Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Будущий священномученик Александр родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 году он окончил Новгородскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии. В 1916 году он был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год – в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство. В 1924 году отца Александра перевели в храм села Ершова, где когда-то он служил псаломщиком.
Сразу же после прихода новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Одна из форм, в которую выливались гонения, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов. В случае с отцом Александром суммы были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми в другое место, в Тверскую область, где сначала служил в храмах Краснохолмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района.
Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако священник, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его. Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировали всякий раз, когда в том бывала нужда. Но всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и батюшку, и прихожан.
В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священника и старосту арестовали. Отец Александр был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.
В 1935 году еще было возможно, если священник не шел по 58-й статье, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и отца Александра освободили.
В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане отца Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду. А вот в конце апреля 1937 года ситуация уже изменилась, и председатель сельсовета вызвал в контору отца Александра и потребовал, чтобы тот уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки. Отец Александр заранее платить отказался.
Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать соответствующие данные. Чаще всего вызывали людей, готовых свидетельствовать и подтверждать что угодно. Один из таких оговорил отца Александра перед сотрудниками НКВД.
Отцу Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.
27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством. Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились уже после революции. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли. В 1929 году священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано.
Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он, по мнению сельсовета, «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в ЗАГСе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов», – писал председатель сельсовета.
10 августа следователь вновь допросил священника. Среди прочих прозвучал вопрос: «Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?» Отец Александр честно отвечал: «Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился».
25 августа тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.
Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.