Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1187) → Иерей Виктор Ленок: Почему колдовство и магия опасны для души?

Иерей Виктор Ленок: Почему колдовство и магия опасны для души?

№2 (1187) / 9 января ‘23

Беседы с батюшкой

Человеческая жизнь полна загадок и тайн. Нередко, желая принять правильное решение, человек выбирает неправильные меры, обращаясь за помощью к гадалкам, астрологам, нумерологам. Сегодня мы поговорим на тему магии и правильного христианского отношения к ней. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен интерес человека к астрологии, гаданию и нумерологии?

– Это греховное любопытство. Когда мы были маленькими, нас тянуло на стройки, где все валяется. Мы даже падали, набивали себе шишки. Казалось бы, зачем туда лезть? А нам казалось это очень интересным: идет стройка, лазаешь там, царапаешься. Видимо, в нашем падшем мире, где все пронизано искушением, которое явил еще змей в раю по попущению Господа, люди увлеклись греховным любопытством, и оно проходит через всю историю человечества. Любопытно заглянуть куда-нибудь, вдруг там действительно что-то загадочное. С одной стороны, у человека есть некая интуиция, что существует духовный мир, нечто вне нашего вещества. Материя действительна, неинтересна, скучна: инстинкты, рефлексы. А должна быть какая-то духовная реалия. Будучи падшим, человек обращает внимание прежде всего на реалии падшего мира, где бесы искушают оккультными вещами.

Что об этом говорит Священное Писание?

– Священное Писание прямо, по существу говорит. Мы не найдем там подробных философских рассуждений. Еще в Ветхом Завете говорится, что не должен среди народа, посвященного Богу, находиться никакой гадатель, обаятель, чародей, вызыватель мертвых, толкователь снов и т.д., потому что мерзок пред Господом всякий делающий это. Почему мерзок? Потому, что Господь есть высшая Святость, Чистота, Любовь. А оккультизм подобен пауку, он расставляет свои сети, погружает в них свою жертву – так все лукавое, нечистое и скверное вторгается в душу человека, и он потом становится погружен в этот кокон.

Я общался с раскаявшимся колдуном. Он говорил, что ему хотелось приобрести силу, могущество. Ему казалось, что колдовские ритуалы делали его сильнее других. Он стал профессионально этим заниматься, гадал, проводил магические обряды. Поначалу казалось, что все действительно работает: у него были любовь, бизнес и удача (три популярных направления). Понятно, что любовь была блудная, удача меркантильная, мирская. К нему обращались некоторые предприниматели, и после ритуалов казалось, что к ним действительно пришел успех. Они приходили еще и еще, платили деньги, он им все делал, а потом в один момент вдруг все рушилось. Диавол к себе подманивает человека, показывает, что оккультизм действует, а потом рушит буквально все. У них не оставалось ничего: ни семьи, ни здоровья, ни бизнеса. Они оставались, как старуха у разбитого корыта, только старуха хотя бы смирилась, у нее остался старик помимо корыта, а у этих людей рушилось все. Диавол подманивал, создавая видимость успеха и действенности магии и оккультизма, а потом лишал вообще всего. Диавол не может сделать счастливыми своих адептов. Таков весь оккультизм.

В Библии мы встречаем множество повествований о толковании снов и чудес, которые случались с праведными людьми. Является ли библейский запрет на магию однозначным в свете данных повествований?

– Всецело однозначен. Магия – это путь змия, который говорил: «Вкусите тайный плод, откроются глаза ваши, и вам будет дано некое знание; вы станете как боги». Так и получилось, они стали боги – как бы. Они увидели свою наготу.

Магия вся такая. А Божественное чудо совершенно иное. Когда Господь призывает Моисея и говорит пойти к фараону сказать, чтобы тот отпустил Его народ, Он указывает Моисею совершить знамения. Когда Моисей совершал первое знамение, египетские маги вроде бы тоже повторяли, но до какого-то момента, а потом раз – и все. Магия имеет ограничение. Не надо пробовать ее. Нам может только казаться, что она действует.

Вы упомянули про толкование снов. Здесь огромная разница. В Ветхом Завете мы читаем про праведного Иосифа, которому были даны сны. В одном сновидении снопы братьев поклонились его снопу. Он по своей наивности поделился этим с братьями, а они позавидовали, что Господь его возвысит (что потом и свершилось). Когда Иосифа продали в Египет, фараону были даны сны, а Господь открывал их Иосифу. Но дело в том, что Иосиф отличался удивительно чистой, святой жизнью. Когда жена египетского военачальника пыталась его соблазнить, он убежал, оставив одежду в ее руках. Такой чистой душе Господь действительно может что-то открыть. Святые отцы говорят, что сны бывают от трех причин. Очень редко они бывают от Бога – тем, кто живет духовной жизнью. Например, святитель Филарет Московский, когда уже был престарелым, часто посещал лавру. Однажды ему явился во сне покойный отец и сказал: «Береги девятнадцатое число». Святитель Филарет понял, что, видимо, девятнадцатого числа Господь заберет его из земного мира. Наступает 19 сентября, он служит Литургию, но Господь его не призвал. Потом 19 октября… Он решил каждое девятнадцатое число служить Литургию, причащаясь Таин Христовых. А в третий раз, 19 ноября (по юлианскому, церковному календарю), когда он отслужил Литургию, причастился Святых Таин, находился в келье, Господь его забрал. Такие случаи очень редкие.

Сны от Бога очень редки, и святые отцы говорят, что лучше им не доверять, потому что в основном сны бывают от нашего естества, от нашей природы. Допустим, мы о чем-то переживали, думали, чего-то хотели и т.д. Все это вертится внутри, а потом в снах идет калейдоскоп наших переживаний и впечатлений. Это просто действие нашего естества. Очень глупо выводить отсюда какие-то духовные предсказания. Святые отцы говорят, что есть такая добродетель – неверование снам. У блаженного Диадоха Фотикийского посвящена книга этой добродетели. Неверование снам вменяется в добродетель, потому что человек становится свободен от суеверий.

Бывают сны от третьей причины – от демонических внушений. Лукавый и льстивый бес пытается внушить, что он что-то предсказывает. В «Луге духовном» описывается, как один подвижник слишком увлекся снами, и ему бесы стали подбрасывать сны, где в раю находятся иудеи, которые Христа распяли, а христиане горят в аду. Тогда он отрекся от христианской веры и принял иудаизм – так погубил свою душу, хотя до этого был христианским подвижником. А из-за чего он это сделал? Всего лишь из-за доверия снам. Будешь доверять снам – погубишь свою душу. Явно, что это демоническое обольщение. Верить снам – это доверять каким-то миражам.

А как Церковь относится к астрологии?

– Понятно, что к астрологии мы относимся как к разновидности оккультизма. Не нужно думать, что астрология – это как бы принадлежность астрономии. Вовсе нет. Астрономия – точная наука, а астрология – своего рода гадание. Некоторые гадатели раскладывают пасьянс из карт и говорят: «Мы не играем в карты, они у нас только для гадания». А кто-то смотрит на звездный пасьянс, являющийся для них своего рода натальными картами, по которым они пытаются гадать и которые составляются по дате и месту рождения.

В древности любой маг совмещал в себе все: он произносил заговоры и заклинания, гадал по звездам и на каких-то подручных средствах. Карточные гадания появились чуть позже, но в любом случае люди всегда находили, на чем погадать, – на кофейной гуще, на костях, на внутренностях животных, и все это тоже разновидности оккультизма.

Сейчас очень популярны гороскопы. У многих людей день начинается с прочтения гороскопа на день, на неделю и так далее.

– Все это глупости. Подумайте только о том, что ни один астролог не предсказал начало серьезных военных действий, мобилизацию людей и отправку их на фронт. То есть это не было предсказано ни тем, кто отправится на фронт, ни тем, кто погибнет или будет ранен. Астрологические прогнозы остались вне этого.

А наши старцы – схиархимандрит Зосима Донецкий и схимонахиня Сепфора – это предсказывали. То есть для духоносных старцев, принадлежащих Православной Церкви, это уже было открыто, они говорили, писали об этом, а астрологам это открыто не было. То есть мощные реальные исторические события, затрагивающие все общество, остаются вне астрологических предсказаний.

Вообще, гороскопы построены по такому принципу, что каждый может для себя что-то в них найти. На эту тему проводилось много научных исследований. Так, известный психолог середины ХХ века Бертрам Форер провел такой эксперимент со своими студентами: он раздал им психологические тесты и по окончании тестирования сделал описание их личностей.

Правда, вместо того чтобы использовать результаты тестирования, он просто вырезал из газет гороскопы и раздал их в случайном порядке, даже не учитывая знаки зодиака тестируемых. И все, как один, сказали, что гороскопы точно про них. Причиной этому стали два фактора: во-первых, доверие авторитету преподавателя (этот авторитетный психолог не может сказать что-то не то), а во-вторых, в гороскопах содержится очень обобщенная информация.

Душа человеческая очень широка, и поэтому любой, начиная читать гороскоп, может подумать: «Действительно, все это обо мне». Но чем больше он будет углубляться в эти гороскопы, тем больше будет в них увязать, как в болоте. Это будет засасывать его, и в конце концов он поймет, что теряет личную свободу, потому что привязывает себя к чьим-то субъективным предсказаниям.

В 80-х годах несколько ученых обратились к астрологам с предложением провести серьезное научное исследование результатов их деятельности, и те, конечно же, обрадовались. Астрологи выбрали 28 лучших своих специалистов, затем нашли испытуемых, и для них составили гороскопы.

Исследователи предложили испытуемым еще два варианта гороскопов, которые не имели к ним никакого отношения, и большинство испытуемых указали на чужой гороскоп. И оказалось, что гороскопы ошибочны в 98% случаев. Результаты этого исследования были опубликованы в 1985 году в британском научном журнале Nature. Таким образом, астрология, с позиций науки, показала свою полную несостоятельность.

Вопрос от телезрителя: «Во времена Христа, да и до Рождества Христова изучение звездного неба называлось астрологией. Тогда понятия „астрономия” не было. И мы знаем, что первыми к Младенцу Христу пришли как раз астрологи. Так что все не так однозначно. Что Вы можете сказать по этому поводу?»

– Не все однозначно было для языческого мира, когда звезды, светила, небесные тела обожествлялись и рассматривались как боги, божества, бывшие на Небесах. А раз они обожествлялись и были как боги, значит, они должны руководить жизнью людей. Поэтому астрология широко распространилась именно в язычестве. В Божественном откровении, в Ветхом и Новом Заветах этого нет.

А что касается волхвов, они принадлежали к языческому миру и постоянно смотрели на звездное небо, на небеса и изучали их. И вдруг они увидели необычное небесное явление – появилась какая-то звезда, которая начала двигаться в сторону Святой Земли. На самом деле этот вопрос очень подробно рассматривали и святые отцы. В чем же его суть? В том, что путь этой звезды по небу отличался от движения обычных звезд. То есть эта звезда сначала двигалась с востока к Иерусалиму, а потом она вдруг стала двигаться от Иерусалима к Вифлеему – на юг.

Более того, кто был на Святой Земле, тот понимает, что Вифлеем сейчас – фактически пригород Иерусалима. Но представьте себе, как определить по далекой звезде, что она движется от города к пригороду? То есть это было явно не тем, что обычно относится к звездам. Святой Иоанн Златоуст поясняет, что это был ангел, который так светоносно явился и повел за собой волхвов.

Вначале он приводит их к Иерусалиму и там на время скрывается. Об этом мы читаем в Евангелии, как волхвы ходят по городу и спрашивают: где родившийся Царь иудейский? И когда им отвечают, что Он в Вифлееме Иудейском, вновь является звезда, которая движется к Вифлеему и останавливается над тем местом, где был Младенец Христос.

Какая же звезда остановится именно над этим местом, а не над каким-либо другим? Это было именно знамением по образу. Помните, в Ветхом Завете написано, что, когда народ израильский выходил из Египта, днем его вел за собой облачный столп, а ночью – столп огненный. Так и волхвы двигались за необычной звездой, которая подвела их непосредственно к тому самому месту.

Святые отцы объясняют, что это было ангельское явление, не имеющее к астрологии никакого отношения. То есть поначалу волхвы смотрели на небо, следуя законам астрологии, но явление ангельской силы отвело их от астрологии, потому что к реальному движению звезд это не имело никакого отношения.

Вопрос от Елены: «Знаю, что Церковь относится к нумерологии так же негативно, как и к астрологии. Но все мои друзья увлеклись этим и уже консультируют других людей. Мой муж тоже интересуется нумерологией. Мне же не хватает аргументов, чтобы убедить его, почему это вредно и опасно, и одного того, что Церковь против нумерологии, недостаточно. Что мне делать?»

– Если эти люди так увлеклись этим, то остается только молиться за них, чтобы Господь их вразумил. Поначалу они рассматривают все это как игру. Потом они начинают видеть какие-то совпадения. Собственно, что такое «нумерология»? Это доверие цифрам. Допустим, складываются число, месяц и год рождения, и получается какое-то число. Видите, здесь все привязано к календарю, но в истории были и есть самые разные календари.

Мы, церковные люди, придерживаемся юлианского календаря, у которого разница с григорианским календарем в 13 дней. И какой календарь более точный? Люди скажут – григорианский. Но он появился в западных странах в XIV или XV веке. А что же до этого было с нумерологией? То есть получается, что на самом деле эти календари – фикция, просто подсчет чего-то.

В Китае всегда был свой календарь, и у мусульман свой календарь и свои подсчеты. В древние времена летосчисление велось от основания Рима, и сейчас в некоторых странах летосчисление ведется от эпохи Диоклетиана – с 284 года нашей эры. Что касается месяцев года, здесь тоже есть разные календари. Например, лунный.

Получается, что люди хотят увидеть мистику там, где ее нет. Но если человеком овладеет такое желание, он непременно найдет мистику. Это жуткое суеверие – привязанность к цифрам, видимо, возникает из-за того, что душа не обрела подлинной истины, не пришла к Богу и ей хочется чем-то это заменить. Но не цифры же нами управляют, а Господь Бог – Творец всех времен, нашей вселенной, и все в руках Божиих. И не цифры определяют, когда родиться человеку, а Господь и родители дают ему жизнь.

Батюшка, а как каяться христианину, если он обращался к гадалкам, экстрасенсам или если его родители или родственники водили его к ним? Бывают же такие случаи.

– Для людей, которые серьезно занимались оккультизмом, гаданиями, есть чин отречения от оккультизма. В Москве он совершается ежегодно, люди проходят этот чин, и их присоединяют к Православной Церкви. А если кто-то увлекался этим просто по неведению, то ему нужно прийти на Исповедь и не побояться об этом рассказать.

Даже если человек уже в возрасте стал ходить в храм и вспомнил, что в молодости он увлекался гаданиями или обращался к гадалкам, ему нужно не побояться исповедовать это. Возможно, какие-то нехорошие последствия тянутся у него с того времени, и после исповеди этот грех будет ему отпущен.

Прошу Вас дать предрождественское наставление, пожелание нашим дорогим телезрителям.

– Я хочу, чтобы все помнили про нашего Господа Иисуса Христа. Волхвы, ведомые этой чудесной звездой, шли не к звездам, а к Господу, и они прославили Христа, принесли Ему свои дары. По преданию, они посвятили свою дальнейшую жизнь Господу.

Наша задача – отвлечься от звезд, цифр, чисел, гаданий на картах или на кофейной гуще, то есть от всей этой чепухи, и обратиться ко Господу, Который всегда рядом с нами. И не важно, какие у нас скорби и невзгоды. Если мы с Богом, то и среди этих мрачных, неприятных событий мы увидим луч света, потому что Господь рядом с нами, и Он согревает нас теплом Своей благодати.

И мы будем радовать своих близких, родных, потому что есть вечная бессмертная жизнь, и хоть тело наше и подвержено всяким негативным воздействиям, но душа наша бессмертна. Если мы с Господом, то Господь спасет нашу бессмертную душу, а со временем восстановит и наше тело во всеобщем воскресении. Поэтому нет таких страданий и скорбей, которые могли бы нас уничтожить. Главное – быть вместе с Господом, посвящать Ему свое время, свое сердце, а Он нас никогда не оставит.

Записали:
Анна Купцова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс