии. Это было и во времена святителя Иоанна Златоуста, и во времена апостола Павла, когда многие люди, как пишут в одном послании, побросали все и начали вести катакомбный образ жизни.

Это неверный подход. Когда мы ищем признаки Пришествия, есть вероятность того, что в душе поселится страх. А подлинные христиане ждут Второго пришествия Христа с надеждой, как ждут самого любимого, дорогого человека. У Феофана Затворника есть такое выражение: Страшный Суд для кого-то действительно будет страшным днем, днем гнева, а для кого-то это будет долгожданная встреча. Может быть, не совсем верно постоянно во всем выискивать признаки Второго пришествия, надо быть всегда со Христом. И в какой бы момент Он ни пришел, твое сердце возрадуется.

Когда мы говорим слова молитвы: Да приидет Царствие Твое, – там об этом же говорится. То есть мы ждем Царствия?

– Получается, ждем как минимум три раза в день. Потому что есть апостольские постановления, которые гласят, что молитву Господню («Отче наш») надо читать три раза в день. Это было первое правило.

Просто именно в нашем народе ожидание Второго пришествия какое-то особенное.

– Изощренное, я бы сказал.

У нас есть склонность все немного мистифицировать, оборачивать в какую-то страшную трагедию, в фатум бесконечного. Лучше все-таки уходить от этого. Ученики тоже ведь спрашивали про момент Второго пришествия, им было интересно. Господь отвечает, что никто об этом не знает, даже ангелы Небесные. Потому что это неполезно для человека. Например, если бы мы даже узнали сейчас о времени Второго пришествия, я очень сомневаюсь, чтобы в нашей жизни что-то поменялось бы.

Вопрос телезрителя: «Я почему-то считал всегда, что нужно любое дело начинать с самого начала. Так и Библию начинать надо с Книги Бытия. Потому что Христос говорил: исследуйте Писания. Он не о Новом Завете говорил, его тогда еще не было, а о Ветхом Завете. А так получается, что мы начинаем все с конца, как двоечники. Сначала подсматриваем ответ задания, а потом читаем саму задачу».

– Но на самом деле вне Евангелия, вне Пришествия Христова Ветхий Завет в принципе будет непонятен. Я думаю, будет верно сначала прочитать Евангелие. Когда прочтешь даже первое зачало Евангелия от Матфея, это родословие, читая эти имена в Книге Бытия, будешь понимать, про что эта история.

Следующий вопрос от Татьяны: «Готовлюсь к Исповеди по книге отца Иоанна (Крестьянкина). Там указаны грехи, которые я не исповедовала и не считала за грехи. Если я буду выписывать свои грехи по этой книге, получится, наверное, целая страница. На Исповеди много людей, очередь, пожилые стоят, и я задержу людей. Как быть?»

Генеральная Исповедь получается у человека. Как ее правильно провести?

– Правильно провести генеральную Исповедь раз в год, Великим постом. Многие так и делают, и это очень верно. Но если речь идет о регулярной Исповеди в субботу или воскресенье, то лучше все-таки каяться в тех грехах, которые вы совершаете сейчас, в которых действительно чувствуете свою вину перед Богом и ближними и от которых имеете твердое намерение избавиться. Но даже если еще не имеете намерения, все равно в них надо каяться и просить Бога, чтобы Он хотя бы положил доброе намерение на сердце.

Всю книгу Иоанна (Крестьянкина) не стоит переписывать. Она очень хорошая, строится на заповедях блаженств. Это один из самых лучших наших помощников.

Следующий вопрос: «Где граница между осуждением грешника и рассуждением о его грехе? И как эту границу не переступить?» Вечный вопрос.

– Тонко и немного фарисейством отдает.

То есть, когда мы сплетничаем о человеке, о каком-то его недостатке или проступке, то говорим: мы же его не осуждаем, мы осуждаем его грех.

– Да, и делаем это все вместе, дружно, с чувством собственной правоты.

И как здесь отличить одно от другого?

– Думаю, совесть подскажет. Я знаю (не из своего опыта, а из того, что нам говорят святые отцы), как преодолеть осуждение. Самый простой пример (я не помню, у кого из святых отцов это вычитал, по-моему, у Григория Богослова): если человек согрешает и его грех действительно вызывает в тебе какую-то реакцию, ты хочешь об этом другим рассказать, задай себе вопрос: чем я могу помочь этому человеку ради его спасения? В большинстве случаев – ничем, потому что нет собственного опыта преодоления того или иного греха.

Все-таки духовная жизнь, и жизнь именно в любви, направлена на то, чтобы жалеть человека и сострадать ему, особенно когда человек грешит. Поэтому самое лучшее преодоление осуждения – это всегда задаваться вопросом: могу ли я чем-то помочь ему? А когда уже ответишь на этот вопрос, тогда уже и рассуждать будет не о чем.

Вопрос от Елены: «Скажите, кто до нас донес Ветхий Завет?»

– Иудейский народ. Была целая школа переписчиков. В III веке до Рождества Христова иудеи перевели Ветхий Завет на греческий язык. Причем интересно, что это иудейская версия греческого Ветхого Завета, с которой современные иудеи отчасти не согласны, потому что потом именно христиане и приняли эту версию в наш кодекс. Переписывали из поколения в поколение, бумаги, как сейчас, не было, писали на папирусах, пергаментах, и постоянно требовалось это заново переводить. Но была даже целая школа толковников, они и следили за тем, чтобы все было тщательно cделано. У нас, по-моему, самый древний корпус Ветхого Завета уже переписан (это IV век).

Следующий вопрос: «Почему мы целуем иконы в храме? Что это означает?»

– Изначально, если посмотреть из истории, это знак особого приветствия – лобзание. Но приветствия бывают разные, как мы знаем из Священного Писания. Иуда тоже поцеловал Христа. И когда подходим к иконе с приветствием, лобзанием, всегда надо внимательно смотреть: что на сердце, что я принес Богу сейчас?

Что означает помазание на вечернем богослужении?

– Помазание – это очень древний знак примирения человека с Богом, потому что помазываем мы елеем. У меня есть интересная история, ее мне рассказала одна нецерковная девушка. Она сказала: «Мы как-то должны были пойти в новогоднюю ночь гулять и по какой-то случайности забрели с подружками в храм. Шла вечерняя служба под Новый год, мы подошли под помазание, батюшка нас помазал крестообразно. И потом по какой-то случайности мы не попали на ту самую тусовку, где произошла очень некрасивая вещь с другими подружками. Я на всю жизнь восприняла это как знак Божией милости и благодати». Вот так, с помазания, началась глубокая и осознанная церковная жизнь человека.

Следующий вопрос: «Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, как сказано в Евангелии от Матфея. Как понять эту притчу: буквально или же здесь есть какой-то скрытый смысл?»

– Никакого особого смысла нет, просто очень яркий, образный язык. Смысл этой притчи сводится к очень простому: не творите праведные дела напоказ, говорит Господь, все делайте просто. С рассуждением, но не настолько доскональным: как, почему, чем это отзовется и так далее, рассуждая на сто шагов вперед. Все-таки милостыня – это не шахматный турнир.

Коротко прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с напутствиями на Петров пост.

– Дорогие наши телезрители, постом надо стараться чаще бывать в храме, на Литургии. Сейчас период отпусков, может быть, даже получится почаще бывать и на всенощных бдениях. Конечно, очень важно все то, что мы делаем, но без Христа мы ничто. Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Давайте не будем терять эту уникальную возможность быть как можно ближе и чаще со Христом. Особенно в этот замечательный, благодатный Петров пост. И потом уже все вместе будем прославлять святых первоверховных апостолов Петра и Павла, передавших нам Евангелие и веру Христову.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс