Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1288) → Протоиерей Михаил Зазвонов: Великий пост для нас – как спасительный круг

Протоиерей Михаил Зазвонов: Великий пост для нас – как спасительный круг

№7 (1288) / 17 февраля ‘25

Беседы с батюшкой

Батюшка, я посмотрел календарь и увидел, что скоро уже сплошная седмица, Неделя о блудном сыне, масленица, а там и Великий пост, он в марте начинается. Кажется, только-только колядовали, молились за январскими традиционными богослужениями… И каждый год мы задаем одни и те же вопросы и начинаем переживать, что скоро Великий пост, пора готовиться. С чего начать, чтобы уже к масленице подойти почти готовым к посту? Чтобы Канон Андрея Критского действительно вошел в нашу жизнь.

– Мне кажется, что подготовка эта может быть только радостной. Это радость о том, что услышишь удивительные песнопения, которые поют Великим постом. Конечно, нужно взвесить свои силы, может быть, даже провести обследование, подготовить свой организм, чтобы можно было поститься не в ущерб своему здоровью – ведь Великий пост довольно строгий. Все же Рождественский пост щадящий.

Но времени еще много, Неделя о Закхее – предвестник того, что приближается Великий пост… Я думаю, особо напрягаться сейчас не стоит, чтобы люди, переживающие по поводу поста, не впали в уныние. Сейчас лучше побольше побыть с близкими, поесть мясца, потому что до Пасхи мы его не увидим, посмотреть любимые фильмы, спектакли, посетить картинные галереи. Хотя если произведения хорошие, то можно их смотреть и Великим постом, это не запрещено. Главное – не сбить необходимый для поста духовный настрой излишними увеселительными картинами. Конечно, исключить развращающие картины, которые нам и вообще никогда не надо смотреть. Всегда нужно включать в этом плане голову.

Но самое главное, как мне кажется, нужно замотивировать себя на пост. Что это значит? Пост – само по себе прекраснейшее «мероприятие». Это, как сейчас бы сказали, «правильный информационный повод». В нашей обычной жизни Бога мало. В суете мы обращаем на Него мало внимания. А если мы постимся, в нашей жизни Бога становится больше. И мы делаем свою духовную жизнь немного правильнее. Тот, кто постится правильно, кто поставил себе цель нормализовать свои взаимоотношения с Богом (обрести покой, избавиться от грехов, пересмотреть свою жизнь, наметить главные моменты, в чем надо исправиться, с какими страстями побороться), по окончании Великого поста, даже обретя радость Пасхи, старается, особенно в первое время, сохранить то, что он обрел во время поста, не рассеять то сокровище, которое он смог собрать. Великий пост дан для того, чтобы мы правильно встретили Пасху. Наша цель – к Пасхе максимально очистить свое сердце, наладить отношения с Богом и встретить Его в этот радостный момент, и тогда эта радость удвоится в нас. Мы Великим постом становимся, как сейчас говорят, «выгодополучателями» – мы стяжаем благодать Божию. Она нас радует, сердце успокаивает. Мы получаем покой, радость, умиротворение, «дух мирен» возникает в нас.

Великим постом должно быть меньше суеты. Об этом надо позаботиться, составить свой рабочий график таким образом, чтобы не распыляться на мелочи, сосредоточиться на главном, необходимом для жизни, чтобы Бога было больше. Нужно помнить этот график и следить, чтобы эти рамки не стирались. В этом Великий пост для нас – просто спасательный круг. И когда он начинается, нужно радоваться. Нам же очень трудно начинать жизнь «с понедельника». А тут нам уже неминуемо придется это сделать. Это такая внешняя мотивация для нас, чтобы Бога в нашей жизни стало много.

Действительно, хочется в жизни ощущать Бога всегда. Когда тебе хорошо, ты испытываешь счастье – это легко. Но бывают ситуации, когда чувствуешь богооставленность. Это происходит по разным причинам. Но когда тебя накрывает волна уныния, безысходности – а такое бывает у всех – начинаешь задавать вопрос: «А где же Бог?» Как вернуть спокойствие? Как правильно поступить в этой ситуации?

– Бог тут, конечно, ни при чем. Нужно понимать, что мы все здесь как на войне, здесь духовная брань. Враг рода человеческого следит за тобой. Тебе кажется, что ты просто живешь, а он следит, смотрит, когда ты уязвим, чтобы этим воспользоваться. Он будет планировать сразу несколько глобальных кризисов в твоей жизни, чтобы тебя уловить и нанести смертоносный удар. И когда тучи сгущаются, нужно понимать, что именно сейчас, как никогда, необходимо сосредоточиться и проверить, где у тебя пробита броня.

Самое страшное, что может быть в этот момент, – уныние. Если что-то не анализируешь, не защищаешься, не закрываешься щитом, не отмахиваешься мечом, который есть слово Божие, то просто разваливаешься. Ты побежден, парализован. С тобой можно делать что угодно. Как только начинают появляться такие предпосылки, встань, взбодрись и максимально сосредоточься. Необходимо провести работу над ошибками. Раз такое случилось, значит, что-то ты не заметил, где-то сам позволил этому случиться. Был бы начеку, не проворонил бы врага и был готов к этой схватке. Но ведь за твоей спиной Христос, у тебя есть непобедимое оружие. А ты им не воспользовался, забыл, где оно находится. И это обязательно нужно помнить.

Иногда в жизни хочется какого-то маленького чуда. Например, решения проблемы, которая кроме как чудом решиться не может. В каких ситуациях можно у Бога просить чуда? Многие же, приходя в Церковь, ждут чудес. И мы, верующие, тоже хотим иногда их получать.

– Лично по себе могу сказать, что я так много вижу чудес в своей жизни, что мне даже немного страшно: наверно, я так «замучил» своими просьбами Бога, что Он позволяет мне это все увидеть.

Это не только с Вами связано?

– В основном лично со мной. Я давно заметил, что в писаниях у святых отцов основное место занимает смиренномудрие. Оно не очень популярно даже среди православных людей. Вроде оно и нужно, и часто звучит это слово, а что это такое и для чего, мало кто знает. А ведь много раз на дню Великим постом мы просим у Бога смиренномудрия, терпения и любви. Я сосредоточился на этом моменте и стал со смирением просить Бога о чем угодно.

Например, на службе нет сил, и я говорю: «Господи, я человек немощный, но у меня есть крест, Ты позволил мне быть священником… Вот сейчас придут люди – они ни в чем не виноваты. Господи, позволь мне быть этим инструментом для них. Да, я недостоин, я немощный, но Ты позволь». И знаете, приходят вдруг такие силы! И все происходит так, как (я просто это знаю) я бы сам, своими силами, знаниями никогда не смог сделать.

Или, например, проповедь. Я со смирением говорю: «Господи, ну что мне (прости, Господи), дураку, сказать всем этим людям, которые пришли сегодня в храм? Только Ты можешь открыть их сердца». Люди сейчас с трудом слушают: очень много информации, они не привыкли слушать. Такое впечатление даже, что для них это не главное. На службу ходить – да, нужно, а проповедь – ну, она есть, потому что она в формате службы. Я думаю: но ведь очень важно нам этот призыв Господний исполнить: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Иоанн Предтеча говорит об этом; и Сам Господь. Апостол Павел говорит: «Не умолкай!» Это нужно делать. Но как? Как достучаться до людей через весь этот суетный информационный шум? И вот здесь я говорю: «Господи, я не смогу! Я действительно знаю, что не смогу. Но Ты говорил нам в Священном Писании не думать об этом, ибо Дух Святой будет говорить в вас. Сделай меня этим инструментом Святого Духа для этих людей, не ради меня. Мне хочется быть им чем-то полезным, но я не смогу». И вот тогда, когда я захожу в алтарь после проповеди, я благодарю Господа и говорю: «Господи, Ты сделал так, как никто бы не сделал, тем более я!»

И ведь это действительно правильный посыл. Что мы можем? Нам только кажется, что «человек звучит гордо», что без нас реки не текут, солнце не встает и т.п. На самом деле мы мало что можем. Сегодня ты весел, а завтра – болен. «А, может быть, завтра сырая могила возьмет безвозвратно кипучую силу», – поется в известном канте. Когда ты понимаешь свое место, понимаешь, где Бог и что Он может сделать через тебя, тогда и рождается то, что называется смиренномудрием. Когда из такого посыла я обращаюсь к Богу, то всегда вижу, как происходит что-то удивительное, что не в моих силах сделать, и я Его благодарю. Я считаю, что это – настоящее чудо, потому что я знаю себя и знаю, что я этого сделать не мог, это только Господь. И это очень важно видеть.

Мы просто перестали это замечать, нам кажется, что все мы делаем. «Во как получилось!» Как бы само собой. А где благодарность Богу? Молитва: «Господи, благодарю Тебя!» Наша служба ведь вся благодарственная, Евхаристия. Поблагодарить Господа – в этом цель того, что мы собрались в храме. Нужно видеть место Бога в нас. И тогда нам покажется, что Он везде, что Его даже больше, чем мы можем себе представить. И мы можем только благодарить и благодарить Его. И понимать, что Он просто несет нас на руках. Это очень важно – научиться видеть Бога.

Есть такие слова в благодарственной молитве: благодарим за все явленные и неявленные благодеяния… Ведь Бог сочетает, складывает все так, чтобы совершилось то, что нужно для тебя. И часто ты не видишь, что эта «многоходовка» начинается издалека, видишь только верхушку этого айсберга. Но ты должен понимать, что забота есть.

Вот вчера вечером звучало воскресное Евангелие: Господь встретил учеников на Тивериадском озере. Но что это, как не любовь? Представьте рыбаков, которые ждали Господа, не знали, чем заняться, пошли ночью рыбачить и ничего не поймали. Представьте себе их состояние. Голодные, а еще надо сети, лодки мыть, потом голодными идти домой… А Господь говорит: «А вы закиньте еще раз свои сети!» Им понятно, что это бесполезно. Но Он знал, что они милосердны. Он говорит: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» – Они говорят: «Нет». – «Ну, закиньте сети». И они закинули их для того, чтобы кому-то там на берегу сказать: «Видишь? Ничего нет». Если бы они просто Ему сказали, что ничего нет, Он бы сказал: «Но вы же не закинули, вдруг поймали бы». И они поймали много и осознали, что это – Господь, все бросили и пошли за Ним. Увидели Господа, и им больше ничего не надо. Они уже были в благодати, они насытились. А Господь говорит: «Идите, обедайте». Там и рыбка, и хлеб, и Он их угощал. Какая это забота! Он понимал, что они голодные.

Но Сам Господь говорит: не хлебом единым жив человек. Когда благодать тебя коснется, ты не вспоминаешь о еде. Но Господь, зная нашу приземленность, говорит: вы пообедайте, покушайте. И как это прекрасно – Господь заботится обо всем! И когда происходит что-то такое, что выходит из ряда вон в нашей спокойной жизни, то нужно понимать: или это какой-то знак, который Господь дает тебе для того, чтобы что-то ты осознал, или это та дьявольская брань, с которой ты не справился. Но в любом случае надо сосредоточиться, действительно совершить работу над ошибками и призвать имя Господне. Сказать: «Господи, где Ты? Где я не прав? Покажи мне волю Твою, и я ее исполню».

И когда люди хотят возроптать, может быть, надо поблагодарить? «Господи, я знаю, что Ты заботишься обо мне (а Он всегда заботится, Он всегда Благ). Что Ты мне хочешь сказать? Где та важная информация, которая между строк и которую я должен осознать? Открой мне это». И если так конструктивно, адекватно человек взмолится, то он обязательно найдет ответ.

Апостол Иоанн нам говорит: не получаете потому, что не просите. А если просите и не получаете, значит – не на то просите. Это очень важный момент. Мы должны понимать это. Ведь мы можем просить чего угодно. А надо ли? А, может быть, испросив этого, мы отверзнем врата пропасти.

А как это понять, батюшка?

– А для этого и есть прошение: «Открой мне, Господи, волю Твою. Да будет воля Твоя».

Очень сложно понимать, в какой момент тебя испытывает Бог.

– Вы знаете, мне всегда было странно: когда мы хотим совершить нечто великое в своей жизни, мы начинаем думать, пишем концепцию, разрабатываем ее, с другими советуемся… А почему-то в духовной жизни считаем, что все просто так должно прийти или с неба упасть.

Это, мне кажется, связанные процессы.

– Если для тебя Царствие Божие главное, ты хочешь в него прийти, то имей разумный план и иди по нему.

То есть то, что задумал, должно быть сопряжено с твоей духовной жизнью?

– Со всем. Возлюби Господа своего всем сердцем, всем разумом. Бога надо познавать. Но это же требование. А если мы только вздыхаем иногда, так, мимоходом?.. Какой вы, например, бизнес сможете открыть, если только между делом будете на него обращать внимание? Загнется он через пару месяцев точно.

Жить этим надо.

– Жить, смотреть и понимать. Господь ведь несколько раз в Евангелии говорит: посмотрите на людей, которые стремятся к богатству этого мира. Как они туда стремятся? Ночами не спят, если хотят добиться результата. А мы? «Господи, хочу благодать Божию стяжать, как по Серафиму Саровскому». Ну, тогда имей план, стремление, иди по этому выбранному пути. Почему мы считаем, что легко можно чего-то достичь?

С другой стороны, поставьте себя на место Бога. Он видит, что человек вроде молится: «Господи, да будет воля Твоя». Смотрит на него, а тот особо ничего и не делает. Да, занимается своими суетными делами. А Бога вспоминает так, между прочим: «А, Господи, Ты здесь, да? Да, да, я помню, я хочу, чтобы воля Твоя была». А дальше опять в суету окунается.

Великий пост как раз и есть тот план, по которому ты каждый день живешь: сегодня должна быть такая пища, сегодня на службе читал такое-то поучение, слышал такие-то молитвы, молитву Ефрема Сирина. А ведь в молитве Ефрема Сирина изложено самое главное, что нужно в христианской жизни. Это главное, к чему ты должен стремиться. Церковь нам показывает план, по которому надо идти. Он уже готовый, бери модель и просто иди по ней. Но ведь и это тоже не делается.

А вот эта легкомысленность показывает, что ты Бога не любишь. Он где-то у тебя на двадцатом месте в жизни. И тогда как ты можешь роптать на Господа?

Ты сам все для этого делаешь. Как тебя привести к этому? Конечно, подзатыльники надо давать. Как нерадивому дитяти, которое не хочет учиться. Бог всегда Благ.

Батюшка, спасибо Вам за то, что частичку своей души оставили в этом эфире. Мы тоже все это переживали, я очень много сейчас думал о том, что где-то, может быть, был не прав... Спасибо Вам огромное за этот эфир, за эти наставления.

И самое важное в жизни нашего телеканала – нам 20 лет совсем недавно исполнилось. Поэтому прошу обратиться к телезрителям, это наш общий праздник.

– Да, дорогие мои, поздравляю вас с тем, что 20 лет мы вместе. Есть еще какой-то ручеек информации, которая приближает нас к Богу. Это уже величайшее чудо. Я думаю, что нам надо благодарить Господа за это. А я хочу только сказать, чтобы мы пожелали друг другу быть в любви. Потому что любовь нас делает счастливыми. К ней надо стремиться.

Давайте пожелаем и каналу, и всем сотрудникам, и друг другу находиться в любви, как говорил апостол Иоанн Богослов: «Возлюбленные мои, молю вас, имейте любовь между собою».

И я, грешный, первый раз вышел в эфир этой замечательной программы 1 февраля 2016 года. Вот уже 9 лет я здесь, это и мой маленький праздник.

– Поздравляю Вас.

И большое спасибо телезрителям, руководителям канала и Святейшему Патриарху, под чьим омофором мы все здесь существуем.

Записали:
Валерия Макарова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс