Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Иерей Вячеслав Масин: Вера в современном мире

Иерей Вячеслав Масин: Вера в современном мире

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Что такое вера?

– Я начну с классического определения, которое запоминает любой православный христианин, прошедший курсы катехизации: вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем.

Вера – очень обширное понятие, поскольку ей обладают не только верующие, христиане или представители других конфессий, она часто встречается и у людей неверующих. Когда мы садимся в маршрутку и едем на работу, то надеемся и верим, что доедем из точки А в точку Б. Когда пускаемся в путешествие, надеемся дойти до конца. В этом проявляется вера не всегда в метафизику и Господа, но в то, что то, что ты положил себе на начало, завершится и придет к концу. И такого упования, связанного именно с верой, в нашей жизни очень много. Это и проявление надежд, когда ты что-то начинаешь, и какие-то чисто технические вещи. Например, когда ты начинаешь готовку, то все-таки надеешься, что пирог будет приготовлен и получится вкусным, и ты сможешь угостить им своих родных и близких. Получается, вера – это то, что, по сути, присуще очень даже многим и является одной из ключевых основ человеческого бытия.

А Православная вера?

– Православная вера – это как раз вера в то, что в наш мир пришел Господь Иисус Христос. Конечно же, тут можно сказать несколько замечаний, ведь так веруют и другие христианские конфессии, но все-таки в рамках нашей Православной веры – это то, что признается православными христианами за правую веру. Это та вера, которую мы восприняли от отцов, которая изложена в учении Вселенских Соборов, в Священном Писании и Церковном предании. Это вроде бы общие вещи, их знают все прихожане. И, думаю, наши телезрители тоже знакомы с этим понятием.

Но в современных реалиях вопрос, что такое Православная вера, очень важный. Потому что многие называют себя православными, но их вера не всегда соответствует православной действительности. Часто, когда люди, не принадлежащие нашей Православной Церкви, критикуют православных, то говорят, что знают одного представителя нашей религии, который ведет образ жизни, явно не соответствующий Евангелию. И они, конечно, правы, ведь Православие предполагает не только веру, но и дела: вера без дел мертва есть. Это очевидные вещи, нуждающиеся в постоянном повторении.

Что значит быть православным христианином?

– Православными в нашей стране себя называют очень многие люди, но практикующими из них оказываются очень незначительные проценты. И тут мы стоим перед дилеммой – кто, собственно, православный: тот, кто ходит в храм, молится, постится, соблюдает заповеди, участвует в христианском богослужении, или тот, кто находится в некоем состоянии самоидентификации себя как православного, но при этом никогда не бывает в церкви?

Для нашего постсоветского пространства это сложный вопрос, потому что есть люди, которые долгие годы несут дома келейную молитву, но не решаются дойти до церкви. И эта молитва чудесным образом приносит самые значимые плоды в жизни их близких. Люди обращаются именно примером этой молитвы. И я не отрицаю, что личный подход к вере, когда человек не сразу решается прийти к Православию именно как практик, придя в храм, может в свое время принести благие плоды.

Но сейчас мы воспринимаем православными тех, кто практикует христианскую жизнь, то есть посещает храм, участвует в богослужении, приступает к таинствам. В современных реалиях некоторые люди свободно совмещают православные традиции с какими-то дикими суевериями в своей жизни. Приходится всегда отдельно работать с такими людьми, чтобы отсекать лишнее и направлять в нужное русло христианской православной традиции.

Кто сейчас ходит в храм? Вы как человек, который служит и исповедует, как бы описали портрет современного православного прихожанина?

– Люди приходят очень разные. Портрет современного православного христианина очень различен, в зависимости от места в том числе. Если говорить о месте моего служения, о городе Москве, то в храм приходят действительно очень разные люди: и молодежь, и старики, и люди среднего возраста, и с болезнями, и совершенно здоровые, и находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и весьма успешные.

Я не обрисую общего портрета современного православного, но скажу, что на него очень сильно влияет медийная составляющая. Многие наши прихожане смотрят телевизор, пользуются социальными сетями, интернетом, и это формирует определенный психотип. То есть многие из православных похожи и в то же время различны. И если предшествующие поколения, то есть те, кто обратился в Православие в 1990-е и нулевые, стали верующими и практикующими и сейчас более тверды в своей вере, то молодые, как правило, задают больше вопросов. С ними нужно говорить по-новому. Для этого не подходит тот язык, на котором нас учили, на котором мы привыкли говорить. Молодежь находится в другом медийном пространстве. И иногда приходится вступать на их поле, чтобы понять, о чем они говорят. То есть необходимо знакомиться с информационной повесткой, смотреть новости, потому что не получится жить в обществе и быть отдельно от него, а современный православный христианин, живущий в городе, очень связан с медийным пространством.

Вы уже начали говорить про вызовы, которые стоят перед православными людьми. Это медиа пространство. А какие еще есть вызовы у современного христианина?

– Современный христианин живет в агрессивной секулярной среде, далекой от тех идеалов, которые мы проповедуем в Церкви. Если даже поехать в метро, оказаться в маршрутке, в транспорте, то объявления рекламируют сериалы и фильмы, далекие от норм христианской нравственности. И перед человеком встают большие вопросы. Сейчас и в городе, и в селе у всех есть телевизор, все пользуются интернетом, поэтому информационное поле общее, но зачастую контент там противоположен тому, о чем мы говорим в Церкви. И человек, приходя в храм, встречает что-то другое, чего он не видит в этом агрессивном медийном поле.

Если смотреть современные фильмы, то почти всегда в них есть моменты страсти, измены, несвоевременной любви. Это очень тревожит людей. Они не могут совместить эти идеалы, им приходится преодолевать себя, чтобы быть христианами в реалиях секулярной агрессивной среды.

Еще одна проблема в том, что православные христиане часто бывают в церкви одни, а в быту другие. Это очень серьезный вопрос. В церкви люди ставят свечи, молятся, соблюдают посты, а как приходят домой – не могут сохранить тот же христианский нарратив со своими ближними: ругаются, вступают в конфликты. Получается, что христианство проявляется только в храме, а в быту оно сокрушается о бытовую светскую реальность. И это действительно серьезный вызов для современного православного христианина.

Что мешает человеку быть верующим?

– Здесь очень много факторов. Мы начали беседу о некой секулярной среде, в которой пребывает человек. Тут есть и личные факторы. Если посмотреть на более старое поколение, то у них часто есть какие-то комплексы, боязнь что-то рассказать, даже прийти на Исповедь для многих оказывается большим подвигом, им сложно переступить через себя.

В Писании есть очень важные слова: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Если душа имеет некую лукавую составляющую, пребывает в греховном состоянии, то она не восприимчива к христианским нарративам, не чувствует возвышенных ноток призыва Господня. И второй тезис, который можно вынести из этого выражения, что вера – это дар человеку, способному его воспринять. Если у него лукавая душа, то он просто не способен услышать голос Бога, призывающий его к вере. Это всегда личный, индивидуальный опыт, он открывается в сердце. И иногда он бывает сокрыт для того, кто не думает об этом, не рефлексирует и не размышляет на эту тему, опять же в силу своего образа жизни, привычек и пороков.

Рассуждать о грехе в наше время довольно сложно. Ведь с экранов и баннеров мы видим пропаганду другой идеологии, совсем другой нарратив. И это очень сильно отвлекает человека, особенно когда в церкви он видит одну реальность, а в быту, среди своих ближних, с ней не сталкивается. Чаще он сталкивается с матом, с проявлениями бытовой агрессии, просто с какой-то некорректностью, некультурностью. И это становится сильным препятствием для плавного вхождения в христианскую жизнь. Это вызов для многих. Требуется смирение, чтобы это преодолеть.

Батюшка, мы знаем такой тезис, часто его слышим: зачем ходить в храм, зачем мне Православная вера, если Бог в душе?

– Это довольно распространенное явление в нашем обществе, что у меня Бог в душе. Какой Бог? О каком Боге идет речь? Правильно веровать в Бога – это пребывать в той общине, которую Он основал, – в Церкви. Представления о Боге могут быть очень разные, диаметрально разные, в зависимости от того, в каких условиях человек находится, какое у него образование, происхождение, в какой стране он родился, на каком языке говорит. Вера внутри, без какого-то проявления, это мертвая вера. Если говорить о христианской вере, то мы верим конкретного Господа, Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы мы не страдали, не мучились, чтобы приобщились к спасению, которое Он нам открыл.

Батюшка, а что Церковь предлагает современному молодому человеку или молодой девушке?

– Очень актуальный вопрос, Павел. Я сам пока еще молодой человек. Церковь многое предлагает нам. В первую очередь она предлагает знание об Истинном Боге. Она предлагает жизнь именно с Ним. Бога можно познать полностью только в Церкви. Но нередко ищут в Церкви некоторых актуальных проявлений, то есть близость к народу, близость к молодежи. Вы слышали, Павел, буквально на прошлой неделе во всех СМИ звучало: «монастыринг». Люди проявляют интерес к монастырям, хотят там пожить, помолиться, помочь, потрудиться. Но нужно всегда задавать вопрос: а что такой человек может привнести в Церковь? Может он умножить зло, за которое Церковь осуждает? Или сотворить благо, избрать жизнь, исполнение заповедей и показать подлинный христианский пример? Вот это очень важный вопрос.

Если мы будем подстраиваться под все тенденции общества, с одной стороны, это не есть хорошо, но, с другой стороны, иногда нужно реагировать на нужды молодежи. Поэтому наша Церковь активно занимается социальной деятельностью, работой с молодежью. Наверное, в каждой епархии есть молодежный отдел, и есть активный молодой священник, который занимается окормлением молодежи, пытается передать тот дар веры, что есть в нем самом.

Насколько понятна Церковь молодому человеку?

– Это всегда индивидуально. Некоторым молодым людям Церковь понятна в силу своего происхождения. Например, дети, родившиеся в верующих семьях, конечно, понимают, что происходит. Но иногда у них есть некая особенность, которой нет у тех, кто растет в неверующих семьях. Человек из верующей семьи к Церкви привык. А неверующий, когда сам приходит в Церковь, и его дети начинают воспитываться в Церкви, или ребенок приходит в Церковь, у него есть период до и после – когда он жил в некоем сакральном страхе, и период, когда это стало родным, близким. У них разное отношение к тому, что происходит в Церкви.

Насколько она понятна и тому, и другому контингенту, это уже более глубокий вопрос. Бывает, человек всю жизнь рос в Церкви, а очевидные вещи просто не понимает, потому что он к другим формам привык. Например, на богослужениях часто бывает, служба ему понятна, а, например, исполнение нравственных законов становится для него очень сложным испытанием. И наоборот, человек светский может вообще не понимать богослужение, но его могут очень вдохновлять и мотивировать Евангельские заповеди, Священное Писание. Это и есть то, на что нужно обращать внимание в вопросе понимания Церкви. Часто есть такой укор: а давайте все адаптируем, переделаем под современное понимание. Это всегда риск. Если совершенно ударяться в историю, уходить в прошлое, то мы будем только реставраторами и не будем жить в реальном времени. Это всегда иллюзия. Не всегда бывает просто ответить «да» или «нет». Человеку светскому бывает тяжело понять всю традицию без предварительной подготовки. Но и тому, кто вырос в Церкви, тоже бывает тяжело понять, если он не работает интеллектуально, духовно над постижением опыта и традиции Церкви.

Мы живем в таком обществе, где очень много неверующих. Когда начинаешь им рассказывать о Православной вере, для чего это нужно, то зачастую сталкиваешься с непониманием. Люди задают вопрос: «Что мне это даст?» Что им ответить?

– Тут я глубокий индивидуалист, всегда нужно смотреть на конкретный пример. Люди настолько разные, что универсального ответа на этот вопрос просто нет. Бывает, кто-то спрашивает: «Что мне даст вера?» В контексте его жизни, а он может быть очень успешным, для него это вопрос острый. И то, что он этим вопросом задается, значит, что есть некий посыл в его душе. Почему он это вопрос задает? Потому что в XXI веке для того, кто живет в медиапространстве, очень много работает с социальными сетями, смотрит кинематограф, жизнь верущего – загадка. Поэтому задача каждого христианина – показать своим примером, своей жизнью, что может даровать вера в Иисуса Христа.

Батюшка, исходя из вашего опыта, какие существуют трудности в общении с неофитом и тем, кто давно ходит в храм?

– «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…». Так бывает, что диалог с давно верующими более продуктивный, в том смысле, что мы говорим на одном языке. А с людьми, которые только пришли, мы как будто из разных миров. Нужно строить мосты, прежде чем начать диалог о самом главном.

Вопрос телезрителя: «Церковь должна научить человека иметь благодать в любом месте жизни, или Церковь должна привести человека к себе?»

– Церковь дает опыт жизни с Богом. Вне этой общины очень тяжело понять, что такое христианская жизнь.

Если человек действительно в каком-то месте находит благодать, погружается в молитвенное состояние, а в другом месте ничего не чувствует. Нужно ли на свои чувства опираться?

– Наши чувства всегда субъективны. Иногда бывает, проснешься сытый, довольный, и все хорошо. А иногда встал не с той ноги, и монастырь не люб, и жена уже не нравится. Если только на чувства опираться, то где тут христианская аскетика и христианское делание? Господь нам даровал заповеди, на которые мы ориентируемся, и из многих факторов видно, что иногда надо делать через «не хочу». Если посмотреть на монашескую литературу и письменность, то мы видим, что в ней говорится о том, что в первую очередь смотри в свою внутреннюю клеть. Мы иногда не знаем, что у человека, и даже брата ближнего, внутри. Мы видим только вершину айсберга. А какая там глубина, что там? Поэтому ориентироваться на чувства – очень скользкий путь.

Вопрос телезрителя: «Как бороться с грехом уныния?» Постоянно задают этот вопрос.

– Не бояться и идти вперед. Действительно, очень часто люди задают этот вопрос. Есть такой контингент людей, которые приходят в Церковь, чтобы найти ответ на него. Как победить уныние? Здесь нужно разобраться. Бывает, это действительно случай болезни и тогда надо обратиться к специалисту. Если же причина кроется в духовной составляющей, то нужно вспомнить, за что в вашей жизни вы можете хотя бы чуть-чуть поблагодарить Бога. Что у вас есть крыша над головой, что вы здоровы, что все вроде бы хорошо. То есть вспомнить о тех вещах, с которыми у вас все хорошо, и за это поблагодарить Бога. Недаром наше главное богослужение – это Евхаристия, благодарение.

Вопрос телезрителя: «Как перестать осуждать коллег на работе?»

– Я стараюсь вспомнить какие-то хорошие качества у коллег, чтобы возвысить их в своих глазах и перестать видеть проблемные стороны их опыта.

Актуальный вопрос осуждения. Мы каждый день сталкиваемся с данным грехом.

– Потому что мы взаимодействуем с людьми. Мы все разные. У нас разное происхождение, образование разное и опыт тоже разный. И когда кто-то делает не так, как ты, кажется, что он точно не прав. Особенно, когда человек имеет над тобой власть, командует и диктует тебе условия, но ты знаешь, как лучше сделать, а этот человек даже прислушиваться не хочет, конечно же, это тяжело и хочется его осудить. К сожалению, и я этим часто грешу.

Вопрос телезрителя: «Как смотрит Православие на нейросеть?»

– Хороший вопрос, потому что нейросеть это явление новое. Важен контекст. Я, например, по работе хочу что-то узнать. В Яндекс Нейро вбиваю биографию, он мне делает подборку сайтов. Это удобно. С другой стороны, если заменять нейросетью все что угодно, наверное, это не есть хорошо. Тогда зачем человек? Зачем мы здесь сидим? Начинается подмена ценностей. Я считаю, это очень полезный инструмент для жизни и для работы в современном мире, для науки. Для человека ищущего, нейросеть – хорошая вещь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Максим Заливакин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс