Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи: как услышать голос Бога в себе? Я всегда представлял себе, что должно было бы быть следующим образом. Ко мне обращается Господь и говорит: «Знаешь, должно быть так-то и так-то. Ты должен делать то-то и то-то. Тогда будет все хорошо, и ты наследуешь Царство Небесное». Было бы все хорошо, если бы ко мне обратился Господь, а я услышал Его голос в своей душе и все понял бы, взял бы под козырек и пошел бы. Но такого не происходит. Ко мне Господь не обращается вот так напрямую, голосом, и я из-за этого испытываю массу проблем. Хотя, может быть, не из-за этого. У Вас был опыт, когда Вы были еще не в сане, не диаконом и даже не помышляли о том, чтобы стать священником. Вы были военным. Но как-то это произошло. Может быть, Вы услышали голос Бога в своей душе?
– Я достаточно часто возвращаюсь к этому эпизоду в своей жизни и пытаюсь вспомнить, как это было, припомнить, был ли какой-то особый голос. Иногда меня спрашивают: «Как Вы поняли, что это воля Божия в отношении Вас?» Но, к сожалению, не могу ничем порадовать, потому что голоса с Неба не было. Я даже одно время из-за этого расстраивался, но потом понял, что это очень промыслительно. Потому что вне зависимости от того, насколько ясно и отчетливо звучит голос Божий, все-таки у нас есть право выбора. Это вовсе не означает, что, если бы каждый из нас или кто-то избранный слышал голос Божий, мы бы, как вы сказали, взяли под козырек и делали бы то, что Господь от нас ждет. Потому что у каждого из нас есть внутри дух противоречия: «А я вот не хочу! А я пойду по другому пути». По сути, так оно и происходит.
Здесь вопрос не в том, как услышать, отчетливо разобрать, что говорит Господь. Мне кажется, здесь больше вопрос в том, насколько мы готовы последовать этому голосу. А уж достучаться до нас Господь сможет всегда. Может, вы слышали фразу Клайва Льюиса о том, что Господь сначала с нами говорит шепотом любви, потом голосом совести, а уже под конец, когда человек не слышит, то рупором страданий. Он находит такой способ донести Свою волю, который будет для нас уже очевиден. Но все-равно мы можем оставить за собой право не слушать этого. Поэтому вопрос не в том, как услышать, а в том, что мы сделаем, когда услышим.
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «По опыту могу сказать, что, когда постоянно читаешь Евангелие, то возникают вопросы. Вопрос как бы завис, сразу на него не получаешь ответы. А потом вдруг ответ получаешь. Почему? Потому что вопрос как бы внутри сидит. Так бывает на практике. А вопрос у меня такой. В первом послании апостола Петра в главе 2, стихе 24 есть такие слова: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо. Что это значит?»
– Общее понимание этого места заключается в том, что Господь все наши грехи, все наши болезни пригвоздил на кресте. «Вознес на древо» значит, что Он умер для того, чтобы нас освободить от тяжести греха. Это уже богословские изыскания. На эту тему можно очень много распространяться, но это немножечко не в тему нашей сегодняшней беседы. Но это очень-очень важно. Потому что мы знаем, что Господь умер за каждого из нас. Это очень важно. Вот мы делаем какую-то гадость или просто грешим и думаем, что это не очень серьезный грех, но надо понимать – это еще один гвоздь в ладони нашего Господа. Если для нас это хоть что-то значит, то тогда только это должно останавливать от необдуманных поступков.
А то, что телезритель сказал по поводу чтения Священного Писания, да, это очень важно, потому что Господь к нам говорит через Священное Писание прежде всего. Поэтому, если какие-то мысли сверкнули, хотя вы, может, эту строчку уже тысячу раз перечитывали, и вдруг она сверкнула, с очень большой степенью достоверности можно считать, что это Господь коснулся нашего сердца. Что мы с этим будем делать – другой вопрос. Но очень большая степень вероятности, что это действительно голос Божий.
Продолжим мысль, на которой мы закончили. Вопрос заключается в том, что слышать голос Божий и следовать этому голосу – разные вещи. Можно отчетливо слышать и понимать, что ты делаешь что-то нехорошее, но настойчиво, упрямо это нехорошее делать. Могут быть всякие контраргументы: «Зачем мне это нужно? Почему это? Для чего?» Смириться с тем, что Господь тебя ведет этим путем, – личный выбор каждого человека.
Совсем свежий пример. Одна наша замечательная прихожанка рассказывает мне, что она медик, и ей предложили возглавить хоспис. Заниматься этим – последнее, что она хотела бы в своей медицинской деятельности. Были аргументы против, и она была готова все эти аргументы представить. Но как-то они потерялись, когда в разговоре с тем, кто ей предлагал эту должность, она начала их приводить. Как она сказала: начинаешь их озвучивать, а они не звучат. Где-то в глубине души она понимала, что хочет она или не хочет, но ей это надо. Последним аргументом было то, что она садится в машину, включает радио, а там песня «Ничего не бойся, я с тобой». Это известная песня группы «Секрет». И настолько это зазвучало! Это означает, что Господь всегда найдет возможность до нас достучаться.
Понятно, что мы хотим более глубинного общения. Ведь наше желание, если мы идем за Господом, заключается в том, чтобы это было соприкосновение, чтобы это был ответ на все вопросы, даже самые незначительные, чтобы это был действительно диалог. Но это уже область, в которую я не дерзаю заходить.
У святых отцов есть советы, рекомендации о том, как различать помыслы. Потому что помыслы бывают разными. Тебе кто-то может что-то нашептывать. Если ты чувствуешь умиротворение и тепло, то, наверное, это от Господа. Хотя враг тоже может сымитировать тепло и умиротворение. Напротив, когда горечь, тяжесть на сердце, хотя при всех логических выкладках все вроде правильно, но что-то мне говорит о том, что что-то здесь не то, скорее всего, лучше этого не делать. Кто-то дает более конкретные советы. Например, что надо помолиться три раза и принять первый помысел, который после этого приходит. Я где-то такое читал.
Это все прикладное, но не совсем по теме. Потому что, как мне кажется, наша задача – постараться соприкоснуться, почувствовать: «Господи, Ты здесь!» Как это ощущается? Какие при этом признаки? Если мы их начнем пытаться сформулировать и как-то формализовать, что вот это – голос Божий, а вот это – нет, все, мы уже попали в ловушку. Потому что Господь выше всего этого. Он выше всех наших определений, всех наших представлений о Нем. В то же время мы точно знаем, что, когда происходит поворотный момент, мы стоим перед очень серьезным в жизни выбором, и вдруг приходит очень ясный, откровенный помысел, песня заиграла или открываешь Евангелие для чтения в рамках своей обычной практики, и вдруг сверкает мысль на слова, которые ты уже тысячу раз слышал, ты понимаешь, что да, это оно, это голос Божий.
Вопрос телезрителя Николая из Ейска: «Иисус говорил, что наступит время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и оживут. Как мертвые оживут, если они не видят, не слышат и не соображают?»
Если мы имеем в виду мертвое тело, лежащее в гробу, то оно не слышит, не видит и не соображает, как вы выразились...
Это будет зомби-апокалипсис.
– Как очень метко сказал один мой коллега, тело – это 3D-биоскафандр для нашей души. Тело – это то, что позволяет нашей душе существовать в этом мире. Когда приходит время, тело ветшает, выполнив свою задачу, и отходит туда, куда Господь определил, – в землю. Когда мы говорим о воскресении мертвых, есть представление, что восстанут именно эти тела. Есть даже рассуждения о том, в каком возрасте люди воскреснут. Ведь кто-то умер, будучи ребеночком, кто-то – стариком. Есть рассуждения, что все воскреснут примерно в среднем возрасте. И так далее. Но все это лишь наши представления, на самом деле все будет не так.
Когда Господа искушали вопросом о том, что было семь братьев, и все они имели одну жену, то чьей она будет женой по воскресении, Господь радикально перевернул этот вопрос, сказав, что там будет совсем не так. Мы машинально переносим в реалии будущего века то, что видим сейчас. Нам кажется, что там будут мужья и жены, какие-то отношения между людьми. Но там будет по-другому. Господь сказал, что люди будут, как ангелы, и не будут ни жениться, ни выходить замуж (см. Мф. 22:30). Но это лишь часть того, что Он пожелал открыть нам о будущем веке.
Когда Он Сам после Воскресения явился ученикам, Его тело имело очень странные для нас свойства: Он мог исчезать, мог проходить сквозь закрытые двери. При этом Его тело было осязаемым, ведь Фома, как мы читаем, вложил пальцы в Его ребра и видел раны. Господь мог одновременно быть в разных местах, преодолевая очень большие расстояния, чтобы встречаться с разными людьми.
Если мы попытаемся это представить, то либо сойдем с ума, либо нарисуем для себя картинку, которая будет нас удовлетворять, но это не будет иметь ничего общего с тем, как это будет на самом деле. Когда мы говорим о воскресении мертвых, можно, конечно, представить, как кости обрастают плотью, как мертвые восстают из гробов, но лучше этого не делать. Лучше просто поверить, что это будет, а как – мы этого даже представить не можем...
Представьте, сколько людей умерло от Адама до наших дней. Миллиарды! Когда все воскреснут, куда денутся все эти миллиарды? Они точно не поместятся на Земле. Уже этот вопрос может поставить в тупик. Тем не менее Господь сказал, мы верим Ему и знаем, что так будет.
Мы знаем, что, когда Христос придет во второй раз, это будет подобно молнии, и все в мире Его увидят. Даже это трудно себе представить.
– Поэтому лучше не представлять. Есть вещи, которые принимаешь на веру. Я верю Богу, доверяю Богу и знаю, что как Он сказал, так и будет. Как это будет – мы не знаем. Кстати, из своей жизни каждый может без труда вспомнить какие-нибудь примеры того, как он представлял себе какое-то событие, которого ожидал в жизни, рисовал какие-то картинки, но в большинстве случаев бывало ровно не так, как он себе представлял. Я тоже в свое время представлял, как приду в новый храм и все будет так-то и так-то, но все было не так, а гораздо лучше, чем я себе представлял.
Поэтому тем, кто меня спрашивает, как будет, предпочитаю говорить так: вы себе нарисуете тысячу сценариев, а будет тысяча первый, которого вы даже не представляли. И помощь придет оттуда, откуда вы меньше всего ожидаете; и человек поможет тот, на которого вы меньше всего рассчитываете. Все будет так, как Господь управит. А управит Он самым лучшим образом. Такие праздные вопросы лучше от себя отгонять, рассуждать на эту тему не полезно, потому что ни к чему хорошему не приведет.
Есть такая латинская поговорка: «Vox pоpuli vox Dеi», то есть «глас народа – глас Божий». И очень много других весьма странных фраз есть в опыте знаний человечества. Есть знания о Боге, которые преподаются в том числе в духовных школах. Но все равно каждый человек выбирает что-то такое, что ему ближе всего. Может быть, голос Бога не един, а для каждого человека свой?
– Я думаю, да. Этот голос исходит от Единого Бога, но звучит для каждого человека в такой манере, в такой тональности, которая для него наиболее воспринимаема. Я встречал метафору про струны души: Господь умеет найти в каждом человеке такую струнку души, задев которую, Он поражает до самых глубин существа.
Например, многие люди, с которыми мне приходится сталкиваться, горят желанием привести кого-то в Церковь и начинают пичкать его информацией о том, как там хорошо, благодатно, рассказывают какие-то факты церковной жизни, пытаются за руку привести в храм, подтолкнуть к священнику, чтобы тот с ним поговорил. Мол, тогда точно на него что-то снизойдет. Или говорят: «Ты причастись – и почувствуешь такое!..». А человек причащается – и ничего не чувствует. У меня тоже такое было, особенно в молодости. Потом я понял, что все должно складываться так, чтобы у него вдруг что-то щелкнуло. И это невозможно подстроить, это должно сложиться само.
Вопрос телезрительницы Ирины из Санкт-Петербурга: «Я хотела поделиться своим жизненным опытом. Это было еще до моего воцерковления, когда я еще не очень хорошо понимала про Бога. У меня была ситуация, когда я оказалась в очень тяжелых обстоятельствах, и мне было страшно. И в какой-то момент я услышала: „Не бойся”. Это, конечно, не звучало, как голос человеческий, просто пришло чувство: не бойся. Потом, когда я уже стала воцерковляться, узнала, что Господь так обращается, и в своем сознании сложила, что это, наверное, было от Господа. И помню, вслед за этим «не бойся» пришло какое-то внутреннее успокоение в той тяжелой ситуации. Поэтому я делаю вывод, что это был голос Бога. Но это было в то время, когда я не была воцерковлена. Когда человек воцерковляется, ему, может, и не полезно понимать, что это голос Бога. А когда я ничего не понимала, это было, и мне это помогло».
– Когда меня люди о чем-то спрашивают, я тоже делюсь своим опытом. Когда не знаешь, как поступить, или у тебя есть выбор, или тревога перед неизвестностью, ты начинаешь молиться (как можешь), погружаться вглубь себя – и вдруг приходит уверенность: «Да, это будет так». Или: «Нет, это не так». И ты не можешь понять источник этой уверенности. У тебя могут быть какие-то факты или логические выкладки, что все правильно, что все складывается, но где-то внутри есть уверенность, что это не пойдет. И потом действительно все рассыпается. Голос ли это Божий? Или, может быть, это просто какое-то внутреннее чувство, когда ты пытаешься с Богом соприкоснуться, схватиться за хитон (люблю этот образ). Даже если ты не понимаешь, куда идешь, ты просто держишься за хитон.
Представьте: метель, ничего вокруг не видно, и у вас в руках веревка, которую тащит человек, которому вы доверяете. Вы ничего вокруг не видите, держитесь за эту веревку и знаете, что этот человек вас выведет; вы ему доверяете, хотя нет никаких оснований считать, что он видит лучше.
Хватаешься и идешь. Так вот, в ответ на твои метания приходит внутреннее спокойствие: не бойся. Кстати, подсчитано знатоками Писания, что «не бойся» – самое частое обращение Господа. Господь оставил и заповеди, и многое говорил, но слова «не бойся» чаще всего встречаются в Евангелии.
Мы не можем знать, как Господь все устроит, но доверяем Ему, ощущаем, что в наших руках веревка (или край хитона). В Вырице в храме (по-моему, справа от алтаря) висит огромная картина «Христос и дети». Там Христа окружают детишки, и один ребенок вцепился в хитон и с такой доверчивостью, с такой надеждой смотрит на Христа! Образ этого ребенка сразу всплывает в памяти.
Можно, конечно, полагаться на свои интеллектуальные способности, выстраивать логические цепочки, просчитывать ходы, как в шахматах, на несколько шагов вперед. Но когда встает вопрос о том, как поступить в какой-то очень серьезной ситуации, Господь подскажет. Если использовать тот же образ метели, там не расслышишь какого-то шепота, но будет громкий окрик: «Идите сюда!» И ты идешь на голос. Этот голос обязательно бывает, Господь никогда не оставляет без подсказки.
Иногда бывает так, что ты подходишь к краю пропасти, и это не время, чтобы миндальничать, что-то шептать; нужно тебя оттолкнуть, чтобы ты не упал. Это больно. И ты говоришь: «За что, Господи?» А потом понимаешь, что там была пропасть, а ты прямиком туда шел. Есть ситуации, когда всякие нежные поглаживания Господь уже исчерпал, и, может быть, тебя нужно и ударить. Когда понимаешь, что этот удар на самом деле был актом любви, то начинаешь больше доверять Богу. Вера – это еще и доверие.
Меня очень огорчает, когда приходят взрослые люди, далекие от Церкви, и начинают говорить: «Мне помогает Боженька». Меня немножко коробит это слово. Или человек говорит: «Я молюсь, и, знаете, молитва мне помогает». Хочется спросить: «А воздух Вам помогает? Если помогает, то от чего? Чтобы не задохнуться?» Для чего нужен воздух?
То же самое молитва. Для чего нужна молитва? Она не помогает от чего-то, не решает сиюминутные проблемы. Молитва – это не заклинание: мне что-то понадобилось, я произнес какое-то заклинание – и то, что мне нужно, появилось. Нет! Молитва – это дыхание души. Когда ты дышишь молитвой, ты, кроме всего прочего, начинаешь яснее видеть. Конечно, можно не заметить какие-то колдобины, споткнуться, но любящая рука обязательно поддержит, а где-то и оттолкнет, сделает вроде как больно. И ты даже обидишься: «За что же мне это?» Но потом придет понимание, что если бы не эта боль, ты бы и дальше улетел...
Ропот – это когда у нас мысль: «Я знаю лучше, чем Ты, Господи. Вот если бы я был на Твоем месте, я бы устроил вот так и вот так». Я читал, что в каком-то монастыре (по-моему, в Оптиной пустыни) некий монах решил поспорить с игуменом. Он считал себя гораздо умнее, считал, что и сил больше, и энергии. Так вот, он начал доказывать игумену, что тот неправ, и позволил себе такую фразу: «Вот ты игумен, но не умен». На что игумен с улыбкой ответил: «А ты и умен, но не игумен».
Нужно понимать, в каком иерархическом положении мы находимся. В этом смысле мы должны четко осознавать, что Господь как наш Творец, как наш Отец абсолютно выше всего того, на что мы можем претендовать. Мы – Его создания, Его рабы, и уже только на этом основании мы должны быть абсолютно послушны Ему. Господь Своим примером, Своей жизнью показал, что смирение – высшая из добродетелей. Христос, Сын Божий, Который мог и горы двигать, и по воде ходить, не совершил ни одного чуда, чтобы спасти Себя или чтобы кого-то удивить; только по делу. Это верх деликатности.
Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Мы очень хотим услышать голос Божий в себе. А, наверное, этот голос звучит всегда, просто нужно уметь его услышать.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.