Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1306) → Протоиерей Георгий Пименов: Осознанность веры

Протоиерей Георгий Пименов: Осознанность веры

№25 (1306) / 30 июня ‘25

Беседы с батюшкой

Тема передачи очень сложная. Может, ничего страшного и нет в том, что наша вера бывает бессознательной. Бывает так, что люди верят в Бога просто по какому-то наитию. Если можно было бы сказать, что по благодати, то это было бы вообще счастье. Вера ребенка 10 лет, который воспитывается родителями и крестными, – это одно. А вера человека пятидесяти лет – это другое. Тема осознанности веры касается каждого из нас, взрослых, а тем более того, кто, может быть, не всегда был христианином. Например, я крестился поздно.

Что же такое осознанность веры? Нужно ли ее осознавать? Нужно ли ее каким-то образом обновлять? Что нам нужно делать, чтобы люди, задавая нам вопросы о Православной вере, могли получить четкий ответ: я верю потому, что это мое кредо?

– Я бы разделил два понятия веры. Первое понятие – личная вера. Она может колебаться. Это может быть детская вера, вера взрослого, пожилого человека. Второе понятие – вера как исповедание, кредо, которое кристаллизуется на Вселенских Соборах догматическими определениями. Я бы предпочел сегодня говорить о первом понятии веры. Потому что довольно часто приходится видеть людей, которые теряют веру, колеблются из-за того, что в храмах или от верующих людей получают некие впечатления, не совсем совместимые с образом христианина, образом Церкви.

Мне кажется, первая опасность – это отождествление предмета веры в Самого Господа Бога с людьми, которые в силу своих особенностей, каких-то искушений, испытаний не совсем дотягивают до нужного. Например, я получаю выговор от свечницы, строгое замечание от священника, вижу какое-то неподобающее поведение и ухожу из храма. Я ухожу от Бога или от того, кто меня оскорбил?

Иногда человек до конца жизни уходит из храма. Об этой опасности надо предупреждать и всегда помнить: это вера Вселенской Церкви, вера Русской Церкви, вера Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского или это кто-то конкретно меня оскорбил или случайно задел? А, может, и не случайно. Может, я сам дал к этому повод. Мне кажется, личная вера и ее возможные колебания в ту или другую сторону важнее.

Мне в свое время приходилось очень много общаться с неопротестантами. Я со многими людьми говорил, как они пришли к такому вероисповеданию. Говорили, например, так: «Меня крестили в Православной вере. Но я пришла в храм, а там свечница на меня накричала, и я ушла». Я тогда подумал: насколько же такая вера сильна, если свечница выгнала тебя из храма? На что нас должны сподвигнуть такие гонения, чтобы наша вера от этого только крепла?

– Тут как раз нужно включить различие между человеческими ошибками и историей всей Церкви. Что я выберу? Историю всей Церкви или одно обидное слово, сказанное мне? Сколько в истории Церкви было еретических соборов, всяких гонений! Но люди не уходили из Церкви, а оставались верны Христу и своему призванию. А мы сейчас не готовы потерпеть и малого слова. Это говорит об общем упадке.

Мы застали период, когда на 1000-летие Крещения Руси люди хлынули в Божии храмы, когда в каждом храме каждый день совершалось по 50 крещений. Конечно, о подробной катехизации не было и речи, лишь бы люди хотели прийти в храм. А потом это схлынуло. Сейчас мы видим упадок, он наблюдается и на наших выставках, которые тоже призваны говорить о Православии разными путями. Но мы видим, что сейчас большинство прилавков – это какие-то конфеты, пряники, мед и колбасы монастырского или приходского производства. Это все замечательно! Но, мне кажется, тогда уходит то, что вкладывается в сердце и в голову. Мы вкладываем буквально в уста пищу, которая делается под эгидой Церкви. Это хорошо, но это надолго не остается. А где то исповедание, что непоколебимо? Это проблема.

Раньше в духовной академии или на выставке мы искали книги Флоровского, Иоанна Мейендорфа. Сейчас я даже ни от кого не слышу таких вопросов! Сейчас спрашивают, как креститься или венчаться и что для этого сделать? А глубина-то где? Что означает Крещение? Где литургическое богословие, смысл семьи как таковой, восходящий к библейскому учению о творении человека?

Мне кажется, эти вопросы нужно задавать всем церковным людям, потому что есть опасность ухода в какую-то бытовую церковную жизнь, обрядоверие. Это даже исповеданием не назвать. При этом тут нужно не спугнуть людей: «Что ты свечки ставишь? Это ничего не значит». Может, Господь и на эту свечку призрит. Кто же знает? Но нужно говорить, что вот за этой свечкой стоит вот такой святой. А когда речь идет только о том, где поставить свечку, чтобы у человека больше не было проблем в жизни, то это же достаточно примитивно.

Нужно пригласить человека, затеять разговор об осознанности веры. Очень важно, чтобы на каждом приходе были приходские библиотеки, какие-то молодежные клубы, диалоги, лекции, чтобы людей можно было пригласить на живое общение, а не только на богослужение. Оно, на мой взгляд, красиво звучит, но понимают его, наверное, единицы; может, десятки людей. Прекрасные песнопения, но нужно их раскрыть. Это должно быть на каких-то учебных занятий, на встречах между пастырями или катехизаторами и прихожанами. Не всегда это есть. Мы видим красоту богослужебного Православия, очень развита обрядовая сторона, а вот сторона осознанности сейчас, к сожалению, сильно отстает.

Вы сейчас сказали о красоте Православия. Верующему это абсолютно понятно. Это не внешняя, а внутренняя красота, и если с внутренней стороны понять красоту веры, то можно увидеть все. Я вспоминаю один разговор с епископом Маркелом. Он говорил, что Православие – это не золото церквей, не митры, не фелони и даже не молитва, а Живой Христос. Нам нужно осознать, что Христос Живой, что Воскресший Христос жив. Если мы не осознаем, что Христос жив, то тогда, наверное, и верим в свечки? Тогда и возникает то самое обрядоверие, когда мы подменяем осознанную веру несознательной?

– Или музеем. Это музейные отношения. По-моему, у Владимира Соловьева в сочинении «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Антихрист предлагает каждому исповеданию свое: папе Римскому – прекрасные здания, коллегию кардиналов, русскому Патриарху – музеи, коллекцию всевозможных святынь, протестантскому пастору – духовные академии. И, по-моему, Иоанн встает и говорит: для нас важен не музей, а Живой Христос, Который живет в Церкви. Мне кажется, Владимир Соловьев хорошо уловил эту склонность, даже опасность превратить Православие в некий музей. А где Живой Христос?

Эту проблему каждому из нас хорошо бы перед собой поставить – вижу ли я Живого Христа в своем исповедании, в своей молитве? Я обращаюсь к Нему как к Живому или как к некой идее, которая достаточно отвлеченно существует где-то на Небе?..

Нужно углубление в святоотеческие творения, в письма старцев. Когда-то меня много лет грели письма Оптинских старцев: насколько они теплы, духовны! Они согревают, и ты чувствуешь, как батюшка Амвросий ведет тебя по жизни.

Вопрос телезрителя из Курска: «В Евангелии говорится о двух камнях, отодвинутых от гробницы. Первый – при воскрешении Лазаря. Господь говорит: «Идите и отнимите камень». Второй камень Господь Сам отодвигает при Своем Воскресении. Я хотел бы, чтобы Вы пролили духовный свет на эти два события. Почему в одном случае люди должны были убрать камень, а в другом – Господь? Можно ли это связать с тем, что Сам Господь отворяет камень неверия?»

– Вопрос очень интересный и аллегорический. Я думаю, нужно почитать толкование на эти события блаженного Феофилакта Болгарского, оно самое известное. Как воскресение Лазаря предшествовало Воскресению Христову, так и отодвигание камня сначала было руками людей у Лазаря. При Воскресении Христа в Евангелии не говорится, кто отодвинул камень от гроба, Христос или ангелы. В данном случае это не так важно...

Но это сделали не люди.

– Да, это сделано не людьми, а неземными силами. Потому что Воскресение Христово намного важнее, чем воскрешение одного человека, пусть даже друга Христова – Лазаря. Я, конечно, не могу с ходу привести святоотеческие толкования на эти моменты, предлагаю вам самому поискать ответы у блаженного Феофилакта Болгарского, у святителя Иоанна Златоуста. Можно почитать архиепископа Аверкия (Таушева). Но за то, что вы внимательно читаете Писание и проводите такие параллели, – честь вам и хвала. Дай Бог, чтобы у нас было побольше таких вопросов и недоумений.

Меня каждый раз удивляет, как жены-мироносицы шли ко гробу и задавались вопросом: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Тем не менее они шли с верой, чтобы помазать благовониями тело Господа. Это к вопросу об осознанности веры. Они шли с верой, не понимая, кто же отвалит им камень. Это удивительно!

– Когда я служил в день празднования этого события, мне пришло в голову сказать, что это вера женщин, которые не рассуждают. Они идут с любящим сердцем. Они задаются вопросом, кто отвалит им камень от гроба, но не вызывают грузовики или экскаваторы, какие-то службы, чтобы те это сделали. Они просто идут и обретают то, что им было нужно. Апостолы, наверное, позаботились бы о каком-нибудь ломике, позвали бы мужчин из соседних селений. Мне кажется, мужская вера более приземленная. Но это тоже вера.

Очень часто бывает так, что люди всю жизнь ходят в церковь, все у них хорошо, они не имеют страсти к курению или алкоголю, но при этом в них нет любви. То есть человек живет как трава, но при Церкви. Как справиться со страстью равнодушия?

– Наверное, здесь нужно сказать о бытовом винопитии, оно тоже имеет место. Это когда человек разрешает себе выпить на праздник, в день рождения, на Новый год. Такое бытовое винопитие не дает человеку крыльев ни к чему. Если ты хочешь помочь ближнему, который пропадает, ты и сам должен отказаться от бытового винопития. Тогда у тебя будут и молитва, и дерзновение.

Бывает, человек просто плывет по церковному течению бытовой «христианской» (я бы здесь кавычки поставил) жизни: ходит в храм, как-то исповедуется, причащается. Но ничего в его жизни не меняется. Сколько приходится слышать от людей: «Я молюсь, исповедуюсь, но ничего не чувствую, ничего не происходит, ничего не меняется». Важно, чтобы человек это заметил и начал бороться хотя бы с какой-то одной страстью.

Я часто предлагаю самое простое. Например, ты постоянно куда-то опаздываешь. Есть много психологических книг о том, почему человек опаздывает, что это значит. Мне кажется, если тебя ждут на работе, ждут друзья, а ты опаздываешь, значит, ты просто не любишь этих людей. А ты начни приходить вовремя, когда тебя ждут. Если человек исполняет что-то одно, за это цепляется потом другое: он начинает молиться, пораньше ложится спать. Когда он начинает делать что-то хорошее, направленное к Богу, за этим обязательно последует и другое.

Я бы посоветовал не печалиться: мол, я несовершенен, расслаблен, еще ничего не достиг. Давайте делать что-то одно, может быть, совсем небольшое и незаметное для окружающих, но заметное для нас самих. Например, решите для себя, что с сегодняшнего вечера не будете заставлять других людей вас ждать. Это настолько дисциплинирует, что дальше и все остальное подтянет.

В какой-то момент мы можем осознать, что наша вера больше обрядовая, скажем так, нежели такая, какой горели апостолы или наши святые. Мы думаем: «Где апостол Павел (или Серафим Вырицкий, или Серафим Саровский), а где я?» Мы молимся, чтобы святые молили Господа о нас. Можем ли мы как-то понять, что тоже можем стать святыми? И мы призваны быть святыми. Такими же, как Серафим Вырицкий, Серафим Саровский, Сергий Радонежский...

– У старца Софрония (Сахарова) есть замечательная статья о подвижничестве в христианстве. Точно не помню ее название, она небольшая, была опубликована в «Журнале Московской Патриархии», много раз переиздавалась. Центр этой статьи в том, что нет христианина, который не является подвижником. То есть если ты назвался христианином, значит, какая-то аскеза, борьба со страстями неизбежны. Иначе мы не христиане.

Мать Мария (Скобцова) сказала: «Или христианство – огонь, или его нет». Вот такая максима. И мать Мария своей жизнью эту максиму исполнила. Пробуждение себя к вере от кого зависит? От того, что послушал на телеканале «Союз» какую-то передачу? От того, что тебе что-то сказал приходской духовник или твой сын? Или ты наконец понял, что живешь как улитка, как гусеница и никак не можешь стать бабочкой?

У Виктора Франкла есть прекрасное выражение, что самолет только тогда доказывает, что он самолет, когда начинает летать. Так и человек. Надо для себя понять: я живу по вере или это какая-то галочка в моем личном отчете, дневнике? Или я все-таки вижу в уме и своих убеждениях недолжное – и что-то меняю в себе. Я понимаю, что чего-то не понимаю, – и хочу это понять. Надо прибавит осознанности веры. И приходить в храм не просто потому, что когда-то бабушка приводила меня к этой иконе. А если этот храм уже разрушен? Что теперь делать? Нужна осознанность веры. «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне». Все-таки наши поэты тоже чувствовали горний мир. Стихотворение заканчивается словами о вине, не буду об этом говорить. Но ключ от моей души у кого?

Известно, что по космическому времени наша жизнь длится секунды. Но мы живем в ощущении, что будем жить вечно, никогда не умрем. Насколько нам могут помочь в осознании веры размышления о смерти, о вечной жизни, о готовности дать ответ перед Господом?

– Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7:39). Но бывает так, что избыток смертей (особенно сейчас), страданий не всегда приводит к вере и благодарению Бога, но может привести к алкоголизму, отрицанию, внутренней опустошенности. Когда этого очень много, душа не выдерживает.

Я бы сказал, что, если мы что-то святоотеческое и церковное употребляем безмерно, так что оно нам уже вредит (в том числе мысли о смерти), значит, надо уменьшить принимаемые дозы умственной пищи. Если я уже не могу смотреть на все эти смерти, они наводят меня не на мысли о вечности, а возникает скорбь больших масштабов, тогда надо переходить к каким-то другим размышлениям. Например, о благости Божией, об уроках истории.

Мы сейчас переживаем то, что переживала Россия и все человечество много раз. Людям, жившим во второй половине спокойного XX века, очень тяжело сейчас жить. Но если посмотреть на историю человечества, то это было всегда, и люди находили пути и для строительства своей жизни, и для строительства своей Родины, и для строительства собственного спасения.

Дай Бог, чтобы мысль о смерти не загоняла нас в тупик, не ввергала в уныние, а была созидательной. Если я сегодня могу умереть, значит, сегодняшний вечер нужно прожить так, чтобы к вечеру можно было умереть.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс