Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1169) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Мы уже имеем все, ведь мы со Христом

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Мы уже имеем все, ведь мы со Христом

№32 (1169) / 15 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Начнем с вопроса немного философского: «Что же такое настоящая вера и как ее получить?» Как я понимаю, только от Господа. У каждого, кстати, свой опыт прихода к вере, к Богу. Действительно ли только когда Господь призовет, можно поверить? По-другому никак?

– У меня был опыт безверия, абсолютного атеизма, и есть счастливый опыт веры, когда обретаешь смысл, радуешься жизни и понимаешь, зачем живешь. Когда мне было 17 лет, я задался самым главным вопросом жизни: для чего? Вот окончу школу, потом институт, потом работа, потом женитьба, дети. А что потом? Потом почетная старость. А потом что? И сам себе честно сказал: потом два метра... Мне было 17 лет, я промотал жизнь вперед в наилучшем ее исполнении и подошел к двум метрам. Амплитуда подъема у каждого человека может быть своя и, по светским меркам, очень большая: карьера, любовь, семья, дети. А финал один. Я подумал: а какой в этом смысл? И начал искать смысл жизни.

Потом, когда мне впервые попало в руки Евангелие, Господь через него сказал: ничего подобного, два метра – это не финал, это начало. «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет». Господь сказал: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы... Я есмь путь и истина и жизнь... Я живу, и вы будете жить.

Помню, когда мы в школе изучали биологию, я увидел картинку одноклеточного организма. Рибосомы, комплекс Гольджи, цитоплазма, ядро, оболочка... И в учебнике говорилось, что все это само образуется.

Как это само?

– Это совершенно не укладывалось в голове. Ответа не было. И вдруг с Богом появляются и ответы, и осмысленность. Как у каждой книги есть писатель и у каждой картины есть художник, так есть Творец всему. Потом мне открылась конкретика: Пресвятая Троица, Господь Иисус Христос, Святой Дух. И все встало на свои места.

Поэтому я считаю, что это все-таки призыв Божий. Когда произносится слово «само», никакой логичности в этом нет. Один мудрый человек сказал: все вопросы, все проблемы решаются через одно понятие – Бог; в Нем все ответы, все смыслы, причины и первопричины. С Ним становится все понятно, без Него непонятно ничего, ни жизнь, ни смерть. Христос ответил на самый главный вопрос, что смерти нет. Смерть – временное разлучение человеческой души с телом, а потом ликующая вечность для некоторых. И Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Какой совет можно дать тем, кто не имеет веры, или когда почва уходит из-под ног и настигает безверие в Промысл Божий? Апостолы говорили и молились так: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Апостолы просили: «Господи, умножь в нас веру». Нам часто абсолютно непонятны те или иные повороты нашей жизни, те или иные события. Особенно непонятна безвременная смерть, неожиданные болезни, потеря родных и близких, крутые жизненные обстоятельства, когда люди вдруг теряют дом, квартиру, здоровье. Мудрые греки говорили, что наша жизнь не только здесь. Когда человек это поймет, тогда все станет понятно. Во всяком случае, появится осмысленность. Нельзя остаться в этом состоянии – обязательно от худшего ты перейдешь к лучшему, если начнешь жить по вере и по Евангелию. Тогда все встанет на свои места. И даже болезнь может превратиться совершенно в другое состояние.

Приведу конкретный пример. В Оптиной пустыни жил слепой, парализованный монах Карп. Старцу Амвросию братия говорили: «Батюшка, нам жалко отца Карпа – он парализованный и слепой». Старец отвечал: «Карп хоть слеп да видит свет». И монахи, ухаживавшие за ним, говорили, что он всегда молится, благодарит Бога, никогда не унывает и все время на духовной волне. Вот это да! А у нас, бывает, люди с руками и ногами, имея деньги в банке и здоровье, не хотят жить. Человеческая жизнь определяется не тем, что у тебя, а тем, что в тебе. У тебя может быть много всего, а внутри – ничего. И наоборот.

Григорий Богослов сказал: «Если бы мы ничего не имели кроме Христа, мы со Христом уже имеем все». Бесценный дар веры делает нас по-настоящему счастливыми людьми, потому что делает жизнь осмысленной.

Федор Михайлович Достоевский говорил, что без веры в будущую жизнь своей души и ее бессмертие жизнь бессмысленна, бесцельна и пуста. У нас жизнь наполнена, со смыслом и с целью, поэтому Бога надо благодарить и возносить благодарственные молитвы за дар веры. Мы в вере родились, этим даром пользуемся и кажется, что вера у всех, что это стало достоянием нашей жизни. Но это далеко не так. Поэтому не надо Бога испытывать безверием, а день и ночь благодарить Его за веру и возможность жить по вере.

Перейдем к житейским вопросам. «Держу пост в среду и пятницу. Сейчас у меня обострился холецистит. Могу ли я пока перестать поститься? В связи с болезнью попасть в храм за благословением не могу».

– Благословение вам на терпение и на лечение. Василий Великий говорил: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». Если молочная пища необходима для здоровья, это уже не ради удовольствия, а ради лечения. Поэтому Бог в помощь употреблять все, что Господь посылает больному.

Когда монахи подвизались, кто-то питался через день, кто-то – раз в день, кто-то был на хлебе и воде. Варсонофий Великий говорил, что больной человек, даже если и десять раз в день будет есть, не согрешит, если будет благодарить Бога за свою болезнь.

Для больного самое главное – благодарность и безропотность. Ешь, сколько хочешь, если это необходимо для больного организма, но Бога благодари. Самое страшное, что несет за собой болезнь, – отчаяние, ропот и неблагодарность.

Исаак Сирин говорит: «Бог любого человека терпит и прощает, но не благоволит к ропотнику». Поэтому ропота надо бояться.

Приведу пример. Приходит некий монах в монастырь, садится со всеми вместе за трапезу и вдруг у него открывается духовное зрение. Всем подали борщ, и он видит, что один брат ест борщ, как сено, другой – как черствый черный хлеб, а третий ест борщ, как торт. Когда трапеза закончилась, он зашел в часовню, упал на колени и произнес: «Господи, что я видел?» И слышит внутренний голос: тот, кто ест еду, как сено, ропщет на поваров и на еду, ему ничего не нравится; другой пищу не ругает, но Бога и своих собратьев-поваров не благодарит; третий же и Бога, и собратьев, которые готовили пищу, благодарит.

То есть мы сами либо обесцениваем все, превращая в сено, либо, как в данном случае, простой борщ становится тортом. Вот такой показательный образный пример.

Святые отцы говорят: благословляй свою жизнь – и она будет благословлена. Будешь жизнь проклинать – она будет проклята. Старец Паисий говорил: никогда не проклинайте. Даже выражение «Бог вам судья» – уже проклятие.

Женщина приходит и говорит: «Батюшка, сыну 32 года, дочери 30 лет, и они не могут создать семью». Батюшка помолился и сказал: «Вспомни, может быть, когда они были маленькими, ты их когда-нибудь проклинала?» Она говорит: «Да, говорила, чтобы было вам то-то и то-то. Была у меня такая дурная привычка». – «Вот ты и виновата в неустройстве собственных детей. Начни их благословлять день и ночь». Через год сын женился, дочь вышла замуж – мать стала их благословлять.

Говорят иногда в сердцах: «Чтобы тебе пусто было». Вот пусто и получилось.

– Сеющий злое пожнет злое, сеющий доброе пожнет доброе.

Слово плоть бысть.

– Совершенно верно. Даст тебе Господь по слову твоему.

Кто-то из известных историков говорил, что русские даже в XVII веке днем были православными, а вечером суеверными. Когда царицу возили в возке, окна обязательно закрывали слюдой или шторками, чтобы никто ее не видел, чтобы не сглазили.

Следующий вопрос по этой теме. «Говорят, что удачи желать нельзя, что это как-то связано со злом. Это правда или суеверие?»

– Опять возвращаемся к тому же. Старец Паисий говорил: благословляйте. Да будет благословлена твоя жизнь, твои родные, близкие, родители. Пусть Господь тебя благословит здоровьем, а самое главное – верой. Пусть тебе во всем сопутствует удача, пусть Господь на всех путях твоей жизни будет с тобой и ангел-хранитель оберегает тебя.

Не знаю, какова этимология слова «удача», но это созвучно благопожеланию, чтобы повезло. Удача – это везение, а везением заведует Бог. Я говорю так: везет тому, кто везет. Люди любят говорить: «Ой, ему повезло». Нет, он пахал духовно и физически, не на ровном месте ему повезло. «Ему повезло – в МГУ поступил»...

Вообще-то, человек готовился.

– Совершенно верно. Одна студентка приходит в храм и говорит: «Батюшка, скоро ЕГЭ, я почитала акафист Богородице, акафист преподобному Сергию Радонежскому, акафист перед иконой „Прибавление ума“, Псалтирь. Что мне еще почитать?» Батюшка ее обнял, в лобик поцеловал и сказал: «Миленькая, ты хоть бы билетики почитала».

Удача ложится на конкретную почву. Кто-то сказал: счастье – это маленькая птичка, она прилетает туда, где есть корм. Поэтому везет тому, кто везет, кто подвизается в духовной жизни и жизни физической. Говорят: «Ой, у нее такой урожай!» Конечно, она постоянно в огороде трудится – вот и урожай. А ты ведро посеял – два собрал.

Еще в воскресные дни хотя бы с утра не работали, в храмы ходили. А у нас люди трудятся, все магазины в воскресные дни открыты. А потом говорят: «Что-то у нас не то». А как у вас будет то, если вы в храмы не ходите даже в праздники. Успеете заработать деньги. Давайте к Богу придем хоть раз в неделю.

Следующий вопрос: «Дочке через два месяца исполнится семь лет, значит, ее ждет первая Исповедь. Как подготовиться к первой Исповеди?»

– Любой человек (и маленький, и большой) понимает, что такое зло по отношению к нему. Каждый считает, что его должны уважать, любить, делиться с ним, не ругать, не обижать, не обзываться. Ребенок понимает, что такое плохо по отношению к нему самому. Если спросить ребенка, что плохого делает старшая сестричка, например, или соседский мальчик, они расскажут, что они делают то-то и то-то. Значит, это плохо? Плохо. А ты так поступаешь? То есть тебе можно обзывать, ударить, что-то отнимать?..

Недавно сидели за столом с одной семьей, и мама говорит, что не хочет ходить на детскую площадку. А в семье пять детей. Спрашиваю, почему. Оказывается, дети на детской площадке ругаются матом. И рядом сидят родители, внимания на это не обращают. Провели эксперимент – пошли в другой двор. То же самое.

Куда детей водить? Хорошо, когда семья большая, пятеро детей, они найдут общение внутри семьи. Кто-то сказал, что после трех детей в семье идет самоорганизация. Я в многодетной семье не жил, но опытные люди говорят.

Человек понимает, что такое плохо. Вот и ты не делай того, чего не хочешь себе. А если делал и хочешь стать лучше, хочешь от этого избавиться, вот это и расскажи на Исповеди, чтобы получить в таинстве Исповеди силы и благословение от Бога так не поступать, а двигаться к лучшему. Мы прекрасно знаем, что в таинстве Исповеди не только получаем прощение грехов, но получаем силы и благословение бороться с недостатками и грехами. Самый главный недостаток у человека, даже у маленького – эгоизм. Что делают дети на площадке? Друг у друга что-то отнимают.

То есть Вы предлагаете поговорить с ребенком о ее грехах?

– Поговорить. Что в твоем понятии зло? Как люди поступают зло? Она скажет: так-то и так-то. А ты так поступаешь?

Вы уверены, что ребенок поймет?

– Конечно. Например, спросить: тебе нравится, когда тебя обзывают, допустим, рыжей или толстой? Нет, не нравится. Тебе нравится, когда у тебя что-то отнимают? Нет, не нравится. Тебе нравится, когда тебе подножку делают? Нет, не нравится. Тебе нравится, когда тебе не помогают? А когда тебя обманывают? Не нравится. А ты так делаешь? Ой, делаю. Вот так можно к этому подвести. Потому что, когда человек такое делает, он этого не замечает. Если у ребенка спросить: «Что тебе не нравится по отношению к тебе?», он десять пальцев загнет, перечисляя. Тогда и ты постарайся такого не делать. И ребенок сам вспомнит все случаи, когда так поступал. Надо всегда расставлять акценты: черное – белое, горькое – сладкое, добро – зло.

Одна женщина, которая двадцать лет в Церкви, недавно пришла и сказала, что не знает, зачем жить и как жить. Ты двадцать лет в Церкви и не знаешь, как жить!? Писание нам говорит: уклонися от зла и сотвори благо. Ты это понимаешь? Понимаю.

Так и с ребенком: поговорить, что такое зло, потом поговорить о благе. Сотвори благо. А ты что-то делаешь для семьи? Для братьев и сестер, для мамы и папы?.. Многие приходят на Исповедь и говорят: «Я ничего плохого не делаю».

А что делаешь хорошего?

– Конечно. И об этом тоже надо говорить. Мало не делать плохого. У греков была замечательная поговорка: «Если тебя попросили, ты уже опоздал». Ты разве сам не понимаешь, что на стол надо вместе накрывать? Я салат делаю, а ты хлеба порежь. Разве не понятно, что нужно после обеда посуду помыть?.. Что, просить надо? Если ты сам хочешь, чтобы тебе помогали без всяких просьб, тогда надо быть глазами, ушами... Все понимают, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому дай Бог всем мудрости, терпения. Воспитывать детей надо в доброте и человечности. Тогда и Бог будет с ними, и удача, и благословение, и вера, когда живут не только ради самих себя.

Ребенку нужно, наверное, и какую-то молитву почитать для подготовки к таинству? Или «Отче наш» достаточно?

– Можно почитать любую молитву, которую ребенок знает наизусть.

Спасибо. До следующей встречи!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс