Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1275) → Архимандрит Александр (Глоба): Кто Христа просит, к тому Он и приходит

Архимандрит Александр (Глоба): Кто Христа просит, к тому Он и приходит

№42 (1275) / 4 ноября ‘24

Беседы с батюшкой

Недавно ко мне подошел один мой знакомый и спросил, есть ли какое-то молитвенное правило или пение от сглаза и порчи. Я, конечно, ему ответил, но хотел бы услышать и Ваш ответ.

– С таким человеком необходимо побеседовать, чтобы узнать, что он знает о сглазе и порче, какие у него представления о духовном мире, каков его духовный статус. Очень часто люди задают такие вопросы просто от нечего делать.

Или в жизни возникли какие-то неурядицы, и человек решает, что его сглазили.

– Необходимо разобраться в положении вещей. Как мы знаем, духи злобы поднебесной реально существуют и причиняют вред людям. Представления о сглазе и порче – это отсылка к деятельности этих духов. И против этого есть определенная молитва, последование в православном Требнике – запретительная молитва святого Василия над страждущими от демонов.

После беседы, после тщательного изучения внутреннего духовного мира человека, особенно если он сталкивался с оккультными практиками и трансцендентными состояниями, можно отслужить такой молебен. Но над каждым принимающим Крещение производится сначала оглашение и прочитывается молитва Василия Великого. Люди поворачиваются на запад и трижды дуют и плюют. А потом уже сочетаются с Церковью Христовой.

Отрекаются от сатаны.

– Да, от дел его и ангелов его, всего служения его. И если человек задает этот вопрос поверхностно, ему можно так и ответить: «Молись, читай 90-й псалом».

Я посоветовал ему читать «Да воскреснет Бог», 90-й псалом и Иисусову молитву.

– Можно попить святой воды, помазаться святым маслицем. А если это какое-то реальное повреждение от духов злобы поднебесной, то с таким человеком необходимо определенное время работать, чтобы он был под пастырским наблюдением, чтобы его переживания и духовный мир изучались с точки зрения пастырского душепопечения и оказывалась духовная поддержка.

А как это происходит на практике? Люди порой думают, что нужно сходить на отчитку, например. Многие советуют сходить к психотерапевту или психиатру. Приходит человек и заявляет, что в нем сидит бес. Кстати, и телезрители задают такие вопросы.

– Настоящие бесноватые очень хорошо чувствуют святыню. Хороший индикатор, когда бесноватого подводят к святыне, но он не знает о том, что там находятся мощи святых угодников, частица Креста Господня или дарохранительница. Духи злобы поднебесной настолько не переваривают это, настолько им неприятно, что они начинают проявлять в человеке какую-то психологическую, физическую активность. Такой человек начинает ежиться, материться, обзываться, хрюкать.

А если он притворяется, если он с зависимостью, с психологическим или психиатрическим статусом, то святыни так на него не действуют, если он не знает об этом. Но если знает, то постарается как-то это проявить, будет выкрикивать что-нибудь. Надо подводить его к святыне обязательно так, чтобы он не знал, где она находится, тогда он и не будет проявляться. А если будет знать, то может дать какие-то положительные действия, его это может ввести в заблуждение.

Для решения вопроса о том, совершать ли отчитку, нужна консультация с духовником, потому что сейчас в некоторых местах это определенный бизнес. Кликуши, которые занимаются этим бизнесом, собирают людей по каким-то чатам, набирают автобусы и везут людей к какому-нибудь запрещенному батюшке или самозванцу на отчитки.

Священник сначала исследует людей, которые имеют необходимость в отчитке. Это же духовный вопрос. Настоящий священник, уважающий свой сан и достоинство, изучит этот вопрос и отправит человека на консультацию к психологу или психиатру. Лучше, конечно, отправить к психиатру пройти тестирование. Может, у него психиатрическое заболевание и ему необходима помощь. А иногда отвлекаются на ненужные очитки и правила, но человек-то страдает, нуждается в реальном лечении и не получает адекватной медицинской помощи.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Почему на конкретно поставленный вопрос представители Церкви часто прибегают к трем вариантам ответа: что это либо Промысл Божий, либо Его воля, либо не так важно для спасения человека? Что тут возразишь?»

– Этот набор фраз не для проформы. Священник живет в этом мире и предлагает реально действующие советы, дает ответы, касающиеся той или иной деятельности, но при этом указывает, что все от Бога, все по Его воле. Того, кто отстоит от Церкви, это раздражает, а церковные люди понимают, что надо усилить молитву, иметь больше упования, больше веры и надежды на Господа. Когда человек смиряется со своим духовным состоянием, принимает его, понимает, что над всем стоит Бог, Который может сделать все для верующего, тогда он начинает жить духовной жизнью, а эти советы имеют для него определенную ценность и приносят пользу.

Вопрос от телезрителя: «В каком случае бесы могут реально влиять на нашу жизнь?»

– Это духовные существа. Они могут влиять на жизнь людей, находящихся в несмиренном, отрицательном духовном состоянии. То есть тот, кто молится, ходит в храм Божий, исповедуется, причащается, имеет духовника и получает его советы, находится под духовным наблюдением. А люди, которые находятся под своим жизненным опытом, не имея духовника, не имея духовного руководства, как раз подвержены нападкам духов злобы поднебесной. Причем эти нападки бывают очень действенными. Духи злобы поднебесной хотят унизить человека, хотят, чтобы был раздор, чтобы была какая-то травля со стороны других людей, клевета, беззаконие или что-то подобное. Это оружие и инструменты дьявола и его прислужников. Поэтому люди раздражительные, не любящие своих ближних, горделивые находятся под нападками духов злобы поднебесной. Такое состояние реально, мы видим его каждый день. Где нет молитвы, нет духа любви, там всегда дух раздражения и воздействие духов злобы поднебесной.

То есть если ты осознанно ведешь неправильную жизнь, то Господь может попустить такое.

– Господь попускает. Он дает нам возможность сделаться сильнее, дает нам жизненный опыт. И когда мы читаем утреннее и вечернее молитвенное правило, то проводим как бы антивирусную проверку, антивирусную защиту нашего мозга и души. Мы обращаемся в молитвах к Богу, славим Его, просим и благодарим, вспоминаем те грехи, которые совершаем очень часто. Все это дает нам возможность задуматься о своем духовном состоянии и вспомнить Бога.

А когда человек ничего не делает и живет своими мыслями, когда его сердце и мысли открыты чему-то духовному, но при этом он не впускает туда Бога, не призывает благодать Его, то свято место пусто не бывает. И если он не заполняет свое сердце благодатью, то туда с удовольствием лезут духи злобы поднебесной и начинают смеяться над ним, когда он делает те или иные глупости.

Частое Причащение может быть лекарством?

– Это хорошее лекарство, но должна быть достойная подготовка, нужно понимать, что это такое. Если он понимает, что соединяется со Христом и имеет определенное состояние обожения в момент Причастия, то, конечно, это большая польза. А если человек подходит к Причастию...

...чтобы все было хорошо...

– ...получается как бы обмен с Богом, договор. В воскресенье надо причаститься – пойду, хоть и не знаю последствий. Апостол говорит: ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Поэтому каждый причащающийся должен помнить, что Причастие – это лекарственное средство, которое соединяет нас с Богом. А Он, попадая внутрь нас, сжигает все беззакония и грехи, которые мы исповедали. Он очищает нашу душу особенным огнем, который имеет благодатное действие для нас. Но перед тем, как Ему прийти в нас, мы должны защитить себя определенным состоянием умиротворенности и любви. Когда человек озлоблен и в него приходит Христос, то вся благодатная энергия в неочищенном, неподготовленном сердце производит непоправимые изменения и приносит большой вред.

Вопрос от телезрителя Владимира: «У меня есть проблемы с глазами, и когда я прикладываюсь к мощам, иконам, получаю благословение у священника, когда он читает разрешительные молитвы, то ощущаю какую-то теплоту. Это психоневрологический процесс или же благодать Божия? Как посоветуете реагировать на это? Ведь человек может получить благодать через теплоту и будет подспудно стремиться к этому».

– То, о чем вы говорите, такое внутреннее состояние и свойство, надо хранить внутри себя. Если вы чувствуете благодатное воздействие от иконы, от святыни и получаете тепло, то это неплохо, но это ваш личный духовный опыт. Потому что другой человек не получает этого тепла и может подумать, что его нет. Могут возникнуть споры. Такое положительное эмоциональное воздействие – неплохой фактор, но он не должен приводить к состоянию прелести. Потому что есть люди, которые говорят: «Ты чувствуешь тепло?» – «Нет». – «А я чувствую; значит, ты грешный. Я обладаю особым даром, определенным восприятием и ощущаю то, чего не ощущают другие».

Если кто-то ощущает тепло или какие-то движения, то должен хранить это в своем сердце. Так было сказано и о Богородице: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Нужно складывать это в своем сердце и не разглашать. Получил тепло и благодатное воздействие – радуйся и храни это как сокровище. Рассказывать об этом – все равно что положить себе в открытые карманы миллион пятитысячными купюрами и идти в народ, а потом удивляться, почему у тебя вытащили всю пачку. Это надо хранить в тайне, как мы храним деньги: кладем в карман поглубже или на карточку, чтобы до них не добрались. Внутренний духовный опыт должен быть храним от людских глаз.

Стоит ли искать чудес?

– Нет.

А если есть проблема, которую можно решить только чудом?

– Чудес обычно ищут духовно незрелые люди.

А если больше уже некуда идти?

– Имейте веру с горчичное зерно – и все. А если у тебя нет веры хоть с горчичное зерно, то грош цена всем поискам чудес от Бога.

Все, что надо, Господь нам показал и устроил. Мы живем при продолжении восьмого дня, Воскресения Христова и в ожидании Его Второго Пришествия. Поэтому все, что нужно, Господь сделал для нашего спасения. А если мы нуждаемся в спасении, то призываем и ожидаем Бога. Если мы в Нем не нуждаемся, не хотим всего того, что Господь для нас приготовил (эту радость, бытие с Ним), то сами себя отдаляем от этой радости.

А человек хочет в Боге видеть Деда Мороза… Или, помните, как иудеи очень часто рассказывали о том, что они знают имя Бога. И это имя в тайне хранится, а если они его назовут, то Господь обязан будет им прислуживать.

У самих иудеев, по-моему, это считается каким-то отклонением.

– Оно есть у них, они же родились в той среде. Они от этого не открестятся. Это есть у них, они так учат своих последователей. Против нашей веры очень много используется всяких вещей, которые неполезны ни тем, кто этим занимается, ни тем более нам. Поэтому мы не должны искушать Бога. Мы за все должны благодарить Его и искать прежде всего спасения. Если человек настроен на то, чтобы искать спасения, то все остальное, как сказано в Священном Писании, приложится.

Надо переформатировать свое сознание, мироощущение, мировосприятие, и тогда Господь начнет помогать тебе с другой стороны. Человек не должен жить по условным рефлексам Павлова: на кнопочку нажал – тебе дали водички, еще раз нажал – дали пищу, нажал на колокольчик – кормушка открылась… Нет, у нас другие взаимоотношения с Богом.

Они должны быть постоянными, регулярными и искренними.

– Человек должен зависеть от Бога, иметь нищету духа, он должен иметь все время постоянную потребность в общении с Богом. Нищета духа – это постоянная потребность в общении с Богом. Блаженны нищие духом – это те, которые все время нуждаются в общении с Богом. А когда человек уже духовно заполненный, тогда он как бы уже и не нуждается в Боге. А Христос что говорит?

Мы называем это прелестью.

– Да, мы называем это прелестью. А Христос говорит, что пришел не к здоровым, а к больным овцам стада Израилева. Сначала Он говорил это ученикам. И здесь прямая мысль: кто Христа просит, к тому Он и приходит. Христос ни от кого не отворачивается, но ты Христа сам не звал, сам в Нем не нуждался.

Это как воздух. Знаешь пользу и знаешь необходимость в воздухе – дышишь. Так и душа наша требует общения с Богом. А когда мы прекращаем общаться с Богом, то душа дряхлеет, чахнет, становится слабой. Когда наша душа общается с Богом, она расцветает и проявляются физические свойства человека. У него в глазах радость душевная. А если человек озлобленный, не имеет богообщения, он тоже сразу заметен.

А что значит богообщение? Как это объяснить? Можно ли это «потрогать»? Есть ли какое-то объяснение этому?

– Это духовный опыт. Как можно потрогать того, кто, допустим, имеет энциклопедические знания?.. Все-таки духовное богатство проявляется в смирении человека, в его отношении к миру.

Можно пообщаться с этим человеком – и наполнишься его духом.

– Да, конечно, почувствуешь это. Допустим, люди шли к духоносным старцам, ведь им там никакие тесты не устраивали, но они чувствовали душевное успокоение. Они чувствовали, что старец ответил на их вопрос по их проблеме. Он даже порой и не говорил ничего конкретного.

У нас люди хотят в старцах или священниках видеть каких-то ясновидящих. Прийти и за сто рублей получить ответ. Нет, так не получится. У старцев даже бывало так. Они видят человека богатого и говорят: надень грязные сапоги и сходи коровник почисти. И когда человек смирялся и все это чистил, он получал ответы. Причем старец его не выслушивал, никакие тесты не проводил и анкеты не заполнял при этом. Господь посылал человеку ответы по молитвам старца.

Поэтому духовная жизнь – это такое состояние, которое невозможно взять и описать, невозможно составить какой-то справочник. Потому что это опытная жизнь. Человек должен определенным молитвенным, духовным опытом все это достигать. И это, если хотите, дар Божий. Это талант. И Господь дает каждому талант. А будешь ты его развивать или нет – это уже твое личное дело.

А как развивается талант? Усердной молитвой. Причем такой молитвой, когда тебе молиться не хочется, когда все другие уже оставили это дело, а ты все равно идешь за Богом. Когда уже говорят, что этот путь забыт, проклят или вообще не нужно по нему идти, а ты говоришь: «Нет, вы ошибаетесь. Если я пойду за Богом, Господь мне все воздаст, восполнит и не оставит тщетным мой труд».

Если у тебя есть вера, внутреннее знание, ты развиваешь свой духовный талант, это большое дело. А те люди, которые не развивают свой духовный талант, начинают роптать, погружаться в грех и говорить: этот такой-сякой...

«Не такой хороший старец попался».

– Да. Это опять-таки воздействие духов злобы поднебесной, чтобы человек и сам споткнулся, и от источника света отвернулся. Они хотят этот источник закрыть чем-то, заляпать, замазать, чтобы их это не раздражало. Потому что духи злобы поднебесной знают, что идут в погибель, а им одним скучно туда идти. У них есть зависть, неудовлетворение духовное, нет любви, все время холод. И они хотят, чтобы у всех так было. А человек, который пропитан Божественной любовью, имеет помазание Духа Святого, всегда виден. И даже просто побыть с ним, помолчать с ним, помолиться вызывает огромную духовную радость.

Кажется, отец Николай Гурьянов говорил, что самый лучший духовник – это Евангелие.

– Да, правда.

Давайте подытожим нашу программу.

– Дорогие братья и сестры, мы часто смотрим нашу любимую программу «Беседы с батюшкой». В интернет-пространстве, на телевидении очень много выступает проповедников, много религий пытаются донести свои представления о вере. И мы, православные христиане, также должны уметь поддерживать наш телеканал «Союз», который хочет, чтобы все православные услышали слово Божие, чтобы православный священник общался с вами, рассказывал вам о православной церковной жизни. Поэтому всегда просим вас, если есть возможность (а я верю, что она у многих есть), помогать телеканалу «Союз», чтобы он вел свою замечательную просветительскую деятельность.

Пусть благословение Божие, покров Царицы Небесной, благословение святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс