Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1275) → Протоиерей Михаил Потокин: Друг друга тяготы носите...

Протоиерей Михаил Потокин: Друг друга тяготы носите...

№42 (1275) / 4 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Вы долгое время были председателем отдела по социальному служению города Москвы. Сейчас эта должность осталась, но добавилось новое послушание: Вы председатель Синодального отдела. Давайте поговорим о социальном служении и благотворительности. Расскажите, что такое социальное служение.

– Это светское современное выражение, а служение милосердия свойственно Церкви с самых первых времен, это так называемая диакония, одно из служений, в котором есть и сострадание, и помощь ближнему, и проповедь слова Божия, потому что, как говорит Господь, ближний тот, кто оказал тебе милость.

Оказывая милость, Церковь приближает людей к себе. Многие обращаются ко Христу: и те, кто оказывает помощь, и те, кому ее оказывают. Это миссия, но не открытая, когда говорят: если не будешь верить в Бога, то не поможем. Это именно настоящая миссия, потому что человек видит, что Церковь помогает ему, что здесь неравнодушные люди. И в конце концов человек видит, что Евангельское учение глубокое и дает плоды, и постепенно приходит ко Христу. Такие примеры на каждом шагу.

Хотя мы не ставим миссию целью. Мы помогаем и верующим, и неверующим. Если человек нуждается в помощи, то первое, что нужно сделать, это помочь: накормить голодного, одеть нагого, утешить заключенного, посетить больного. Это мы делаем для всех, без различия по вероисповеданию. Но многие, видя такое отношение Церкви к людям, начинают интересоваться церковной жизнью. Это правда. Те, кто приходит к нам, особенно в качестве добровольцев (их довольно много), тоже приобщаются к церковной жизни.

У всех разные таланты. Кто-то педагог, кто-то врач, кто-то готов оказывать помощь. Наши добровольцы сейчас ездят в Мариуполь, восстанавливают дома. Человек работает по какой-то профессии и в свой отпуск едет не на юг отдыхать, не к родственникам, а едет помогать в Мариуполь или на новые территории. Он приезжает на две недели, тратит свое время и заслуженный отпуск, чтобы помогать другим. А время – это самое дорогое, что у нас есть. Когда беседуешь с такими людьми, сам становишься немножко лучше. Это очень хороший пример. Повезло тем, кто соприкасается со служением милосердия или сам участвует в нем. Так мы имеем возможность видеть в человеке лучшие проявления его душевных качеств – жертвенности и сострадания.

Тюремное служение более непростое, потому что там сталкиваешься с другим человеком, который, может, и нераскаянный, и по-другому смотрит на жизнь.

Служение милосердия очень важно для Церкви. Я стараюсь выполнять послушания, которые на меня возложили Синод и Святейший Патриарх. Может быть, у меня нет опыта такого масштаба, ведь тут вся Россия. Мы стараемся поддерживать и развивать все те проекты, которые Синодальный отдел осуществлял до моего прихода.

Что такое церковная благотворительность?

– Церковь осуществляет не только молитвенное и духовное окормление людей, но в том числе оказывает и материальную помощь (начиная с еды и одежды и заканчивая более сложными вещами, даже связанными с медициной). Наши медицинские сестры милосердия оказывают помощь в госпиталях. У нас есть Больница Святителя Алексия. Много добровольцев, которые помогают раненым и тем, кто оказался в пункте временного размещения. То есть это реальные дела.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «По поводу помощи, которая оказывается пожилым людям. Скажу по себе: я очень поздно понял, что пожилым людям нужно не просто что-нибудь подать, а в первую очередь им нужно внимание, слова поддержки, чтобы их обогрели любовью. Моя ошибка в том, что я этого не делал. Что скажете по этому поводу?»

– Вы подметили совершенно верно. Этот опыт не только ваш, но и наш. Человеку не только пожилому, но и попавшему в беду, немощному, слабому, обязательно нужен кто-то, с кем он может поделиться. Мы поддерживаем не просто материально, но и духовно: беседуем, проводим вместе время, стараемся утешить. Общение – один из основополагающих принципов помощи, которую мы оказываем. Мы не просто даем человеку необходимое, материальный продуктовый набор, но стараемся не бросать его, узнавать его нужды, беседовать с ним. Это часть нашего духовного труда. Есть материальная помощь, есть душевно-духовная. Для пожилых это очень важно. Когда приходилось общаться непосредственно с нашими подопечными, я видел, что многие чувствуют себя одинокими, хотя у них есть близкие. Сейчас все очень загружены, редко бывает возможность посетить близких, даже пообщаться, позвонить. Пожилые люди особенно от этого страдают. Есть телесные страдания (голод, холод, жажда), а есть духовные (жажда общения, внимания). И часто важнее удовлетворить духовную жажду, чем просто накормить. Вы совершенно правы.

Давайте более подробно расскажем нашим телезрителям об отделе, который Вы возглавляете. Чем он занимается в масштабе всей России? Какие насущные вопросы и проблемы существуют?

– Главное назначение отдела – координировать реализацию различных социальных проектов между епархиями, связь между государственными структурами, которые занимаются социальной поддержкой, поддержкой в области медицины, совместно решать вопросы. Это и помощь в чрезвычайных ситуациях, когда случаются пожары, наводнения. Сейчас мы организуем помощь в новых регионах, в Курской области. Когда у епархии не хватает сил, подключается наш отдел. Так происходит и в светской жизни: МЧС работает в местах ЧС. Наш отдел реагирует на всякого рода случаи и катастрофы, чтобы помочь именно в том месте, где возникла проблема.

Мы говорим о милосердии, стараемся привлекать к служению добровольцев. Это тоже миссия. Человек хочет помогать, но не знает, куда пойти, какие у него есть возможности. Мы можем ответить на вопросы, как помогать другим, как участвовать в делах милосердия. Отдел направляет человека туда, где он может максимально послужить своим ближним и помочь в ту меру, в которую ему позволяют его здоровье, время и материальные возможности.

Это и методическая работа по координации различных церковных проектов. Это и собственные проекты отдела. Это и проповедь о милосердии среди прихожан и людей, желающих к нам примкнуть. Целый спектр всего. Все наши сотрудники нацелены на то, чтобы стараться как можно качественнее оказывать помощь, в том числе и с духовной точки зрения.

Мы церковная организация, поэтому в первую очередь говорим именно об этом аспекте нашей деятельности, но в то же время готовы помогать всем. Не так важно, верит ли человек, если он в чем-то нуждается.

Мы помогаем епархиям с проектами, которые только начинаются. Помогаем людям, желающим помогать ближнему, но не имеющим опыта. Мы делимся этим опытом, проводим семинары, организуем обучение людей, которые хотят участвовать в церковной благотворительности, в том числе прихожан и церковных социальных работников. Большой спектр деятельности.

Но самая главная цель – сделать служение милосердия доступным, понятным и вовлечь в него как можно больше людей, чтобы они могли служением своим ближним обогатиться и собственным духовным опытом. Ведь служение ближнему – это приобретение духовного опыта. Как молитва и пост. Есть молитвенное служение, а есть служение милосердия. Мы открываем людям возможность получения духовного опыта. В меру сил, которые нам дает Господь, мы стараемся решать широкий спектр разных инициатив и задач.

С чего начать православному христианину, если он решил помогать нуждающимся?

– Церковная помощь оказывается через церковные организации. Можно прийти в храм, поговорить со священником, есть социальный работник в храме, есть и тот, кто занимается социальным служением. У нас есть горячая линия: 8 (800) 70-70-222. На эту линию можно позвонить и предложить свою помощь или проконсультироваться, где нужна помощь. Мы готовы отвечать на вопросы – это централизованная линия Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Она круглосуточная. Но можно в храм прийти. Почти все храмы Русской Православной Церкви имеют социальные проекты. Это может быть пункт гуманитарной помощи, куда люди приносят одежду, где можно пожертвовать продукты, которые потом пойдут малоимущим, где оказывают помощь многодетным. Это один из самых частых проектов, просто выделяется какое-то помещение, куда можно принести вещи, одежду, продукты, и это возьмут те, кто в этом нуждается.

Есть более сложные проекты, связанные с детьми с особенностями, с людьми с ограниченными возможностями, то есть с инвалидами, бездомными. По всем категориям нуждающихся есть проекты. Поэтому нужно определиться, где вы хотите участвовать, подойти в храм, обратиться в епархию, где вы проживаете, или позвонить на нашу горячую линию, и вам расскажут, как вы можете участвовать в благотворительности, в каких храмах, в каких проектах. Это наша первостепенная задача – помогать людям определиться, где им совершить свое служение.

Батюшка, каждый ли человек может быть благотворителем?

– Мне кажется, каждый. Причем даже иногда самый немощный и слабый. Он может подать не что-то материальное, но может дать свое внимание другому человеку, поговорить с ним, побыть рядом, утешить его. Примеров очень много, поэтому я могу точно сказать, что все зависит от нашего желания. Если желание есть помогать, всегда Бог даст какую-то тропинку, покажет, где ты будешь нужен. И будешь очень нужен. Необязательно миллионы жертвовать, если тем более у нас этих миллионов нет, но можно всегда даже простым словом утешить. Пообщайся с пожилым человеком, помоги ему, выслушай, поговори с ним о том, что его волнует, беспокоит. Он выговорится, уже ему легче на душе станет. Это разве не благое дело? Очень благое дело. Мы успокоим человека, когда он или обижается на своих, или чувствует одиночество. Очень много разных видов помощи человека человеку. А Бог подскажет, где можно помочь.

Что нам говорит Священное Писание о социальном служении, благотворительности?

– Священное Писание постоянно говорит о служении, но это не называется социальным служением. Но о заботе о ближнем оно говорит всегда, начиная со слов о любви к ближнему. А в чем любовь выражается? В заботе в первую очередь. В притче о Страшном Суде говорится, что судить человека будут как раз по делам. А дела какие? Именно те, что я перечислял: посетить заключенного в темнице, утешить больного, послужить ближнему, одеть нагого, накормить голодного. Дела заботы о ближнем. Или притча о милосердном самарянине, одна из тех притч, где Сам Господь Себя уподобляет милосердному самарянину, то есть человеку, который помог ближнему, находящемуся в беде, проявил о нем заботу. И даже более того, проявил заботу о его будущем, поселил в гостиницу, пообещал заплатить владельцу гостиницы за то, что тот его будет лечить. То есть образ Христа, Который, как пастырь, заботится о заблудших овцах, собственно говоря, и есть образ всей Церкви. Церковь есть это стадо, которое Господь взял и несет его немощи, его слабости, но в то же время и нам говорит: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. То есть и мы в малую меру хотя бы можем понести тяготы ближнего, так мы исполняем закон Христов.

С какими сложностями можно столкнуться, участвуя в социальной деятельности?

– Сложности одни и те же, как в мирской деятельности, так и в церковной, потому что везде нас подстерегают самолюбие, тщеславие, гордыня, без которых никакое дело на земле совершить, к сожалению, не получится. Это самые глубокие, греховные страсти. Если мы начинаем присваивать себе само дело, даже иногда само желание делать добро, то надо понять, что Господь – Господин и желаний тоже. Если бы Господь не благоволил нам, у нас бы добрых желаний не было. Понимаете? Если посмотреть, как человек живет, думаешь: откуда в тебе добро-то должно быть? Где оно? Где повод для добра? Живешь ты зло. А оказывается, нет. В человеке сохраняется возможность совершать добрые поступки. Даже часто в самом жестокосердном. Кто это сохраняет? Кто дает? Господь дает. Он сохраняет даже наши желания. Господь целует и наши намерения, как говорит красиво Священное Писание. И если мы говорим о добрых делах, надо очень опасаться их приписывать себе. Это самое опасное, что может быть в Церкви: что-то приписать своему таланту, своим способностям, своим желаниям.

Серафим Саровский точно в беседе с Мотовиловым указывал, что доброе дело, не ради Христа сделанное, плода не имеет. Значит, плод оно приносит только тогда, когда сделано со Христом, Его силой, Его милостью к нам, которую Он подает, чтобы мы могли эти дела совершить. Поэтому мысли эти нужно гнать от себя, хотя все равно будет казаться: вот какой я хороший стал, теперь я людям помогаю, они меня любят... На самом деле это опасный путь. Нужно всегда стараться соблюдать меру во всем. В чем признак гордости? Человек перестает соблюдать меру. Когда меры нет, тогда точно чувствуешь, что кто-то тебя стегает, как лошадку. Господь никогда силой с человека ничего не берет. Всегда ждет, чтобы он проявил свободные желания и пришел к духовной жизни. А гордость, наоборот, нас все время подстегивает: давай еще больше, больше, удвой, утрой… Человек оказывается в загнанном состоянии, и вместо того, чтобы быть радостным, тихим, мирным, он все время раздражен. Именно из-за того, что у него не выходит большое количество добрых дел.

Это что означает? Господь говорит: по плодам узнаете. Плод духовный – это любовь, радость, мир, и, если мира нет в душе после добрых дел, а есть досада (это не удалось, это мне не дали, это у меня не получается), нужно присмотреться к себе: это может быть только от гордости. Нужно избегать этого. Слава Богу, у нас есть духовники, есть духовная литература, которая подробно это все описывает. Но все равно следить за собой надо. Особенно, когда чувствуешь, что меру перешел, нужно идти на Исповедь. Чтобы Господь открыл, где ты о себе что-то такое возомнил или перегрузил себя... Значит, есть тщеславие, есть гордыня, они прокрались в душу и направляют уже не на тот путь, который есть путь спасения. Мы должны понимать, что не помощь ближнему, а спасение души важнейшее делание, к которому нас Господь призывает. А когда мы вдруг сами спасателями становимся, это плохо.

Прошу Вас дать нашим дорогим телезрителям наставления и призвать их творить благие дела, дела милосердия.

– Мы сегодня говорили о том, что Господь дает нам время жизни, чтобы мы с вами не просто позаботились о себе и о тех, кто рядом с нами живет, но увидели тех, кому эта забота необходима, и тем самым меняли бы и свой духовный путь. Участие в делах милосердия, благотворительности, служения ближнему – одно из таких направлений жизни, которое может нам помочь обрести духовный мир. Это касается не только наших инициатив и социальных проектов. И наш канал «Союз», который многие любят и смотрят, тоже нуждается в помощи. Поэтому мы призываем по возможности помогать нашему телеканалу.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс