Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1169) → Игумен Филарет (Пряшников): «Когда человеческое сердце благодарно, оно может увидеть, что Господь слышит»

Игумен Филарет (Пряшников): «Когда человеческое сердце благодарно, оно может увидеть, что Господь слышит»

№32 (1169) / 15 августа ‘22

Беседы с батюшкой

В молитве «Отче наш» есть такие слова: и не введи нас во искушение. Время никогда не бывает легким. Еще есть и какие-то особые обстоятельства у каждого из нас. Может ли Господь ввести человека в искушение?

– Примеров таких достаточно. Недавно я рассуждал в одной из программ над Книгой Иова. Ведь для Иова – ветхозаветного пророка, праведника – то, что он пережил, было великим искушением. Но, несмотря на это, он сохранил преданность Господу Богу. Он, сидя в рубище, потеряв все, не терял связь с Господом Богом. И когда мы обращаемся к Создателю: не введи нас во искушение, – мы обращаемся к Нему с единственной просьбой, чтобы Он, зная наши силы, не давал нам больше того, что мы можем пережить. У каждого есть определенный набор духовных, душевных сил, и Господь дает каждому свое.

Святоотеческая традиция очень интересная. Я вспоминаю случай про монаха, который своему послушнику-ученику говорил, каким нужно быть духовным руководителем. Он брал лук и натягивал тетиву до определенного момента. Если перетянуть тетиву, то лук сломается. Что-то подобное можно сказать и о тех испытаниях, которые Господь посылает человеку: сверх сил никогда не пошлет. Но самое важное: нужно понимать, что испытания – это некие жизненные уроки. Мы проходим то или иное скорбное событие в своей жизни, или какие-то лишения, или, может быть, скорби, но, выходя из этих испытаний, обязательно должны стать совершенно другими, обогатиться духовным опытом.

Мы часто обращаемся к Господу, просим что-то дать: духовного разума, зреть свои согрешения, научиться смирению, терпению, послушанию. А когда мы всему этому учимся? Когда в нашей жизни встречаются ситуации, где можем показать свое послушание, смириться и прочее. Поэтому, безусловно, испытания даются. Все в этой жизни что-то испытывают, у каждого свой крест, но крест Господь всегда дает по силам – так я ответил бы на этот вопрос. Никогда не надо отчаиваться.

Ребенок не может натянуть тетиву, но опытный человек может. Если мы возрастаем духовно, Господь посылает испытания более серьезные? В этом случае в монашестве приходится вести особую духовную брань? Если Вы вспомните себя лет 30 назад и себя сегодняшнего, испытаний стало больше? Или они те же самые, но другое отношение к ним?

– Испытания остаются одинаковыми в любое время. Кого бы ни взять, он одинаково может и обидеть, и предать, и искусить в каких-то вопросах. Изначально было так: когда человек приходил в монашество, он должен был пройти некий искус, то есть некий путь подготовки, чтобы стать монахом. Это духовный путь для монашествующих, путь возрастания через смирение, когда тебе старший по духовному званию дает некое задание и смотрит: справишься с ним или нет. Это и есть духовное совершенствование для монахов. А для мирян то же самое, потому что законы духовной жизни одни и те же. Мы испытываем определенные вещи от наших близких одинаково: что там, что там.

В монашестве совершенно другое качество, потому что Бог призывает тебя для определенного совершенства. У тебя есть задача: стать совершенным. Для мирского человека немножко другие задачи, потому что у него другое призвание, другие обязанности. И ты вот в этих обязанностях, безусловно, добиваешься совершенства, когда исполняешь Божии заповеди, стараешься себя контролировать и добросовестно исполнять то, что Господь на тебя возложил. Это очень важно. Духовный путь имеет определенные законы. Но там и там, если мы берем мирской путь и путь людей, посвящающих себя монашеской жизни, безусловно, есть особенности. А что касается меня лично, то всегда стараешься преодолевать в себе того греховного, падшего человека, который есть в любом. И борешься с этими проявлениями всю свою жизнь. Господь каждому дает какое-то испытание. В том плане, что у кого-то преобладает одна страсть, у кого-то другая. Мы боремся (иногда всю жизнь) с тем, что приносит какое-то неудобство в духовной жизни. Но все равно стараешься это преодолевать, стараешься научаться, потому что жизнь учит духовному опыту.

Я слышал не так давно мнение одного священника, что мы все время каемся в одних и тех же грехах. Это значит, что никакого духовного роста нет. Ведь если вы все время каетесь в осуждении, гордыне, получается, что не боретесь с этим. Я, честно говоря, подумал, что за всю свою жизнь никоим образом не изменился, – как 30 лет назад я каялся в осуждении, так и сейчас. Это значит, что ничего не происходит? Наверное, многие разделят мою точку зрения. Что же делать?

– Вы же прекрасно понимаете, и мы, христиане, понимаем, что рождаемся в этот мир с поврежденной человеческой природой, склонной ко греху. Что дает нам Господь? Господь дает нам выбор в положительном направлении. Господь дает нам силы бороться с пагубным влиянием пораженной человеческой природы. Вся наша жизнь – борьба. В этой борьбе иногда мы побеждаем, иногда можем на шаг отступить назад. И в этом тоже нет ничего плохого.

Монаха спросили: «Я упал. Что мне делать?» – «Вставай». Пока ты встаешь – ты живой. Пока находишь в себе силы сказать: «Господи, прости меня», идти дальше и стараться не возвращаться назад к прежней греховной жизни, в тебе есть еще внутренняя борьба ко спасению, к исправлению греховной жизни. Мы пытаемся читать духовные книги. И часто люди, читая книги, которые писали монахи для монахов, начинают буксовать, потому что там такие высоты даются, что часто нам, немощным, слабым, невозможно их достичь и даже понять.

Удивительно, у людей очень разное бывает отношение к животным: кто-то любит кошек, кто-то собак, а кто-то вообще не любит животных. Когда мы выезжаем на природу, то ведем себя по-особенному. Дети очень любят рвать цветы. Более того, нарвут их и сразу выбрасывают. То же самое происходит и со взрослыми людьми, особенно летом при выездах на шашлыки и так далее.

В последнее время часто возникает ощущение, что природа ополчилась против человека. Каким образом выстраиваются отношения христианина и природы? Живут ли в вашем монастыре какие-то животные?

– Конечно. Наш монастырь располагается в деревне, в Старой Ладоге. У нас всегда были и кошки, и собаки, и другие животные. Когда мы говорим о взаимоотношениях человека и природы, то вспоминаем ту гармонию, в которой он появился. Бог сначала сотворил окружающий мир, а потом, в самом конце, человека. Господь поселил его как бы в готовую оранжерею. Ученые говорят, что рай находился все-таки на земле. Где-то было такое место, где Адаму было хорошо, пока он не изменился и не предал Бога. Это предательство оказало влияние в том числе и на окружающий мир.

Мы должны беречь этот мир. Он очень маленький, хрупкий и подвержен человеческому влиянию. Нужно бережно относиться к животным, к окружающему миру, к любому растению. Можно заметить, что в доме, где есть какое-то животное, дети вырастают иными, чем там, где нет бережливого отношения к окружающему миру. Люди начинают мучить животных и потом так же могут поступить с ближним. Иногда мы видим совершенно неоправданную жестокость по отношению к животным.

Природа как будто мстит человечеству. Если мы не научаемся использовать те блага, которые дал Бог, поворачиваем реки вспять, искажаем природу и делаем то, чего ни в коем случае нельзя делать, то мир отвечает катаклизмами, землетрясениями и прочим. Это просто законы природы. Если мы меняем один болтик в целостной системе, то идет цепная реакция, затрагивающая и перестраивающая все. Нужно очень внимательно относиться к окружающему миру.

Вопрос телезрителя: «Часто наше желание, о котором мы просим в молитве, не совпадает с тем, что Бог считает для нас полезным. Как определить, что можно просить? Только Бог знает, что для нас полезно. Мы этого не знаем. Может, лучше ничего не просить, ведь Он и так знает, что нам нужно?»

– Просьба от просьбы отличается. Если мы пускаемся в путешествие, то очень нужно и необходимо сказать: «Господи, благослови мое путешествие». Если заболели: «Господи, дай мне здравия и помоги излечиться». Если впали в искушение, то нужно обратиться к Богу за помощью. А когда получили все необходимое для своего спасения, нужно благодарить Его. «Спасибо Тебе, Господи. Благодарю Тебя за то, что Ты со мной и не бросаешь меня».

Когда человеческое сердце благодарно, оно может увидеть, что Господь слышит. Бог никогда не даст то, что может погубить, никогда не даст сверх посильного. Он может не сразу ответить на молитву или не дать просимого, если это не пойдет на пользу. Христианин должен научаться слышать этот голос и воспринимать его со смирением. Пример такой молитвы мы видим в Евангелии, когда Христос молился перед страданиями в Гефсиманском саду: впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя. Это лучшие слова молитвы. Мы должны и просить, и молиться, и обязательно обращаться к Господу в трудных жизненных ситуациях, но ответная реакция иногда задерживается, а может, для нашего смирения подается в другом качестве. Как узнать? Сердце распознает. Самое главное – не отчаиваться. Иногда люди думают: «Я молился, просил, но ничего не произошло. Зачем я это делал? Бог меня не услышал». Но со временем открывается, для чего это было необходимо.

Говорят, что если в храм войдет собака, то его нужно заново освящать, а если кошка, то нет. Почему так?

– Я не могу сказать наверняка, но есть определенные канонические постановления, регулирующие эти моменты. В западном христианстве есть специальные дни, когда в храм приносят различных животных, чтобы священник их освятил и благословил. В этом нет никакого греха, потому что все, что нас окружает, уже когда-то получило Божие благословение. Святость храма предполагает совершенно иные действия. И не потому, что собака нечистое животное. Совершенно нет. Если в храме прольется человеческая кровь, то его освящают снова. Почему? В храме не должно быть крови, там приносится только бескровная жертва. Есть тонкости, которые по канонам мы должны обязательно соблюдать. Место животных там, где им изначально было предопределено быть.

Они живут у нас дома или возле него, охраняют наше хозяйство. Все должно быть разумно.

Что означает «благорастворение воздухов»?

– Мы просим, чтобы Господь дал нам небо, благодаря которому было бы изобилие земных плодов, особенно этим жарким летом. В нашем монастыре есть свое хозяйство: огород, теплицы. Мы выращиваем и огурцы, и помидоры, и капуста в этом году уродится у нас. Когда идет дождик, мы радуемся, потому что будет пропитание на зиму. Нужно кормить не только монахов, но и наших паломников, друзей, приезжающих в монастырь погостить и порадоваться вместе с нами. Мы живем землей, и благорастворение воздухов нам очень важно.

Вопрос телезрителя: «В чем испытывается вера человека? Можно ли искушения считать испытанием веры?»

– Искушения, безусловно, являются испытанием для нашей веры, и так будет всегда. Вспомните Господа нашего. Перед общественной проповедью Его искушает дьявол разными моментами: я дам Тебе весь мир; скала станет хлебом; спрыгни сверху, Ты же Сын Божий… Что ответил Господь? Отойди от Меня, сатана. Наши испытания происходят от духа злобы поднебесной. И от людей мы принимаем испытания, чтобы показать уровень нашей веры: крепка ли наша вера, крепко ли наше упование, крепко ли мы держимся за Господа, за Его слова, за наставления, которые Он нам дает?

Мы каждое воскресенье совершаем Божественную литургию, читаем Евангелие. Оно не случайно читается. А потом священник выходит и на проповеди рассказывает: что мы сегодня услышали, что нам надо запомнить, что Бог хочет сказать именно сегодня… В испытаниях проявляется наша стойкость, мужество, терпение. Без искушений, к сожалению, невозможно совершенство. Если мы хотим жить без испытаний и искушений, мы не сможем возрастать от силы в силу. Искушения нужны как испытание нашей веры.

Я сегодня летел на самолете. Каждый раз удивляюсь одному: в момент взлета и посадки все очень внимательные и сосредоточенные. То есть в минуту особой опасности с людьми что-то происходит. Может быть, нам и посылаются искушения, чтобы мы чуть-чуть протрезвели?

– Самая большая проблема в том, что мы смертны. Это первое. А второе – мы не знаем, когда придет та секунда. Мы садимся в машину или в самолет и только предполагаем и верим, что приземлимся и достигнем точки прибытия. Но наша жизнь в руках Божиих. Когда остановится запись нашей жизни, мы не знаем. Это тоже большая проблема, над ней всегда задумываешься: сколько Господь даст тебе еще пожить?

Мы должны беречь свою жизнь, дорожить каждой секундой. Я всегда всем об этом говорю. Мы собираем с грустной земной страницы потери своих близких. Мы понимаем, что есть другой мир, другая реальность, что мы туда обязательно попадем. Верим или не верим в нее, но там окажемся. Теряя близких в земной жизни, научаемся думать о себе, о том, сколько Господь даст нам еще прожить.

И этот небольшой отрезок жизни надо максимально употребить для делания хороших дел. Я всегда говорю: «Братья и сестры, берегите свою жизнь! Не тратьте ее на пустые вещи, на ссоры и прочее». Наверное, это самое важное. Когда ты молодой и весь мир лежит у твоих ног, о чем ты задумываешься? А потом взрослеешь, переступаешь какие-то рубежи и начинаешь понимать, что встретишься с Господом. И что ты Ему скажешь о своей жизни? Какой отчет Ему дашь? Успел ли ты сделать то, что Он тебе поручил? Это очень важно осознавать верующему.

Мы все время говорим: страх Божий, Страшный Суд. В русском менталитете страх и все, что касается этого понятия, имеет несколько другую интерпретацию. В чем она заключается?

– В русском менталитете страх – это боязнь обидеть Господа, потерять Его доверие. Потому что любой грех отодвигает меня от Бога и строит стену между мной и Создателем. Страшный Суд – то, что, безусловно, страшит, потому что произойдут события из ряда вон выходящие, когда будешь перед лицом Создателя, перед всей Вселенной. Об этом мы читаем в Священном Писании. И это обязательно когда-то произойдет.

Вопрос страха нужно понимать в этом контексте: я боюсь Бога не потому, что Он меня накажет, а потому, что боюсь Его обидеть своими грехами. Бог всегда будет ко мне добрым. Господь неизменяем, Он не может поменяться. Это нужно нам. Мы без Бога теряем живительные силы, теряем смысл своего бытия. Мне нравится одно выражение: если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю, но, если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все (Блез Паскаль).

Я бы хотел, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям с приглашением посетить ваш монастырь, потому что спасительно для многих из нас приехать на несколько дней туда помолиться и потрудиться.

– Путешествие к святыням всегда облагораживает, духовно подкрепляет. Когда вы приедете к нам в Староладожский монастырь, вы не пройдете мимо Успенского монастыря, обязательно поедете в гости к Мартирию Зеленецкому в Зеленец, в древний Троицкий монастырь и так далее. Поездки и путешествия к таким местам – это не туризм, это преображение души, когда человеку хочется что-то изменить, о чем-то спросить, узнать и просто помолиться и побыть среди великолепия природы и духовного наследия нашей Святой Руси.

Спасибо, отец Филарет! Я обязательно к вам приеду, чтобы рассказать о вашем монастыре, тем более, что есть хороший повод, – двадцатилетие возрождения монашеской жизни в обители.

– Дорогие братья и сестры, я желаю вам Божия благословения на все пути вашей жизни. Берегите себя, берегите своих близких. Знайте, что мы, монахи древней земли Старой Ладоги, молимся за каждого из вас. Приезжайте к нам. И Господь да благословит всех!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс