Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1288) → Протоиерей Максим Плетнев: Как довериться Господу на сто процентов?

Протоиерей Максим Плетнев: Как довериться Господу на сто процентов?

№7 (1288) / 17 февраля ‘25

Беседы с батюшкой

Мы будем говорить на разные темы, и первая из них − как довериться Богу полностью, что называется, на все 100 %. Как это сделать? Начну издалека. 6 февраля для Петербурга, и не только для Петербурга, особый день – день памяти Ксении Блаженной. Мы смотрим на образ святой Ксении, а она всегда изображается в мужском платье, правда, в платочке...

− В сюртуке.

Она взяла на себя подвиг юродства, надела одежду своего мужа, Андрея Петрова. Мы же понимаем, что она верила Богу абсолютно, без оговорок типа: «Господи, я, конечно, Тебе верю, но буду жить, как хочу». Ксения − юродивая ради Христа, блаженная, то есть счастливая. Можно говорить о Ксении очень много, но главное для нашей темы – это то, что она абсолютно доверяла Господу. Так ли это, на Ваш взгляд?

− Мы не можем точно знать, что было в душе блаженной Ксении Петербургской. Мы видим ее духовную жизнь в отраженном свете, в свете чудес, которые совершались, свидетельств людей, которым она оказывала милость. И ее поступки, даже ее слова сохранились – они отображены в житии святой блаженной Ксении. И все это показывает нам тот самый свет ее души. И именно по этим моментам мы можем судить о том, как она верила. Ну и, конечно, важны факты чудотворений и почитания святой.

Когда вопрос встает, что тот или иной человек достоин прославления Церковью в лике святых, то для его решения есть разные церковные институции, в том числе Синодальная комиссия по канонизации святых. И один из важнейших факторов для причисления человека к лику святых − это народное почитание. И здесь важны и чудеса, которые были при жизни блаженной Ксении, и чудеса, которые совершаются, в том числе, и сейчас, по молитвам к блаженной Ксении, и удивительное ее почитание. А ведь это одна из немногих русских святых, известная и почитаемая не только в России. Это свидетельствует о ее верности Богу, о ее уникальной вере.

Но если мы вспомним ее житие, то мы вспомним и о том, что долгое время петербуржцы гнали ее и, если и не издевались открыто, то, во всяком случае, называли ее абсолютно сумасшедшей. И это те же люди, которые потом прибегали к ее молитвенной защите. То есть, даже имея перед глазами пример подвижнической жизни, тем не менее, можно оставаться человеком, который не доверяет Господу ни на один процент.

– Это, собственно говоря, исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа: нет пророка в своем Отечестве. Мы знаем судьбы многих святых, которые при жизни были такими пререкаемыми, гонимыми людьми. И часто не просто складывалась земная жизнь святых. Так что тут нет ничего удивительного.

Тот, кто живет рядом со святым, обычно не видит его святости. Такие великие вещи, наверное, видятся на расстоянии...

Поэтому мы сейчас − счастливые.

− На историческом расстоянии, в том числе. А вблизи, может быть, действительно не видно. Мы живем среди достойных людей, святых, а видим их недостатки, какие-то личностные особенности, которые нас даже могут и смущать. Тем более, подвиг юродства – совершенно уникальный. И жизнь юродивых при этом разная. Если посмотреть жития юродивых, то они по-разному себя вели, но, как правило, это был такой вызов обществу. Они вели себя так, как было не принято. И, тем не менее, они прославляются, они являют святость. Это совершенно парадоксальная святость, я бы так сказал, когда внешнее их поведение кажется невозможным.

Но мы их называем юродивыми ради Христа.

− Конечно.

Когда мы думаем о том, как принять Господа всей душой своей, то понимаем, что мы живем как-то не всерьез. Такое впечатление, что завтра начнем жить, завтра обязательно пойдем в церковь. Вот сейчас не ходим в церковь, потому что дела. А вот завтра, или в воскресенье, или в следующее воскресенье... Но намерения-то хорошие! И вопрос такой: доверие Богу – это что? Это дисциплина? Это навык к молитве? Как можно обратить себя к Господу так, чтобы впустить Его в свою жизнь?

− Глеб Борисович, изначально вы задавали вопрос о том, как на 100% довериться Богу. Мне кажется, здесь правильнее сначала разочароваться в себе, увидеть, что у меня не получается, и я не знаю, как жить правильно, я не знаю, куда идти. Мои усилия не приносят результата, и что бы я ни делал, все уводит меня в другую сторону. И вот если действительно человек убедится в своем бессилии в духовной жизни, обретет смирение, обретет покаянные чувства, то тогда он перестанет творить свою волю.

Одна из наших основных проблем в том, что мы сами решаем, как правильно надо делать, что надо делать, и у Бога часто не спрашиваем, или спрашиваем, но как-то так, знаете, запоздало. Бывает, прихожане подходят и просят благословения на дорогу, они куда-то собрались поехать, уже и билеты купили, то есть уже все решили для себя, − и просят Божия благословления через священника. Но благословения не на то, чтобы Бог их направил. Они уже сами знают, куда им надо ехать. А на самом-то деле, может, туда и не надо ехать, и Господь не благословляет.

И вот в этом смысле надо увидеть не просто неполноту своей воли, а наша задача − свою волю подчинить воле Христа. Хотя это звучит как формула какая-то. И тут встает вопрос: а как узнать волю Божию? И, конечно, вопрос смирения, какой-то внутренней остановки своей жизни. А то мы все что-то делаем, куда-то спешим, в этом земном опустошении пребываем, а земные попечения опустошают душу, они действительно привносят в душу пустоту, в которой нет Бога. И надо суету земную остановить, надо Бога впустить в свою жизнь. А Бог не будет нас насиловать. Конечно, Господь бывает и милостив, но бывает, что Господь входит в нашу жизнь через страдания.

И здесь верный подход заключается в том, чтобы дать Богу возможность указать нам путь, и помочь нам по этому пути пойти. И тогда мы поймем, что не можем себе доверять, потому что изломаны грехом. Мы, к сожалению, все грехопадшие существа, потомки Адама и Евы, а это сказывается на каждом человеке, насколько бы он не был внешне красив.

Порой мы смотрим на кого-то и думаем: какой замечательный человек, как он хорошо живет, прямо, как святой! Буквально вчера я занимался в группе с нашими зависимыми, с нашими любимыми наркоманами и алкоголиками. И один из них говорит: «Отец Максим, как я вам завидую! У вас вообще грехов нет! Какие у вас грехи? Они настолько несерьезные!» Но это же, к сожалению, не так. Может, внешне человек таким и кажется, но внутренне мы все пребываем в этом изломанном бытии. И когда человек это понимает, то он понимает и то, что только Господь может ему указать путь. Важно не доверять себе, и от того, что мы себе не верим, мы начинаем верить в Бога.

Это уже лайфхак! Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Мы знаем, что Господь никого никогда не наказывает. Мы сами себя своими грехами наказываем. Но Он иногда попускает нам искушения для вразумления, для испытания веры, чтобы мы не превозносились. Я хочу сказать о себе. Вот уже год прошел, как мне сделали операцию на левой руке. Во время операции у меня был нарушен нерв. И до сих пор рука болит, хотя дочь водит меня по неврологам. Слава Богу, немножко подлечили, но рука полностью не восстанавливается. Я работаю только правой рукой. Я считаю, батюшка, что это мне по моим тяжким грехам. Но, если будет угодно Богу, может, рука и восстановится. А если нет − я буду терпеть и смиряться. Я все равно доверяю Богу, и благодарю Боженьку за все! Значит, так надо для моего спасения».

− Мне кажется, это замечательный пример, когда человек даже и в страданиях, и в каких-то скорбях, таких трудных обстоятельствах жизни...

Когда можно конкретно кого-то обвинить.

− А можно не обвинять. И это может укрепить веру. Наша задача, дорогие братья и сестры, прямо-таки переформатировать свое сознание с эгоистичной, горделивой и страстной убежденности, что я, я сам все могу! Слово «похоть» не только к каким-то сексуальным проявлениям относится. Это, прежде всего, именно похотение, личностное желание человека: я так хочу! Хорошо бы, конечно, чтобы мы руководствовались в жизни тем, что Бог хочет. Понимали, чего Господь хочет от нас.

И здесь следующая тема возникает. Мы убедились в том, что мы ничего не понимаем, мы бессильны в своей жизни, нет у нас полноты истины. И мы хотим ее у Бога узнать, мы хотим понять, что же Бог от нас хочет? И здесь следующий, очень важный момент возникает: а как узнать, что Бог от нас хочет? Как эту волю Божию увидеть?

Конечно, первое − желание эту волю увидеть; а второе − это уже, собственно говоря, наши усилия. Как можно увидеть волю Божию? Как ее отыскать, Глеб Борисович?

Но ведь воля Божия нам в заповедях дана, там сказано, как и что делать. Мы, по идее, волю Божию знаем, потому что в заповедях написано, что нам нужно делать. Мы знаем, чего от нас хочет Господь.

− Да, при этом Евангелие написано удивительно простым языком. Это не какой-то тайный генезис, не какое-то тайное знание, открытое только посвященным. Оно открыто всем! Господь дает единую заповедь любви. И, дорогие телезрители, обращаю ваше внимание на нашу программу «Фавор». Это программа помощи зависимым. При нашем Координационном центре есть благотворительная организация «Фавор». Мы бесплатно помогаем зависимым людям и их родственникам, в том числе и удаленно, у нас есть интернет-реабилитация. И в Петербурге у нас два вида помощи оказывается: тем людям, которые приходят сами к нам, и тем, кто к нам приходит через интернет. Прекрасная, интересная программа, можно набрать в интернете: favor78.ru, или позвонить по телефону +7 (911) 170-54-04. Бесплатная, профессиональная, ну и, самое главное, эта программа направлена на возрождение в человеке души, того самого образа Божия, это духовная, религиозная программа, ведь мы − люди Церкви!

У нас не только в епархии есть отдел по благотворительности, а есть и Синодальный, общецерковный отдел, и при нем есть Координационный центр по противодействию наркомании, его возглавляет Владыка Каменский Мефодий. И вот в свое время был издан документ о реабилитации наркозависимых, и там прямо-таки первым пунктом шло, что главное действующее лицо в реабилитации − это Бог. Как раз то, о чем мы говорим.

Второй пункт: реабилитация должна проходить в христианской общине. Эти условия нам помогают, в том числе, узнать волю Божию.

Опять-таки, для того чтобы человеку распроститься с такими тяжелыми грехами, как наркомания и алкоголизм, недостаточно просто, как говорится, прокапаться. Для этого нужно встретить Бога в своей жизни. Конечно, с помощью, может быть, других людей, но тем не менее встретить самостоятельно Его. И наверняка у вас есть много примеров того, как люди все-таки встретили Бога в своей жизни. И эти люди, я так понимаю, сейчас работают вместе с вами по реабилитации. А как много таких людей было на вашем веку? Ведь вы же очень долго работаете в этом центре.

− Я работал не только в этом центре, у нас были и другие программы. С 1997 года, когда я еще был диаконом, я уже включился в работу Церкви по оказанию помощи зависимым. И здесь, в Координационном центре, почти 30 лет. Конечно, многие люди обрели Христа, но только если мы говорим о христианской общине, а мы действительно стараемся, чтобы наша реабилитация была общиной. Она не обязательно вокруг храма строится, особенно когда люди из разных регионов.

Я в пятницу вел занятия в группе в online-режиме. У нас каждый день идут занятия. В лавре идут группы вживую, а online-реабилитация идет в интернете посредством видеоконференции. И у нас были люди из разных регионов. И из Крыма, и из Новокузнецка, из Ленинградской области, из средней полосы России, то есть из разных точек страны. Бывают люди и из других стран, но, естественно, русскоязычные. И тогда у нас появляется община, какая-то общность несмотря на то, что мы разделены, мы не ходим в один храм. Тем не менее, эта общность есть, и получается так, что мы как бы вместе с этими людьми живем, мы их включаем в нашу жизнь.

Мы, христиане, идем ко Христу и стараемся, чтобы наш путь был честным, чтобы мы не лукавили. Поэтому очень важная задача − не врать, в своей работе являть честность и прямоту, и тогда это работает. Мы предлагаем этим людям идти вместе с нами.

Вообще, все церковные проекты помощи зависимым − миссионерские. Это прямо проповедь. Мы можем так сказать: наша задача-минимум − трезвость, задача-максимум − встреча с Богом и обретение веры. Помочь человеку встать на путь спасения. И это происходит, но не у всех. Есть и те, кто уходит во тьму. Все-таки демоническое влияние присутствует в этих страстях, в зависимостях. Это болезнь, но это и страсть, и грех. А там, где страсть, где грех, − там темный мир. И иногда все очень жестко и печально заканчивается. Но в то же время есть примеры, и их много, слава Богу, когда наши реабилитанты, люди, далекие от Церкви, обретали веру и начинали в ней развиваться. У нас есть проект постреабилитации. Когда люди прошли реабилитацию (а это от трех месяцев до полугода примерно), выполнили все письменные домашние задания, сдали их в группе, и начинается период постреабилитации. И, по сути, этот период должен быть всей жизнью человека. Он три года в трезвости, пять лет… А что дальше? И мы с ним общаемся, пытаемся ему помочь дальше идти ко Христу, а это уже сложно, когда проблема зависимости ушла. Это очень сложно, тем более, у каждого еще какой-то совершенно удивительный, уникальный путь ко Христу, он не похож на путь других людей, у каждого свои отношения с Богом возникают. Мы пытаемся людей включить в движение к Богу. И тут даже не опыт, не формулы какие-то важны: надо столько-то упражнений молитвенных совершить, или дел добрых сделать, − и получишь такой-то результат. Нет, здесь важно затянуть человека, чтобы он продвигался в ту же сторону, к Богу, вместе с нами.

Вопрос от Ирины из Ярославля: «Сейчас есть такая тенденция, что вроде бы люди и в церковь ходят, но иногда слышишь от них, что надо купить вот такой-то камень, и с ним вы обретете благополучие. А другой камень − для карьеры, еще один − для здоровья, для счастья. Это из-за неверия, или, может быть, это происки лукавого? Люди обвешиваются этими камнями, чтобы было у них счастье. И даже пишут, что стоило надеть нужный камень, как человек нашел кошелек с деньгами. Хотя понятно, что этот камень создал Господь, его из земли достали, и как ему можно поклоняться? Как вы думаете, это из-за неверия, или это происки лукавого?»

− Можно назвать это неосознанным оккультизмом. Это вера в магию, вера в то, что какие-то материальные объекты имеют особую, чудодейственную силу, и они изменят нашу жизнь. Не личное усилие, не присутствие Бога, а магические предметы. К сожалению, даже присутствует пропаганда этой магии. Вы рассказали про камни, но есть же и масса других проявлений, те же битвы экстрасенсов. Я ни разу не смотрел их по телевизору, но один наш прихожанин посмотрел и сказал, что там чувствуется присутствие темной энергии, чувствуется бесовщина. Поэтому, дорогие братья и сестры, берегитесь оккультизма! Надо четко понимать, что у каждого из нас есть духовный голод. И, к сожалению, вроде бы уж столько лет прошло после советской власти, а люди порой все еще не знают, куда с этим духовным голодом идти. И они находят не Церковь, а суррогаты. Не находят Христа, а находят Его подмену, в том или ином формате. И это беда, потому что подмена в результате приводит к страданиям, боли, разочарованиям.

Поэтому отторгаем камни. Они, наверное, красивые, но надо помнить, что главный наш камень – это Христос, как мы знаем из Евангелия. Краеугольный камень. И в нем должно быть наше утверждение! И как здорово, когда мы это принимаем всей душой. Это и есть дар Божий.

Вот мы говорили о том, как полностью довериться Богу. Конечно, это невозможно без Божественного благословления, без того, чтобы Господь это даровал. Это не нашими усилиями делается. Надо разочароваться в себе, увидеть, что ничего у меня не получается, я сам себе не верю, − и тогда уже обратиться к Богу. И это будет уже полноценное, полнокровное доверие, вера и познание Бога. Все это дается от Бога, это Его дар. И надо этот дар ценить, беречь, как хрустальный шар.

Раньше нередко бывали случаи, когда монахи, семинаристы, священники писали в своих соцсетях, снимали видео, как они оставляют Христа. Я знал лично одного человека, и даже в свое время, когда воцерковлялся, брал с него пример, он был для меня, в моем небольшом кругу верующих, таким столпом веры. И вдруг он все отбросил публично, стал язычником, стал хулить Христа. Это страшное явление. Есть у нас догадки, что это происходит, наверное, из-за грехопадения. Действительно, этот дар можно потерять.

То, что мы сейчас с вами говорим о Христе, – это же чудо! Чудо в том, что у нас есть православное телевидение, где наши беседы транслируются, и люди смотрят. Чудо в том, что я включил не какую-то развлекательную программу, а я включил телеканал «Союз». Это тоже дар Божий! Я ведь мог бы другими вещами интересоваться, а мне интересно духовное развитие, я хочу узнавать о Боге. Надо радоваться, и благодарить за это Бога.

Я открою такой маленький секрет. Мы иногда с батюшками, в перерывах между службами, сидим в пономарке и говорим: как хорошо, что мы в Церкви! Какое чудо, что Господь нам открыл Себя! Ведь есть люди вне Церкви, в том числе наши знакомые, иногда родственники. А когда ты со Христом – это такая благодать, такая радость! Ты, может быть, недостойный, неправильный, но Господь тебе открылся, Господь тебе это даровал! И нужно только восхищаться, радоваться и прославлять Бога. Какие тут камни?

Есть единый камень, главная жемчужина и главное сокровище нашей жизни – Христос. Если это понимание у нас есть, то мы ценим Его присутствие в нашей жизни. Но при этом мы осознаем, что далеко не все в таком видении жизни пребывают. Многие люди находятся в заблуждении, и не просто в заблуждении, а порой даже в каком-то тяжелом состоянии. И, к сожалению, как показывает практика, сейчас верующих среди нашего народа меньшинство.

Я прошу Вашего благословения нашим телезрителям.

– Дорогие наши, добрые, хорошие телезрители! Спасибо вам за то, что этот вечер вы были с нами, смотрели телеканал «Союз». Храни всех Господь!

А если кому-то нужна помощь в реабилитации, то запомните телефон: +7 (911) 170-54-04. «Фавор» помогает, это действительно так!

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс