Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Протоиерей Артемий Владимиров: Будем следить за своими сердцами, чтобы они, как сосуды, наполнялись смирением и любовью

Протоиерей Артемий Владимиров: Будем следить за своими сердцами, чтобы они, как сосуды, наполнялись смирением и любовью

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Как сейчас лучше спасаться? В миру порой даже сложнее, чем это было в пустыне столько веков назад.

– Мегаполис называют великой пустыней Сахарой, в том отношении, что человеческие умы и сердца напоминают собой барханы, а между людьми суховей, самум, опустошающий души. Среди людей присутствует всеобщая тяга к чему-то несущественному, преходящему, и редко-редко встретишь душу, подобную оазису – имеющую доступ к живой воде. Всегда было редкостью встретить человека, который приобрел глубокую молитву и умом, и сердцем, который, как пишет Александр Сергеевич Пушкин, может «возлетать во области заочны». Может, действительно со святой Марии Египетской и списаны эти словесные зарисовки – «отцы пустынники и жены непорочны».

Более всего в ее жизнеописании меня трогает любовь к Богу, но не отвлеченная, лишь в теории проявляющаяся. Она настолько почувствовала дыхание вечности, когда в притворе Иерусалимского храма вдруг поняла, что в грехах как в шелках... Мария Египетская была так согрета милостью и взором Богородицы, что поняла, настолько она погружена в свои страсти, и со стороны увидела свою душу – и всю полноту и глубину нечистоты, в которой находилась: каждый из нас может чувствовать, насколько он грешен, слаб, насколько податлив в отношении греха...

Меня особенно трогает, что она, словно лучом Божественной любви согретая, как дитя, увидевшее своих родителей, устремилась к Богу. Иуда отчаялся, слева распятый от Христа разбойник ожесточился, а она, обновившись верою в милость Божию, никогда не теряла из виду эту милующую десницу. Ее одушевляла надежда.

Она действительно та, про которую сегодня в Евангельском чтении было сказано: кто много возлюбил, тому много прощается. Не будь у нее такой живой, зрячей, горячей любви, молитвы, ощущения близости Господа Иисуса Христа, Который видит и слышит каждую душу, борющуюся с грехом, как она смогла бы выдержать пребывание в ночной холодной пустыне, без крова, без обыкновенной человеческой пищи, без тех людей, которые могли бы разделить с ней ее горе?

Это не неделя и не две. У нас есть мужественные соотечественники, покоряющие океан – Федор Конюхов, или Джомолунгму, или Эверест, но это неделя-две, месяц… А тут 47 лет не видеть человеческого лица… Не теряя чувства присутствия живого Бога, в жесточайшей схватке с помыслами, страстями, воспоминаниями о прожитой жизни, наверняка даже и с явлениями темной силы, мало-помалу она укреплялась, очищалась и наконец обрела от Господа такой свет, такой покой, такое умиротворение, такую торжествующую Пасхальную любовь, что мир преобразился для нее и она увидела вокруг себя Царство и силу, и славу Господа Иисуса Христа.

Вопрос телезрителя Дмитрия: «Как мне узнать, что у меня в душе есть покаяние? Как его приобрести?»

– Глубокий вопрос… Жаль, что в моем кресле сидит не Федор Михайлович Достоевский, который написал «Преступление и наказание» и через покаяние стал тем, кем стал, – провидцем, в какой-то степени пророком нашего народа, писателем, все творчество которого посвящено тайне души, познавшей или не познавшей Бога.

То, что вы думаете о покаянии, стремитесь к нему, пытаетесь найти в себе его начатки, уже говорит о том, что вы на верном пути. Покаяние в своей основе имеет устремление к Богу, от идолов к Живому Богу, от тьмы к свету, от греха и зла к праведности и добру, источник которых Христос. Подлинное покаяние имеет несколько ступеней.

У меня в Евангелии любимая притча – о блудном сыне: она дает полный ответ на ваш вопрос.

Желание изменить внутренние обстоятельства, нежелание продолжать ту жизнь, которая противна совести и заповедям Божиим, желание выскочить из этого горящего дома (я имею в виду грехи и страсти человеческие), но при этом исповедальная открытость навстречу Небесному Отцу… Не своими силами, сжав волю в кулак, но в надежде на то, что Сам Господь тебя поддержит и укрепит...

Покаяние в этом смысле предполагает открытость нашего сердца взору Божию. Мы должны исповедовать все то, что нашу душу мучает, открыть эти злокачественные опухоли глазам Небесного хирурга и, получив тотчас прощение через уста и руки священнослужителя, стараться уже не возвращаться в помыслах, образах, мечтах к соделанным грехам. Попросту говоря, нужно беречь сердце в чистоте – сохранять его от мысленного зла, которое не дремлет и пытается напомнить о себе.

Свято место пусто не бывает, а значит, мы должны заполнить наш ум и сердце молитвой «Господи Иисусе Христе, прости и помоги, укрепи, помилуй мя, грешного».

Говорят, мы узнаем, что покаяние принято Господом Богом, когда больше не возвращаемся ко греху. Совершенство покаяния заключается в том, чтобы мысли наши устремлять ко Христу и не возвращаться к мысленному греху. Предел покаяния – это когда Божия благодать настолько тебя посетила и переродила, что ты даже не можешь поверить и спрашиваешь себя: «Господи, неужели это я был 3 ода назад? Господи, со мной ли это было? Господи, слава Тебе: Ты очистил, освятил меня и даровал мне новую жизнь». Эта дорога указана Христом для всего человеческого рода – по стезе покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Покаяние – это когда ты осознал свой грех, покаялся, исповедовал его, получил благословение священника, причастился, больше его не совершаешь?

– Когда борешься всеми силами о, чтобы сердце свое хранить верным Богу, чтобы не изменять Господу в глубинах души. Это знак, что сила Божией благодати нам содействует и вы не просто назвали грех на Исповеди, а восприняли благодать Духа Святого через получение прощения.

А когда ты осознаешь грех без Исповеди?

– Начало покаяния – когда ты осознаешь, что это не жизнь, а смерть, что грех тебя душит, ты сам себе противен, хочешь изблевать этот яд, возводишь взор к Богу и, вспомнив, что у тебя есть Небесный Отец, начинаешь вопить: «Господи, помоги, вытащи меня отсюда: Господи, каюсь – не в этом мое предназначение! Господи, протяни мне Твою спасающую руку, иду к Тебе». Это, несомненно, необходимая первая ступень нашего движения к Тому, с Кем мы хотим примириться.

А как понять, прощен ты или нет? Это иногда балансирует на грани с прелестью. Кто мы, чтобы понять, простил нас Бог или нет?

– Если ты с Божией помощью не возвращаешься ко греху, значит, грехи оставлены тебе. Совершенная степень покаяния – когда сердце твое ожило в Боге, то есть Господь наполнил его миром и покоем, и совесть тебя уже не терзает.

В первые шаги покаяния, когда ты исповедал грех, совесть еще болит – знаете, как после операции саднят швы, кровит рана, – но ты уже исцелен: гангренозный источник убран – и ты еще ощущаешь своей кожей последствия болезни. Покаяние – это не холодная, безучастная Исповедь, констатация факта: это борьба. Ее и показывает нам Мария Египетская.

Одно дело – из сосуда души выкинуть гниль, совсем другое – освободиться от тлетворного дыхания, отравившего стенки сосуда, чтобы он вновь стал благоуханным и чистым. Последствия тяжких грехов выпариваются не тотчас и не сразу...

Безусловно, Бог может во мгновение ока все нам даровать, но мы должны подлинно переродиться, стать готовыми для восприятия Божественной благодати, которую утеряли через тяжкие падения.

Вопрос телезрителя Алексея: «Как не впадать в осуждение в свете последних событий?» Страшно перед действительностью – такое время… Но есть и страх Божий. Как сохранить себя в мире и ни с кем не поссориться?

– Немножко нужно подняться над новостными роликами, над калейдоскопической картиной, которую мы невольно получаем из источников информации, и с птичьего полета посмотреть на историю хоть той же многострадальной Украины: 30 лет Европа целенаправленно, цинично и очень умело вела над этим обществом эксперимент зомбирования.

Как не погружаться в это, а заниматься своей душой?

– Смотря с высоты птичьего полета на происходящее, мы должны увидеть несчастье человеческих душ – взрослых, подростков и детей, которые уверовали в собственную исключительность. А самообожествление всегда идет рука об руку с ненавистью к инаковым – к тем, кто не рядом с тобой. И эти темнейшие демонические состояния гордостного самоутверждения и ненависти дегуманизировали, расчеловечили многих наших сродников по славянским корням. Когда-то эти несчастные люди с агрессивной символикой были детьми, невинными трехдневными малышами: к таким малышам ничего, кроме умиления, не испытываешь, видя его светлое личико – проглядывает, просвечивает его бессмертная душа, созданная Богом.

Я сам как священник отвечаю для себя на этот вопрос: каждого Бог сотворил не для этих дикостей – не для цинизма, наркотиков, ненависти и вандализма, но для Божественной благодати, мира, любви. И видя это расчеловечивание, дистанцию длиной в жизнь, уже не будешь осуждать, а будешь скорбеть за этот род вместе со Христом Искупителем, Который взял на Себя грехи всего человечества.

В Ветхом Завете мы находим слова: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного… В Боге нет злорадства – Он есть Бог любви, милости и сострадания. Мы должны смотреть прежде всего в собственную душу, в души наших детей, ведь лукавый не спит и ухищряется поселить в человеческих сердцах вместо молитвы и любви к Богу темные демонические чувства самоутверждения и злобы.

Вопрос телезрителя Никиты: «Почему согласно заповеди «не убий» православные не вегетарианцы?»

– Нужно заповедь разуметь не так, как тебе вдруг заблагорассудилось, но так и с той целью, в той силе, с какой она произнесена.

Заповедь не убий запрещает нанесение человеку вреда убийства по корыстным, гордостным, греховным мотивам: она не запрещает воину брать в руки оружие для защиты своих близких, Родины, и эта заповедь совершенно не соотносится с гастрономией и кухней, с Пасхальным временем.

Еще в Ветхом Завете приготовляли агнцев как намек на грядущее воплощение Христа и принесение Им Себя в Жертву. Вегетарианство никаким боком не соотносится с человеческой нравственностью или безнравственностью: это измышленная гуманистическая доктрина, которая приписывает животным психологию человека (внутренний мир кролика представляется вегетарианцу внутренним миром человека – существа, способного «мыслить и страдать»).

Господь благословлял человечеству вкушать лишь растительную пищу до Ноя. А после Потопа дозволил вкушать пищу животного происхождения, но запретил вкушать кровь животных – с тем, чтобы внушить человеку благоговейное отношение к дару жизни и воспитать в людях трепетное отношение к человеческой крови, которую нельзя проливать по греховным побуждениям.

Вегетарианцы не кажутся мне последовательными людьми: хорошо, ты считаешь для себя неприемлемым употреблять в пищу рыбу или кальмаров, всякую прочую живность, – а как же ты режешь одуванчик, кромсаешь его ножом? В нем отсутствует дух жизни? Одуванчик для тебя рос на весеннем лугу? Нет.

Господь позволяет вкушать растительную и животную пищу, при этом заповедует милостивое отношение к животным. Почему православные христиане не употребляют какие-то виды мясных кушаний, приготовленных по религиозным обрядам иных земных мировых религий? По этим обрядам животное подвергается жестокому способу убиения.

В магазинах есть продукты растительного происхождения со вкусом курицы, трески, говядины – по виду мясо, но это не мясо, а вкус только.

– Инстинкт самосохранения говорит нам, что ароматизаторы и эмульгаторы – это не рапсодия Баха и не симфония Мендельсона: это вещь вредная. Нужно поберечь свое здоровье...

Еще один вопрос нам прислали: «Почему люди говорят, что какой-то грех очень страшный, а про какой-нибудь другой говорят, что Бог простит? Как понять такую классификацию грехов?»

– Всех слушать – с ума сойдешь. Пусть говорят.

В этом смысле христианин – существо весьма бдительное, и когда он только сталкивается с понятием греха, он не должен страдать верхоглядством и отмахиваться: «Ну, это все простительно».

Помню, как один художник мне говорил вполне искренно: «Мы люди творческие – нам без страстей нельзя, нас Бог прощает, если мы упиваемся или блудим, еще что-то творим». Что это за самоизвинение? Где это видано, что человек с творческой способностью имеет право находиться по ту сторону добра и зла? Нет. В этом смысле внимательный молящийся христианин, даже если грех представляется ему как мысленное осуждение, не склонен себя извинять, но должен увидеть эту горящую паклю – и тотчас выбросить ее из своего сознания: любой грех может нас совершенно отлучить от единения со Христом, если мы будем себе потакать и позволим отклониться от прямой дороги чистоты, смирения и любви.

Нам прислали еще такой вопрос: «Слушаю толкование молитв, а когда молюсь, то параллельно на ум приходят эти толкования: получается не молитва, а параллельная расшифровка».

– Бывает, что какое-либо впечатление о прочитанном или увиденном напоминает о себе в час нашей беседы с Господом. Нужно заранее ведать, что по какому-то психологическому закону в час молитвенного предстояния начинает о себе напоминать многое: это мы не сделали, а здесь хотели бы навести порядок...

И человек невольно отвлекается от самого важного дела – поклонения Отцу в духе и истине.

Нужно уметь усилием ума и воли сказать самому себе, что сейчас не время об этом думать. Сначала молитва – все остальное потом: если Бог даст.

Необходимо усилие концентрации, собирания внимания, соединенное со словами молитвы: «Господи, помоги, научи, как сосредоточиться и не отвлекаться – да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». И придет благодать, ум очистится, и мы начнем беседовать с Богом как подобает: с полным вниманием и посвящением себя Творцу.

Вопрос телезрителя Владислава: «Разве спасаются не по благодати? К чему эти разговоры? Бог так устроил, чтобы человек сам знал, спасается он или думает, что спасается. Если нет благодати, значит, человек думает, что спасается. Разве не так?»

– Все, что с нами совершается благого, совершается по благодати. Я, недостойный протоиерей Артемий Владимиров, по благодати Божией сегодня пришел на телеканал «Союз», по благодати Божией сегодня отвечаю на ваши вопросы: случись со мной предынсультное состояние, я бы просто квакал и не понимал, что надо от меня… Но то, что совершается по благодати Божией, вместе с тем осуществляется и моим желанием, усилием. Я хочу, чтобы телезрители услышали ответ с чувством, с толком, с расстановкой. Соработничество – это Божественная благодать и наше маленькое собственное усилие и желание.

Наш девиз – с молитвой к Богу и с любовью к людям. Будем следить за своими сердцами, чтобы они, как сосуды, наполнялись смирением и любовью.

Как правильно жить, чтобы Пасхальная радость действительно вошла в человека?

– Давайте позаботимся, друзья, чтобы нам попасть в цель – припасть к стопам Господа Иисуса Христа и обрести от Него милость, примириться с Его правдой, освятиться Его благодатью так, чтобы через нас еще и другим ее досталось во славу имени Христа.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс