Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1169) → Священник Алексий Дудин: Что такое воля Божия?

Священник Алексий Дудин: Что такое воля Божия?

№32 (1169) / 15 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи – что такое воля Божия? И сразу возникает масса вопросов. Наверняка, к Вам обращались с таким вопросом: «А как жить по воле Божией?» Мы всегда на проповеди слышим, что нужно обязательно жить по воле Божией. Я согласен с тем, что жить по воле Божией хорошо, но остается только узнать, как это делать, как понять, в чем воля Божия, как услышать Его призыв. Очень сложно понять! Поэтому я адресую этот вопрос Вам: а что же такое воля Божия?

– Для человека найти волю Божию и исполнить ее равно-значно спасению. Любой, находясь в здравом уме и твердой памяти, когда у него спросят, хочет ли он, чтобы с ним в его жизни происходила воля Божия, скажет, что хочет. Сразу возникает другой вопрос, а что он для этого делает. Потому что, чтобы исполнить волю Божию, ее сначала нужно понять.

Как понимается воля Божия? Как она ищется? Самый прямой путь для этого – чтение Священного Писания. Потому что все, что Господь хотел нам сказать, Он изложил в Священном Писании. Если кто-то говорит, что хочет знать волю Божию, но при этом Священное Писание остается за бортом его бытия, за пределами его сознания, то такой человек говорит неправду, он лукавит. Если ты хочешь слышать слово Господне, раскрой его, прочти его, углубись в него, попроси Господа, чтобы Господь твой разум, твое сердце расширил, чтобы слово Божие в него вошло.

Если человек так поступает, то, наверное, он уже имеет моральное право попросить у Господа, чтобы Его воля, изложенная в Священном Писании, Его воля, присутствующая в этом мире, свершилась в человеческой жизни. Просить об этом нужно. Лучше просить об этом непрестанно. Самая известная молитва по этому поводу – молитва оптинских старцев на начало дня, когда мы просим, чтобы Господь этот день по Своей святой воле управил, благословил, освятил, сотворил его служением ближнему и Господу в любви. Когда человек так поступает, то есть читает Священное Писание, просит Господа, чтобы воля Господня на нем исполнялась, то дальше уже Господь ему начинает Свою волю посылать.

Но не все готовы эту волю принять. Мы знаем, что Господь благ, и все Его даяния благие, и поэтому считаем, что они должны быть нам приятны. Как Бог может мне сделать что-то злое, неприятное, то, что я не хочу? Господь этого делать не будет. Вот такое психологическое восприятие. Поэтому зачастую горькие пилюли, необходимые для нашего исправления, которые Господь посылает, человеческая воля принимать не хочет. После того, как мы попросили волю Божию, и она в нашей жизни Господом уже посылается, мы можем ее и не принять. Такое, к сожалению, случается.

Что еще нужно понимать о воле Божией? Нам следует понимать, что воля Божия не является чем-то однозначным и догматизированным: ты можешь поступать только так и не иначе. Понятно, что в отношении смертных грехов это действительно именно так: если сказано, не убий, не прелюбодействуй, то не убий, не прелюбодействуй. Но, если ты в обычной жизни начинаешь в каждом шаге искать волю Божию и за каждым самым простым действием обращаться за благословением к священнику, особенно, если начинаешь воспринимать этого священника как духоносного старца, то может произойти духовная ошибка: ты, вроде, ища волю Божию, начиная слушать определенного духовного наставника, теряешь то, что Господь тебе даровал. А нам Господь даровал свободу.

Ведь воля Божия в нашей жизни не является чем-то четко определенным: ты можешь жениться только на этом человеке, выйти замуж только за этого человека, и ни за кого другого выйти замуж тебе воли Божией нет, ты можешь пойти работать только парикмахером или только дворником, или только священником, и в другом качестве тебе спасения нет. Ничего подобного! Господь наш – любящий Отец. А любой любящий отец всегда своим детям оставляет свободу и смотрит, как дети этой свободой пользуются, помогает там, где надо помочь, ограждает от того, от чего надо оградить.

Воля Божия не является ни в коем случае судьбой, как это воспринимают в некоторых мусульманских богословских школах, где есть такое понятие, что на лбу человека, на обратной стороне написана вся его жизнь, вся его судьба, и по-другому быть не может. Ничего подобного! Человек – соработник Господу. Он сотворец, прежде всего, свой собственной жизни и тех жизней, с которыми он соприкасается в своем бытии.

Поэтому может выбирать. Вопрос в том, чем он руководствуется в своем выборе. Если руководствуется желанием угодить Господу и послужить ближнему и ставит это во главу своего выбора, то Господь будет его больше вести. Если же будет руководствоваться другими принципами, ища или мудрости, как искал Соломон, или богатства, или чего-то другого, то тут тоже воля Божия будет исполняться, но она может исполняться другим образом.

Мы точно не знаем замысел Божий по отношению к миру, к нам самим, но замысел существует. Воля Божия есть в этом самом замысле, в Промысле, но он нам может быть непонятен. Возьмем Великую Отечественную войну. Мы понимаем, что и это тоже замысел и Промысл Божий. Были злодеи и были праведники, и каждый из них каким-то образом участвует в этом замысле. Иначе мы не можем себе представить. Ведь, если Господь все творит, то в этом случае и люди, творящие зло, тоже участвуют в этом замысле.

– Есть Божий замысел, а есть Божие попущение. Какое-то доброе намерение Господь благословляет, поддерживает, помогает ему воплотиться, но и злое человеческое произволение, никак не принадлежащее природе Господа, может быть попущено. Поэтому всегда злые люди будут творить злые дела. Но не потому, что Господь зол, а потому что Господь не хочет нас сковывать. Он не превращает человека в робота. Иначе никакого выбора не было бы, не было бы и никакой ответственности перед Богом, если бы у нас не было возможности выбрать между добром и злом.

Господь всегда предупреждает человека. Если дьявол пытается запутать, ввести его во искушение, обмануть, что-то злое представляет чем-то добрым, то Господь всегда четко определяет и показывает ему, что будет в одном случае, а что будет в другом. Особенно это хорошо видно в Ветхом Завете, когда Господь предлагает Своему народу как благословение всегда во исполнение Его воли, Его заповедей, так и проклятия и казни, которым народ будет подвергаться, если не будет исполнять волю Божию. Но все-таки мы сами решаем, исполнять волю Божию или не исполнять.

В православной школе, в институте, в академии, в семинарии мы изучаем Закон Божий. Когда маленьким детям в православной школе начинаешь говорить о Законе Божием, всегда очень сложно объяснить, а в чем же Закон. Потому что объяснить Закон Божий ребенку в принципе просто, объяснить его самому себе уже сложнее, а уж говорить о нем со взрослыми людьми совсем сложно. Закон Божий существует для всех – для верующих и неверующих, для грешников и праведников, для всех абсолютно?

– Конечно, Закон Божий существует для всех абсолютно. Только ответственность за его неисполнение для знающего Закон, одна, а для того, кто не знал Закона, другая. Потому что Бог безусловно справедлив. Вспомните пример из жития святых, когда в город привезли двух девочек, маленьких невольниц, и одну выкупила благочестивая женщина и воспитала ее во всех церковных правилах благочестия, а вторую девочку по несчастью выкупила блудница и научила ее всей нечистоте своей профессии. Понятно, что, если девочки вырастут и согрешат одинаково, то ответственность у каждой будет своя. Поэтому все очень сильно зависит от того, знает человек Закон Божий или не знает. В Евангелии сказано: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

Но это не значит, что от Закона Божия надо бегать и не изучать его с тем, чтобы нас не так строго судили. Нет, ни в коем случае! Потому что Закон Господень благ, и тот, кто попытается убегать от него, зная, где его нужно почерпнуть, как мы уже говорили в самом начале нашей передачи, такой человек тоже не сможет оправдаться. Зато тот, кто пытается исполнить его, падает и по своей немощи согрешает, снова кается и снова пытается, будет Господом принят как человек, совершивший Закон. Это очень важно!

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Выражение ˮволя Божияˮ мы применяем и правильно, и неправильно. Есть еще такое выражение: ˮна роду написаноˮ. Но на роду же не написано, чтобы мы пили пиво, например. Еще один вопрос: бывает, идешь ночью или едешь на машине, и появляется предчувствие, что что-то произойдет. Ты начинаешь бояться, переживать и как бы ждать этого. А может, стоит сказать, что все будет хорошо, и осенить себя крестным знамением? Например, наш родственник сейчас находится в боевом самолете, он военный летчик, и не всегда может осенить себя крестным знамением. Но можно не говорить: мол, на все воля Божия, что произойдет, то и произойдет. А говорить, что все будет хорошо, и прибегать к церковным средствам».

– Действительно, мы не всегда правильно воспринимаем, что есть воля Божия. Вы сказали, что не всегда можно осенить себя крестным знамением, но всегда можно сказать: «Господи, да будет воля Твоя». Потому что мы не знаем, что сейчас послужит нам ко благу: чтобы мы благополучно вернулись или чтобы что-то произошло. Мы можем попросить чего-то своего, а это будет нам не полезно. Но если мы попросим: «Господи, да будет воля Твоя», мы точно не ошибемся. Это замечательный способ.

Есть такая поговорка: если бы знал, где упадешь, соломки бы подстелил. В духовном плане, когда мы молимся, можем всегда такой соломки подстелить, сказав в конце нашей молитвы: «Господи, но не как я хочу, а как Ты. Да будет воля Твоя». В экстремальных случаях, когда нет возможности долго рассуждать, произносить длинные молитвы, молитва: «Боже, да будет воля Твоя» поведет человека ко спасению.

Телезритель затронул важный момент о том, что мы неправильно воспринимаем волю Божию. Например: лечиться или не лечиться? Мы говорим: «Да будет воля Твоя». Там, где мы способны что-то предпринять, мы ничего не делаем.

Но есть еще один аспект: вмешательство злых сил в нашу жизнь. Когда лукавый пытается что-то изменить в нашей жизни, мы начинаем чувствовать себя растерянными. И здесь как раз возникает тот самый момент истины, когда мы можем впустить Господа в свою жизнь, а можем и не впустить. Нам говорят, что самое главное – впустить Господа в свою жизнь. Но далеко не каждый способен на это. Или все способны отдаться воле Господней и впустить Его в свою жизнь?

– Способны все, но хотят далеко не все. Потому что исполнять волю Божию означает отказаться от своих страстей, похотей, греховных радостей, а мы привыкли питать ими свою душу. Зачастую такой отказ бывает для человека неприемлемым. Поэтому спастись могут все, но хотят этого далеко не все, ведь это связано с определенными испытаниями.

Вы затронули вопрос о том, что есть не только воля Божия, но и воля лукавого. Еще есть воля человеческая. Здесь, на земле, три воли присутствует всегда. Воля Божия – благая и совершенная, ведущая всех ко спасению. Воля человеческая никак не связана ни с волей Божией, ни с волей лукавого, а только с произволением самого человека. Например, если я захотел подвинуть стакан на столе – это моя воля; захотел – подвинул. Ни Бог, ни дьявол в этом действии никак не участвуют. И есть воля лукавого, который пытается страстьми и похотьми через наше грешное естество отвести нас от Бога, его задача – погубить нас. Эти три воли в жизни человеческой всегда переплетаются. И чья воля одержит победу – воля Божия или воля лукавого – зависит от того, куда человек сонаправит свою волю, что он сам захочет сделать. Как я уже сказал, воле Божией следовать тяжелее, чем воле сиюминутных страстей и желаний. По сути, у нас есть только два состояния здесь, на земле: или творить то, что хочется, или творить то, что надо.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Выполнение заповедей есть воля Божия. В послании апостола Иакова сказано, что если нарушил хотя бы одну заповедь, то виноват во всем, ибо Тот, Кто сказал: не убий, сказал и: не укради. Но все заповеди практически невозможно выполнить. Как быть?»

– Замечательный вопрос. Действительно, если внимательно читать Священное Писание, там сказано, что тот, кто нарушил одну заповедь, нарушил весь Закон. Но дальше сказано: кто исполнил одну заповедь, исполнил весь Закон.

Как быть? Христианин должен быть как Ванька-встанька: качнули – обратно вставай. Сколько раз падешь, столько восстань – и спасен будешь. Эти слова очень согревают душу, когда совершается чин Соборования – великий покаянный чин, когда человек по своему покаянию и по молитве пресвитера очищается от забытых грехов.

Очень важно никогда не отчаиваться. В начале передачи я сказал: если человек старался исполнять Закон Господень, то Господь его примет как исполнившего Закон. Лишь бы старание было нелицемерным. Потому что можно обманывать и себя, и Господа пытаться обмануть. В Священном Писании мы встречаем такие моменты. Например, Господь дал талант, а ты его зарыл. Мол, Господи, мне все равно не исполнить всех Твоих заповедей, вот Тебе Твое. Он скажет: ты не старался.

Мы знаем, что здесь, на земле, нет ни одного безгрешного. Свят един Бог. Даже святые так или иначе падали. Правда, в отличие от нас, тут же вставали и каялись. Даже если совершали великие прегрешения, их покаяние было столь же велико.

Главное – не отчаиваться, идти вперед. В этом отношении мне близка поговорка Амвросия Оптинского: греши да кайся, да в рай собирайся. Если вы где-то пали, кайтесь и идите к Господу. Кто к Господу идет, тот не погибнет. Всякий, кто с верою призовет имя Господне и будет стараться исполнять Его заповеди, спасется.

Я где-то читал, и мне понравилась мысль, что грешников очень много, но грешников, переживающих вину своего греха, единицы. У Льюиса прочел фразу, что добрые люди служат Господу как сыны, а плохие, злые люди служат Господу как орудие. Хотелось бы понять, неужели злые люди служат орудием в замысле Божием по поводу этого мира?

– Любой человек – орудие Божие. Но орудие сознательное и, в силу этого, ответственное. Зная Закон Божий, имея внутри себя закон совести, всегда знаешь, как должно поступать. Но как поступишь – решать тебе.

Человек являет свое произволение. Если произволение благое, то Господь благое произволение благословляет, помогает ему совершиться, и такой человек становится оружием Божиим в этом мире. Если человек являет злое произволение, то, во-первых, Господь ограничивает то зло, которое он задумывает. Во-вторых, все злые дела по попущению Божию все равно происходят в канве общечеловеческого спасения и все равно приводят ко Христу.

Люди, которые хотели быть со Христом, будут одесную Господа. Те, кто не хотел быть с Богом, будут от Бога далече и удалятся в то место, которое Господь уготовал не человеку, но дьяволу и его приспешникам. Но даже это будет делом милосердия Божия, потому что пребывание рядом с Богом для человека, Бога отверзшего и ненавидящего, будет мукой адской. Поэтому такую душу Господь просто отпустит в ад, и в аду такому будет лучше, чем если бы он находился постоянно рядом с Богом и святыми ангелами.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если человек не живет по воле Божией, значит ли это, что он живет по воле злых духов? Или он может жить по своей воле?»

– Всякий, кто творит грех, становится рабом греха. Не может человек по своей воле делать все, что захочет, – не получится. Понятно, что у кого-то получается не кушать после шести вечера или соблюдать какие-то внешние правила. А вы попробуйте хотя бы не осуждать. Сказано в Евангелии: не судите, да не судимы будете. Это самый простой путь в Царство Небесное. А вы попробуйте не осуждать никого и никогда. Конечно, в житиях святых мы встречаем такие моменты. Например, умирал один монах, не очень рачительный. Братия за него опасались, а он оказался в Царстве Небесном. За что же? За то, что в жизни он никого никогда не осудил. На самом деле это великий подвиг, и это то самое, о чем мы говорили выше: исполнивший одну заповедь исполнил весь Закон.

Нельзя здесь, на земле, жить только по своей воле. Человек будет либо искать волю Божию (с трудом, воинским подвигом, если угодно, совершать Его волю), либо дьявол будет предлагать одну «сласть» за другой. Невозможно самому устоять. Доказательства этого я вижу каждый день. У нас два реабилитационных центра, один из которых действует непосредственно при нашем храме, и могу сказать, что сколько бы раз наркоманы и пьяницы ни пытались сами прекратить употреблять психоактивные вещества, они возвращались в ту же лужу, пока не призывали имя Господне и не принимали помощь от людей, способных помочь.

Поэтому не может никто из нас жить только по своей воле.

Наверное, на эту тему можно говорить бесконечно, но передача подошла к концу. Благословите наших теле-зрителей и найдите для них какие-то слова.

– Благословляю искать волю Божию, находить ее и потом от нее не отказываться, потому что она не всегда бывает такой, какой мы ее представляем. Дай вам Бог искать, найти и принять волю Господню!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Через терпение созидать свой внутренний мир для вхождения в Божие Царство»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, – вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Римл. 15, 1–7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Когда сердце сопрягается со Спасителем

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс