Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей беседы – поиск истины и грех. Я подумал: как же вообще это может сочетаться? Может быть, осознание греха и есть поиск истины? Каким образом эти понятия связаны? Или это взаимоисключающие вещи? Как связан грех с желанием познать истину?
– Господь сказал, что Он есть путь и истина и жизнь. Но чтобы человеку пойти по этому пути, пути Христову, надо же выйти на него. Я думаю, что все сталкивались с такой ситуацией, когда нужно было найти дорогу, а не получалось. Пытались, пробовали, но шли не туда. Ни пешком, ни на транспорте не попасть было на эту дорогу.
Грех – это в буквальном смысле промах. То есть человек промахивается, он не попадает на этот путь ко Христу. И есть опасность в течение всей своей жизни никогда ко Христу так и не прийти. Или прийти в самый последний момент. А может быть и такая ситуация, что человек идет по этому пути, но приходят какие-то жизненные обстоятельства – и он с нужного пути сходит. И хорошо, если потом сможет на него вернуться, но ведь может его больше и не найти. Он может неоднократно уходить с этого пути и возвращаться на него, может иметь попутчиков, которые вместе с ним с пути сошли. Но, возможно, в дальнейшем он так и не найдет в себе сил вернуться на эту дорогу к Богу. Разные бывают ситуации, сколько людей – столько и судеб. И каждая судьба уникальна.
У каждого святого был свой жизненный путь, тот, по которому он прошел, достигнув Царствия Небесного. И никакой грех (а мы знаем, что без греха только Господь наш Иисус Христос) не помешал ему идти именно по тому пути, что ведет в вечность, ведет к Богу.
Что же это за путь? Это путь любви. Если нет любви (а Бог есть любовь), то невозможно человеку идти по этому пути, никак у него это не получится. В какой-то момент, даже если он формально и вышел на этот путь, он все равно с него свернет. Будут какие-то обстоятельства, искушения, испытания, которые уведут в сторону. А, может, и не уведут. Но он в таком состоянии, будучи не горячим и не холодным, а совершенно равнодушным, потихонечку по нужному пути пройдет, ничего не сделав ни для своей бессмертной души, ни для того, чтобы окружающие могли почувствовать с его стороны любовь. Потому что ее просто не было, а был один формализм.
Были же такие жизненные истории, когда человек родился в той или иной стране, том или ином городе, в той или иной семье, вырос там, прожил. За ручку его водили в храм – и он спокойно в мир иной и ушел, ничего не сделав. Все ходили – и он ходил, но делал это чисто формально. И вот возникает вопрос: этот человек становится наследником Царствия Небесного или нет? Если он при жизни не любил своих ближних, то была ли у него любовь к Богу? На эти вопросы ответ будет дан только Самим Богом, потому что Господь является Сердцеведцем каждого человека…
Очень важно соработничество человека с Богом. Когда он просит у Бога помощи в той или иной ситуации, Господь помогает. Более того, Господь все устраивает таким образом, чтобы путь каждого шел именно так, как это нужно для достижения Царствия Небесного. И, наоборот, тот, кто не обращается к Богу за помощью, находится в состоянии гордыни и зачастую даже не понимает, что гордость мешает ему в жизни. Такой человек не имеет той радости, которая могла бы у него быть, он себя лишил счастья, потому что у него нет богообщения. А жизнь в любви – большая радость, и Господь говорит нам: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах. Но как радоваться и веселиться, если человек совершает тот или иной грех, не может выйти на нужный путь? Он постоянно идет куда-то в другую сторону, у него не получается ничего. Ему бы надо обратиться к Богу за помощью, а он не обращается, потому что его внутреннее состояние лишает его величайшей милости Божией. Таким образом, человек сам себе становится врагом.
Вы сейчас очень четко провели эту грань, но приходится довольно часто слышать вопрос: зачем нужны эти сложности в жизни? Ведь хочется жить легко и просто. Почему нужно обязательно идти путем нелегким, узким и тернистым? Ведь мы знаем, куда ведет широкая дорога. Почему этот сложный, тяжелый, каменистый путь – единственный путь к Богу? Почему наша дорога не может быть легкой?
– Давайте вспомним коробочку пластилина из детства. Лежит перед нами пластилин. И, может, нам его не трогать? Он так красиво лежит в коробочке... А нам предлагают взять брусочек и что-то из него слепить. Сначала его надо будет согреть в руках, потом надо подумать, как из этого брусочка вылепить то, что попросили. И поначалу ребенку будет сложно хорошо выполнить это задание, но в процессе работы становится все легче и легче, будет получаться все лучше и лучше с каждым разом.
Люди ищут полезные ископаемые, и их еще нужно очистить, когда найдешь. И на драгоценных металлах стоит проба, обозначающая степень очистки этого металла. Вот так и человек получает от Бога бессмертную душу, и дальше ему нужно пройти по своему жизненному пути, утвердившись в Боге, то есть в любви к Богу и ближним своим. Ведь недаром есть такая поговорка, что на человеке негде пробу ставить. Это говорит о том, что он не прошел те или иные испытания, искушения. А когда он эти испытания проходит, он утверждается в добре, в своей вере. Вера для него становится не просто чем-то абстрактным. Его вера – это точное знание, что Бог есть, что Бог есть любовь и Он ждет нас с распростертыми объятиями. И здесь, на земле, мы должны подготовиться к вечной жизни, к Царству Небесному.
Сейчас такое время, когда нам особенно сложно оценивать происходящее без какого-либо руководства. Когда мы читаем новости, смотрим ток-шоу, наши головы разрываются от разнообразия мнений. И чтобы осознать, понять происходящее, нужен внутренний цензор. Можем ли мы на этом пути, испрашивая помощи Божией, надеяться еще и на свои мысли, на свои поступки, на себя? Ведь все-таки Господь создал нас свободными, мы тоже должны как-то размышлять, думать. Или нам нужно надеяться только на помощь Божию и никаким образом ничего не делать по своей воле?
– Да, мы действительно должны надеяться на Бога. Но это не лишает нас возможности духовно совершенствоваться. А чтобы возрастать духовно, очень важны подобные беседы, потому что в них мы проговариваем все то, что важно и необходимо для нас. Мы тем самым утверждаемся в своей вере.
Одно дело, когда мы какой-то материал выучили и знаем его. А другое дело, когда материал, который знаем, мы озвучили. Причем очень хорошо, если у нас есть возможность озвучить его многократно, чтобы отточить свою точку зрения, которая должна согласовываться именно с церковной точкой зрения. Чтобы мы могли правильно и грамотно излагать свои мысли. Более того, привести свой образ мыслей в согласие с волей Божией.
Очень важно воспитание мировоззрения, то есть системы устойчивых взглядов человека. Без него прожить на земле просто невозможно. У одного – мировоззрение православное, а у другого, живущего, например, на Востоке, может быть совершенно другим. И человек будет не просто придерживаться своих взглядов, а может и проповедовать, навязывать свое мировоззрение другим. И если у нас будет собственное устойчивое мировоззрение, то мы сможем сохранить в себе искру Божию, устоять на выбранном пути и не поддаться искушениям, может быть, даже скорбям, которые нас могут подстерегать в процессе общения с другими людьми. Потому что размышления и искушения, рождающиеся из этого общения, могут навредить не только одному человеку, но и целому монастырю, и примеры есть в житиях святых, когда приходил в монастырь тот или иной еретик и предлагал какое-то свое учение, а братия, слушая этого еретика, соглашалась с тем, что он им внушал. И только вмешательство святого угодника Божия, праведника вразумляло братию, и еретик вынужден был уйти из той или иной обители ни с чем.
То есть мировоззрение и надежда на Бога должны быть настолько крепкими и твердыми, чтобы человек в любых обстоятельствах сумел поступить правильно, так, как это необходимо для спасения его души.
Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне, говоря о том, что придет Мессия. Он всегда говорил правду, и в результате глава его была отсечена, хотя он ведь мог не обличать Ирода и его сожительницу. Нам кажется, что мы не очень способны на такие подвиги. На Ваш взгляд, мы можем быть поставлены в такие условия, когда нам придется отстаивать свою веру вплоть до смерти? Ведь мы же люди слабые, как нам в этом случае поступать? Как-то особо молиться?
– Надо молиться, иметь богообщение на всякое время и всякий час. Но при этом молитва не должна быть формальной, человек должен вести именно христианский образ жизни. Можно ведь творить молитву, обращаться к Богу, но, как мы знаем из Священного Писания: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Вот эти слова Господа – действительно страшные слова, они говорят нам о том, что надо задуматься, как мы живем, – под покровом Божией Матери, по милости Божией или же нет. И не только человек должен жить с Богом, но и город. Содом и Гоморра погибли, потому что праведников там не осталось. На сегодняшний день нам тоже очень важно помнить о том, что в каждом городе должны быть праведники, чтобы город устоял.
Была блокада Ленинграда – и город устоял, в том числе потому, что постоянно совершалась молитва. Более того, власти города понимали, что молитва должна совершаться, выделяли специально и кагор, и муку, чтобы можно было печь просфоры. И город выстоял, потому что в нем был дух Божий. А когда Господь с людьми и люди хотят, чтобы Бог был с ними, тогда сохраняется жизнь самого человека, город, страна, весь народ. Потому что мы знаем, что будет не только персональный суд каждого человека, но суд и над целым народом.
Когда вокруг нас праведники, то с преподобными – преподобным будешь. И для нас очень важно, чтобы вокруг были люди Божии, но для этого и мы тоже должны что-то делать, мы должны и своим примером показывать настоящую жизнь во Христе, не говорить что-то формально, а именно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие жить во славу Божию.
А как жить во славу Божию? Конечно, соблюдая заповеди Божии, совершая то, что необходимо совершать каждый миг нашей жизни, при этом не забывая о том, что у нас должно быть и личное богообщение, молитва; и должна быть молитва общественная. То есть мы все должны собираться и в храме Божием, и вне храма – и молиться.
Мы совершаем крестные ходы, и это тоже важная составляющая духовной жизни, это тоже особая радость. Когда человек идет на крестный ход, он испытывает внутреннюю потребность в том, чтобы рядом с ним были люди, которые живут духовной жизнью и разделяют его взгляды.
Вспоминая об Иоанне Крестителе, мы вспоминаем о том, что был установлен праздник – Собор святого Иоанна Предтечи. Почему Собор? Потому, что из храмов и монастырей все шли крестными ходами к Иордану, к месту, где совершалось Крещение, для людей это было важно. И были там не только люди, крещенные Иоанном Крестителем, крещенные Господом нашим Иисусом Христом, но приходили и те, кто, видя эту праведную жизнь, хотел к ней приобщиться. И таким образом Церковь существует по сей день, потому что нам всем предстоит пройти по тому пути, что был проложен.
И нам в нашей жизни всегда нужно поступать так, как поступили бы чада Божии. Не говорить никогда: моя хата с краю, ничего сделать не могу. Как не можешь? Ты же помолиться можешь, чтобы Господь что-то управил, даже если у тебя в данный момент нет сил что-то понести, нет возможности оказать материальную, финансовую помощь. Но помолиться-то ты можешь за того или иного человека в данной конкретной ситуации? Обратиться к кому-то, кто может помощь ближнему оказать.
Бывают такие ситуации, когда я наших прихожан прошу помочь ближним, которым эта помощь необходима. И люди откликаются, потому что у них такая возможность есть. Более того, они спрашивают: «Батюшка, может быть, кому-то надо помочь? Мы поможем!». И я точно знаю, что они помогут.
Очень важно, чтобы была духовная жизнь как самого человека, так и общины, и города, и всей нашей страны (и за ее пределами). Очень важно нести мир Христов, чтобы окружающие страны и народы видели, что мы действительно Божии люди, что мы не просто говорим о том, что христиане, а на самом деле стараемся жить во славу Божию. Собственно говоря, так было и так есть, мы оказываем помощь всем нуждающимся. Это и есть тот путь, по которому каждый из нас должен идти, радуясь, благодаря Бога за то, что Господь нам дает возможность жить и трудиться во славу Его, Творца и Создателя; все наши добрые дела мы должны приписывать именно Богу, потому что Он проявил к нам милосердие, Он нас вразумил, помог здесь и сейчас потрудиться во славу Его, совершить именно то, что мы можем совершить. И каждый человек – и священнослужитель, и мирянин – который имеет возможность трудиться на своем месте, должен потрудиться именно во славу Божию.
В лесу, когда мы собираем грибы, то дорога наша может быть такой извилистой, что мы теряем ориентир, не понимаем, куда идти. И когда в жизни мы в такой растерянности пребываем, когда заблудились и нет у нас компаса, можем ли мы обратиться к священнику с просьбой, чтобы он нам объяснил, куда нам идти? И как найти такого священника, которому мы поверим?
– Должно быть, безусловно, духовное руководство. Я вспоминаю своего родного отца. Мы с ним ездили по грибы, по ягоды, и каждый раз он говорил: идем сюда, теперь идем сюда, здесь будут грибы. То есть мы не бродили просто бесцельно по лесу. И в дальнейшем, когда я жил на даче, я уже точно знал, куда мне нужно идти, потому что из года в год в этом месте обязательно были грибы. Я, конечно, относился к ним очень аккуратно, зная, что грибницу надо сохранить, чтобы на следующий год в этом месте снова были грибы. И собирать ягоды тоже нужно бережно.
И в духовной жизни мы должны иметь духовного руководителя, того, кто нам поможет не блуждать в этой жизни, а идти по пути, что приведет нас именно в Царство Небесное. В этом отношении я очень благодарен тому духовному руководству, которое у меня было еще до того, как я принял священный сан. Когда мне было необходимо узнать, как поступить в той или иной ситуации, я обращался к духовникам и получал нужные разъяснения. И они мне помогли в значительной степени не уклониться в сторону, а поступать именно так, как надо.
Это не значит, что не будет никаких искушений на этом пути. Искушения обязательно будут, будут появляться люди, пытающиеся изменить вашу жизнь в худшую сторону, отвратить вас от правильного пути. И вот здесь очень важно сохранить себя для Бога, сохраниться нам всем именно для Бога. И без духовного руководства будет очень много сложностей. Это все равно что бесцельно ходить по лесу с надеждой выйти на то самое место, которое является грибным. А если не выйдешь? Какой шанс, что выйдешь? Это знает только один Господь.
Будем ли мы просить у Бога помощи? А помощь может проявляться в том числе и через духовное руководство. Когда мы каемся, мы тем самым себе помогаем. Мы пытаемся принести Богу свою печаль, свою скорбь о том, что мы неправильно поступили в той или иной ситуации. Тяжело заболев, мы обращаемся к Богу с просьбой, чтобы Господь нам простил наши грехи, которые сделаны в ведении или неведении, вольно или невольно. Ведь бывают ситуации, когда нам кажется, что мы делаем что-то хорошее и полезное, а, может быть, на самом деле все совершенно наоборот. Может быть, мы уже в таком состоянии находимся, когда нам нужна серьезная помощь, чтобы мы осознали и поняли, что весьма и весьма заблуждаемся.
«Лицом к лицу лица не увидать», – писал Есенин. Иногда нужно время, чтобы мы увидели, что, направляясь в Царство Небесное, мы уклонились в сторону с нужного пути. А путь, по которому в данный момент мы идем, может в конце концов привести нас туда, где вообще никакой любви не будет, а лишь ее суррогат.
Вы затронули тему Исповеди. Если вновь обратиться к вопросу сочетания или противодействия двух понятий – поиска истины и греха, то Исповедь способна этот вопрос разрешить до конца? Или те грехи, которые мы исповедуем, все равно, как раны, будут в нас всегда и никогда мы до конца не сумеем пережить даже наши раскаянные грехи?
– Мы вспоминаем апостола Петра. Предание говорит, что он до последних дней жизни плакал, переживая свое предательство Христа. Святые угодники Божии, совершив тот или иной грех, тоже много каялись. Мы вспоминаем святую преподобную Марию Египетскую, ее величайшее покаяние. Осознав, что она жила неправильно, не во славу Божию, она полностью, в корне изменила свою жизнь. Более того, понимая, что среди людей у нее не хватит сил искушениям противостоять, она уходит от людей в пустыню. Каждый человек в определенной степени понимает, насколько хватит у него сил противостоять тому или иному греху и, покаявшись, дальше жить так, чтобы это внутреннее чувство раскаяния было деятельным, чтобы этот грех никогда больше не повторялся. Ситуация с апостолом Петром, конечно, была уникальной; повториться она больше никогда не могла. Но то, что было в жизни Марии Египетской, вполне могло повториться.
Спасибо, отец Вадим. Благословите наших телезрителей.
– Божие на вас благословение, возлюбленные братья и сестры. Искренне, сердечно прошу вас помогать православному каналу «Союз». Кто сколько может – жертвуйте на канал. Храни вас всех Господь!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.