Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Свет Христов просвещает всех

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Свет Христов просвещает всех

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Духовная жизнь

Сегодня мы выбрали очень интересную тему для беседы. Я как-то рассказывала, что люблю путешествовать, особенно на теплоходе. И многие обращали внимание: когда я садилась за трапезу, осеняла себя крестным знамением. Люди спрашивали: «А вы что, верующая? Когда в храм заходите во время экскурсии, привычно себя ведете, все знаете». Да, конечно, я верующая, как все русские люди. Русский – это православный, как говорил Достоевский. То есть люди задают вопросы о вере. Мне кажется, сейчас в Церкви происходит такая интересная вещь: часть людей, может быть, неустойчивая, ушла, и должна прийти другая волна. Но это нормально, мне кажется. Кому неинтересно, скучно, уходят; приходят новые люди, неравнодушные. И они начинают задавать вопросы о вере, им интересно становится. Вы мне как-то сказали, что это даже определенная миссия. Так вот, как правильно себя вести с теми, кто интересуется верой? С одной стороны, не хочется показаться всезнайкой. С другой стороны, есть вопросы, на которые я не дерзну ответить, на которые должны отвечать все-таки священники. Давайте об этом поговорим. Может быть, даже несколько бесед посвятим этому вопросу.

– Вопрос этот чрезвычайно важный, потому что мы живем в социуме. Такси, больницы, путешествия, поезд, самолет...

На Покров, 14 октября, я ехала с дачи в храм, вызвала такси. Когда проезжали мимо храма, я перекрестилась. Водитель говорит: «Вы верующая?» – «Да». – «А чудеса какие-нибудь знаете?» Я говорю: «Знаю, конечно». – «Расскажите». Так что, батюшка, насчет такси Вы правы.

– Апостол заповедует нам: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3:15). Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:16). Говорит ли кто, говори как слова Божии (1 Петр. 4:11).

Не всем быть чудотворцами, не всем быть преподобными, не всем быть святыми, говорит святитель Филарет (Дроздов), но невеждой не должен быть никто. Поэтому какие-то вещи, конечно, мы должны уметь объяснить. Кто-то из святых сказал, что верующему доказательства не нужны. А вот неверующему ничего не докажешь. Но диалог должен быть, полемика должна быть и какая-то подсказка.

У епископа Игнатия есть такое выражение: «Видишь погибающего человека, подай ему конец жезла твоего». Что значит жезл? Раньше не было машин, лошадь была средством передвижения, но чаще люди ходили пешком и с посохом, потому что с ним легче передвигаться. Так вот, святитель Игнатий говорит: «Видишь человека погибающего, подай ему конец посоха (жезла) твоего и сделай все, что можешь, для его спасения; но руки не подавай, чтобы он не увлек тебя с собою в пропасть».

Так и в полемике: кому интересно, с теми надо разговаривать, объяснять. Еще такая мысль. Ученик спрашивает старца: «Отче, наверное, самая главная проблема у людей в том, что они не могут найти ответы на свои вопросы». Старец говорит: «Нет, самые большие проблемы возникают из-за того, что у людей нет вопросов, на которые надо искать ответы». Вот с этого и начнем. Предполагаю, что у нас будет небольшой цикл бесед.

Хотелось бы.

– Начинать разговор с неверующим надо с самого обыкновенного и говорить о том, с чего вообще все началось. Можно спросить: «Скажите, вы когда-нибудь задумывались, откуда вообще весь наш мир, все мироздание?» Многие думают, что все произошло в результате Большого взрыва: ничего не было – и вдруг все появилось. Вся праматерия заключалась в одной абстрактной точке, а потом, в результате Большого взрыва, вдруг образовались галактики, космос, наша Солнечная система с Солнцем, Землей, спутником Земли – Луной, другими планетами, которые вращаются вокруг Солнца. Кстати, Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 108 000 километров в час. А мы сидим спокойно...

...не ощущаем этого вращения.

– Так вот, называется все это Солнечной системой. Как в результате взрыва может появиться система, выверенная с точностью до мельчайших деталей в движении, постоянстве, целенаправленности?

Я иногда бываю в школе и рассказываю детям такую шутку. Представьте коттедж. В пожарную часть поступил звонок о том, что в этом коттедже произошел взрыв газа. Приезжают пожарные, видят, что коттедж горит, практически разрушен. Пожар потушили. Когда все было потушено, к большой радости, вдруг увидели газовую плиту, на ней стоит кастрюля, а в кастрюле сваренный куриный бульон. Потому что во время взрыва газа разнесло сарай, курица попала в кастрюлю, а пока летела, сама себя ощипала, вода из кулера попала в кастрюлю, и в итоге получился куриный бульон. Я говорю: «Ребята, как вы думаете, может ли такое быть в результате случайности из-за взрыва?» Разве что-нибудь может сложиться в результате взрыва?

Или, например, еще проще: в результате взрыва разлетелись кирпичи, и, когда они упали на землю, сложилась фраза: «Это произошло само». Если взорвать склад с кирпичами, разве сложится из-за этого на земле что-нибудь правильной геометрической формы?..

А тут теория Большого взрыва – и вдруг планеты сами собой появились...

– Это называется Солнечная система. Кстати, Исаак Ньютон все время полемизировал со своим собратом, который верил в то, что все произошло само. Вот мы верим в Бога, в Пресвятую Троицу, а люди тоже верят в бога, только название его – «само». Так вот, он сделал из дерева макет Солнечной системы: в центре – Солнце, на каких-то проволочках – планеты, и все это приводилось в механическое движение с помощью какого-то рычага. Такой мини-космос. Друг увидел это и говорит: «Это фантастика! Я тоже хочу себе такое заказать. Кто это сделал? Назови мастера». Исаак говорит: «Само». Друг говорит: «Перестань меня разыгрывать, скажи мне имя мастера». Ньютон ему говорит: «Друг мой, если тебе хватило логики согласиться с тем, что даже такое простое, из дерева сделанное подобие нашего космоса не могло сложиться само собой, то как же это произошло само собой в космосе?»

Кстати, «космос» с греческого языка переводится, как «красота», «порядок»... Или вот еще пример: лежит пыль. И вдруг эта пыль, плавающая в воде, начала самоорганизовываться. Вы когда-нибудь задумывались о переходе от мертвого к живому? Ничего не было – и вдруг появилась жизнь.

Есть теория академика Опарина, 1924 год. На этом строится вообще все материалистическое мировоззрение происхождения жизни на Земле. Знаете, как называется? Теория создания «первичного бульона». Обратите внимание, теория создания. Кто создал-то? Когда мы говорим о бульоне, у нас сразу ассоциация с хозяйкой, которая с какой-то целью начала его готовить. Опарин говорит, что молекулы под воздействием чего-то вдруг самопроизвольно начали совершенствоваться и усложняться. Спрашивается, если мы с вами не уберем и не вытрем пыль, которая лежит у нас на столе, сколько она будет лежать? Ничего не произойдет, если не приложить к этому усилий, если кто-то не будет что-то делать. С какой стати что-то должно самоорганизовываться? Должен быть какой-то толчок, идея, кто-то должен был это делать. Вот о чем речь. Эта теория названа теорией создания...

Если теория создания, значит, создатель должен быть.

– Совершенно верно. Так вот, у этой теории был создатель – академик Опарин. В школе этому был посвящен только один урок, но он закладывает мировоззрение. Не разобравшись в этом, мы идем дальше, изучаем теорию эволюции и так далее.

Этот момент абсолютно необъясним, и гораздо логичнее верить в творение, чем в самозарождение; нужно предполагать первопричину всего. А у нас никто об этом не задумывается. И нет желания задумываться о самых серьезных вещах, о собственной жизни.

Вспоминается один случай. Какая-то музыкальная академия в Европе решила провести социальный эксперимент. Выбрали топового скрипача, входящего в десятку лучших, – Джошуа Белла, который вечером спустился в метро и в течение 45 минут играл шесть наисложнейших композиций. За эти 45 минут из тысяч людей остановились всего 20 человек, из них восемь что-то опустили в футляр для скрипки. Когда закончилась 45-минутная игра виртуоза, оказалось, что он заработал 36 евро. До этого у него был концерт в известном месте, и входной билет стоил 200 евро. Скрипка Страдивари, на которой он играл, стоила 3,5 миллиона евро; в переводе на наши деньги это 150 миллионов рублей.

Как же такое могло произойти, что из огромного количества людей божественную музыку услышали единицы? Так и в нашей жизни: такая музыка с Неба, такая гармония, такая красота, но люди просто бегут и бегут по жизни, никто даже не слышит голос Бога.

Кто-то сказал, что Господь говорит с нами языком любви. Все для тебя, человек. Но не слышит человек. Кстати, один из аргументов Владимира Соловьева, на лекции которого ходили Толстой, Достоевский, – что совесть никакой эволюцией не объяснить.

У меня много друзей, есть и верующие, и неверующие. 14 октября, на Покров, звонит мне один знакомый, неверующий, и говорит: «Что-то странное у вас, православных, произошло. Снег выпал на 14 октября». А синоптики снег не предсказывали. И я ему ответила, что Богородица прогнозов не знает; Она показала нам, что все-таки нас не оставляет, что покров над нами: снег пошел. Разве это не чудо?..

– Это музыка с Неба. Но люди все сведут к случаю, совпадению. Только почему это совпало с 14 октября?

На следующий день была роскошная погода, без дождя, снега, даже выглядывало солнышко. А именно 14 октября выпал снег.

– Важно по жизни слышать этот голос с Неба.

Вы однажды говорили такие слова, что, если бы иногда Господь не укладывал нас на лопатки, мы никогда не увидели бы неба.

– Это сказал Блез Паскаль – математик, философ и верующий человек. У него есть интересный аргумент, который называется «пари Паскаля». Он говорит, что если мы – верующие и вдруг окажется, что там ничего нет, мы ничего не потеряем, а вот неверующий, если там все есть, может потерять все. И он говорит, что гораздо логичнее и выгоднее жить с верой, нежели без веры.

Как сказал Федор Михайлович Достоевский, неверующий человек уверовал в абсолютный нуль. Верующему доказательства не нужны, а неверующему доказательства не помогут до тех пор, пока он не столкнется с самой главной проблемой. Все объяснила наука, но никакая наука до сих пор не объяснила и никогда, ни в какие времена не объяснит, в чем смысл смерти. Вот мы в утробе матери, вот мы на земле, а потом вдруг обрыв. А мы, христиане, говорим: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Поэтому гораздо радостнее жить с пониманием того, что мы – творение Божие, что у Бога есть замысел о каждом из нас, что смерть и воскресение каждого из нас будут продолжением жизни, чем верить в то, что жизнь – это случайное совпадение обстоятельств и мы появились здесь неизвестно зачем. Если предположить хотя бы на секунду, что нет вечности, нет Творца, нет Бога, не было воплощения и воскресения, то с такой верой в нуль жить гораздо сложнее, неприятнее и бесперспективно. Как сказал Федор Михайлович, жизнь без веры в бессмертие души и в жизнь будущего века бессмысленна, бесцельна, пуста и невыносима. Поэтому будем благодарить Бога за то, что Он нам дал свет разума.

Говорят, что наука и религия несовместимы. Но москвичи знают, что в первом здании МГУ на Моховой улице был (и есть сейчас) домовый храм Великомученицы Татианы. И на фасаде золотыми буквами написано: «Свет Христов просвещает всех».

А я помню то время, когда там был студенческий театр Московского университета.

– За свет разума будем Бога благодарить день и ночь, что мы просвещены Богом в вопросах веры и надежды. И, самое главное, наша религия богооткровенная: Бог Сам о Себе нам рассказал. И это было настолько сильно, что существовал период до нашей эры, а теперь период нашей эры... Христос принес жизнь, смысл, веру и перспективу вечности всем уверовавшим в Него.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс