Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Божественное Откровение?

Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Божественное Откровение?

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Счастлив тот, кто когда-либо получал великую радость какого-то знания, которое ему дал Господь! Может быть, Божественное Откровение мы воспринимаем именно прикладным образом: Господь коснулся кого-то, кому-то дал Откровение, и поэтому теперь есть такой термин «Божественное Откровение». Это мое недоумение, а в связи с этим и вопрос, что же такое Божественное Откровение?

– У меня более широкий взгляд на этот вопрос. Потому что Божественное Откровение – это то, что вверено всем христианам, то, что открыто для нас, то, что дарует нам полноту знания о Боге и Творце, невидимая Божия сила, невидимая Божия слава, познаваемая через творение. О Боге свидетельствует сотворенный Им миром. О Боге свидетельствует человек, ибо он, по слову Священного Писания, образ Божий. Но Божественным Откровением в полном смысле этого словосочетания мы называем то, что Сам Господь Бог открывает о Себе в Священном Писании и Священном Предании. Божие слово и традиция, которая существует в Церкви, – для каждого человека, кто крещен, кто приходит в Божий храм, кто слышит на богослужении Священное Писание. Это то, что обращено к сердцу каждого человека.

Мы могли бы на этом закончить передачу, если бы не одно «но». Если мы, христиане, видим этот мир, созданный по воле Божией, то мы должны Откровение, то есть открытие, для себя делать постоянно. Но если я вижу в этом мире не только хорошее, но и какие-то ужасные вещи...

– То это тоже свидетельствует нам о Боге. Все, что в мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Как это можно оправдать внутри моего собственного представления об идеальном мире, о том мире, который, как мне кажется, Господь создал таким, чтобы все было хорошо, чтобы не было зла?

– Все Божие творение весьма хорошо. Но так сказано о мире до его грехопадения.

И как теперь?

– Когда человек нарушил Божию волю, совершил первый грех, грех непослушания, преступил Божию заповедь, тогда в мир вошла смерть, а прежде смерти – то, что ей предшествует: страдания, болезни, слезы. Но в этот несовершенный мир, мир греховный, мир, искаженный печатью человеческого греха, вошел Сам Бог, Божий Сын, Спаситель. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Во Христе Спасителе мир между Богом и человеком восстановлен.

Если мы пребываем со Христом, мы смотрим на мир другими глазами. Мы понимаем, что мир лежит во зле, но в этот мир пришел Спаситель. Что сделали со Спасителем в этом мире? В конце концов Ему не нашлось иного места кроме Голгофы и креста. Это было поражением или прославлением Бога? Сын Божий становится Сыном Человеческим, принимает на Себя все ограничения тварного бытия: Он алчет, испытывает жажду, испытывает эмоции, боль. Наконец Он умирает на кресте, но как Бог побеждает смерть. Поэтому то, что могло показаться торжеством всех сил зла, стало победой Христа Спасителя. Мы живем в мире, зная о его двойственности: мир греховен, но в этом мире действует Господь Бог, и сила Его промысла, сила Его любви больше всего несовершенства данного мира.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «В синодальном тексте Евангелия от Луки говорится: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. Славянский текст говорит: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю. Все-таки душу спасать или сберегать? Как здесь будет правильно?»

– Это, наверное, вопрос к библейскому филологу. Я думаю, что ни церковнославянский текст, ни русский не противоречат друг другу. Сбережение в конце концов и есть спасение. Другое дело, что и кто нас в итоге спасает. А спасают нас наша вера и Сам Христос Спаситель. В библейском понимании душа имеет очень широкое значение. Иногда мы этим словом обозначаем невидимую сферу в человеке, иногда – всего человека во всей его совокупности, а иногда – просто его жизнь.

Если Господь ценою Своей смерти и Своих страданий искупил нашу греховность, то возникает следующий вопрос. Откуда внутри нас есть то, что мы называем печалью? Имеется в виду не какое-то горе, а печаль, когда мы не испытываем постоянной радости, в которой хочется постоянно прибывать. Откуда это берется? В данном случае, когда мы живем так, не нарушаем ли мы то Божие Откровение, о котором мы говорим?

– В силу нашей греховной природы мы всегда нарушаем Божии постановления, Божии заповеди. Печаль бывает двух видов: печаль о том, что слякотная, темная погода, печаль о каких-то житейских проблемах, а есть печаль о Боге, о том, что мы скучаем по Христу Спасителю, что нам даже мало того, что Он даровал, потому что мы Его любим и хотим с Ним прибывать, и мы скучаем о полноте богообщения, о той полноте, которая была у святых.

Апостол Павел говорит замечательные слова: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Мне кажется, что вопрос христианской радости связан именно с молитвой и с умением благодарить. Потому что благодарность и людям, и Богу – одно из самых замечательных человеческих качеств. «Только благодари Бога, – говорил преподобный Амфросий Оптинский, – и Он тебя не оставит». Не потому, что Богу от нас что-либо нужно. Богом мы живем и движемся, и существуем. А потому, что, когда мы с вами благодарим Бога, то Его исповедуем, признаем Его благой промысел о нас. Таким образом, не Он, а мы Его не оставляем.

Была такая церковная байка, как два ангела обсуждают свою занятость. Один ангел говорит, что он все время между Небом и землей, и отдыха ему нет, потому что все время: «Господи, подай! Господи, дай!» А второй говорит: «А я вообще не работаю. Потому что я посланник благодарения Господу». В связи с этим следующий вопрос. Наверное, научиться благодарить – это одно из тех Откровений Божиих, которое нам дано, но которое мы меньше всего соблюдаем. Почему, зная о заповедях Божиих, они же тоже Божие Откровение, мы постоянно их нарушаем? Вы опять скажете, что по нашему грехопадению. Но мы же хотим это преодолеть каким-то образом. Как это сделать?

– Вся наша жизнь – научение. Вся наша жизнь – школа. Всю нашу церковную жизнь мы учимся Бога любить, на Бога надеяться, в Бога верить и Бога благодарить. Не случайно главная церковная служба носит название «Евхаристия», то есть «благодарение». Мы благодарим Бога за Его воплощение, за Его смерть на Кресте, за Его Воскресение, за установление на Тайной Вечери таинства Причащения – таинства нашего участия в грядущем Божием вечном Царстве. Как учиться благодарить? Начинать с малого. Благодарить за то, что у нас есть дар жизни, дар веры, что у нас есть здоровье. Благодарить за пищу, потому что вся пища, как сказал кто-то из богословов, есть воплощенная Божия любовь. Благодарить надо и людей, и Бога.

Вот здесь я хотел бы Вас остановить. Благодарить людей.

– Обязательно, ведь человек живет в социуме.

Тут есть еще одна вещь, которую мне очень хочется разъяснить. Мы действительно не умеем благодарить людей, потому что все воспринимаем как обязанность. Я в данном случае имею в виду не только тех, кто мне сделал какое-то добро, но даже просто когда мы приходим кофе попить. Мы не благодарим человека, который сварил этот кофе.

– Почему? Всегда благодарим. Если не поблагодарить, то в следующим раз придешь к нему же, а он тебе плохой кофе сварит.

Получается, для того чтобы мир стал лучше, надо благодарить?

– Чтобы мир стал лучше, надо трудиться над собой и учиться любить и Бога, и людей. А за что благодарить ближнего? Мы на Литургию собираемся, это и благодарение, и еще и общее дело – общее дело Бога и человека, общее дело всех нас, кто собран в храме. У каждого есть своя обязанность: священник, диакон, хор и так далее. Мы благодарим Бога за совместную молитву. Благодарим людей за то, что они с нами вместе молятся. Мы просим о нас молиться, благодарны им за это. А наша благодарность заключается в том, что и мы за них молимся. Какою мерою мерите, такою и вам отмерено будет. Если мы хотим, чтобы за нас молились, и не только самые обычные люди, но и святые Божии человеки, и святые ангелы, мы должны научиться молиться за других людей. Это дар любви, дар благодарения.

Можем ли мы научиться любить Бога, благодаря официанта за принесенную еду?

– Хороший вопрос. Для верующего в Бога все о Нем свидетельствует. По-настоящему укорененный в вере человек благодарит Бога и за встреченных людей, потому что Господь Бог действует в том числе через окружающий мир, через окружающих нас людей.

На могиле Иоанна Златоуста написано: «Слава Богу за все». В православной среде часто бывает так, что человека спрашивают: «Как у тебя дела?», он опускает глаза и говорит: «Слава Богу за все»...

– Господь смотрит не на внешние слова, а на расположение сердца. Действительно, как прекрасно сказал Иоанн Златоуст, когда предавал свой дух в руки Божии. А ведь это было не в мирное, хорошее время, а на пути в далекую ссылку – в медвежий край, на Черноморское побережье Кавказа.

Чуть-чуть не доехал. В Пицунде, по-моему, он похоронен. Продолжая эту тему, хочу спросить, насколько искренне мы можем открывать свои помыслы перед людьми. Насколько нужно быть откровенным в жизни, чтобы не прогневать Господа лицемерием?

– Это чисто практический вопрос. Например, преподобный Никодим Святогорец дает наставление: «Никогда не говори о себе, о своей семье…». И не потому, что ты что-то скрываешь, а потому, что есть сугубо личная жизнь, и человек – существо сугубо личностное. Но также и существо социальное, и грань между личным и социальным, конечно же, должна присутствовать в жизни. Каким лицом мы поворачиваемся к нашему ближнему? В человеке есть и что-то светлое, и что-то темное. Когда мы обращаемся и к самим себе, и к другим людям, мы должны апеллировать к тому, что в нас свет и в других людях тоже свет.

Есть такой термин «личный Спаситель»...

– Песня даже такая есть «Personal Jesus».

Я не знал, что существует такая песня... Действительно, я бы очень хотел, чтобы мои отношения с Господом строились таким образом, что Он – мой личный Спаситель. Божие Откровение, которое существует для всех, существует ли обособленно для каждого отдельного человека? Например, для меня?

– Господь пришел в мир ради грешников, ради всех вообще и каждого в отдельности. Если бы теоретически был один грешник, Господь бы снова пришел. Как сказал кто-то из писателей, Господь Бог создал людей разными, чтобы каждого любить по-разному. У нас действительно должны быть свои личные, от сердца молитвы, обращенные к Богу. Но в то же время мы должны понимать и свою малость, и свое недостоинство, и, помимо того, что каждый из нас – отдельная личность, мы в Церкви – народ Божий. Господь, когда даровал нам молитву, научил обращаться к Его Отцу, исповедуя Его нашим Небесным Отцом, потому что Он – Отец для всего Божия народа. Опять связь между личностным и общим. Но ведь человек еще должен быть скромным, должен понимать свою духовную малость, что он не может претендовать на что-то ни по делам своим, ни по чему-либо еще, только по Божией любви. Каждый из нас может взять молитвослов и лично почитать Богу молитвы.

Свои? Или молитвы Василия Великого, Макария Великого и так далее?

– Можно и своей молитвой к Богу обращаться. Молитва должна быть от сердца. Если бы мы были святыми, как Василий Великий или Макарий Великий, мы бы обращали такие же прекрасные слова к Богу. Но, поскольку мы неразумные духовные дети, нам оставлена молитва, чтобы научиться тому, что достойно быть привнесено в обращенность к Богу.

То есть Откровение Божие – это не богословский термин, но то, что имеет прикладное значение в конкретной жизни христианина.

– Богословие – не отвлеченная дисциплина, это знание Церкви о Живом Боге. Когда-то учитель монашеской жизни авва Евагрий говорил: «Если ты богослов, то будешь чисто молиться; если ты чисто молишься, то ты богослов». Теория неотделима от практики.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Мы судим о Божественном Откровении с точки зрения человеческой. Ведь богословы – это люди. Есть притча о том, что человек, попавший в рай, удивится трижды. В первый раз удивится, что сам туда попал; второй раз удивится, увидев там тех, о которых считал, что они будут в аду, и в третий раз удивится, не увидев там тех, кого он считал святыми. Вот это и будет Божественное Откровение, которое мы знать не можем».

– Дело в том, что Божественное Откровение – это не что иное, как Божие слово, обращенное к нам. Другое дело, что воспринять, осознать, понять, претворить в жизнь это слово полностью мы не можем, потому что Божие слово больше, чем человек. Поэтому познание Священного Писания, Предания – задача жизни каждого человека, и на этом пути мы понимаем очень-очень мало.

Вопрос телезрительницы: «Мы говорим, что нужно благодарить Бога за все. Но как благодарить людей, которые убили человека или, например, невинных кутят? Просто им надо было на кого-то излить свое зло. Как благодарить-то? Где силы найти?..».

– Когда Господа распинали на Кресте, Он молился, чтобы Небесный Отец не вменил это тем, кто приводил казнь в исполнение, во грех, ибо они не ведают, что творят. Это Господь, единственный безгрешный. Мы – люди немощные, нам достаточно научиться не отвечать злом на зло и ненавистью на ненависть. Человек не должен примерять на себя то, что больше него. Есть вещи, которые мы не можем сделать в силу разных причин. Мы знаем, что так надо, но сами от этого далеки. У нас есть эмоции, мы вовсе не ангелы.

Один из законов Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб.

– Принцип равного воздаяния. Это принцип закона. Христиане, по идее, должны жить по благодати, по дару Божией любви, но...

Но Христос отменил этот закон; Он сказал: не противься злому... И так далее.

– Христос в Себе исполнил и отменил. Встречаются два аборигена, и один спрашивает другого: «Как у тебя жизнь?» Другой говорит: «Все хорошо, вот бумеранг новый купил». – «А почему весь в синяках?» – «А старый никак выкинуть не могу». В нас действует и живет ветхий человек.

Но может ли наш ветхий человек услышать Откровение Божие?

– Мы приходим на Литургию и слышим Божие Откровение. Сам Господь говорит о том, почему Его слово приносит различный плод. Потому что различное состояние нашего сердца. Вышел сеятель сеять, и одно семя упало при дороге, другое склевали птицы, третье заглушили тернии, что-то не имело влаги и засохло, а что-то хранилось в чистом и добром сердце, над которым трудились, и принесло плод. От нас самих зависит, как мы слово Божие слышим и как его храним.

Если мы сравним слово Божие с зернами, то их можно получать каждый день неизмеримое количество раз. Читая Священное Писание, Новый Завет, мы каждый раз получаем эти зерна.

– Дело не в том, сколько глав мы прочли. Мы должны с благоговением обращаться к Божию слову. Почему Божие слово, Евангелие, лежит на престоле? Почему мы к нему прикладываемся? Почему во время всенощного бдения его выносят на середину храма? Почему его кадят, целуют? Потому что это символ слова Божия, слова Христова, Который присутствует посреди нас.

Если Откровение Божие существует для всех, то как можно научиться вместе познавать это Откровение так, чтобы, не обсуждая, быть в единении? Разговаривая во время передачи или просто общаясь в жизни, мы так или иначе говорим об Откровении Божием?

– Абсолютно, потому что мировоззренческие установки выражены во всем, что делает человек, прежде всего в межличностном общении. Если у нас с вами вера в единого Бога, в Пресвятую Троицу, в Богочеловека, в Церковь, если мы вместе исповедуем Символ веры, то у нас общий базис. Поэтому, естественно, все, что мы знаем, представляем о Боге, касается нашей практической повседневной жизни. Потому что то, как мы относимся к миру, друг к другу, к самим себе, мы черпаем из учения Христа Спасителя.

Я бы очень хотел, чтобы Вы призвали всех нас к тому, что, на Ваш взгляд, самое главное в жизни христианина.

– Самое главное в жизни христианина – вера, надежда и любовь. Вера во Христа Спасителя как абсолютное положение на Его святую волю, надежда на Него и любовь к Нему и к ближнему. Попросим Господа Бога, чтобы Он благословил нас не только знать это, но и помнить, и по возможности претворять в нашей жизни.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс