Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1275) → Священник Олег Патрикеев: Берегите честь смолоду!

Священник Олег Патрикеев: Берегите честь смолоду!

№42 (1275) / 4 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Мы будем говорить об отношениях до и после брака. Почему Вы решили взять такую тему?

– Тема для меня сейчас очень важна. Я бы сам хотел разобраться в ней, потому что по своему назначению очень часто встречаюсь с молодежью. Буквально два часа назад был концерт для молодежи во Всеволожске. Очень много молодых, от 14 и выше. Общение с ними дает мне энергию, силу и понимание смысла присутствия священника на светских мероприятиях. И на них ведь возникают вопросы, касающиеся духовных ситуаций в нашей жизни. Юноши и девушки в простой обстановке могут задать их мне. Некоторых интересуют именно добрачные вопросы. «Как жить, как быть?» Потому что сейчас в сознании большинства укрепилась мысль, что можно делать пробные эскизы семейной жизни до свадьбы. Спрашивают, не противоречит ли это Библии и Евангелию. Для меня большая радость, когда этот вопрос задают молодые люди. Значит, они все-таки задумываются о чистоте. И я хотел бы порассуждать с вами на эту тему, ответить на вопросы телезрителей. Может, мы сможем посадить зерно Евангельской истины в нашей молодежи. Я сделал хорошую рассылку, надеюсь, все молодежные клубы подключились к нашей передаче.

Ситуация выглядит довольно страшно. Взаимоотношения молодых людей до брака уже не считаются неким табу или грехом. Более того, молодые люди в сожительстве считают, что это настоящие взаимоотношения между мужем и женой. Ведь выстраиваются вроде бы отношения, как в браке: общий бюджет, общая квартира. Но на самом деле молодой человек не несет никакой ответственности за это. А женщина думает о себе плохо, потому что позволяет себе жить в гражданском браке. Это нечестные отношения. Почему молодые люди боятся ответственности друг за друга?

– Вы четко расставили приоритеты… Что же изменилось в человеке? Ведь это практически природный закон. Даже в животном мире мы видим моногамные семьи, например, у лебедей. Они могут умереть друг за друга. Для ответа надо коснуться начала всех начал. Как всегда, мы отматываем назад и смотрим на Адама и Еву. Когда он увидел ее, то сразу обрадовался, сразу произошла первая влюбленность, симпатия друг к другу. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Заметьте, она пришла не откуда-то с небес или другой планеты. Плоть от плоти моей, то есть это «я», только в другом обличье. Это женское начало, оно когда-то было в Адаме, когда он был один. Ведь Бог создал Еву из части его плоти, которая закрывала сердце...

После грехопадения происходит изменение личности. Адам смотрит на Еву и не узнает ее. «Ты дал мне эту жену. Я ее не знаю. Я знал другую, ту, которая была от меня. А сейчас пришла какая-то другая, которую Ты дал. А потом обвиняешь меня в том, что мы вкусили плод». То есть у Адама изменился ум. И у Евы тоже. Она говорит, что не виновата, что сатана сам пришел к ней. Случился разрыв. И как теперь это соединить? Духовная жизнь должна научить нас этому соединению.

Вопрос от телезрителя Александра из Петербурга: «Я женат больше 50 лет. Мы с женой учились в одном классе. Жизнь у меня была не очень хорошая, даже безобразная. Но жена вытерпела все это. Я изучал, почему так. И нашел у пророка Малахии такие слова: никто не поступай вероломно против жены юности своей. Мы не можем предсказать, как повлияет та или иная супруга на мужчину. Это может видеть только Бог. Так показала и практика: я посмотрел на своих друзей, которые не последовали этому примеру, их уже нет в живых, по всяким причинам они скатились».

– Это прекрасное воспоминание. Ваш опыт доказывает нашей молодежи, что, оказывается, это пророчество дано как раз для молодых людей, собирающихся вступать в брак. И оно должно стать семенем жизни в браке. Не оставляй жену юности своей, ту девушку, которую выбрал. Это ответственность...

Я сейчас ехал и подумал, что Бог дал Адаму и Еве наставление о том, чтобы они плодились и размножались, именно тогда, когда увидел, что Адам признал в ней супругу. Жена взята от мужа.

Как теперь научить наших детей? Ты должен найти того, с кем это сочетание произойдет навсегда. Один раз и навсегда. Но, увы, этот закон утерян, в школах его не учат. А раз нет закона, то нет и наказания. Значит, все возможно.

Все позволительно.

– И здесь вступают в силу духовные законы, о которых сейчас сказал Александр, – последствия неправильного выбора. Ты проехал на красный свет один раз, два – и ничего. Значит, так пройдет и в третий раз? Не пройдет.

Бог дает возможности. У нас есть люди, которые ошибаются в браке, как они считают, и меняют партнеров. При Венчании таких людей даже читаются молитвы покаяния. «Прости, Господи, что мы не сохранили первый брак». Это уже брак кающихся, брак в покаянии. Совсем другая история.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Двое людей соединяются в браке. Их соединяет Господь. Но тут появляется соблазн, когда супруг или супруга видит рядом с собой человека, который кажется лучше партнера. Мы понимаем, что этот соблазн посылается лукавым. Как противостоять этому?»

– Если у человека нет духовника, нет Исповеди, нет Причастия, то дьявол дает ему такие посылочки «счастья». Прелюбодеяние – самый сладкий грех, так его называют поэты, самый страшный и трудный. Мы помним рассказ о Сергии, отрубающем себе палец. Мы знаем, как бил по своей ноге топором преподобный Паисий, когда дух блуда нападал на него. Он знал, что грех идет через плоть. И через боль, слезы и покаяние добивался освобождения. Преподобная Мария Египетская, когда на нее нападал этот дух, падала в изнеможении на землю, крутилась, почти умирала, но не давала возможности духу овладеть собой. Она предавала себя страданию.

Дьявол всегда предлагает такие сладкие грехи: сотворить какое-нибудь чудо, фокус, стать лидером, крутым, дать знания или еще что-то, воздвигнуть на высокую гору. Все это дам Тебе. Мы это знаем. Все искушения Христа такими и остались для нашего человечества. И одно из них – блуд. Как с ним совладать? Только через духовника. Дьявол боится Исповеди. Ты рассказываешь свой помысел, каешься в том, что возбуждает тебя. Это может быть любая страсть. Еда, выпивка, наркотики, что-то еще. То есть, ко всему, что нас возбуждает, имеет отношение дьявол. Но как только вы приступите к таинствам Исповеди, Покаяния и Причастия, этот дух отступает. Он видит, что своим действием приводит вас ко спасению. Все наши страсти могут нас спасать, если мы вовремя в них каемся, не согрешаем, не падаем низко.

Но даже падающий всегда имеет возможность встать и покаяться. Некоторые семьи, где происходит разлад, каются и приходят ко мне. Хочется дать им любовь. Но как дать любовь, которую имеет только Христос? Ведь я тоже человек. Иногда Господь удивительным способом показывает мне ощущения и состояния того, кто находится в разладе со своим близким, с женой или супругом. Бог дает попущение духу ненависти или неприязни к такому человеку. Как это возможно? Супруги только разговаривали, и вдруг ему не нравится ее одежда, прическа, запах не тот, все в ней раздражает. Он чувствует этот дух. Он не дает покаяния. Это страшно. В таком состоянии можно быстро совершить грех.

Как выйти из этого состояния? Только с молитвой за этого человека. Если кто-то еще находится в разуме и имеет милосердие к нему, хочет спасти, а не судить, то надо на коленках перед иконой молиться: «Господи, прости мою супругу (или мужа)». Такая молитва отодвинет злого духа от того, за кого молятся.

Я читал у святых отцов, что как только человек начинает молиться и появляются какие-то духовные плоды, то первое искушение – как раз блудные помыслы. К ним нужно относиться с умом. Если мы поднимем лапки кверху и сдадимся, то лукавый будет радоваться. Но что совершенно удивительно – в семейной жизни, тем более освященной таинством Венчания, эта самая плотская жизнь становится целомудренной. Я беседовал на эту тему с ребятами, и они говорили: «Самое страшное – все время думаешь, что найдешь себе девушку лучше». Здесь я вспоминаю вопрос о пророке Малахии и о жене юности... Удивительно, насколько это может быть полезно для нашего собственного понимания. И еще. Мы думаем, что это проблема молодых, а на самом деле она касается любого. Сколько бы лет человек ни прожил в браке, сколько бы ни возникало вопросов, все равно этот вопрос всегда есть. Человек никогда не может сказать: «Все уже прошло».

– Да, конечно. У нас много разводов, и повлиять на них может только благодать, исцеляющая человека. Если он хочет, то может сделать шаг к покаянию, переступить через свое эго, даже просто побеседовать на эту тему со священником. Не стесняйтесь этого. Это так называемая духовная болезнь века, и ее можно предупредить, обойти. Мы знаем примеры счастливых, радостных браков. В них получают опыт и терпения, и различных искушений.

Недавно я был на празднике ветеранов, пожилых людей, проживших вместе 50 лет. Я всегда говорю: «Если будете венчаться у нас, я все приготовлю и сделаю это с большой радостью, без какого-либо обременения для вас». Недавно венчалась такая пара. Они прожили в браке 64 года.

И только сейчас обвенчались?

– Да. И это была такая благодать, такая радость! Они любили друг друга и вместе прошли много испытаний, и это уже как бы исключение из правила. И не нужно ждать, сколько вы проживете лет, нужно это делать в самом начале, семя нужно сеять прямо сейчас. Но это уже другая история.

Мы знаем, какая была ситуация с Крещением в Советском Союзе. И о каких Венчаниях могла тогда идти речь? Не дай Бог, чтобы тебя увидели около церкви. Нужно уметь продержаться в браке под таким серьезным давлением. Я думаю, такие люди будут иметь венцы на Небесах побольше венцов тех, кто ходил в храм, но не сдержал обет брачного союза, даже венчанного.

Есть люди, венчающиеся, увы, во второй раз. Но это не второе Венчание, а благословение на второй брак. Нехорошо быть человеку одному. Апостол Павел говорит: лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Конечно, это будут скорби по плоти. Если вы разошлись или ваш муж или жена умерли, я желаю вам не искать другого супруга, потому что следующий брак будет страданием. Это уже ваш крест.

А почему?

– Не знаю. Это тайна Божия. Написано, что крест Божий кладется, значит, так и будет.

И в Священном Писании написано, что женящийся на разведенной прелюбодействует.

– Да. Опять же это законы, и мы должны на них смотреть. Что значит «разведенная»? Тогда ЗАГСов не было, даже Венчаний не было, а было благословение рода. И мы сейчас тоже можем поговорить, какие тут есть возможности. Неужели нужно запретить встречи молодых людей, пойти по домам, искать их и разлучать? Нет, мы говорим о другом – о том, что можно исправить, и исправить любовью, а не законом, потому что законы побеждаются любовью. Но не той страстной любовью, когда проявляется именно страсть по плоти. Это разные вещи.

Поэтому нельзя стать священником, если ты во втором браке?

– Да. Для священства вообще очень много запретов. Мы знаем, что максимальное количество браков – четыре, с этим были проблемы даже у царей.

Там была другая история – для династических браков.

– Да. Там нужно было продолжение рода. Сейчас мы об этом не говорим. Разведенная – в том смысле, что ее оставил муж или она сама ушла. Есть акт прелюбодеяния, и этот акт дает право супругам разойтись, потому что супруг или супруга были неверными. А если ты берешь себе в жены такую женщину без покаяния, то, как говорит апостол, кладешь себе за пазуху горящие угли. И неси их тогда.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Почему Господь не всегда благословляет иметь детей? Получается, на это есть какие-то причины?»

– Конечно, это тайна Божия, и эта тайна была еще в Ветхом Завете. Мы знаем, как родился пророк Иоанн Предтеча, да и Сама Богородица была рождена после длительного ожидания. Здесь Господь испытывает брак, любовь: «Что вас объединяет? Неужели вам нужен ребенок только для того, чтобы вы жили счастливо?»

Например, Авраам и Сарра.

– Да. И посмотрите, в каких летах они дождались ребенка. Здесь тайна еще и в том, что иногда Бог действительно ждет от людей подтверждения их любви. Она проявляется не только в хороших отношениях, в поцелуях, в возможности вкусно поесть – все это должно быть и так. Но жизнь должна быть с Богом, с Церковью, Причастием, покаянием и молитвой о детях (есть молитвы к Иоакиму и Анне о даровании детей).

То есть здесь должно быть настойчивое желание иметь детей, и нужно не просто ходить по врачам… Молитва двигает горы. И если женщина или мужчина по физическим законам не могут иметь ребенка, то открываются другие перспективы – усыновление, удочерение. Посмотрите, сколько есть возможностей для усыновления детей, и это тоже будет хорошим актом восполнения семьи. Поэтому не нужно здесь расстраиваться, но в этом плане нужно быть упорным, и это упорство приятно Богу, это хорошее упорство.

Наверное, мы уже говорим о браке, прошедшем через какие-то испытания, искушения и так далее. Но, когда люди совсем молодые, они ждут свадьбы как главного события в жизни. Они приглашают гостей, артистов, тратят невероятные деньги на ресторан. Но в результате разбегаются. Почему же люди уделяют так много внимания этому внешнему событию? Причем очень много молодых браков распадается буквально через месяц после свадьбы.

– Есть кризисные годы, они расписаны в психологии. Но их не надо ждать. Лучше в первый месяц разобраться, поставить свои условия и так далее. Есть договорные браки, заключающиеся у юриста.

У нотариуса. Это брачные контракты.

– Да. Но есть и традиции. У каждой страны, каждого народа есть свои красивые традиции. Мы должны помнить, что в традициях восточных народов и даже на Руси белая простыня всегда была в почете. Девственность ценилась выше всех богатств, это было самым главным для жениха и невесты. Увы, эта самая главная традиция ушла, и осталось все поверхностное – собраться, выпить, закусить, подраться тоже неплохо. Но все это немножко похоже на языческие традиции, и здесь нет даже духовного, мистического и смыслового содержания – для чего все это делается.

Мы говорим о семейных отношениях до брака. Родители, воспитывающие сына или дочь, говорят им разное. Дочери говорят: «Ты должна блюсти себя. Ты должна делать это…». А сыну говорят следующее: «Слушай, пока есть возможность – гуляй, потому что потом будет поздно». То есть мы, так сказать, выгоняем сына на некое поле блуда. И если в семье нет воспитания, то ничего не будет иметь смысла. Я бы хотел, чтобы Вы что-то сказали по этому поводу.

– Конечно, от осинки не родятся апельсинки. Я сейчас скажу свое личное мнение, не мнение святых отцов: родители имеют право благословить своего ребенка, потому что первое благословение происходит в семье.

Сын приводит домой девочку и говорит маме: «Посмотри на эту девочку. Она мне очень нравится. Мы с ней учимся в институте». Есть такая традиция. Раньше не было ЗАГСов. Богу все мы приятны. Просто матрица греха так командует человечеством, что грех размывается. Вот мы сейчас говорим, что это грех. А почему это грех? Это не грех. Нам хорошо жить? Хорошо. Мы живем? Живем. И докажите, что это грех. А доказывать это не надо. Надо просто рассказывать о том, что есть другая история, другое благословение – Божественное, дающее право жене чувствовать себя женой, а не девушкой, которая сегодня пришла, а завтра ей вдруг скажут: «Извини, ты мне не подходишь, ты плохо варишь суп».

Я сейчас подумал: «От чего происходят слова „честные отношения”? Наверное, от слова «честь».

– «Береги честь смолоду» – помните эту русскую поговорку? Нам надо вернуть в семьи традиции. У нас есть много сказок, много притч. И на телевидении нужно целенаправленно убирать из фильмов развратные сцены. Что такое «блюсти»? Убирать блуд из нашей информационной политики. Ведь люди же учатся на телевидении, на сериалах, где все это возможно. Мы не сможем этому противостоять, если нам не поможет государство.

И внутренний цензор обязательно должен быть. Если цензора нет, то ничего не будет. Отец Олег, благословите наших телезрителей – и молодых, и старых.

– Дорогие мои! Берегите честь смолоду. И любите друг друга. Не бойтесь признаваться священнику в ошибках. А Христу нужно признаваться в своей любви каждый день. С Богом!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс