Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Священник Георгий Кобрин: Можем ли мы изменить этот мир?

Священник Георгий Кобрин: Можем ли мы изменить этот мир?

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Бывает, мы улыбаемся человеку, которого встречаем, радуясь общению. А попадая в очень тяжелые ситуации, не только не улыбаемся, но и смотрим на происходящее с тяжелым сердцем. Когда в нашем окружении происходит что-то очень сложное, начинаем протестовать и хотим изменить ситуацию... Но в любом случае мы вступаем во взаимоотношения с окружающим миром – пытаемся его изменить. А для этого надо обладать исключительными знаниями (в том числе духовными) либо иметь гордыню (чтобы утверждать, что ты прав, а все остальные неправы). Может ли человек изменить мир?

– Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Библии. В Книге Бытие (первые 3 главы) говорится о сотворении человека, его назначении, о грехопадении и последствиях этого.

Бог сотворил этот мир, и последним Он сотворил человека как венец творения: для него был сотворен этот мир. И душа человека сродни ангельскому духовному миру, а его материальное тело сродни вещественному видимому космосу, поэтому в нем, как в микрокосмосе, соединился весь сотворенный Богом мир.

Бог дает повеление человеку: быть Владыкой этого мира – менять его, совершенствовать, чтобы быть проводником Божественной благодати, ибо все творение создано для блаженства. Это послушание, данное человеку Богом, будет выполняться при одном условии – тот станет таким же, как Бог: обожится, и тогда будет Владыкой этого мира.

Бог нам открыл, что Он есть высшее Добро. Никакого зла в Боге нет – Он есть Любовь. Поэтому Богу было необходимо научить человека любить: любовь создать невозможно. Для этого Бог помещает первого человека (Адама) в раю, создает ему все условия. Тот, живя в раю, через общение с Богом, с животными учится любить свое творение, своего Творца. Бог приводит к нему зверей и птиц и дает послушание: дать имена творениям Божиим. Каждое творение, созданное Богом, имеет идею. Адам видел идеи, которые вложил Бог в то или иное творение, у него было духовное зрение, которого сейчас у нас нет. Видя эти сущности, эти идеи, Адам давал имена.

Потом Господь создает для Адама жену Еву, чтобы он научился жертвенной любви. Затем Бог дает послушание не вкушать плодов с древа познания добра и зла: любое послушание тоже учит любви. Если человек любит Бога, он будет Его слушать. Таким образом, человек, созданный стать Владыкой этого мира, общается с Богом.

В душе человека три силы: разумная, чувствующая и желательная. Разумная сила души есть у каждого из нас. В ней есть высшая составляющая – разум (его еще называют ум или дух): орган, который общается с Богом. Адам общался с Богом. Разум находится в Боге. То, что человек видит вокруг себя, он собирает от чувств (от чувственного мира). Затем рассудок (низшие силы разумной познавательной силы души) дает понятие о том или ином явлении и далее спрашивает у разума, – а разум находится в Боге и получает правильный ответ, что это за явление. Таким образом человек видит верно это явление, правильно его представляет.

Через разум, находящийся в Боге, человек одухотворяет все силы души – чувствующие и желательные, и, таким образом, является проводником Божественной благодати на весь тварный мир, что и значит обожить мир: то есть сделать его единым царством, которое человек преподнесет Богу. Бог принимает это царство, и в этой любви они живут.

Но после грехопадения разум ниспал в чувственную область, и когда человек получает те или иные материалы от окружающего мира, он не может, потеряв эталон, сделать правильные выводы о том или ином событии, он его искажает.

Все люди после грехопадения в той или иной степени искажают этот мир и, соответственно, неправильно его понимая, они пытаются что-то изменить в своей жизни (отсюда возникают всякие проблемы).

Чаще всего этот мир ведет к разрушению, но Бог как Промыслитель это сдерживает и вразумляет человека. На самом деле Бог установил один-единственный закон – закон любви. Если человек живет в любви (то есть с Богом, в Божественной благодати), то преобразовывает этот мир со знаком «плюс»: это нам, православным, как раз и дано. Если человек вне Бога (значит, с темными силами), он этот мир преображает со знаком «минус» – то есть разрушает.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Насколько прощение обид, работа над собой преображают мир вокруг нас?»

– Часто, даже на Исповеди, говорят: «Меня настолько сильно обидели, что я не могу простить обидчика». Я рекомендую: если вы сами не можете простить, то просите у Бога, чтобы Он вам помог простить.

Как заповедовал нам Господь, прощать можно бесконечно.

Через всех людей действует и добро, и зло. Мы не знаем причины, по которой вас обидел тот или иной человек, те или иные события. Задача бесов вывести нас из равновесия, чтобы мы были в негативе, в ненависти, в злобе – это им нравится, это их цель. А когда мы прощаем человека, мы зло в себе уничтожаем и пытаемся вернуться к тому состоянию, для которого призваны, – жить в благодати Божией.

У нас часто говорится, что внешним миром правит князь тьмы. Нам не нужно вмешиваться в ту жизнь, а нужно заниматься своей духовной жизнью?

– Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». В присутствии людей, которые живут в благодати Божией, человек меняется.

Недавно была память преподобного Серафима Вырицкого. Большевики его хотели многократно арестовать, его обыскивали. Пришли к нему с обыском и арестом, а он начал беседовать с этими бедными солдатиками, – и под действием этой благодати люди менялись: прекращали обыск, никакого ареста не состоялось, они уходили радостные – сходила благодать Божия и сразу все зло уничтожала.

Конечно, мы хотим, чтобы этот мир существовал, чтобы не закончилась история человечества. Она закончится, когда иссякнет любовь...

Для этого нам необходимо стяжать Дух Святой – дух любви. Если таких людей будет много, то народ и государство будут процветать. Измени себя, и вокруг тебя все изменится.

Вопрос от Евгения из Белгорода: «Чтобы изменять мир, сначала нужно изменить человека, но даже Богу это не удалось. Первая попытка – изгнание из рая: человек не изменился. Вторая попытка – всемирный потоп: человек не изменился. Содом и Гоморра ничему не научили – и даже Жертва Христа, которую Он за нас принес. Я не уверен, что сегодняшние люди грешат меньше, чем те, которые были до потопа».

– Вы правильно сказали: и изгнание из рая, и всемирный потоп, и Содом и Гоморра, и после того, как еврейский народ убил Христа...

Господь им сказал, что оставляется дом ваш пуст: все это говорит, что единственный закон о любви не исполняется. Но были люди, были семьи, где были праведники, исполнявшие закон любви (и Адам потом покаялся), – и они все попали в Царствие Божие. Господь собирает пшеницу… И сейчас есть люди, которые стремятся к этому, и ради них – людей, пытающихся исполнить закон любви, – держится этот мир.

С моей точки зрения, мир держится исключительно из-за православных людей. Поэтому на нас весь мир ополчился. Почему? Только нам, православным, в полноте дано не только теоретическое знание от Бога, но и реальное с Ним общение: только в Православии.

Католики отпали от Вселенской Церкви в XI в., от них в XVI в. отпали протестанты, а нам в полноте дано исполнять закон любви. Если мы его будем исполнять – человечество будет существовать. Если не будем исполнять – Бог прекратит историю человечества. Поэтому нас не любит западный мир, потерявший Бога (я говорю не обо всех людях, а о «кукловодах», которые руководят этим западным миром).

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Как вести себя с неверующими людьми, если на них не хватает терпения?»

– С неверующими разговаривать очень сложно. Они люди рассудочные, а рассудку Бог недоступен. Когда им говоришь о благодати Божией, они не понимают: как так может быть? Бог рассудку не поддается, поэтому они Бога не видят. Говорить с ними об этом – это говорить со слепым и глухим.

Святые отцы говорят, что если человек не хочет ничего слушать, нужно показывать своим поведением, что ты немножко отличаешься от него. Все, даже злые люди, тянутся к добру, к любви. Поэтому если вести себя как настоящий христианин, человек задумается.

Мы ведем беседы в школах, вузах, тюрьмах и других учреждениях. Мы рассказываем именно рассудочным образом о православном мировоззрении. Аудитория втягивается в этот разговор, и люди понимают: это ложится на их душу, и люди задумываются, что, оказывается, существуют законы, которые установил Бог, – а они эти законы не знают, поэтому и проблемы. Выводы я не делаю, а подвожу к выводам: они уже сами задумываются...

Не надо неверующим ничего навязывать. Если человек не хочет слушать о Боге, не нужно ему постоянно говорить об этом. Нужно своим поведением показать, что я пришел в Церковь, моя жизнь изменилась: у меня мирное и благодатное состояние, глаза светятся. Неверующий увидит такие глаза и поймет: «Что-то здесь есть! Надо попробовать…».

Мы все люди рассудочные, а Бог рассудку недоступен. Поэтому, когда вы им говорите о благодати Божией, они отвечают, что этого не может быть – этого просто нет, что рассудком они видят – это синее, а это белое, и это можно подтвердить экспериментом. А Бог рассудку не поддается: они Бога не видят, и говорить с ними об этом – говорить как со слепыми или глухими.

Святые отцы говорят: если человек ничего не хочет слушать, ему надо показывать своим поведением, что ты немножко отличаешься от него. Все тянутся к добру и любви, в том числе, и злые… Я уже приводил пример преподобного Серафима Вырицкого, как добро меняет душу. Когда вы сами будете вести себя как настоящая христианка, то, может быть, человек задумается: «Почему она не такая, как я? Меня все раздражает, а ее нет: почему она пребывает все время в радостном состоянии? Что-то здесь не то». Вот когда она призадумается, вы можете с ней поговорить.

На катехизаторских курсах (а я руководитель) мы ведем беседы с аудиторией в тюрьмах, вузах, школах и других учреждениях. Мы рассказываем о православном мировоззрении рассудочным способом: логически объясняем поступки Бога и так далее. Люди втягиваются в разговор, начинают понимать, что-то ложится на душу, и они начинают задумываться: оказывается, существуют законы, которые установил Бог, а мы их не знаем – может, поэтому у нас есть проблемы? Выводы я стараюсь не делать, я их подвожу к ним, и люди выводы делают сами.

Не надо навязывать. Если человек не хочет ничего слушать о Боге, не надо постоянно говорить: иди в церковь, ты сам все почувствуешь. Вы сами покажите, что из церкви вы пришли совсем другая, в вас мир и благодушное состояние, и глаза ваши светятся. Человек посмотрит в ваши глаза и поймет, что-то здесь есть, и захочет попробовать.

Я вспомнил лихое время, когда на Церковь были гонения. Помню, идешь на Пасху в храм, а там стоят дежурные – не пропускают. Это были комсомольские отряды, дружинники. Но было и другое: в большие храмы на Пасху был вход по приглашениям. Их выдавали не только верующим, но и неверующим – в основном чиновникам. Церковь открыта абсолютно для всех, никого не отвергает, но в этой открытости часто сама и страдает. Почему Церковь принимала людей, которые приходили просто отметиться?

– Церковь всегда была гонима: дьявол воюет против Церкви, и он делает все, чтобы ее уничтожить. Но Господь сказал, что она будет стоять до Второго Пришествия и ничего с ней не будет. Но в каком объеме останется истинная Церковь, нам неведомо.

То, что эти люди приходили, я знаю по собственному опыту. Когда нельзя было войти в храм на Пасху, мы стояли у окошка и слушали службу. Но рядом появлялись люди и начинали громко говорить, не давали даже службу послушать: все делали, чтобы ты не приобщился к вере.

Такое озлобление связано с тем, что человек подвержен бесовской силе, в человеке это пребывает. Пример преподобного Серафима Вырицкого доказывает это: прикосновение святого, как благодатного носителя Святого Духа, мгновенно меняет мировоззрение человека. Что произошло с человеком? У него была ненависть к старцу, и вдруг она исчезла. Появлялось какое-то радостное благодушное состояние, и человек спокойно уходил.

Люди не видят Бога по одной причине – из-за грехов: грех не позволяет видеть Бога. Если покается в грехе – увидит. (Поэтому можно даже предложить ради эксперимента сходить и покаяться в грехах.)

Я вижу это преображение в нашем храме регулярно. Приходят пожилые люди и говорят, что они никогда не исповедовались, хотя и крещеные. Мы предлагаем провести генеральную Исповедь. Человек называет грехи, священник помогает: тот не видит своих грехов – они стали уже его природой. Когда все искренне скажет, прочитаешь разрешительную молитву, смотришь – и человек уже другой.

Это потрясающее чудо – ты видишь, что произошло преображение. Я говорю: «Еще причастишься и будешь, как ангелочек». Предложите неверующему пойти и покаяться в своих грехах ради эксперимента, скажите, что батюшка поможет. И пусть он понаблюдает за собой: будут ли изменения?

Вопрос телезрителя: «Когда человек бросает пить, говорят, что Господь помог. В чем помощь Божия, а в чем усилия человека?»

– Грех винопития относится к самой низшей первой страсти – чревоугодие: это переедание и наслаждение пищей; сюда же я отношу наркоманию, табакокурение и винопитие. За каждым грехом стоит злой дух, который сначала человека соблазняет разовыми случаями, а потом, раз за разом, это становится привычкой, и он его держит. Здесь необходима помощь Божия. Ко мне иногда обращаются с такой просьбой.

Я когда-то прочитал разговор двух священников. Один другому говорит: «Я курю и не могу бросить». А другой: «Знаешь, как бросил? Я зажигаю сигарету, читаю 40 раз «Господи, помилуй» – прочитал и курю дальше. И так на каждую сигарету. И в один прекрасный день совсем пропало желание курить». Человек просил Бога, и Бог ему помог… Так священник излечился от этой страсти.

Что такое вино или наркотик? Человек создан по образу Бога, и у него есть стремление любить и радоваться; Бог есть высшая любовь и радость, и эту задачу он может выполнить двумя способами – либо живя с Богом в благодати Божией, когда Бог воздействует на душу, либо через тело – все телесные привычки ведут ко греху. Вино и наркотики приводят к тому, что в теле возникают гормоны радости – эндорфины. И человек свою задачу выполнил...

Дальше возникает привычка, человек напивается – и попадает в ад. Такой примитивный грех, но ему подвергается большинство людей.

Безусловно, здесь огромный труд человека: без труда человека Бог ничего делать не будет.

Меня спрашивают, нужно ли читать утренние и вечерние молитвы? Можешь не читать – Бог тебя не заставляет, это не Богу нужно – Он самодостаточный. Но когда Он видит, что человек хоть что-то делает, что он хоть как-то трудится, чтобы наладить общение с Богом, тогда дает благодать. Когда Он видит, что ради соединения с Ним человек смиряет свое тело, ходит на службы, молится, – Он дает благодать.

Я как-то говорил с неверующей женщиной и объяснял ей, что мы ходим в церковь, чтобы покаяться в своих грехах и получить благодать. Она отвечает: «Я уже пребываю в благодати: хожу в лес, в театр, – там везде благодать». Люди не понимают; что это такое, как Святой Дух дает неизреченную радость, от которой текут слезы, сердце прыгает? Благодать – это тихое мирное устроение внутри человека.

Слово «счастье» здесь не подходит?

– Это слово какое-то непонятное, трудноопределимое. А состояние мира в душе – это другое. Почему люди идут в монастырь? Они хотят благодати. Некоторые думают, что люди идут в монастырь, раз у них жизнь не сложилась. Совсем нет: они хотят благодати. Благодать, которая дается монахам, нам и не снилась… Но там и совершенно другая брань – там такие нападения от дьявола бывают, который им мстит за это… Тем не менее они живут в благодати – когда к ним приезжаешь, смотришь на монахов, которые много лет там живут, у них даже лица светятся.

Молитвой мы можем изменить мир?

– Когда мы молимся, мы меняем этот мир, становясь проводником Божественной благодати: для этого и создан человек, чтобы быть проводником на весь мир. А что мы подразумеваем под миром? Это человеческое общество или мир, который в душе, или все творение Божие? Этому надо посвящать отдельный разговор.

Можем ли мы изменить мир?

– Можем и должны. Я хочу обратиться к нашим телезрителям: наш мир существует до тех пор, пока есть люди, которые исполняют закон любви. Если таких людей не будет, Бог прекратит существование этого мира: никакое оружие нас не спасет.

Записали:
Наталья Мухлынина
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы сегодня соединяем высокую науку, развитую технику с нашей глубокой верой, с сохранением традиций

Телемост был организован из Зала Высшего Церковного Совета в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы по каналу видеосвязи, предоставленному Центром управления полетами и ВГТРК.

 
Беседы с батюшкой

Священник Николай Святченко: В чем мы ответственны перед Богом?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс