Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1169) → Протоиерей Артемий Владимиров: Когда сердце сопрягается со Спасителем

Протоиерей Артемий Владимиров: Когда сердце сопрягается со Спасителем

№32 (1169) / 15 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня утром в Евангельском чтении мы слышали отрывок о том, как Господь исцелил двух слепых. Перед совершением этого чуда Он их спрашивает: веруете ли? Они отвечают: веруем. Он говорит: по вере вашей будет вам. Эта фраза звучит как алгоритм на всю нашу жизнь. Ведь и нам по нашей вере будет исполнение прошений, с которыми мы обращаемся к Господу?

– Без веры жить нельзя – расхожее выражение. Но нужно вникнуть в эти слова Христа. Вера в Него, вера Ему имеет разные степени. Вот душа человеческая, отчаявшаяся в самой безвыходной ситуации… Представим себе этих слепых, которые осознавали и понимали, что никаким человеческим искусством, никакими снадобьями (наверное, они перепробовали все, что можно) нельзя возвратить им способность видеть. Они, слыша об Иисусе, зная, что Он исцеляет единым словом, что для Него нет ничего невозможного, имели о Нем суждение. Кто Он? Явно не простой житель Назарета. Пророк? Может быть, более чем пророк? Может быть, Мессия? И Дух Святой, Который воздействует на каждого человека, побуждал их при приближении к Иисусу обратить на Него око собственного сердца. Ведь Господь создал каждого из нас, Он наш Творец, Который нас видит, слышит и любит.

Очевидно, что у этих слепых открылись внутренние очи. Они почувствовали, что с Незнакомцем, перед Которым они предстояли, сопряжена какая-то неизреченная тайна. Именно Дух Святой назидал этих двух несчастных людей. Их вера во Христа говорила им, что Он Всемогущий, Всеблагой и Всепремудрый, что Он есть Сам Бог во плоти. Когда голос и слова Спасителя совершенно проникли в их сердце, тот же Господь подсказал этим двум слепцам: пред ними Тот, Кто может возвратить им зрение, ибо Он дал им и жизнь, Он когда-то воскресит их из мертвых.

Отсюда выходит, что выражение «по вере вашей да будет вам» побуждает нас возрастать в нашей вере. Мы должны искать Христа, должны полюбить Его как нашего Спасителя, тогда и для нас не будет ничего невозможного, как и для апостола Павла, свидетельствовавшего: «Все могу, когда Сам Господь Иисус Христос укрепляет меня».

Вопрос телезрительницы: «Когда я начинаю читать утренние или вечерние молитвы, очень часто начинаю зевать».

– Такое, наверное, бывает со всяким. Зевота, если спросить врача, имеет физиологическое объяснение. Кто-то связывает ее с гипоксией (недостатком кислорода), кто-то с иными явлениями. Иногда она случается от недосыпа. Но верующие в этом отношении – люди особенно внимательные. Иногда они догадываются, что всякое отвлечение, препятствие на молитве имеет еще и скрытую духовную причину. Во всяком случае, можно хорошенько осенить себя крестом перед началом молитвенного обращения к Богу, подавить зевоту, попросить: «Господи, избави меня от этой немощи! Или это лукавый меня искушает? Господи, дай мне ясность ума, мирное сердце, отгони от меня расслабление, это неприятное явление». И когда душа так помолится в простоте, Господь тотчас ей поможет.

Не нужно здесь особенно размышлять, откуда это. Коль скоро встал на молитву – омой лицо прохладной водой. Время сейчас жаркое, иногда бывает истома, леность, тяжесть телесных членов. Прошелся по свежему воздуху, встал под холодный душ перед исполнением вечернего правила – и уже совсем с иным расположением, с искоркой, бодростью начнешь читать молитвы, так, чтобы всей душой уйти в предстояние пред Богом.

Вопрос: «Как понять волю Божию – поступить в вуз в своем городе или уехать в другой?»

– Воля Божия в том, чтобы мы учились с огоньком, чтобы мы были студентами старательными, взяли от высшего учебного заведения все, что можно взять, и, накопив это, затем послужили Отечеству. А обстоятельства бывают разные. Сейчас подают в несколько вузов одновременно (до пяти). Воля Божия заключается в том, чтобы девушка, поступив в вуз мегаполиса (Москвы или Санкт-Петербурга), оставшись без родительского присмотра, не развратилась, попав под дурное влияние, но сохраняла бы свою честь и чистоту. Впрочем, и дома-то бывают искушения… Здесь главное – целеполагание, нравственные принципы. Поэтому не заморачивайтесь относительно воли Божией. Воля Божия совершается не без нашего выбора, не без нашего желания. А мы тут дружно помолимся за наших абитуриентов, чтобы они нашли профильный вуз, то есть соответствующий их стремлениям, были бы не вечными студентами, постоянно буксующими в академическом отпуске, но действительно набрались бы знаний. Сейчас нашему Отечеству, как никогда, нужны хорошие специалисты, чтобы совершить прорыв, заповеданный нам нашим главнокомандующим.

Давайте обратимся теперь к родителям абитуриентов. Если ребенок хочет ехать в другой город или в другую страну учиться, как поступить родителю?

– Насчет другой страны я бы не спешил, потому что сами видите, какое светопреставление совершается в Европе, какая безумная русофобия сегодня омрачает умы и сердца людей в Европе. Где родился – там и пригодился, но родители всегда имеют основания волноваться и переживать за своих детей. Им спокойнее, когда митрофанушка под боком, чтобы оградить его от дурного влияния или помочь ему и словом, и делом. Впрочем, многие в возрасте 17–18 лет стремятся выпорхнуть из отчего дома, освободиться, как им кажется, от излишней опеки, контроля, внимания. Повторяю: только бы не пошли по рукам, только бы не променяли свою честь, невинность на глиняные черепки мерзких страстей и не загубили свою душу, не поломали бы свою судьбу. Ну а человеку, имеющему понимание, что такое хорошо и что такое плохо, нигде ничто не повредит. И если он поддерживает с родителями всякого рода связь. Сейчас и технические приспособления в этом на помощь: Skype и прочие блага цивилизации.

Хотел бы вновь обратиться к Евангельскому чтению, с которого мы начали. Когда Господь исцеляет слепых, Он повелевает им никому не рассказывать об этом чуде. Однако они делают ровно противоположное: едва отойдя от Него, они всем рассказывают о том, какое чудо Он совершил. Почему Господь запрещает рассказывать о чуде (хотя, казалось бы, это прекрасный миссионерский посыл) и почему они не побоялись нарушить запрет Богочеловека, Который их только что исцелил, то есть сделал нечто невероятное, что не могли сделать врачи?

– Читая всех четырех евангелистов не спеша, мы увидим, что Спаситель всегда по-разному говорил в подобных обстоятельствах. Кому-то Он говорил (как исцелившемуся прокаженному): пойди к священнику, покажись ему и поведай, что Бог сотворил с тобою. В данном случае Господь учит нас скромности и готовности оставаться в тени, когда через нас Он творит добрые дела. Христос именует Себя нашим Наставником и Учителем и таковым в действительности является. Он не хочет, чтобы мы уподоблялись фарисеям и книжникам, которых Он называл лицемерами и которые трубили пред собою, напоказ совершали что-либо доброе, пожиная урожай тщеславия. Христос, как мы видим, всегда прославляет Небесного Отца, все делает во имя Его и как Сын учит нас благоговеть пред Отцом. При этом Он всегда поступает скромно. Скажем, когда Он исцелил расслабленного при Овчей купели, то удалился оттуда, прежде чем народ собрался, не веря, что больной, в течение тридцати восьми лет лежавший, спокойно ходит, держа свой одр в руках. Итак, в данном случае Христос поучает нас, Своих учеников, скромности и смирению, учит нас держаться в тени, чтобы мы не к себе притягивали людские взоры, а прославляли Небесного Отца.

Что касается поведения слепцов – представим себе поведение человека, в очах которого засиял свет, который увидел этот прекрасный мир и прямо приписывает совершившееся с ним чудо милости Божией. У него от восторга, от радости может разорваться сердце! Он не может повелевать своими чувствами, он движется не рациональными соображениями, но кричит: «Люди! Посмотрите! Бог сотворил со мной это чудо!» То есть слепые славили Христа. Я не думаю, что Спаситель мог их укорить или прогневаться на них. Они это делали по естеству, как ребенок, получивший три пятерки за один день, вприпрыжку возвращается домой, размахивая портфелем, и кричит на весь подъезд: «У меня три пятерки!» Будто бы и дяде Ване, сидящему на скамейке, так уж это интересно. Думаю, что здесь Евангелие просто свидетельствует о подлинном происшествии, и это чудо становится еще более достоверным. Оно не умещается в прокрустово ложе наших представлений о нем, и у меня это тоже вызывает стремление прославить Воскресшего Христа.

Мы знаем, что Господь, исцеляя кого-либо в Евангелии, меняет не только физическую составляющую (например, дарует зрение), но и душевную, духовную. Вероятно, они увидели не только физический свет, но и ощутили ту благодать, которую называют невещественным светом.

Завтра мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Мы знаем из его жития эпизод, когда он тоже показал невещественный свет, наполнявший все вокруг него. Что это было за явление?

– Речь идет, наверное, о знаменитом собеседовании преподобного Серафима с Николаем Николаевичем Мотовиловым – духовным чадом саровского подвижника, он многое записывал из уст преподобного Серафима. Благодаря Мотовилову мы и получаем представление, какой степени духовного преуспеяния достиг этот житель XVIII столетия, наш соотечественник, стяжавший полноту даров Святого Духа. Очевидно, речь идет не о каком-то космическом излучении и не просто о светлости лица преподобного Серафима. Речь идет о Божественной энергии Святого Духа – той самой энергии, что именуется Фаворским светом, той, созерцать которую оказались способными три апостола – Петр, Иоанн и Иаков – на горе Фавор.

Приметим, что в таинстве Крещения, совершенным над каждым из нас, все мы стали причастниками Божественной энергии Духа. Каждый из нас имеет этот дар в глубинах собственного сердца.

Очевидно, преподобный Серафим самим своим бытием, самим подвигом, жизнью своей свидетельствует о том, на какую высоту Господь возводит сердце смиренное, кающееся и любящее Христа, если это сердце сопрягается со Спасителем и в каждом дыхании призывает Его святое имя. Мне особенно помнится слово преподобного Серафима о том, что призывание Иисуса Христа – Иисусова молитва – есть своего рода звезда Вифлеемская, которая ведет душу. Человек в простоте и незлобии, в покаянии и любви ко Христу старающийся со вниманием призывать Его имя в глубинах сердца: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», если идет путем законным, то есть милует ближних, никого не осуждает, будет ведом и водим Богом. С Божией помощью он избавится от всей окалины страстей, и Господь вселится в него, как вселился в преподобного Серафима. Не случайно этого святого называют солнцем русской истории. Действительно, он сиял как солнышко, являя благоуветливый лик приходившим в Саровскую пустынь сотням (а может, и тысячам) людей.

Одно из самых известных высказываний преподобного Серафима – «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Очевидно, что он это показывает собственным примером. Видение света – наверное, не столько видение, сколько ощущение состояния. Наверное, Мотовилов каким-то образом разделил это состояние с преподобным Серафимом.

– Да, по закону сообщающихся сосудов Николай Николаевич Мотовилов по особому Божию промышлению вобрал в себя то, чем жил преподобный Серафим. Дух Святой воздействовал на душу раба Божия Николая и явил полноту Своего царственного спасительного присутствия в нем.

«Стяжи дух мирен». Вспомним, что в Священном Писании Христос Самого Себя называет миром. Небесный мир – это Он Сам, Спаситель. И когда мы изживаем собственный эгоизм с Божией помощью, а ум наш находится в согласии с сердцем и все душевные силы устремлены ко Христу, и мы смиренно склоняемся ниц к Его стопам, славословим и благодарим Господа, обретаем в Нем точку опоры, тогда душа исполняется миром, покоем, тишиной. И оказывается, что мирная душа христианина благотворно воздействует на окружающих без собственных усилий.

Давайте возьмем противоположное явление – когда ты тревожен, взбудоражен, раздражен, попал под действие негодования, злобы… Такой человек – своего рода черная дыра, высасывающая энергию мира и тишины из окружающих. Вот почему сегодня задача из задач – каждому из нас стяжать Христа, то есть позволить Господу жить и действовать в нас, бесконечно пред Ним смиряясь и прилепляясь к Нему в молитве. Тогда окажется, что окружающие нас люди, сами того не осознавая, будут получать от Бога помощь и поддержку. Потому что у кого на сердце мир, тому и на каторге рай. А рядом с человеком, имеющим мирное устроение, и другие чувствуют себя гораздо легче и свободнее. И это факт, явленный жизнью преподобного Серафима.

Вопрос телезрителя: «У меня проблема в общении с друзьями. Даю непрошеные советы, как лучше поступить, чтобы спасти их от ошибок, а они хотят поддержки, а не критики. Как учиться поддерживать друзей?»

– С одной стороны, человек признается, что дает советы нужные, а, с другой стороны, друзья воспринимают его советы как критику. Стало быть, надо разобраться, с каким расположением наш уважаемый зритель раздает советы. Если в его сердце прячется чувство превосходства, если он с иронией или долей осуждения к позорному столбу пригвождает грешника, если внутренне он отчуждается от другого, не воспринимая его боль и горечь как свою, то и получает, соответственно, по своим грехам. Люди начинают внутренне этому сопротивляться, топорщиться, отталкивают от себя непрошеного советчика. Он не достигает успеха, может быть, в соответствии со словами Христа: «Ты говоришь ближнему „дай-ка выну сучок, соринку из твоего глаза“, а бревна в собственном глазу не чуешь». Таким образом, ларчик открывается просто. Я ни в коем случае не должен осуждать того, кто, по моему мнению, ошибается. Я должен приступить к нему с великим благоговением. Как говорил старец Алексий Мечев: «Относиться к человеку нужно как к только что распустившемуся цветку». Если я хочу, чтобы мой совет достиг успеха, то не должен говорить «сделай так», «вот здесь ты ошибся». Можно говорить иначе: «Я сам много раз ошибался в этой ситуации и по собственному опыту знаю, что вот так поступить было бы правильно». То есть указывать на себя самого и делиться тем опытом, который пропустил через собственное сердце.

Тогда есть шансы, что наши советы будут восприняты благосклонно. Не лезь с советами, покуда у тебя их не спрашивают. Есть такая замечательная деревенская молитва, выраженная простонародным языком: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят». Гораздо надежнее в тайне сердца молиться: «Господи, просвети… Господи, помоги… Господи, даруй ангела мирна этому человеку, помоги ему найти и нащупать путь спасения», чем раздавать ценные указания, как регулировщик на шоссе: этому направо, тому налево, а этот остановись.

У нас пришел новый вопрос, он достаточно личный, большой: «У меня распалась семья. Незадолго до пандемии мы с мужем поругались, начало ссоре положила его сестра. Помирились, но его матушка настроила его против меня (она всегда мечтала нас развести). С ее стороны страшная ревность, она в высшей степени эгоцентричный человек. В пандемию муж уехал к ней, я ничего против не имела (ей за восемьдесят лет, плохое зрение). Потом скрыл, что поедет с ней на дачу, а мне стал говорить, что, если я приеду, маме будет некомфортно. Звонил мне, скрывая это от нее. Я сказала: не надо мне звонить украдкой. Его это устроило. Больше года изредка общаемся через сообщения. Никаких попыток с его стороны наладить семейные отношения нет. Что делать? И если я подам на развод, грех ли это?»

– Характерный, часто встречающийся пример, когда родители, дожив до седых волос, не могут смириться с выбором сына. И мама, как клин, свою старушечью волю вбивала и вбила наконец, разлучив мужа и жену, пользуясь их нравственным несовершенством. Типичный пример еще и в том плане, что сын находится в зависимости от материнского настроения, забыв слова: «Оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два во плоть единую». Он слушает песни своей мамы, которая напевает какие-то негативные суждения, и оставляет поле боя, повергая супругу, поначалу вроде бы и не расстроенную свершившимся, в состояние сомнения, печали и желания подать на развод.

Если бы эти супруги знали, сколько подобных историй батюшкам приходится выслушивать у креста и Евангелия. Если бы эти супруги знали, что пять лет спустя они начнут глубоко скорбеть, клясть самих себя, почему поддались обстоятельствам, не поборолись за свой брак, почему жена отпустила мужа. А пустяк-то какой лежал в основе этой размолвки! Они встретились и соединили свою судьбу, очевидно, для полноты гармонии любящих друг друга душ. Каждый из них чувствовал ущербность, а соединили руки, чтобы обрести полноту, которой не имели по отдельности.

Поэтому мне не нравится это развитие истории. Я не поддерживаю старушку маму, которая так выцарапала сына из семьи. Никто не говорит о том, что мы можем оставить в небрежении пожилых родителей. Но нельзя родителям, как гриб чага, вытягивающий сок из березы, служить разорению семейных союзов. Была бы моя воля, я бы пригласил этих мужа и жену в ресторан, сам бы оплатил их заказ, сказал бы им какие-то добрые слова, постарался бы их помирить. Неужели они, как летучие голландцы, встретились и разбрелись, уйдя во тьму?

Так и хочется помолиться: «Господи, согрей их сердца любовью, воссоедини эту семью. И мамочке укажи на ее место, чтобы почтительный сын навещал ее, но не женился на ней (прости, Господи), оставив в небрежении свою первую любовь».

В заключение прошу Вас подвести итог нашей беседе и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Мне хотелось бы и самому себе, и вам, и всем нашим теледрузьям пожелать иметь энергию жизни, которая от Христа, от причащения Святых Христовых Таин, от молитвы ко Господу. Нельзя нам жить расслабленно и вяло, работать спустя рукава. Сегодня время, когда мы должны прилагать энергию, усилия. Лишь применяющий усилия входит в Небесное Царство, то есть дает Христу Спасителю возможность жить в нем, действовать в нем и через него.

Поэтому долой апатию, расслабление. Будем ловить витамин Д жарким летом, запасаться силами, чтобы, не откладывая на завтрашний день, сегодня уже трудиться, созидая порядок, красоту и любовь, примиряясь с обиженными ближними, чтобы и мама была довольна, но и супруга не чувствовала себя соломенной вдовой и сиротой. И таким образом, лишь умножая веру, надежду и любовь, мы будем достойны звания человека Божия, в сердце которого живет Господь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс