Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Протоиерей Александр Ежов: Что делать, когда слабеет вера?

Протоиерей Александр Ежов: Что делать, когда слабеет вера?

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Наверное, если распознать момент, когда вера начинает ослабевать, то можно с этим что-то сделать. Но мы можем и не видеть этого. Хочу Вас спросить, что делать, когда она ослабевает, и как это увидеть?

– Что делать, когда ослабевает вера? Вопрос не в том, что она ослабевает, а в том, как человек понимает, что такое вера, на момент поднятия этого вопроса перед самим собой. Какая именно вера в нем ослабевает? В кого он верит? Во что верит? Как верит?

Ведь все, что делает человек, он делает с верой: в результат, в себя, в того, кто его поддерживает, в того, ради кого он это делает. Когда мы говорим о религиозной вере, тоже нужно посмотреть, а о какой вере идет речь, то есть, к какому состоянию, к какому моменту нашей веры относится этот вопрос. Что именно ослабевает? Наша уверенность в бытии Божием? Или наша ревность по Богу? Или утрачивается доверие к Нему, верность? И, соответственно, что именно предполагает укрепление нашей веры? Нам для этого необходимы какие-то чудеса, знаки? На каждый пункт следуют свои ответы, потому что здесь нет универсального. В православной среде часто шутят в ответ на вопрос «Как спастись?»: поститься, молиться и слушать радио «Радонеж». И в данном случае, это не реклама радио, а как раз попытка задуматься о глубине этого вопроса.

Если во мне начала ослабевать вера, то самое время спросить себя: во что я верю? С точки зрения христианской веры, правильнее даже не во что я верю, а в кого я верю и как. И уже исходя из этого можно попытаться найти ответ на вопрос, в том числе о мировоззрении, о том, а кто я такой. Можно обозначить себя православным христианином, крещеным. Назвать себя православным достаточно легко. Хотя бы по факту Крещения. Но являюсь ли я по-настоящему православным? Соответствую ли я той вере, в которой крестился? Ведь когда мы принимаем Крещение, то крестимся не во что-то там, а в Бога. «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Таким образом, становясь христианином, человек принимает веру в конкретного Живого Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. И исходя из этого и возникает вопрос: а что в нас ослабело? Мы стали сомневаться в Боге? Тогда надо попытаться разобраться почему. Или мы сомневаемся в принадлежности именно к этому религиозному течению, к Церкви в силу того, что видим, например, какое-то несоответствие нравственных ситуаций и поступков своему представлению о Церкви? Тогда вопрос: а в кого мы крестились и зачем? Почему считаем себя верующими? Что это нам дает?

Поэтому на вопрос, что делать, когда ослабевает наша вера, можно ответить так: нужно определиться, кто ты такой. И если ты христианин, то проанализировать, что поменялось в тебе с того момента, когда ты обрел Бога; что поменялось вокруг тебя и в тебе, когда ты вошел в жизнь Церкви; как опыт встречи с Богом, который привел тебя в христианство, поменял твое мировоззрение; как он изменился в силу каких-то скорбей, искушений, проблем, с которыми ты соприкоснулся в жизни. И вопрос либо перестанет быть актуален, если человек действительно попробует разобраться в себе, либо останется, и тогда понадобится индивидуальная беседа с тем, кто ищет причину своего маловерия.

Мыслящим людям, которых и хочет видеть в своем составе Православная Церковь, ведь Господь учит нас быть разумными, трезвыми именно в возможности правильно мыслить, правильно воспринимать себя и реальность окружающего мира, я могу предложить элементарное: почитать хотя бы православную энциклопедию, раздел, что такое вера, какая она бывает. Там даются очень интересные факты о самой вере, о значении этого слова, начиная с Ветхозаветного Писания. Прекрасное размышление о глубине веры, о том, как ее видеть и найти в себе, есть в беседах у митрополита Антония Сурожского (Блума).

Я вспоминаю время, когда даже само Священное Писание было невозможно не то, что купить, а просто где-либо достать. Помню, первое издании Библии было выпущено к тысячелетию Крещения Руси. Оно стоило 80 рублей, и его сразу раскупили. Его невозможно было достать. У меня был друг священник, который купил атеистический словарь и вырезал оттуда библейские тексты. Так у него было несколько текстов из Священного Писания. И ведь это было не в двадцатые годы прошлого столетия, а совсем недавно. Было практически невозможно что-либо узнать из книг. Вера передавалась от бабушек, была народной. Но потом наступили времена, когда уже можно было познать многое, тогда и стали возникать проблемы понимания, а что же такое христианская вера. Что такое христианская вера в нынешнем понимании? Когда мы должны дать себе отчет в том, во что же и в кого мы веруем и как?

– Наверно, начать нужно с того, как в человеке рождается вера. Религиозная вера она начинается с опыта встречи с Богом. Это собственный опыт человека. И когда потом происходит внутреннее оставление человека Богом, его вера остается. Остается, как говорил Апостол Павел, уверенность в вещах невидимых, то есть уверенность в том, что Бог коснулся моего сердца, был со мной, и теперь я храню веру. А дальше идет уже верность. То есть не просто верить в то, что когда-то я встречался с Богом, а выстраивание веры на основании личных взаимоотношений с Ним. Я встретил живого личностного Бога, увидел Его, почувствовал Его и даже сейчас, при расставании, при том, что я не чувствую Его рядом с собой, я пытаюсь сохранить Ему верность.

Митрополит Антоний Сурожский в своих беседах говорит о том, что ставить вопросы относительно веры нормально, это не маловерие и не сомнение в вере, это понимание того, что то, что я на данный момент своей жизни знаю о Боге, я уже перерос. И дальше у человека должно быть развитие. Поэтому задавать вопросы, ставить под сомнение не бытие Бога, а то, что я знаю о Нем, как я воспринимаю реальность, или ту меру знаний, которую сейчас могу воспринять, совершенно естественно.

Вы говорили о том, как выстраиваются личные отношения с Богом, когда человек знает, что его коснулся Господь. Но если он теряет веру, то значит, просто теряет контакт с Ним? Как обрести потерянную веру? Что нужно сделать? Молиться, трудиться и дисциплинированно соблюдать все посты?

– Я думаю, что в Евангелии есть ответы на все эти вопросы. Задавая подобные вопросы, мы хотим услышать инструкции. Нам хочется не думать, а взять лекарство и инструкцию к нему, понять, сколько чего надо выпить, чтобы был определенный эффект. Я вас разочарую. В Евангелии нет инструкций. Там есть пример, есть слово Божие, которое Господь говорит, обращаясь к каждому из нас. Когда я открываю Евангелие – это мой разговор с Живым Богом. И здесь уместно вспомнить рассказ митрополита Антония о том, как он первый раз, будучи еще подростком, встретил Бога, прочитав Евангелие от Марка. Каждый из нас, открывая Священное Писание, может увидеть эту встречу с Богом, переданную нам через Его слово, увидеть пример, как поступал Христос в тех или иных случаях.

В истории христианской Церкви мы видим и примеры святых – апостолов, мучеников, преподобных, праведных, святителей. Пример их любви, пример того, как они укреплялись в вере, и, исходя из этого, можем принять для себя то, что будет действительно спасительно для нас, то, что поможет нам укрепиться в вере. Для кого-то это милостыня, для кого-то усердный пост, для кого-то глубокая сосредоточенная молитва, а для кого-то и первое, и второе, и третье.

И, конечно, во всем этом необходим труд. Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Человек должен сам для себя найти ответ, открыв Евангелие, приняв пример Спасителя и тех святых, которые явили любовь к Богу своей жизнью, своими подвигами.

У меня есть вот еще какой вопрос: в нас очень часто происходят не очень правильные перемены, когда наша вера как бы замыливается, что ли, если мы постоянно выполняем одно и то же, и все это превращается в обыденность. И прежде всего я говорю об Исповеди, потому что она часто превращается в формальность.

Если мы каемся в грехах, которые нас обличают, то это одно. И совсем другое, когда мы перед Литургией… Ну сколько у священника есть времени, чтобы поговорить с человеком? Может быть, минута, и здесь кроется какая-то опасность. Посоветуйте, как можно избежать опасности превратить Исповедь в формальность.

– Я думаю, что к этому вопросу можно подойти с позиции сравнительной характеристики. Часто мы называем Исповедь баней пакибытия, помогающей очистить нашу душу. И раз уж мы пытаемся провести такое сравнение, то скажем, что естественная привычка нормального человека – регулярное умывание. По утрам мы чистим зубы, моем руки, лицо. Но, если мы ограничимся только умыванием по утрам, то рано или поздно наступит время, когда нам будет недостаточно вымыть руки и лицо.

Тело и весь наш организм будут требовать бани, причем бани хорошей, чтобы и попариться, и помылиться, и хорошо потереться мочалкой, чтобы смыть с себя всю грязь. Наверное, так же происходит и с душой. Помимо постоянной Исповеди, помогающей поддерживать нашу душу в чистоте, необходима также относительно регулярная работа – хорошая, капитальная чистка при условии сочетания глубины внутренней аналитической работы с практическими действиями.

Нам мало проговорить какие-то слова – нужны реальные последствия этих слов. Нам мало принести покаяние – оно оценивается по намерениям и действиям человека после покаяния. Опять же, важно не просто признание своего греха, некая констатация факта его совершения и просьба о прощении. Здесь стоит вопрос об осознанном изменении.

Неслучайно слово «покаяние» или «метанойя» переводится с греческого, как «изменение ума», изменение взгляда на свою жизнь, на свои поступки. Изменить – это не просто сказать об этом, изменить – это действительно изменить свое отношение ко всему, изменить самого себя. Ну, а более глубокая степень изменения – это уже то, что мы называем духовным преображением человека.

В одной из проповедей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий говорил, что, если мы не знаем, как каяться, исповедоваться, можно подойти к священнику и спросить его, как это делать. А может ли к Вам подойти человек и сказать: «Отец Александр, я хочу исповедоваться, только не очень понимаю, как это делается»? Сможете ли Вы ему это объяснить?

– Я думаю, что это может сделать каждый священник. Здесь вопрос в том, когда человек подойдет. Если священник уже стоит с Чашей, и к нему подходит некто и спрашивает об этом, то это не совсем уместно. А вот если человек после службы подойдет и попросит священника уделить ему время, побеседовать с ним, то, я думаю, диалог между христианином или просто пришедшим в храм и священником обязательно получится.

Вопрос от Евгения из Белгорода: «Как было сказано, самое страшное в этом случае – привыкание к вере. А, может быть, здесь и не было никакой веры, просто была обыкновенная привычка выполнять каждодневные обряды?»

– Ну, тогда и я повторюсь. Уместно спросить себя, что я понимаю под верой: встречу с Живым Богом или формальное исполнение определенных обрядов? Но это совсем не говорит о том, что обряды и действия, которые Церковь сформировала в своей жизни, в богослужении, в исполнении определенных треб и таинств, не нужны. Они нужны, важны и очень значимы, и они очень глубоки по своему содержанию.

Здесь вопрос может быть в том, что я испытываю при этом, что я понимаю под верой и исполнением этих обрядов. Мало ходить в храм и внешне исполнять то, что предписано. Можно и поститься, и молиться, и посещать богослужения, но при этом сердце будет пустым – в нем не будет Бога.

И тогда возникнет вопрос, опять же из Евангелия, и мы спросим у Господа: «Разве мы не постились, не молились, разве мы не исполняли все предписанное?» И Господь скажет: «Не знаю вас», – потому что сердце наше было пустым. Мы и нуждающемуся не помогли, и милосердия не оказали, и не были чуткими, и не научились самому главному – любить и проявлять эту любовь по отношению к тем, кто нуждается в нашей любви.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Что главное в духовной жизни?»

– Как говорил преподобный Серафим Саровский, главный смысл жизни христианина – стяжание Духа Святого.

Все просто. Остается только спросить: а как стяжать Дух Святой?

– Трудом, преображением себя. Здесь как раз и идет речь о том, что для того, чтобы стяжать, обрести в своем сердце, в своей душе Бога, нужно не просто сделать сердце способным увидеть и услышать Его, но очистить, открыть его Богу, сделать его местом пребывания Бога.

Когда мы стареем и у нас появляется куча болезней, превращающих утро не в радостное пробуждение, а в пробуждение всяких болезней и прочего, то потихонечку возникает привычка к брюзжанию. Естественно, мы начинаем слишком много внимания уделять своим болезням, и при этом куда-то уходит та радость, в которой мы должны все время пребывать.

И вот вопрос: если радоваться все время у нас не получается, что это означает? У нас просто теряется вера в Бога, доверие к Нему, или с нами происходит что-то иное, когда возникает это брюзжание? Мы знаем массу таких примеров, да я и сам такой.

– Тогда возникает встречный вопрос: о какой радости идет речь, какую радость мы хотим получать, испытывать, ощущать? Радость ведь тоже бывает разной. Бывает радость от удовольствия, от пищи, от творческого процесса, в результате которого мы что-то сделали. Бывает радость и от общения, и от любви.

Нет, я имею в виду радость в Боге.

– А что значит – радость в Боге? И причем здесь наши физические немощи? Если мы ищем радости в Боге, то опять-таки нашего хотения мало. Еще необходима, скажем так, возможность испытать эту радость, способность ее вместить и принять. Вот я хочу, и хотение – это прекрасно. Но что я сделал для того, чтобы мое хотение, мое желание совпало с моими возможностями? Для этого я должен приложить определенные усилия, потрудиться.

Уж если я хочу что-то сделать и в результате своего труда получить радость, я должен довести этот труд до конца, чтобы что-то получилось – произведение искусства или какая-то поделка, и неважно, в каком формате и в каком качестве. И тогда, увидев плоды труда рук своих, я получу радость.

Когда мы приходим в храм, и свечница, например, говорит нам: «Сюда не ходи, здесь не стой», – или спрашивает у девушки: «Ты почему пришла в храм без платка?» – не является ли это неким испытанием нашего терпения, или это уже тот случай, когда мы можем сказать ей, что не нужно так говорить? И что это – отстаивание веры среди других людей, прихожан, или терпение, или что-то еще?

– Да, для услышавшего подобное от свечницы или того, кто убирается в храме, это действительно испытание, искушение, и оно может стать препятствием между ним и его приходом в Церковь. Для тех же, кто это делает, – для свечниц или прихожан, кто уже давно в храме, это звонок, который должен заставить их задуматься, не выгнали ли они из храма того, кого сюда привел Сам Бог.

Об этом же говорил и Антоний Сурожский.

– Совершенно верно. В таком случае, когда человек, пришедший в храм, действительно ищет Бога, я всегда провожу такую параллель. Когда я с больным зубом иду к стоматологу, а уборщица со шваброй говорит, что я не там встал, я перейду на другое место, но не убегу из поликлиники, потому что пришел сюда, чтобы вылечить зуб. Вот так же и здесь.

Дорогой отец Александр, я благодарен Вам за то, что среди своих дел Вы нашли время прийти к нам. Благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, дорогие мои! Приглашаю всех вас в наш Антониево-Дымский мужской монастырь, в нашу Тихвинскую епархию, в которой много прекрасных, замечательных, удивительных монастырей, – Александро-Свирский, Тихвинский и другие. Ну, а тех, кто будет в Петербурге, я с радостью приглашаю на наше подворье, где вы сможете приложиться к частицам мощей преподобного Антония Дымского, преподобного Александра Свирского и помолиться в нашем уютном храме под покровом Пресвятой Богородицы.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс