Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи: «Что мы должны знать о Боге?» Можем ли мы узнать о Нем все? Или хоть что-то? Возможно ли это? Иногда Господь настолько прост, что ощущаешь Его как дыхание, а иногда не хватает никаких знаний о Нем, чтобы хоть что-то понять. Такой парадокс. Что мы должны знать о Боге? И как мы можем обрести это знание?
– Вопрос очень трудный. Можно учиться в семинарии, окончить академию и так и не узнать, Кто же такой Бог. Бог непознаваем. Он настолько удивительно сокрыт и открывается так неожиданно, что человек не может устоять перед Его любовью. У Него есть очень много наименований в Евангелии. Бог есть Любовь. Бог есть Дух.
Но это все красивые слова, нам же хочется все потрогать, пощупать. И, чтобы обрести знание о Боге, наш ум сподвигает нас изучать догматическое богословие и другие книги.
Где и как Бог изначально открылся человеку? Мы знаем это из Библии. В раю Адам и Ева спокойно разговаривали с Ним. Наша передача называется «Беседы с батюшкой», а у них были беседы с Боженькой. Адам и Ева приходили к Нему и беседовали. Они не учились, им не нужно было догматическое богословие. Они не просто что-то знали о Нем, а видели Его как Он есть, потому что Бог одновременно был и в них.
Благодать, которая была дана первому человеку, была настолько мощная, что человек не умирал, был бессмертным. Представляете, какая это была благодать? Какое обожение в человеке! Адам слышал голос Бога, разговаривал с Ним.
Как нам вернуться в это состояние? За века мы потеряли богообщение. В Библии мы читаем о многих поколениях иудейского народа, который терял богообщение, и только через пророков оно восстанавливалось. Все жили в ожидании, что придет Тот, Кто расскажет о Боге, потому что сами уже забыли о Нем. Евреи ждали Моисея с горы, не понимали, вернется он или нет, но им нужно было хоть кому-то поклоняться, и они сделали себе золотого тельца. Им нужен был осязаемый Бог.
Человек находится в материи, ему нужен материальный Бог, Который даст ему утешение именно на уровне материи. И он стал искать Бога, так возникло язычество. Ум был темен, и нужно было нащупать что-то во тьме. Может, это гром? Может, гроза? Может, здесь таится что-то Божественное, раз это необъяснимо?
Господь открывается еврейскому народу для того, чтобы показать истинного Бога. Все познания о Боге открываются через Библию. Конечно, Его можно познать и через природу, как это сделала святая Варвара, через звезды, через величие космических сил и энергий. Это откровение. У нас два пути, могущие нам открыть что-то о Боге: Библия и природа.
Пути могут быть разными. Но нам Бог нужен даже сейчас, когда мы привыкли называть себя православными христианами. Мы знаем о том, что блажен тот, кто не осязает, а верит в невидимое. Но все равно мы хотим, чтобы Бог проявлялся в нашей жизни. Чтобы я попросил хлеб насущный и сразу его получил. Произнес: «Не введи нас во искушение» – и все сразу стало замечательно. Попросил здоровья – и сразу здоров. Мы хотим такого Бога. Значит, наше знание о Боге ограничивается тупым существованием?
Что мне нужно знать о Боге, чтобы расти вместе с этим знанием? Чтобы мое представление о Нем в 70 лет не было таким же, как в детстве. Хотя, с другой стороны, может быть, в детстве это и была искренняя вера?
– Это очень трудно. Бог всем открывается по-разному. Например, через материю, через искусство, через поэзию, через музыку, через красоту природы. Чтобы знать о Боге, нужно сначала с Ним встретиться. У каждого человека встреча с Богом уже произошла в жизни, просто не все ее заметили.
Первая встреча происходит, когда нам шлепают по попе сразу после рождения. Крик: «Господи, я в этом мире». Но мы эту встречу не помним. Потом начинается поиск правды. В детстве Бог открывается тоже по-разному. Меня в детстве бабушка водила в храм Апостола Филиппа в Новгороде. Это был единственный открытый храм, в нем же я был крещен. И я даже помню вкус просфорки на Причастии. Когда я употреблял ее, я чувствовал, что Бог где-то здесь. Это было очень мистически для меня.
У детей все происходит в их воображении. Оно очень развитое и сильное. Потом мы взрослеем и теряем его. Но оно остается у людей, которые занимаются творчеством, даже раскрывается еще сильнее. Например, ребенок не может писать иконы. Он может о ней рассказать, даже пожить в ней, но не сможет нарисовать, передать ее. С возрастом, с жизненным духовным опытом падений и восстаний от греха, человек сможет написать икону, если у него будет потребность передать информацию о Боге в этот мир.
Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «В Писании Господь сказал: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Значит, нам нужно просить чистого сердца? В утренних молитвах, в 50-м псалме есть такие слова: Сердце чисто созижди во мне, Боже. Достаточно ли этого, чтобы обрести чистое сердце, чтобы быть услышанным Господом? Как очищать свое сердце, особенно новоначальным христианам?»
– Чистые сердцем Бога узрят. Но, чтобы Бога увидеть, надо в Него сначала поверить. Бог открывается ищущим Его. Мы не можем сказать: «Я знаю Бога. Он у меня в душе. Я его творение». Картина не может рассказать о своем художнике. Что она может о нем знать? Лишь только то, что пришло через прикосновение кисточки и краски, которую он наносил. Христос взял нашу плоть, вошел в нашу картинную галерею, оскверненную грехом, и рассказал нам, Божиим творениям, о том, что есть другой мир и другая информация о Боге. Правильная, в которую нужно поверить. Она приходит к нам через Евангелие. И если у человека есть вера в то, что в Евангелии написана правда, только тогда есть основание полагать, что он правильно поверит в Бога. Наш ум помутнен, испорчен, извращен. Мы рождаемся с геном первородного греха, он полностью изменяет наше сознание и наши помыслы. Все безобразие этого мира находится в нашем уме.
Очищение ума очень длительный процесс. Ум и сердце – две главные субстанции. Должно быть осознание, что ты крещен и готов прийти ко Христу. Господь открывается нам на каком-то участке жизни через Евангелие или через болезнь. Часто именно на смертном одре мы вспоминаем о Боге в поисках спасения, и тогда начинается работа ума. Человек понимает, что может умереть, и возникает страх Божий.
Этот страх есть первое условие, которое может подвинуть его ближе к Богу. И тогда он начинает очищать свое сердце покаянием, изменяет свою жизнь, осознает, что то, что вчера было можно, сегодня уже нельзя. То, что для него вчера было легко и радостно, на деле, оказывается, приносило боль и страдания его семье. Человек вдруг меняется на глазах, бежит в храм, плачет, кается, молится по ночам. Люди думают, что он сошел с ума. Правильно. Он обрел ум, который этому миру неподвластен. Современный мир отвергает ум Христов и поэтому живет во тьме. А этот человек проснулся. Господь его разбудил, воскресил для дальнейшего действия. Постепенно он начинает входить в церковную жизнь и получает первые плоды. Его покаяние становится глубоким, с пониманием греха.
Очень важно понять, что грех – это проказа, которой я болею. «Как мне измениться, Господи? Я понимаю, что сам не смогу очистить свое сердце, у меня нет никаких средств для отбеливания моей души. Есть только слезы покаяния». Человек находится в ожидании Божией милости. Господь тоже смотрит на него, проверяет, не поверхностное ли это покаяние.
Часто у нас вместо покаяния лишь констатация и перечисление грехов. «Прости меня, грешного, я согрешил словом, делом, помышлением. Курю, пью, ругаюсь матом». Что это за покаяние? Если мы хотим исцелиться, то должны принимать горькое лекарство. Это пост, коленопреклоненные молитвы и так далее. Это очень длинный путь.
Давид написал покаянный канон и просил у Бога чистого сердца, потому что совершил страшенный грех. И сколько веков мы просим у Господа того же этими же словами. Получается, что ничего не меняется. Поможет ли нам покаяние познать Господа?
Желание измениться – это тоже путь знания. Что мы сможем узнать и сказать о Боге, если хотя бы на чуть-чуть не приблизимся к Нему? Способны ли мы отделиться от греха? Или в этом случае знание о Боге нам не нужно, потому что мы не готовы меняться?
– Через покаяние человек принимает Бога как любимого Отца. Это путь блудного сына, который сначала ушел растратить отцовское имение, но потом возвращается к отцу. Практически все мы крещены во младенчестве. Наша душа познала любовь Божию. Мы стали Его детьми во время Крещения. Он нас усыновил.
Но усыновление прошло поверхностно для нас, и, возрастая, мы естественным путем забываем об Отце Небесном, об этих правилах «дорожного движения», о заповедях, которые Господь вручил и которые наши крестные обещали за нас исполнять. Но ни они, ни мы их не исполняем.
И только когда становимся голодными, когда понимаем, что рушится наша семья, что нас окружили болезни, что все вокруг ломается, мы вдруг замечаем из нашего окна главку церкви с крестом. «Господи, вот ведь та самая дорожка, а я все мимо хожу». И приходит осознание, и оказывается, что старушка баба Маша живет гораздо лучше меня, хоть и на пенсии. Я целыми днями тружусь, никак не могу кредиты закрыть, а она спокойная, радостная, всегда улыбается, всегда скажет что-то доброе. А я-то чем хуже? И человек идет в храм с покаянием, за прощением к Небесному Отцу.
Все таинства Церкви совершаются во оставление грехов. Мы носим крест, причащаемся, отпеваем во оставление грехов. Мы просим Господа простить все наши согрешения. Все люди грешны. «Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда вовеки, и слово Твое – истина» – так говорим мы в молитве об Иисусе Христе, единственном Человеке, Который не согрешил. Божия Матерь, конечно, тоже была в действии этой благодати, но мы говорим о простом человеке.
Как вернуть потерянное наследство? После Крещения я был Адамом, усыновленным сыном, и потерял это. Я снова прикоснулся к древу познания добра и зла и выбрал зло, а не добро. Если бы Адам выбрал добро, если б сказал: «Как хорошо нам быть здесь! Устроим здесь три кущи. Как прекрасно! Я узнал, что такое зло, но в жизни к нему не притронусь», тогда бы он остался в раю. Но он притронулся ко злу, и Бог был вынужден его немножко подвинуть из рая.
Вопрос от телезрителя Владимира из Воронежа: «Вы говорили о том, какой Бог нам нужен. Но возьмем, например, Октябрьскую революцию. Мы можем увидеть на ее примере, чем все заканчивается, когда мы начинаем строить рай без Бога. Во время молитвы в голову все время лезут какие-то помыслы или сомнения: а слышит ли меня Бог? Можно ли в противовес этим мыслям приказывать самому себе: конечно, Он тебя слышит. Все эти мысли от лукавого?»
– Очень хороший ответ помыслам, которые нас смущают. Мы знаем из Писания, что первые помыслы у Адама и Евы были от лукавого. Сначала она увидела змея и услышала голос сатаны, а потом поддалась на эти помыслы. А потом произошел сам грех.
Адам услышал от Евы, что все в порядке, и тоже согрешил. То есть можно согрешить и через человеческие помыслы. Нужно задумываться, откуда приходит помысел. Например, мы приходим в место, где хранятся мощи, и вдруг возникает мысль: «А что это за мощи? Может, это вовсе и не они?» И все. И не то чтобы мощи перестали работать, но ты уже поймал помысел от лукавого, который хочет, чтобы мы во всем сомневались.
Если ты победил этот помысел, святой тебе откроется, такое будет благословение! Я знаю человека, который тоже немного сомневался, а потом воскликнул: «Боже мой, это же мощи святой Анастасии!» Расцеловал, к груди прижал.
То есть победа над помыслом и есть духовная революция в человеке. Это есть смысл всех наших молитв. Мы молимся для того, чтобы Господь нас избавил от лукавого. От какого лукавого? Где этот лукавый? Он что – приходит к нам с косой и вилами? Он приходит к нам в помыслах. Эти помыслы надо уметь отбивать.
Вы говорите: «Я твердо верю, что меня слышит Христос». Прекрасно. А лучше всего эти помыслы отбиваются молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И этот помысел уйдет. Потихонечку, если снова будет навязчивым, как муха, летающая над борщом, то снова произнесем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Владимир еще затронул тему наших разрушенных храмов. Недавно у Вас была проповедь на эту тему. И здесь возникает еще один вопрос на нашу тему. Мы знаем, что враг человеческий и верит в Бога, и знает Его. Он и аскет, ничего не ест, верит в Бога, только не молится Ему. Он больше всего знал о Боге, поэтому и храмы разрушались десятками и сотнями. И самое главное: враг знал, что вера-то не в бревнах, а в ребрах, поэтому не только церкви надо уничтожать, но еще и людей. Казалось, что только так можно победить. Но и это не помогло, ничто не сумело совладать с верой. Множество людей было отвращено от веры, и мы этих людей знаем до сих пор. Знание о Боге не пригодилось врагам Церкви, но и нам часто бывает трудно из-за того, что наши родители не имели этого знания.
– Да, мы видим на примере апостолов, как происходит падение. Оно может быть глубокое, как у Иуды, который предал Христа, даже видя Его Самого, Его чудеса, Его любовь. Иисус омыл ему ноги в ту ночь, ноги предателя. И, зная о том, что он Его предаст, до последнего часа, даже когда Иуда целовал Его, не сделал ему укора, не сказал: «Какой ты негодяй! Сколько ты со Мной ходишь – и так делаешь». Он промолвил: «Друже, что же ты целованием предаешь Сына Человеческого?» То есть сказал с сожалением о его душе, что она погибнет. До последнего момента Он ждал, что Иуда раскается. И Иуда раскаялся. Но, не увидев до конца Его любви, не понимая, что Господь может его простить, он осудил сам себя. И мы знаем, что с ним в дальнейшем произошло.
Мы видим и апостола Петра, который отрекся от Господа. И у нас в России многие, кто ходил в храмы, в одночасье отреклись от Бога. Что это было за помутнение? Это стало понятно сейчас, спустя много лет. Это было попущено Богом, чтобы в этих искушениях люди очистились, как в горниле очищается золото от примесей, загрязняющих его. Золото – это наши новомученики. Они верили, что Церковь будет восстановлена. Христос сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». И поэтому, глядя на их жизнь, их проповедь, их бесстрашие перед судом, люди возвращаются в Церковь. Они понимают, что даже через страдания за Христа можно обрести огромную благодать и в настоящей, и в будущей жизни.
Конечно, лукавый – отличник по истории, религии и археологии, он знает Псалтирь наизусть. Если он искушал Христа строчками из псалмов, то, конечно, знал и о престолах Божиих. В каждой церкви на этих престолах приносится жертва Христом, люди причащаются Его Тела и Крови. Лукавому нужно было разрушить этот престол. И мы знаем из Писания о том, что это произойдет в дальнейшем, совершится это страшное действие, когда закончится приношение жертвы Христовой. Вот тогда появится антихрист. Это пророчество Даниила. И поэтому мы молим Бога, чтобы это совершилось как можно позже, чтобы как можно больше людей пришли с покаянием, могли причаститься Христовых Таин и стать истинными христианами.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Иисус говорил: исследуйте Писания, ибо через них вы хотите обрести жизнь вечную. Когда Он это говорил, Нового Завета еще не было. В Ветхом Завете уже было достаточно сведений о Боге, чтобы иметь жизнь вечную. А сейчас говорят, что нужно сначала изучать Новый Завет, а потом Ветхий Завет. Это похоже на ученика-двоечника, который сначала подсматривает ответ, а потом подгоняет решение. Так с чего начинать изучать Писание: с конца или и с начала?»
– Если честно, я начал с конца, я двоечник. Но эта двойка дала мне возможность исправиться. Вот это маленькое Евангелие, которое я сегодня принес, появилось в моей жизни тридцать лет назад. Мне его подарил один мой друг. Я еще был неверующим, но крещеным (крестик носил, не снимал, даже в армии отказался его снимать). Но верующий и знающий – это абсолютно разные люди. Я знал, что есть Церковь, есть Бог, Он может наказать. Все это мы слышали от наших родителей и бабушек. Но чтобы верить, то есть доверять Богу свою жизнь, – такого у меня еще не было.
Это Евангелие я носил в кармане, терял его, оно снова появлялось в моей жизни, я его читал. И в один прекрасный момент произошло откровение, когда Бог уже увидел то, что последует за этим. Когда начался Великий пост, я решил попоститься по-настоящему, как строгий подвижник. Похудел на двадцать килограммов, ходил весь сияющий, а в храм не заходил. Это была некая диетическая постная гимнастика. Но Господь знал, когда рыбка клюнет. Как-то у меня возник вопрос: «А где же путь? Куда идти дальше?» У меня в машине было Евангелие, и я открыл его и прочитал: Я есмь путь и истина и жизнь. И все! Я, радостный, приехал домой: «Я понял, где Ты и что идти нужно через Тебя, Христа».
И вот тогда я начал искать Христа. Я стал ходить в храм Божий, чуть позже начал изучать философию. Я почувствовал такую нищету духовную, что скупал все книги, которые продавались на православных выставках, выносил их целыми мешками. А потом я уже коснулся и Ветхого Завета, потому что стал изучать Евангелие, и не только на церковнославянском языке, но и на греческом, потому что мне был интересен сам источник.
Когда обращаешься к источнику, понимаешь, что есть еще первоисточник – Библия. Ведь Евангелие – это практически ссылки из Ветхого Завета, как говорит наш хороший друг из Белгорода. Они стали срастаться в моей голове, и я начал понимать Ветхий Завет. Помните, Христос открыл Писание идущим с Ним в Эммаус ученикам Клеопе и Луке? Он объяснил им все сказанное о Нем пророками в Ветхом Завете и что Писание исполнилось в Нем – в Христе. Вот тогда ученики и поняли, что Евангелие, которое дал им Христос, открывается через Ветхий Завет, в котором все о Нем написано. Но без Нового Завета Ветхий Завет никогда не откроется.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.