Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Протоиерей Вадим Буренин: Закон и законность

Протоиерей Вадим Буренин: Закон и законность

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Чтобы разобраться в теме беседы, наверное, не хватит и десятка передач, но благодаря вопросам телезрителей, мы можем конкретнее пройтись по теме. Закон и законность требуют расшифровки: Закон Христов, который Он нам дал начиная с ветхозаветного общества и, конечно, Закон Нового Завета всем нам не только нужны и важны, но и необходимы, – но их знают далеко не все (законы, которым мы следуем в нашем человеческом обществе, мы обычно знаем). Законы общества и Закон, данный Самим Господом, зачастую не совпадают...

Но самый главный вопрос: если мы соблюдаем Закон, существует ли необходимость законности?

Каждый раз, говоря о Законе Божием, мы говорим, что мы – верующие люди. Ведь если это Божий Закон, значит, мы – верующие люди, и мы вспоминаем о древности, первых людях, о том, что первые люди нарушили заповедь и получили за это соответствующее наказание – смерть. За грехом последовала смерть.

Здесь очень важно понимать, что каждый раз, когда мы совершаем грех, мы отдаляемся от общения с Богом, как и первые люди. Мы отдалились от общения с Богом, нарушили те правила жизни, которые нам дал Господь.

Первые люди жили в месте, называемом раем, и у них были определенные правила – в частности, было сказано, что нельзя делать. Они нарушают это правило, и сразу за этим следует смерть. Более того, человек лишается рая. Так и в нашей повседневной жизни: каждый раз, когда мы согрешаем, нарушив Закон Божий, мы тем самым отдаляемся от Христа. В дальнейшем, через покаяние, у нас есть надежда на то, что Господь нас не оставит, помилует.

Можно вспомнить известного ветхозаветного угодника Божия царя Давида: то, как он молился и как написал 50-й псалом. Но Господь ему говорит: «Я тебя прощаю, но ты понесешь наказание, причем оно будет вчетверо больше». Это свидетельствует, что Господь нас любит: Он чадолюбивый Отец, – но то, что мы совершаем, нарушая Закон Божий, нас отдаляет от Христа. Чтобы опять вернуться ко Христу, нам нужно приложить соответствующие усилия: нужно показать праведную жизнь по Закону Божию. Если мы этого не делаем, то, естественно, остаемся без жизни с Богом.

Каждый раз, говоря о законе и законности, мы все-таки думаем, что наша жизнь должна быть в гармонии. Но те общества, что были в древности, – это одна история, а в нашем современном мире, в частности в нашем обществе, есть очень много людей, которые не то что во Христа не верят, а вообще ни во что не верят. Это большая трагедия.

В связи с этим и многие верующие позволяют себе поведение, которое предполагает отступление от Закона Божия, чтобы подстроиться под общую серую массу и не выделяться из нее. Здесь что важно? Важна наша жизнь с Богом.

Даже хорошее знание Священного Писания не дает возможности человеку жить так, чтобы это была жизнь во славу Божию. Нередко даже в семьях бывают конфликты, когда муж говорит: «Я глава семьи – это должно быть по Закону Божию», – а жена находит какие-то строки из Священного Писания и говорит, что должно быть вот так и вот так... Что называется, нашла коса на камень… Нередко бывает, что семьи распадаются. К сожалению, такое происходит даже среди тех, у кого такого и не должно бы быть, – в священнической среде. Здесь мы наблюдаем всю сложность нашей жизни по Закону Божию.

Законы и в древности претерпевали определенные изменения – мы говорим не только про 10 заповедей: мы говорим, что это целый большой свод законов. 10 заповедей неизменны, а законы, которые были в древнем обществе, преобразовывались, что обусловлено тем, что общество тоже имело определенные особенности: были народы, у которых тоже были свои собственные законы. Закон Древнего Израиля стал детоводителем ко Христу, то есть некой основой – он привел человечество ко Христу. Привел – и остался фактически за дверями. И наступило новое время, в котором мы с вами и пребываем.

Вот в этом новом времени нам очень важно понимать, что мы должны быть чадами Божиими, которые живут каждый день с той мыслью, что не могут нарушить заповедь Божию: отступить от Бога, поступать так, чтобы это стало трагедией и для них лично, и для окружающих.

Представим себе, что какой-то патриарх, митрополит, священнослужитель или правитель совершает совершенно чудовищный грех перед народом. Это же повлечет за собой соответствующие последствия, и не только для самого человека, но и для всего остального общества… Понимание и осознание этого должны нам помогать, чтобы мы имели настрой жизни со Христом, жизни во Христе.

Кто-то может сказать: «Я маленький человек, я не представитель власти – у меня нет никаких прав, только обязанности». Но нет! У вас есть право на жизнь, и не просто на абы какую жизнь, а именно на жизнь с Богом, которая должна заключать в себя соблюдение духовно-нравственных традиций, – а все они основываются на Законе Божием. Когда мы говорим про наше светское общество, мы, конечно, говорим, что в нем (опять-таки на основе именно нашего христианского вероучения) принимаются определенные законы...

То есть не глаз за глаз, зуб за зуб?

– Да. Когда-то у нас была царская власть, и в этот период времени все выстраивалось на основе христианского вероучения. Потом наступает период советской власти, и, казалось бы, христианство разрушается, – но на примере законов, которые дальше принимаются, мы видим, что отступить от христианских ценностей представители советской власти не могут: они вынуждены считаться с тем, что в обществе есть определенные духовно-нравственные традиции и народ не готов от этих традиций отступать. Он готов их и дальше свято чтить, кто бы что ни насаждал.

Когда мы приходим к периоду Великой Отечественной войны, то, согласно переписи, которая тогда была, значительная часть нашего населения признала себя верующими православными христианами. Это же нужно было иметь соответствующее мужество и вести соответствующую жизнь в тот период времени: это были и гонения, и испытания – было много сложностей… Мы помним, что после Великой Отечественной войны ситуация вроде бы немножко улучшилась, но в хрущевский период наступают опять тяжелые времена – мы помним, что даже некоторые представители нашего светского общества, например Анна Ахматова, остались практически без средств к существованию.

Это тоже было ярким свидетельством, что, несмотря на те ценности, которые в обществе официально провозглашались, на деле могло происходить совершенно другое…

Вот и в нашей повседневной жизни мы можем формально придерживаться Православия и называть себя верующими людьми, но при этом не исполнять Закон Божий. А люди в подавляющем большинстве и не знают заповеди Божии: если сейчас у каждого храма поставить человека, чтобы он во время проведения занятий воскресной школы или после службы у дверей предложил каждому перечислить заповеди Божии, я думаю, с этим была бы большая проблема.

Зачастую, когда я общаюсь с людьми и объясняю заповеди Божии, для многих это становится большим откровением, и в этом проблема: говоря о необходимости сохранения духовно-нравственных традиций, соблюдения Закона Божия, – по крайней мере, мы, православные христиане, должны их соблюдать. Многие ведь бьют себя в грудь и говорят, что они такие и такие, а как только дело доходит до знания элементарных заповедей Божиих, заповедей блаженств, Символа веры, появляются сложности… На Крещение многие приходят и не могут нормально прочитать Символ веры даже по книжке – уж не говорю о знании наизусть. Я считаю, что это большая проблема.

Вспоминаю советский период. Когда я приходил к своему духовнику, он у новоначальных спрашивал Символ веры наизусть, и в большинстве люди могли Символ веры продекламировать наизусть. Я был тогда еще молодым человеком, и для меня это было удивительно и радостно: вроде бы и молитвословы не продавались, но люди что-то переписывали от руки и стремились, насколько возможно, узнать то, что для них важно и необходимо. На сегодняшний день все доступно: и Священное Писание, и специальные книги, и «Закон Божий» в разных изданиях – только изучай. Но многие не знают этого и, более того, знать не хотят.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Всем известно, что за нарушение закона обязательно должно следовать наказание. За то, какие нарушения все мы совершаем, нас, по идее, уже не должно быть на свете. Еще известно, что Бог не ищет, кого наказать: Он пришел нас спасти. Тогда получается, что это не закон, а что-то другое...».

– Да, все мы достойны наказания: без греха только Господь наш Иисус Христос. И распятие на кресте Господа нашего Иисуса Христа стало очень важным для каждого из нас – Господь пришел избавить нас от греха, проклятия и смерти.

Мы уже говорили, что в раю человек согрешил,а далее последовало проклятие и смерть. Господь избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Очень важно понимать, что на сей день мы живем по благодати, по милости Божией… Мы надеемся на то, что Господь нас не оставит.

То есть у нас вечная амнистия?

– Говорить про вечную амнистию здесь невозможно: тогда можно вообще ничего не делать – или, наоборот, совершать любые противоправные, греховные дела, навлекая на себя естественную смерть: ведь не будет никакого раскаяния – это превратится в страсть, когда человек, продолжая жить в этой страсти и отойдя от Христа, ко Христу уже и не подходит – он вне жизни со Христом. Если здесь, на земле, он вне жизни с Ним, то как же там сможет быть со Христом? У него здесь нет благодати Божией, и он не сможет взойти к Богу без благодатной силы Божией, без Божественной энергии.

Поэтому очень важно каждому понимать, что, согрешив, нужно покаяться. Мы знаем немало примеров из житий святых угодников Божиих, что они старались соблюдать Закон Божий, но с чем-то им было очень сложно справиться. Недавно мы прославляли преподобную Марию Египетскую: в какой-то период жизни она вела себя одним образом, в другой период жизни вела себя по-другому. И это показательно в том плане, что человек может грешить, но в какой-то момент он может осознать, что это грех, преобразиться и вести совершенно другой образ жизни. Мария Египетская не просто покаялась, но стала вести такой образ жизни, который привел ее к святости: самое высшее состояние – состояние святости, когда человек пребывает с Богом. Преподобная Мария Египетская достигла святости.

Можно приводить примеры и других святых угодников Божиих, которым было непросто в жизни, которые имели те или иные грехи, но Господь их не оставлял, помогал им. В некоторых случаях человек даже не мог разобраться, что же с ним случилось – как, например, было с преподобным Ефремом Сириным, чью молитву мы читаем во время Великого поста.

Он был посажен в темницу, ему грозила смерть, и он постоянно думал: «Я же не совершал того, в чем меня обвиняют. Как же так?» И он получил откровение, смог разобраться, что в его жизни довело до этого состояния. И далее Господь дает ему возможность проявить себя в жизни и показать, что то, что им осознано, – осознано раз и навсегда. И дальше его жизнь будет во славу Божию: он достигнет святости.

Нам, современным людям, очень важно осознавать, что мы должны жить со Христом и во Христе. Некоторые люди приходят в храм и говорят: «У меня грехов нет». Тогда я говорю: «Давайте я Вас поставлю на амвоне, и Вы всем скажете, что у вас нет грехов. Думаю, народ вокруг удивится!..»

Сразу вспоминается фраза Христа: кто без греха, пусть первый бросит камень.

Бывая в разных странах, мы видим, что везде разные законы, и если мы их не будем соблюдать, можем не только получить наказание, но даже расстаться с жизнью за их нарушение. Однажды я посещал тюрьму, общался с человеком, сидевшим за убийство. И он сказал, что очень рад, что сел в тюрьму: именно там он впервые начал читать и изучать Библию. Когда я там был, ему еще оставалось сидеть около 9-ти лет… Часто наказания, которые приходят к нам, могут пойти нам на пользу? Или нет?

Еще вопрос – о законах, которые мы не только не исполняем, но даже не считаем их необходимыми – например, не сотвори себе кумира или не возжелай жены ближнего своего, и так далее.

– Если мы говорим о светском обществе, то власть принимает определенные законы, и эти законы обязательны для исполнения во всем нашем обществе.

А если не в нашем обществе?

– Приезжая в какое-то другое общество, мы должны соблюдать законы этого общества. Иначе, если каждый будет поступать так, как ему захочется, что же будет с обществом? Кто в лес, кто по дрова? Собственно, у нас почти так и было 30 лет назад, когда у многих было ощущение вседозволенности, беззаконие царило сплошь и рядом – и мы помним, сколько было с этим связано различных трагедий, нестроений… Слава Богу, мы это пережили, но сколько людей погибло...

Важно понимать: если мы приезжаем в какое-то другое общество, там есть определенные законы – например, касающиеся семейного права. Немало наших соотечественников связали себя узами брака с гражданами других стран, и в определенный момент у них появились проблемы, связанные с детьми, с недвижимостью, с исповеданием своей веры, и эти проблемы зачастую неразрешимы.

О некоторых конфликтах мы слышали, но таких конфликтов очень много, и они имеют место по сей день (не так давно мне приходилось участвовать в одном из таких конфликтов). А все из-за того, что в подавляющем большинстве люди не знают законов. На сегодня очень много законов принимается, и уследить за ними сложно.

Имея поверхностное представление о нашем законодательстве, мы приезжаем в другую страну, законодательство которой, как правило, не знаем вообще, – и при этом надеемся, что с нами все будет хорошо и мы устроим свою жизнь та как хотим. Приезжая в другую страну, пытаемся выстраивать жизнь в соответствии со своими представлениями, но, оказывается, там есть свои нормы, правила, представления...

Все слышали, как несколько лет назад глава нашего государства предлагал некоторым людям вернуться в нашу страну – ибо дальше будут определенные проблемы. Но люди посчитали, что они могут жить так, как они решили. Оказалось, нет; в обществе могут происходить какие-то изменения, которые могут коснуться и такого рода людей.

Собственно, если в нашей стране происходят определенные изменения, они имеют прямое отношение к каждому из нас. Что мы можем с этим сделать? Мы можем только принять их – по-другому никак: то, что принимается на сегодня в нашей стране, ведь никак не идет вразрез с Законом Божиим – нас никто не заставляет нарушать заповеди Божии. Нам предлагают жить в нашей стране исходя из духовно-нравственных ценностей, которые стали уже традицией. Государство регулирует эти взаимоотношения, но регулировать их очень непросто: наша страна многонациональная, многоконфессиональная. Несмотря на это, все нормы закона принимаются исходя из того, чтобы никоим образом не лишить никого из нас жизни со Христом. Наши христианские ценности на данный момент не попираются.

Например, в нашей стране брак – это союз мужчины и женщины. Это очень важно, это ценность, которая для нас, верующих людей, непреходяща. Живя с Богом, в Законе Божием, мы ведь тоже прикладываем к этому определенные усилия. Например, сколько было дебатов в связи с новыми положениями Конституции, – тем не менее и Церковь возвысила свой голос, и представители других религиозных структур, конфессий, и само общество в лице своих лучших представителей. И мы видим, что все, что было принято, не расходится с теми духовно-нравственными ценностями, которые для нас непреходящи. Поэтому Закон Божий в нашем обществе – не просто какая-то вывеска, а руководство к действию.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс