Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1288) → Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий: Учитесь жертвенной любви!

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий: Учитесь жертвенной любви!

№7 (1288) / 17 февраля ‘25

Беседы с батюшкой

Владыка, поскольку Вы приехали к нам из Кыргызстана, не могу не расспросить Вас о том, как существует христианство, Православие в Средней Азии. Мы имеем очень мало представления о православных этого региона и в целом об истории христианства и отчетливо понимаем, что это земли мусульман. У нас есть яркое впечатление, что Средняя Азия – это таджики, узбеки, киргизы; в общем, мусульмане. Как глава епархии расскажите нам, пожалуйста, какова сейчас ситуация с Православием на этой земле.

– Получив назначение Священного Синода быть Преосвященным Бишкекским и Кыргызстанским, сначала я почувствовал радость и тепло, а потом уже стало приходить осознание, плохо это или хорошо. Это чувство радости и тепла милостью Божией до сих пор меня не покинуло. Дай Бог, чтобы так было и дальше.

Когда готовился к поездке, я узнал, что у нас в Москве раз в месяц служится Божественная литургия на кыргызском языке в храме Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где служит и питает, одевает всех нуждающихся, приезжих отец Дионисий. Кстати, 3 февраля в Храме Христа Спасителя совершилась Божественная литургия на тюркском языке и прошла конференция на эту тему.

У меня было ощущение, что далекая земля Средней Азии, Центральной Азии – это что-то из фильмов, где живут люди, чуждые христианству. И когда я приехал на землю Кыргызстана (а здесь ее зовут священной землей Ала-Тоо), я увидел историю не только России и Советского Союза. В свое время, в 1984 году, я давал присягу всем народам Советского Союза, в том числе и кыргызстанцам, защищать их до последней капли крови. Я увидел историю России и даже Вселенской Православной Церкви немного по-другому.

Обычно, когда мы думаем о движении христианства, нам представляется Рим, Византия, далее Москва – Третий Рим, братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. И не более того. Думая же об Азии, мы видим или темные пятна, или какие-то суеверия. На самом деле в то время, когда князь Владимир крестил в водах Днепра киевлян, на территории нынешней России, на юге Сибири, уже входившем в одну из христианских митрополий, была митрополия Кашгарская и Невакетская и был митрополит Кашгарский и Невакетский.

Был епископ Китайский, епископ Индийский, епископ Сарайский Ассирийской Церкви Востока (конечно, не Ортодоксальной Православной Церкви). Также был Иоанн, митрополит Мервский. Мерв – это город в Туркменистане. В IV веке там был прославлен во святых Иоанн Мервский.

Когда я пришел знакомиться с премьер-министром и Ассамблеей народа Кыргызстана, в приемной представитель администрации президента Кыргызстана рассказал мне, что на месте города Бишкек раньше был город Тарсакент, название которого в переводе на русский язык означает «город христиан», и на расстоянии дневного перехода верблюдов на Шелковом пути были различные города.

После Тарсакента был город Невакет – столица митрополии, где была митрополичья кафедра, куда наверняка обращались христиане с территории Сибири. И есть памятник – башня Бурана. Там впервые в Средней Азии ученым стали известны свидетельства христианской жизни, но не было вещественных артефактов. Когда на эти земли пришла Российская империя, один землемер нашел кайраки – искусно выделанные камни с так называемыми равноконечными несторианскими крестами и описанием, кто, когда и по какой причине умер. Например, умер священник или дочь священника во время какой-то язвы (или, как мы сейчас говорим, пандемии).

Вокруг Бишкека было найдено около тысячи таких христианских кайраков, и не только Ассирийской Церкви Востока, с подачи западной исторической науки не совсем корректно называемых кайраками несториан. Кроме того, там были найдены кайраки не с равноконечными, а с шестиконечными крестами, то есть там были разные христианские конфессии.

Когда Семенов-Тян-Шанский исследовал земли Кыргызстана и работал в европейских архивах, он нашел Каталонский атлас мира, где на Иссык-Куле был обозначен монастырь братьев-армян и было написано, что там хранятся мощи апостола Матфея. Мы не знаем, были там эти мощи полностью или только их частица, но историческое документальное свидетельство этого есть.

Далее в цепочке городов на Шелковом пути город Суяб – некогда пограничный город на китайской границе. Там родился знаменитый поэт Ли Бо, почитаемый в Китае так, как у нас почитают Пушкина. Этот поэт, например, описывал, как воин скучает по своей девушке. Китайцы предложили поставить ему памятник в Бишкеке, но по известным причинам остереглись от этого шага. Город Суяб был столицей Западно-тюркского каганата.

Далеко не все представляют, что в VI–VII веках Тюркский каганат был размером от Крыма до Тихого океана. В свое время Александр Македонский нарезал этот путь как военный, а торговля на Шелковом пути полноценно заработала как раз тогда, когда это было одно государство, потому что не были нужны разные таможенные сборы, и благодаря этому пути Китай мог торговать со Средиземноморьем, в частности, с Византией.

Потом Тюркский каганат разделился на Западный и Восточный, и Западный включал в себя территорию от Кыргызстана до Крыма. Столица его была в 25 километрах от Бишкека – столицы Кыргызстана. Сейчас там находится населенный пункт Токмок. В столице Тюркского каганата (правда, более поздних построек) был обнаружен фундамент церкви VIII века.

Там работают японские археологи, Академия наук Кыргызстана, и за пределами шахристана (по-нашему кремля), помимо остатков фундамента христианской церкви VIII века, был найден буддийский монастырь, а внутри шахристана найдены остатки фундаментов четырех христианских церквей. Как на Красной площади Москвы за стенами Кремля можно увидеть четыре храма, так и внутри кремля столицы Тюркского каганата было четыре храма. Конечно, Тюркский каганат существовал недолго, а храмы эти более поздние – уже X века.

Есть прямое свидетельство добрых (конечно, насколько это возможно) взаимоотношений между мусульманами и христианами. Известно, что, когда при Тамерлане воцарился ислам как господствующая религия, запрещалось изготавливать вино, но христианам разрешили его изготавливать, потому что оно использовалось в богослужении.

Если говорить об отношении ислама к христианству, о традициях Шелкового пути, то, наверное, это был уникальный случай, возможно, связанный с тем, что народ был кочевым, и это может быть связано и с какими-то другими причинами. По крайней мере, чтобы торговцы разных религиозных убеждений могли торговать на Шелковом пути, нужно было, чтобы они имели возможность, как мы сейчас говорим, удовлетворять свои религиозные потребности. Деньги деньгами, но все они были верующими, и, если человек умрет и попадет в ад, зачем ему деньги?

Поэтому было нужно, чтобы христианин мог в седьмой день сходить в церковь, мусульманин – совершить намаз, то есть чтобы каждый мог удовлетворить свои потребности. На Шелковом пути было уважительное отношение к людям всех религий, и если обижали караваны, то решалось это простым способом: ближайший населенный пункт от места, где ограбили караван, подвергался жестоким репрессиям. Поэтому жители на Шелковом пути всеми силами старались оберегать, охранять, поддерживать и беречь караванщиков, проходивших по этому пути.

И вот по этому Шелковому пути в свое время стал двигаться апостол Фома, а потом и другие проповедники вместе с купцами. Ассирийская Церковь Востока – это в какие-то периоды удивительное явление по количеству христиан; по крайней мере, соизмерима с ортодоксальным православным христианством в Европе.

Все мы почитаем образ Спаса Нерукотворного. Мы помним, что когда заболел князь Авгарь, он поверил в то, что если хотя бы увидит образ Христа, нарисованный художником, то исцелится. И Господь приложил плат к Своему Лику, и этот плат с Его изображением был передан князю Авгарю. Ему было сказано, что он исцелится, но не до конца. А до конца исцелится, когда покрестится. По преданию, когда распяли Христа, князь Авгарь хотел пойти войной на царя иудейского.

Так или иначе, три века, до 312 года, князьями Эдесского княжества были христиане. Только в 312 году стал княжить язычник, и где-то в 326 году их поработили парфяне. То есть Эдесса то входила в Византию, то выходила из нее, и когда в Римской империи 300 лет были гонения на христиан, на священников, там этих гонений не было. И мы знаем, что, когда князем стал язычник, Эдесса потеряла самостоятельность, как в свое время потеряла ее Византийская империя, вступив в унию.

Парфяне поработили Эдессу, но в то же время христиане получили возможность распространять свое учение на Парфию, а от Парфии по Шелковому пути – на Восток. Христианство распространялось посредством школ наподобие школ римских, где учили наукам, ремеслам, эстетике, но несториане добавили еще теологическую составляющую.

И вот эти школы пошли по Шелковому пути, и кто-то говорит, что они даже дошли до Японии. И так как они несли не только богословие, но и ремесла, и науку, и просвещение, и образование, то есть понятное и полезное для любого простого жителя, будь то кочевник или горожанин, христианам на Шелковом пути дали название: «люди светлой веры».

Также мы знаем о том, что через 600 лет после Рождества Христова (или в VI веке) Мухаммед стал проповедовать ислам. Из общеизвестных источников мы знаем, что в Арабском халифате считалось, что халиф служит Аллаху через государственное, общественное служение. Кстати, мы знаем, что в Сирии православные христиане обращаются к Богу: Аллах. А имамы, служители ислама, обращаются к Богу посредством богослужений.

Если совершались какие-то преступления (по крайней мере, нравственного характера), то халиф считал, что только Бог может судить людей, поэтому их отдавали на суд священнослужителям. Если подданные были мусульманами, их дела рассматривало исламское духовенство. А если согрешали христиане Ассирийской Церкви Востока, естественно, их судило духовенство Ассирийской Церкви Востока. То есть христианство в исламском халифате, созданном Мухаммедом, имело признаки государственной религии.

Мухаммед жил в окружении язычников, многобожников. Согласно откровению архангела Джабраила, он получил некие знания и откровения и стал их проповедовать. Мы считаем, что это одна конфессия, мы – совершенно другая конфессия, у нас нет ничего похожего, и когда жил Мухаммед, христианство уже было. Тогда было два восприятия: это многобожники, а это верующие в Единого Бога. Соответственно, верующими в Единого Бога были иудеи, христиане и мусульмане.

Кроме того, в исламе книгами Священного Писания считаются: Тора – наш Ветхий Завет; Забур – наша Псалтирь, и Инджиль – наш Новый Завет. Единственное, они считают: то, что христиане со временем исказили, они сохранили в изначальном виде. Четвертая книга из Священного Писания ислама – это Коран. Есть еще Хадис, но считается, что Хадис – это слова Мухаммеда, великого человека, мудреца, а Коран – это слова Аллаха, которые передал пророк Мухаммед. И мы знаем, что пророком Мухаммедом был дан фирман (охранная грамота) монастырю Святой Екатерины.

На мировоззренческом уровне все наши православные пророки считаются также и пророками ислама. Правда, у них другие имена, немного другое повествование. Исламскому богословию христианское богословие близко, и в самом Коране сказано, что если мусульмане будут искать себе союзников, то найдут их среди тех, кто называются христианами.

В Коране есть сура «Марьям» о Пресвятой Богородице. Признается непорочное зачатие Богородицы и мессианские смыслы. Среди всех пророков единственным безгрешным считается пророк Иса ибн Марьям, то есть Иисус Христос. Христиан называют румами, то есть потомками римлян. В то время это была Византия, и говорилось, что в последние времена мусульманам нужно объединиться с румами против какого-то вселенского зла.

А вообще, лучше об этом могут сказать слововеды, или же богословы, а нам это нужно знать для понимания взаимоотношений мусульман и христиан. Другое дело, что есть не совсем грамотные христиане и не совсем грамотные мусульмане; и есть грамотные мусульмане, подверженные человеческим воззрениям. Но это уже отдельная история.

Вот в таких условиях – с уважительным отношением окружающих – мы и живем в Средней Азии на протяжении, по крайней мере, полутора тысяч лет. Есть легенды западного общества о царстве пресвитера Иоанна на Востоке. Как в России есть легенды о некоем Беловодье, так и во времена крестового похода, противоборства или соперничества с Османской империей искали союзников и надеялись, что есть некое царство пресвитера Иоанна. На самом деле это больше легенда, но она не беспочвенна.

Многие правители (начиная от апостола Фомы) периодически различным образом принимали христианство. И в этом отношении тоже есть очень интересные факты. В настоящее время на государственные или народные праздники приглашают муфтия – руководителя Духовного управления мусульман Кыргызстана, и меня как представителя традиционной конфессии.

В Кыргызстане нас, русских, меньшинство – 300 или 350 тысяч, а всего в Кыргызстане более семи миллионов населения. Но у нас добрые взаимоотношения благодаря нашим отцам.

По каким-то путям шел Александр Невский в Каракорум, в Монголию, а где-то на совещаниях встречались сибирские ханы и ханы с земель Центральной Азии. По крайней мере, впоследствии Россия волей-неволей заняла территорию Золотой Орды, и во времена Российской империи и Советского Союза наши народы были в составе одного государства.

Кстати, 17 января мы отмечаем 170-летие с того момента, когда кыргызы племени бугу в лице своего представителя дали присягу на верность в Омском генерал-губернаторстве, входя в состав Российской империи. До этого около 20 лет они имели такие намерения и послали в Санкт-Петербург около 12 посольств, но в основном через Омск, с просьбой о присоединении к Российской империи.

Двести лет назад племя бугу, собравшись на берегу озера Иссык-Куль, решало, к кому присоединиться, – к кокандцам (это нынешний Узбекистан) или к Белому царю. И решили присоединиться к Белому царю. Но царь не торопился брать их в подданство, а ведь многие представляют, что он хотел быстрее их прихватить. Это была большая ответственность.

И когда некоторые племена иссык-кульских киргизов присоединились к России, а кокандцы по-прежнему совершали набеги, вооруженным путем был взят Пишпек, нынешний Бишкек. Конечно, тогда это был гораздо меньший населенный пункт. На юге, в городе Ош, алайская царица Курманжан-датка уже договаривалась с генералом Скобелевым, и Скобелев относился к ней как к матери. Потом к Российской империи добровольно присоединилась и южная часть народа Кыргызстана – алайцы, которые до сих пор это помнят. Аксакалы, старцы говорят: «Мы обещали, что будем жить в дружбе с русскими».

Иной раз какие-то общественные мероприятия заканчиваются поздно, и я иду через город в клобуке, в черной рясе и не чувствую на себе каких-то косых взглядов или же негативного отношения. И это конкурентное преимущество Кыргызстана, кыргызстанцев и плоды добрых взаимоотношений наших предков – русских и кыргызов.

Владыка, Вы говорите о добром отношении мусульман к христианам начиная со времен пророка Мухаммеда. Но мы часто слышим про исламских террористов, которые, наоборот, проповедовали ненависть к христианам, объявляли джихад, целенаправленно убивали христиан, в том числе и на берегу Средиземного моря убивали сирийцев, коптов. Как это соотносится с исламом?

– Ну, когда фашисты вступили на русскую землю, у них на пряжках и внутри ремней было написано: «С нами Бог». Но это же не значит, что они на самом деле хотели угодить Богу. Да, есть такие крайние проявления. Есть Бог, и есть дьявол. Мы знаем, что были Каин и Авель. Разве Каин был недостаточно просвещен?

Древние люди учились не по книжкам, они не нуждались в Писании – Бог говорил через их совесть. Даже с согрешившим Каином Господь разговаривал напрямую через сердце. Бог оставляет человеку свободу. Апостол Иуда ходил со Христом, причащался из Его рук, получил благодать изгонять бе- сов, тем не менее он согрешил.

И неудивительно, что появляются люди, пытающиеся использовать исламское мировоззрение как идеологию, как аргумент для достижения своих личных целей. Как говорят аксакалы, террорист, независимо от того, какой он религии или национальности, грешит не благодаря религиозным убеждениям и национальности, а несмотря на это. То есть он совершает преступления против своих аксакалов, отцов, дедов, против веры своей. И это грех не благодаря исламскому учению, а несмотря на него.

Сами мусульмане считают ислам религией мира. У них есть понятие «джихад», но традиционный ислам воспринимает это больше как внутренний джихад – борьбу со своим грехом, с какими-то недостатками в обществе. Исхак Раззаков, герой Кыргызстана, сказал: «Если ты будешь чист, если я буду чист, то и общество будет чистым». И это основа, которая искажается, от нее уклоняются, ее пятнают.

Владыка, прошу Вас дать короткое напутствие нашим телезрителям.

– Скоро Великий пост. И хочется пожелать нам всем двигаться к тому, чтобы научиться жертвенной любви. Любовь – это жертва. Когда мы любим любящих нас – это ненадолго, это как радоваться сытости или покою. А нам нужно любить жертвовать собой.

Царство Божие нудится, и у нас должна быть любовь к этому понуждению. Дай нам Бог на наших христианских путях не самим быть счастливыми, но иметь потребность делать счастливыми, радовать тех, кто рядом с нами. Господь, став Человеком, принес это на землю, и в этом есть наше богоподобие. Да поможет в этом Господь нам и всем людям доброй воли!

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс