Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Андрей, давайте затронем тему «Орудие спасения». Первым делом на ум приходит крест, крестные страдания, крестное знамение, которым мы постоянно осеняем себя, желая получить благословение Божие. А о каких видимых вещах мы можем говорить применительно к теме «Орудие спасения»?
– Если говорить о предметах, используемых верующими для того, чтобы спасаться, то, наверное, первым делом вспоминаются четки – видимый знак устремленности к молитве. Конечно, четки – это прежде всего принадлежность монашеского звания, и человек, не имеющий монашеского пострига, по церковным правилам должен использовать четки только по благословению. Более того, многие духовники советуют, чтобы это было максимально незаметно для окружающих.
К сожалению, сейчас это стало модным – люди просто обматывают четками запястья или вешают где-то в автомобиле, считая, что они, как некий фетиш или оберег, спасут их. На самом деле четки – это всего лишь приспособление для молитвы. Они постоянно напоминают нам о том, что Господь ждет нашей молитвы, и сердце наше желает обратиться к Богу, пообщаться с Ним.
Как правило, четки имеют вид веревочки с узелками, где каждый узелок – это молитва, их перебирают в руках. Раньше на Руси приспособления для молитвы были сделаны в виде лестницы, как ступенечки. Это тоже была замкнутая веревка, обозначающая непрестанность молитвы, к которой призывался каждый верующий. Четки по своему строению так и назывались – лествицей, то есть лестницей, помогающей духовно восходить на Небо, поднимать духовные очи к Богу.
Как мы сказали, четки – одно из приспособлений, помогающих в духовной жизни, если употребляются они правильно, нет перекоса в область моды и они не являются просто аксессуаром.
Вспоминая о приспособлениях, важных в духовной жизни, можно сказать и о таких очень редко сейчас встречающихся приспособлениях, как вериги, они использовались древними подвижниками. Ношение вериг первоначально означало, что люди желали не только духовным образом потрудиться для Господа и постараться угодить Богу своим житием и подвигами, но они брали на себя и телесные подвиги. Вериги достаточно тяжелые. Как правило, вериги подвижники носили постоянно, то есть они не снимались, – человек таким образом телесно нагружал себя, чтобы не забывать о духовной жизни.
Казалось бы, какая связь между духовной молитвой и какими-то телесными подвигами? Тем не менее это очень важно, потому что человек – существо, состоящее из души и тела, поэтому важна и духовная, и телесная работа, и древние подвижники брали на себя такой подвиг.
Вериги были разными по весу, виду. Святитель XIX века Филарет (Дроздов), объясняя подвиг ношения вериг, говорил, что для вериг должны быть и время, и место, и обстоятельства. То есть это не просто заурядный подвиг, доступный каждому. Нередко человек механически возлагает его на себя, даже не понимая смысла этого. И опять же это делается по благословению духовника.
Когда говоришь об орудии спасения, первым делом на ум приходит крест, но мы, православные, почитаем и вериги как некие святыни, если их носили святые. Скажите, нет ли здесь ошибки? Ведь вериги – это все-таки не крест, а обычный кусок железа, изнурявший тело, а мы его почитаем как нечто святое.
– В этом случае почитание – это именно память о подвиге святого и, может быть, предмет размышления, вещественное доказательство подвига того или иного подвижника, побуждающие нас самих нести посильный подвиг. Понятно, что далеко не каждый способен на это.
Да и не каждому это нужно.
– Совершенно верно. Но какой-то момент аскезы присутствует в жизни каждого верующего. Возьмите, к примеру, практику поста во всех отношениях – в телесном, гастрономическом, духовном, когда оставляются разного рода развлечения, и человек гораздо более сосредоточен, большее количество времени посвящает духовным делам.
Дело поста – это некое неосязательное приспособление для нашего спасения, но это и совершенно ясная, понятная практика и идея любого, пожелавшего потрудиться для своей души и соделать себя более тонким. Вообще, слово «аскетика» очень близко к понятию, означающему «выделывание шкур», поэтому мы понимаем, что мы только рассуждаем о каком-то усилии. Но когда мы сами прилагаем эти усилия, берем на себя посильную работу, то при наличии духовной составляющей это будет иметь духовную пользу.
Отец Андрей, Вы сейчас упомянули о посте. А где мера поста? Верно ли, что мера поста индивидуальна?
– Да, верно.
Мы говорим, что все это, в том числе и ношение вериг с благословения, способствует духовному оздоровлению. Некоторые святые носили постоянно какие-то рюкзаки, и окружающим казалось, что в этих рюкзаках наверняка что-то очень важное и сокровенное, поэтому они с ними не расстаются. Но потом выяснялось, что там была просто груда камней. При этом Церковь учит, что мы должны заботиться о своем теле, потому что тело – храм Духа Святого. И где здесь мера? Ведь получается, что, с одной стороны, мы должны заботиться о теле, потому что это тоже дар Божий. С другой стороны, мы его изнуряем. Как здесь прийти к какому-то правилу?
– Забота о теле даже внешним образом не означает полный покой для него. Наоборот, это губительно для тела. Мы знаем, что нам необходимы физические нагрузки, гимнастика, физкультура, чтобы показатели тела были в норме. И в отношении духовного делания Господь, конечно, не требует подвига выше меры, поэтому, как вы правильно сказали, мера поста у каждого человека разная.
По-разному постятся ребенок, взрослый человек, беременная женщина. По-разному постятся люди, имеющие какие-то медицинские диагнозы, сложные болезни. Для них пища может быть необходимым лекарством, и они по благословению даже во время поста ее употребляют.
Это же касается и других подвигов, в том числе подвига ношения вериг. Скажу еще раз – это древний подвиг, и сейчас его едва ли можно встретить. Этот подвиг встречается в среде монашества – людей, априори посвятивших свою жизнь всецело служению Богу и отречению от себя.
Монах как бы умирает для мира, и понятно, для чего он это делает. Но это для него не самоцель, не желание самоуспокоения. Это труд и жертва, приносимые им Богу. Уходя из мира, монах молится о мире, просит, чтобы в нем присутствовала благодать Божия, и Господь благословляет...
А что касается ношения разного рода тяжестей, то мы можем говорить не только о физических усилиях. Да и не каждая фитнес-процедура духовно полезна. Опять же если человек своим целеполаганием ставит только телесное здоровье, если уходит в культ собственной красоты, то все это, несмотря на то что он внешним образом физически напрягается, в духовном плане совершенно бесполезно, потому что он думает совсем о другом и желает достичь другого...
Стоит сказать о невещественном, что ли, ношении тягот. Апостол Павел говорил: друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов. Если мы стараемся учитывать интересы другого человека, заботимся о нем всеми силами, насколько это дано, стараемся любить (если совсем не обделены этим талантом), хоть все это и очень непросто, то, нося тяготы друг друга, мы исполняем Закон Христов.
Даже если в нашей современной жизни при наших условиях на нас нет вещественных вериг, и мы не стоим на столпе, но стараемся носить тяготы друг друга, то, по слову апостола, мы исполняем Закон Христов. Кстати, еще одно приспособление для спасения, тоже древний вид подвижничества – столпничество. Так называемые столпники большую часть времени или практически все время проводили, стоя на столпах, и у них был целый комплекс добродетелей, взгреваемых ими в себе. Так вот, тяжести, которые мы несем, непременно будут для нас спасительными и духовно полезными.
Что касается столпничества, мне на ум сразу приходит подвиг преподобного Серафима Саровского.
– Да. Мы знаем об этом из жития преподобного Серафима. Этот святой не аскет-пустынник первых веков христианства, он очень близок нам по времени – жил в XIX веке. Известно, что он взял на себя особый молитвенный подвиг и две тысячи ночей, стоя на камне, молился за свою паству, за своих духовных чад, свою Отчизну, молился и за себя, прося у Бога помощи и благословения.
С одной стороны, это был чрезвычайный подвиг, потому что мы больше не приведем ни одного такого примера того периода; по крайней мере, нам неизвестны случаи, чтобы кто-либо еще повторил подвиг, на который сподвиг себя преподобный Серафим. С другой стороны, это и красноречивое свидетельство отвержения себя, и некое проявление юродства, потому что мало кто понимает, зачем он это делал – так себя истязал. Но это и миссионерство, потому что об этом знают все, и мы более чем через двести лет говорим об этом, это и его молитва.
Это было не просто состояние физического напряжения, но еще и физическое делание, сопряженное с деланием духовным, с молитвой Богу, с общением с Богом. Преподобный Серафим Саровский дает нам очень хороший пример того, как могут проявиться в своем ключе и в своей мере духовные усилия. В посильной мере, принимаемые Господом, они должны проявляться и в нашей жизни, и они должны быть полезными для каждого из нас.
Все, о чем мы с Вами говорим, применительно к орудию спасения, так или иначе заключается в духовном преодолении себя. Мы создаем себе какие-то преграды, и вся наша Православная вера строится на том, что мы обязательно должны каким-то образом себя ограничивать, преодолевать. Или все-таки можно жить, условно говоря, в достатке, не изнуряя себя ношением вериг или стоянием на столпе, и при этом идти путем спасения?
– Все это не цель, а только средство. Для тех, кому это необходимо, кому важно ограничивать себя, возбуждать в себе желание потрудиться, вспотеть и в прямом, и в переносном смысле этого слова, конечно же, это полезно. Но само по себе пребывание в тех или иных условиях не является ни спасительным, ни губительным.
Вопрос: как человек относится к данным ему условиям? Если он чувствует, что начинает постепенно как-то уплывать, успокаиваться и уделять больше внимания внешней жизни, уюту, комфорту, а о духовной жизни забывает, то будет полезным несколько себя ограничить, несмотря на то что у него есть все возможности обеспечивать себя и создавать себе тот или иной уровень жизни.
Здесь может быть интересен и особенно понятен случай для тех, кто посещал царские хоромы в Петродворце. Там очень интересно посмотреть парадную спальню наших императоров. Но есть и реальная спальня, где почивали правители нашего государства, – они разительно отличаются.
Если парадная спальня (где монарх, может быть, и не бывал) пышная, богатая, вся в золоте, то обычная спальня, которой правитель пользовался ежедневно, очень скромная, можно даже сказать, аскетичная. Такую спальню я видел у Петра I. И нам нужно понимать разницу.
Помните, как в одном из известных мультфильмов царь снимает корону, берет кисточку и начинает красить забор, чтобы не прослыть тунеядцем. То есть он употребляет аскетические усилия, чтобы остаться на определенном духовном и телесном, физическом уровне, чтобы не потерять почвы под ногами. Для него это полезно, подобное полезно и для каждого из нас.
Правильно ли я понимаю, что, прежде чем взять любое орудие спасения, будь то вериги или что-то еще, любой здравомыслящий православный человек должен взять благословение? Иначе эта затея бестолковая.
– Это может стать личной вавилонской башней, которую человек придумал построить из гордости, тщеславия, из каких-то ошибочных ощущений. Ему это показалось приятным и полезным. Но, как говорится, если ты надорвешься, то не сделаешь вообще ничего. Поэтому любой духовный подвиг следует совершать под руководством своего духовного отца, духовника, у него брать благословение.
Прежде чем дать благословение, духовник должен убедиться, что человек правильно понимает этот духовный подвиг, что не совершает подмены. Вот мы говорили про четки. Четки нужны для того, чтобы молиться, и пользоваться ими нужно так, чтобы никто не знал, что они у тебя есть. Но можно их выпячивать, показывать, что они есть, и при этом не вознести Господу ни одной молитвы.
То есть один и тот же предмет, используемый для спасения, для молитвы Богу, для единения с Господом, может восприниматься разными людьми совершенно по-разному и значить в их жизни совершенно разное. Мы призываемся к этому, чтобы не было духовной стагнации, духовного застоя, когда успокаиваемся тем, что являемся верующими, то есть признаем бытие Божие, что просвещены Крещением, и поэтому у нас на шее висит нательный крестик.
Все это нас успокаивает, и, в общем-то, мы продолжаем жить обычной жизнью обывателя. Это страшное состояние успокоенности должно быть удалено из сердца каждого верующего. Вот для этого и нужны духовные и телесные подвиги и физические усилия, которые порой предпринимают некоторые. Но так происходит не потому, что человеку это взбрело в голову, а потому, что это полезно, и делает он это по благословению своего духовного отца.
Давайте перейдем ко второй части нашей программы. У нас еще есть вопросы телезрителей: «Когда сильно согрешил, в этот день понимаешь, что лучше не начинать никаких важных дел, потому что Господь наверняка отвернулся от тебя и ничего хорошего не выйдет. Или все-таки не стоит ничего откладывать на потом?»
– Очень важно, чувствует ли человек свою греховность и коснется ли его сердца покаяние. Важно именно это, а не то, будет ли уместным начинать какое-то важное дело после совершения греха, потому что человек боится, что Господь из-за его греховности и недостойности не благословит, не будет помогать. Наверное, будет правильно, если он поставит именно этот акцент в своей жизни: нужно ли ему каяться перед Богом, если он чувствует свою греховность?
И это означает не просто признание своей греховности. Мы сейчас видим, что очень многие люди признают свои грехи. Возьмите то или иное ток-шоу, где разбираются падения какого-то человека, его аморальная жизнь, и сам человек признает, что он совершает неблаговидные поступки; говоря языком верующего, грехи. Но раскаивается ли он в них? Нет. И не собирается менять свою жизнь.
Очень часто находятся объяснения тому или иному греху. Вообще, слово «грех» означает «промах». То есть человек целился, да не попал. Желал заполучить радость, удовольствие, прибыль, а ничего не вышло, потому что он рассчитался своей душой, своим сердцем. И получается, что согрешивший должен понимать, что, образно говоря, в его душе образовалась дырка, и эту дырку, как пулевое ранение, нужно исцелить.
Это может сделать только Господь. Поэтому нужно обращаться к Господу с молитвой, с покаянием, с желанием исправить свою жизнь и ни в коем случае не повторять грех, приведший в это унылое состояние. И, конечно, нужно продолжать делать необходимые важные дела с упованием на помощь Божию.
«Как Вы относитесь к женскому футболу, женской тяжелой атлетике, женскому боксу и к мужскому синхронному плаванию, мужской художественной гимнастике и прочему?»
– Я вообще достаточно спокойно отношусь к разного рода видам спорта, в том плане, что не являюсь ярым болельщиком, не слежу за чемпионатами. А если здесь имеется в виду гендерный переворот, происходящий сейчас в спорте, то я отношусь к нему отрицательно. Мне не нравится женщина, поднимающая штангу, не нравится боксирующая женщина, не нравится женщина, пытающаяся играть в мужскую игру футбол. Но это лично мое мнение. Может быть, кто-то по-другому ответит на этот вопрос.
Возможно, иллюстрацией к моим словам могут быть события прошедшей Олимпиады, где примешивалась еще другая тема, когда транссексуалы выступали в тех видах спорта, которые изначально по природе им не присущи. Мы видели явное их превосходство в этих видах спорта. И поэтому вместо радости от праздника спорта, вместо реализации олимпийского девиза «Быстрее выше, сильнее!» и девиза «Главное – не победа, а участие» мы видели фарс, который только вгонял в ступор и портил настроение.
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.