Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1288) → Иерей Николай Катан: Мы приближаемся к Великому посту

Иерей Николай Катан: Мы приближаемся к Великому посту

№7 (1288) / 17 февраля ‘25

Беседы с батюшкой

Батюшка, мы постепенно приближаемся к Великому посту. Уже в грядущее воскресенье будет первая подготовительная неделя, которая называется Неделей о мытаре и фарисее. Давайте вспомним эту Евангельскую притчу.

– Приближается, наверное, самое светлое и хорошее время для христианина. Господь призывает нас оценивать пост не так, как в детстве, когда мы думали: «Опять придется поститься! Опять фасоль, картофель и прочее». Он призывает нас оценивать пост как внутреннюю весну духа. Время, когда звучат важные для нас слова в храме за богослужением и дома. Мы начинаем дышать по-другому, потому что душа очищается. Когда в комнате много пыли, всякой грязи, то и дышать тяжело. Наведешь порядок – и дышится по-другому, хочется жить, творить. Вот это и есть пост.

Святые отцы установили подготовительные недели к Великому посту, чтобы мы могли настроиться заранее и войти в пост готовыми. Первая подготовительная неделя называется Неделей о мытаре и фарисее, потому что за богослужением, на Литургии в воскресенье, читается притча из Евангелия от Луки (восемнадцатая глава).

Она совсем короткая, в ней повествуется о том, что два человека вошли в храм помолиться. Один из них был мытарь, другой – фарисей. Изображается то, как они молились. Фарисей стоял впереди, молился перед Богом, рассказывая, что он постится два раза в неделю, подает милостыню, что он не такой, как прочие человецы. Вот это подчеркивается. Мытарь собирал налоги для Римской империи, сдирал последнее с людей. Очень часто бывало, что мытари, собирая налоги, и себе присваивали что-то.

Затем Господь показывает нам, как же молился этот мытарь, который вначале предстает великим грешником. Он бил себя в грудь и повторял лишь несколько слов: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» И Господь подчеркивает, что мытарь ушел более оправданным, чем фарисей.

Вот такая короткая, но яркая притча. Она для того, чтобы мы никогда не давали оценку своему посту, своей молитве, потому как оценивает дар Тот, Кто принимает его. Когда мы что-то дарим, нам сложно это оценить. Для нас важна оценка того, кто примет дар. Точно так же с молитвой и постом. Важно, что скажет Сам Господь, как Он примет молитву.

Мы можем многое в себе оценить: «Так помолился сильно! Так плакал, расчувствовался на молитве…», но нам неизвестно, как Господь оценил эту молитву. Поэтому в начале поста самым первым образом для нас, ярким примером выступает эта притча. Чтобы мы научились не давать себе оценку, а ждали ее от Господа и не превозносились ни над кем. Потому что это может все разрушить. Представьте, что вы долго строили какой-то дом, а потом в один момент все разрушили. Будет очень обидно. Это может сделать наша гордыня.

Можно ли войти в пост, не обращая внимания на подготовительные недели? Многие даже говорят, что в масленичную неделю не постятся, а вот с понедельника начинают. Или нужно уже сейчас задумываться о предстоящем важном периоде и приводить свои мысли, деяния, страсти в порядок?

– Тут сложно сказать, можно или нельзя, потому что есть уже проторенный путь, совет тех, кто прошел по нему. Эти недели подготавливают нас к посту, но в плане приема пищи первая неделя, например, сплошная, то есть в среду и пятницу нет поста. Наоборот получается: фарисей постился два раза в неделю, а мы вообще не будем поститься. Потому что не отказ от пищи в эти дни нас возвышает, а внутреннее устроение. Никто не будет считать, сколько килокалорий ты съешь на одной неделе или на следующей.

Как показывает практика, легче входить в пост заранее подготовленным. Это то же самое, если бы ты собирался в далекий путь и заранее сложил вещи в рюкзак… Когда приготовился, уже нет сумбурности, суеты.

Актуален ли данный сюжет в наше время? Можно сегодня в храме встретить мытаря и фарисея? Кто эти люди?

– Мы иногда сами выступаем в роли того или иного человека на одной и той же службе. Потому что можем увидеть, что кто-то не так оделся, неправильно осенил себя крестным знамением или не так поет на клиросе. И думаешь: «То ли дело я!» А потом усовестишься, увидишь себя по-настоящему и подумаешь: «Господи, мне ли судить? Мне ли говорить? Ты один Судья». Был в лавре духовник, отец Лаврентий. Он говорил: «Не суди, потому что будет один Страшный Суд для всех. Суд Божий». Так что эта притча не потеряла своей актуальности...

Но я бы не хотел заниматься поиском таких людей, иначе мы превратимся в неправедных судей, как фарисей из притчи. Это слово в нашей церковной среде однозначно негативного характера. Мы встречаем в Писании слова Христа: если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное (Мф. 5:20).

Сколько часов в день они изучали Писание, как соблюдали заповеди Господни и как молились? Фарисеи старались все исполнить, следили за собой, старались многое сделать, но чересчур формально. Господь не зря приводит эти слова. Человек может сказать: «Если фарисей – не совсем праведный персонаж, то не нужны ни пост, ни молитва, ни предписания церковные. Все это фарисейство. Я это исполнять не стану. Не буду, как фарисей. Господь все покрывает и все простит». То есть можно в другую крайность впасть.

Не зря установлены посты, а каждое воскресенье нужно быть в храме. Кто-то скажет: «Я хочу по-другому! Это все необязательно, просто предписание человеческое. Бог у меня в душе». На самом деле мы себя оправдываем, чтобы что-то не делать. Все эти вещи, которые кажутся формальными, держат тебя в тонусе. Но исполнение заповедей не должно становиться формальностью или поводом для гордыни.

Вопрос от телезрителя Николая: «Говорят: Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). А я читал в Книге пророка Иезекииля (глава 7, стих 9), что Бог есть каратель. Поясните, пожалуйста, это».

– В Священном Писании есть много непонятных, на первый взгляд, слов. Что такое «рука Божия» или «глас Божий»? Или почему Господь слышит праведников, а к другим бывает глух?.. Господь как праведный и заботливый Отец может проявлять любовь и наказание. Разве отец, ругая сына строго, останавливая его от греха, проблемы или беды, не любит его при этом? «Потому и ругаю, что люблю!»

Вот и говорится народу израильскому, что Господь – каратель. Пусть люди не предаются расслабленности… Господь напоминает через Своих пророков о том, чтобы люди не забывали: Господь и каратель тоже.

Когда мы что-то делаем, убегая от Господа через свои поступки, Он как Пастырь Своих овец может держать в руках посох и возвращать овечку в стадо. Не стоит смущаться, что Господь – это любовь и каратель. Много имен у Бога. Господь и Отцом называет Себя в Писании. Все эти имена показывают Его отношение к людям и что мы можем от Него ожидать.

Важно понимать контекст, это ведь сказано в Ветхом Завете. Было другое время. В Новом Завете мы говорим, что Господь – это любовь. Мы сами себя наказываем, когда не хотим жить с Богом, быть с Ним. Мы от Него отдаляемся. Господь-то всегда (как в притче о блудном сыне) готов выйти нам навстречу. Он нас ждет, а мы иногда уходим в страну далече (Лк. 5:13). Хорошо, если опомнились и вернулись. Есть случаи, что не возвращаются.

Вопрос от телезрителя: «Все с усердием осуждают фарисея, но дело в том, что, согласно Евангелию, он все-таки вышел оправданным. И что получится, когда он окажется в Царствии Небесном? Что тогда скажут те, кто его осуждал?»

– Если мы, даст Бог, будем в Царствии Небесном, то услышим, что они будут говорить. Надеюсь, будем славить Господа. Это то, что в первую очередь будем говорить, насколько известно из Священного Писания. Только что мы подчеркнули, что не стоит слишком вникать в изыскания: кто же может оказаться на месте фарисея? Можно согрешить так же, как и он, осуждая других. Нам не стоит никого клеймить, приписывать кому-то фарисейство.

Во-вторых, в конце притчи Господь говорит, что мытарь ушел более оправданным, чем фарисей. Это не означает, что фарисей остался осужден. Скрупулезное исполнение заповедей Господних – не грех. Но есть отношение к этому горделивое. Ставится во главу угла само исполнение… Человек может исполнить все предписания, но внутренне не измениться. Вот это и является грехом. Мы не осуждаем фарисея, потому что есть один у нас Судья.

Батюшка, Вы уже начали говорить, почему мытарь был более оправданным. Он осознал свои грехи, свою несостоятельность, бил себя в грудь и просил только о том, чтобы Господь был милостив к нему. Как нам стать такими смиренными, откуда взять эту высокую добродетель? Как быть мытарями в хорошем смысле слова, а не фарисеями?

– Когда мы говорим о духовной жизни, то вспоминаем благое слово «смирение». Есть разные мнения о том, что это. Мне нравится такая формула: «смирение» связано со словом «мера», то есть это знать себе меру. Синоним смирения – скромность. Человек скромно смотрит на себя, не придает огромного значения своей личности. Говорят: смиренный – не тот, кто думает о себе плохо, а тот, кто думает о себе поменьше.

Когда человек увидел рану своей души, свою немощь, он не оправдывается, потому что Господь знает его грех. Он просит только одного: «Помилуй меня, будь милостив! Что я могу сказать? Ты и так все знаешь. Ты был рядом со мной, Господь Вездесущий, каждую секунду. Ты слышал мои мысли, видел чувства, знал намерения. Как я могу оправдаться перед Тобой? Что буду рассказывать или объяснять? Просто будь милостив ко мне».

Вот что мы можем сказать в это воскресенье вслед за мытарем. Если честно. Есть иногда наигранные слезы, когда человек приходит к Богу, плачет, а через некоторое время возвращается к своим грехам. Он жалеет себя: «Ты, наверное, меня накажешь, Господи. Я достоин этого по-настоящему, нет мне оправдания». Для кого это? Если человек кается, есть только слезы и слова «Господи, помилуй!» Других слов нет. Это настоящее покаяние, желание, чтобы Господь уврачевал израненную душу. Он знает, как это сделать. Нужно только сказать: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

Вопрос от телезрительницы: «Говорят, что нужно исповедоваться, причащаться, каяться. Как таким образом помочь себе избавиться от колдовства? Раньше был батюшка Герман в Троице-Сергиевой лавре, он занимался этим. На сегодняшний момент есть варианты в решении такой проблемы?»

– Мы знаем, что колдовство поддерживается силами тьмы, дьяволом. Человек очень долго разрешает этим силам влиять на себя через свою греховность или удаленность от Бога. Нужно устроить свою духовную жизнь. Это, как сказал Господь, – молитва и пост. Нужно отбросить все, что не входит в пост, – развлечения, новости, телевизор (нас можете слушать).

Но если вы хотите по-настоящему поститься, отключайте все. Нужно войти в свой внутренний мир, поменьше людей пускать в свою жизнь, поменьше рассказывать обо всем, то есть надо брать на себя духовный подвиг. Час в день читайте акафист Иисусу Сладчайшему и Покаянный канон. Каждый день обязательно чтение Евангелия: от одной главы до одного евангелиста.

Я никого не ругаю сейчас, просто хочу всем напомнить: когда дьявол нас борет, мы должны ему противостоять, включая весь человеческий ресурс, физический и духовный. Очищать свою душу. Не просто на Исповеди что-то рассказывать, а внутренне каяться.

Познакомьтесь с батюшкой, который мог бы вести вас по жизни, духовно что-то подсказывать, уделять вам время на Исповеди. Может, вы где-то ошибаетесь, что-то не так делаете. Участие в таинствах не должно быть формальным (исповедовался, причастился), важно готовиться к встрече со Христом. Если пойдете по этому пути, обязательно будет прогресс. Если есть возможность уехать на Великий пост в монастырь, потрудиться рядом с обителью, уйти от суеты и пустых разговоров, это тоже хорошо.

Вопрос от телезрителя Владимира: «В словах «Иерусалим», «иерей», «иеромонах» что означает «иер»? И второй вопрос. Говорят, что Библия объясняет себя сама. Если применить это выражение к притче о мытаре и фарисее, то Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Мытарь – покаяние, фарисей – отрицание. То есть один пускал в себя Бога, а другой не нуждался в Нем. Вот и ответ, может быть?»

– Вполне допустимый ответ на эту притчу. Евангелие многогранно. Если священника спрашивают о значении какой-то притчи, это не означает, что он разъяснит ее во всех гранях. Иногда притчи использовали к месту. Допустим, общаешься с кем-то и вдруг вспоминаешь, что сейчас уместно использовать притчу, привести ее в пример. Поэтому вполне согласен с вами, можно и так ответить.

Что касается первого вопроса, то слова «Иерусалим», «иерей», «иеромонах» из разных языков. «Иерусалим» пришел к нам из еврейского языка, греческое слово «иерей» означает «жрец» (или в современном исполнении – «священник»). Эти слова не имеют единого корня, их нельзя сравнивать. Иеромонах – это монах, который стал священником. Есть еще иеродиакон, то есть диакон монашествующий. Иеромонах, иеродиакон – это монахи в священном сане. Иерей – женатый священник, который несет послушание.

«Можно ли ребенку 10 лет поститься в Великий пост?»

– Я бы рекомендовал как можно раньше приучать детей к посту. Во-первых, из житий святых мы знаем, что они постились с самого начала своей жизни, отказываясь принимать молоко в среду и пятницу. Во-вторых, сама практика жизни показывает, что чем раньше ребенок приучен к посту, тем лучше для него. Когда он вырастет, ему будет проще принимать эти реалии как норму.

В моей семье никогда не утруждались тем, что идет пост. Я рос так, словно других вариантов нет. Перед школой родители давали мне пирожки, а другие приносили бутерброды с колбасой и спрашивали: «Тебя это не смущает?» Я отвечал, что абсолютно не смущает. Для меня был привычен пост, это стало нормой.

«Может ли обычный человек стать праведником в мире людей?»

– Именно в мире людей можно стать праведником. Вне мира людей – только преподобным. Конечно, Господу приятно, что многие уходят в пустыню, монастыри, но это следующий уровень. Ему более необходимо, чтобы мы научились жить по-христиански здесь, в этом мире. Жить праведно, правильно. Каждый день, среди своих прихожан или знакомых, я вижу примеры того, что праведником действительно можно стать.

«Откуда берется гордость и как бороться с этой страстью?»

– Потому что мы слишком много думаем о себе. В прямом смысле слова. Надо поменьше думать про свое «я». Когда начинаешь заботиться о других, некогда думать, каков ты внешне и духовно.

«Когда я спросила у батюшки на Исповеди, как найти духовника, мне ответили: «Нам запрещено брать духовных детей». Но в передачах Вы говорите, что нужен духовник».

– Да, если есть священник, который умеет, имеет право быть духовником. Некоторые монахи в монастыре не имеют такого права. Священники, которые служат в миру, имеют право, но не все на это способны или не все хотят. Нужно познакомиться со священником, несколько лет пообщаться с ним, присмотреться, а потом уже считать его своим духовником. Желательно всем иметь духовника, но это бывает очень редко.

«Чем осуждение отличается от обсуждения? И как осуждать грех человека, а не его самого, не переходя на личности?»

– Если каждый разговор мы будем сопровождать реальной заботой о человеке, сочувствием ему, христианским к нему отношением, то никогда его не осудим. Если эти три фактора сразу отсутствуют, тогда будет осуждение.

Записал:
Павел Зюзин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс