Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Священник Николай Святченко: В чем мы ответственны перед Богом?

Священник Николай Святченко: В чем мы ответственны перед Богом?

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Тема ответственности всегда стояла перед любым человеком и особенно перед христианином. Мы со школы слышим: «Ты должен. Ты обязан. Ты ответственен. У тебя есть обязанности и нет прав» и т.д. – и привыкаем к состоянию, когда мы все время что-то кому-то за что-то должны. В ответственности перед Богом уходят в сторону человеческие привычки, но самоосознание ответственности остается.

Вы очень много работаете с молодежью, и очень разной молодежью – православной, невоцерковленной или малоцерковной и с атеистами. Вы видите срез мнений молодых людей. Они по-разному смотрят на ответственность перед Богом? Для кого-то ведь Бога еще нет – они еще пока не пришли к Нему. Но Вы все равно говорите с ними о такой проблеме? И есть ли она?

– Конечно, этот вопрос часто поднимается в разных аудиториях и в личных беседах. Об ответственности перед Богом есть целая палитра мнений, что мы понимаем под этим.

Традиционное отношение к ответственности перед Богом, которое разделяли ветхозаветные люди, многие язычники, таково: ответственность перед Богом, перед Небом – в том, чтобы правильно исполнять конкретные правила, законы, вовремя приносить жертвы богам или Богу. Человек всегда в ветхозаветном контексте должен: он всегда «платит» за то, что он ходит, дышит, живет и т.д. Это обычное глубокое понимание нашей ответственности – перед Богом, перед страной, перед царем, перед другими людьми.

В Евангельскую, новозаветную эпоху прорывается еще такой момент – мы часто смотрим друг на друга с функциональной точки зрения, когда к ответственности призываем наших ближних: они, наши ближние, должны что-то делать, вести себя так или по-другому. Мы часто точно такое же отношение перекладываем на Бога: будто Он смотрит на нас как на людей, которые должны Ему, и требует от нас тех или иных действий.

Здесь очень важно усвоить Евангельский урок – усваивать Евангелие: оно весьма непросто для сердца и для души человека – Христос и Бог учат вещам, которые не вполне укладываются в наше сознание. Например, в известном образе из Откровения Иоанна Богослова мы находим картину, когда Христос стоит у двери и говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Чаще всего большинство зацикливается на этом стуке и содрогается: Он пришел – сейчас что-то начнется, какое-то «кровавое месиво». Человек всегда не готов к Богу: он всегда не успевает сделать так, чтобы быть готовым принять Бога и Христа… Где-то дома будет грязно, сам будешь не в той одежде или вообще обнажен. Человек боится, страшится и делает все возможное, чтобы подальше держаться от этого стука, холодящего душу.

Но мы видим, что Христос приходит с благой вестью, с радостной вестью. Он говорит: «Я хочу к тебе войти, чтобы с тобой вечерять – с таким, какой ты есть».

В Евангелии мы находим много мест, где Христос учит Своих учеников, апостолов и вообще Церковь смотреть на этот мир Божиими глазами – смотреть на все, что в нем есть прекрасного, и что в мире все преисполнено Божиим присутствием. Христос учит этому взгляду, учит этой точке зрения и говорит об этом в образе о птичках полевых, когда Господь говорит, что так Он заботится и о нас. Но ведь птички полевые живут очень короткий век...

Здесь наблюдается оптимистичный взгляд, которым Христос делится: Он учит христиан смотреть на окружающий мир и друг на друга именно так – видеть друг в друге лучшее. А пессимистичный взгляд говорит: «Посмотри, сколько в мире зла, сколько насилия, смерти, болезней, несправедливости, войн и т.д.».

Что делать человеку? Как можно одновременно смотреть с обеих точек зрения? Это весьма непросто. Но Христос в этом образе птичек полевых дает ключ – Он говорит, что век их короток, и что как бы мы не пытались исправить этот мир, зло, происходящее в нем, смерть, болезни, несправедливость и т.д., мы не успеем этого ничего сделать...

Можно находиться в ожидании того, что кто-то придет, произведет суд и накажет соседа за какие-то его злодеяния, но в ожидании этого можно находиться всю свою жизнь, и ничего не произойдет. Хотя может настать тот день, когда мы не ждем, а Бог придет и сотворит суд...

Но так или иначе наш век настолько короток, что Христос говорит, чтобы мы в понимании этого мига, который по сути дела есть у нас, учились смотреть, что есть в мире благого, что есть в мире от Бога. В этом смысле Христос учит нас заповеди любви – главному фарватеру и фильтру, который может обычного человека сделать христианином.

Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Я хочу рассказать, в чем мы ответственны перед Богом, как я это понимаю. Если я не права, Вы меня исправите. Я понимаю это так, что мы должны сами стараться жить по заповедям Божиим, хоть это очень тяжело, а самое главное – научить наших детей, молодое поколение почитать Господа Бога и стараться жить по Его заповедям. Если мы их этому научим, я думаю, мы будем гораздо лучше, чем в данный момент».

– Это как раз то, о чем мы сейчас и говорили: смотреть на этот мир по-христиански и учить других людей смотреть на него так, как Бог на него смотрит, и смотреть на людей, на окружающую природу, на все, что происходит во вне, как на все то, что напоминает о Боге. Это касается и наших действий, и наших пожеланий, и всего того, что наполняет нашу жизнь.

В ответственности перед Богом есть один очень серьезный аспект. Это касается страха: не того трепета, о котором мы говорим: «Со страхом и трепетом», не того страха, с которым мы подходим к Причастию, а страха перед языческим большинством, когда показывают какие-нибудь фильмы, и в нас входят прямо страх и ужас, когда мы видим какого-нибудь страшного Зевса или еще кого-нибудь.

Когда мы обращаемся ко Христу, мы знаем из Евангелия только одно слово «любовь» и ничего другого не воспринимаем. Но и тут мы слово «любовь» воспринимаем как всепрощение: «Меня Господь любит: Он любит всех – значит, любит и меня. Он – Любовь, соответственно, если я согрешу, все будет хорошо: я же не делаю каких-то страшных дел, я не убиваю людей десятками. Любовь все покрывает». Тогда и моя ответственность перед Богом выглядит иначе: я как бы и не испытываю ее – Он меня любит, значит, все хорошо.

– Если говорить о любви к Богу...

В данном случае мы говорим о Его любви – «Он меня любит, и этого достаточно: я ведь грешный, как же мне полюбить Бога?»

– Такая ответственность, или следствие дальнейших действий, вырастает как раз из любви человека к Богу. С каким эпизодом из нашей жизни это можно сравнить? Например, когда люди любят друг друга, тогда кажется, что все в жизни происходит в формате этой любви (заиграла песня о любви, например, и человек говорит: «Это о нас поют», заиграла песня о расставании – тоже о нас): все происходит в свете того, что есть в жизни человека, в свете любви.

Так и христианин, проникаясь любовью к Богу, все происходящее воспринимает в контексте Его присутствия, Его пребывания вместе с человеком. Отсюда она и вырастает. Ответственность для человека совершенно естественна и не оказывается каким-то насилием: когда мы говорим об ответственности по долгу, то чаще всего она возникает вследствие того, что мы боимся нарушить Уголовный кодекс, например, или лишиться каких-то благ – в этом смысле ответственность имеет всегда элемент страха, который ее питает.

Может быть, большинство людей только таким образом и могут быть ответственными перед Богом. У каждого разные таланты и способности познания Бога, приближения к Богу (об этом говорили и апостол Павел, и Иоанн Богослов). Наверное, для каждого человека ответственность перед Богом имеет разную мотивацию, но, полагаю, это выражается в той христианской жизни, которую мы можем внешне фиксировать.

Один из центральных моментов Пасхального богослужения – чтение «Слова» Иоанна Златоуста, в котором он говорит: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство!» (и я читал такие комментарии: если могут приходить все, зачем поститься, напрягать свои силы? Я говорю тут не про грех и не про использование Божией любви в удовлетворение своих эгоистических желаний…) Вопрос: насколько мы можем быть ответственны в радости? Как быть ответственным в ней?

– Знаменитое «Огласительное слово на Пасху» Иоанна Златоуста, о котором Вы сказали, это определенное фиксирующее слово о совершено Христом: что Его Жертва покрывает всех людей и Христос адресует Свое приглашение войти в Его Царство абсолютно всем. Здесь вырастает первого рода ответственность у человека перед Богом: она состоит в том, чтобы как минимум отреагировать на это приглашение.

Христос уже все сделал. Он ведет человека за Собой, Он готов человека очистить, омыть, принять и вернуть ему статус сына. Из этого приглашения вырастает ответственность выбора человеком своей жизни: как я себя оцениваю? Я просто животное, живущее ради чрева (питания, одежды и какого-то времяпрепровождения), или я больше, чем животное и во мне есть что-то такое, что можно преобразовать?

Во мне есть то, что Бог любит, ради чего Он пришел и пожертвовал Собою: здесь ответственность перед Божией любовью, Его Жертвой. В контексте этих дней это особенно актуально – через несколько дней начнется Страстная седмица, когда мы будем переживать мучительные страдания, которые Господь взял на Себя ради нашего спасения. В этом смысле получается ответственность за собственную жизнь, собственное существование, собственное «я».

Бог готов принять и того, кто потрудился с 3-го часа, и того, кто потрудился с 9-го или 12-го часа. Я думаю, слово святителя Иоанна Златоуста именно об этом. (Конечно, можно манипулировать текстом и говорить: мол, смотрите, Иоанн Златоуст говорит, что можно поесть жареного поросенка накануне перед Пасхой и прийти причащаться... Можно извратить любой хороший текст, любое богодухновенное слово, жонглируя цитатами: мы знаем, как легко это можно сделать).

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Как известно, Бог – любящий Отец. Может быть, наша ответственность – в том, чтобы в глазах любящего Отца не выглядеть непристойно? Еще у меня отдельный вопрос о молитве Иисусовой. Мы говорим: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного“. Слово „грешного“ здесь – не самобичевание? Христос лучше нас знает, насколько мы грешные: зачем Ему об этом напоминать лишний раз?»

– Полностью согласен, здесь есть определенная ответственность – страх обидеть Отца, Который в нашу сторону наклоняется и готов нас принять, страх выглядеть дурно перед Ним. Этот образ использует Христос в том числе в притче о блудном сыне – хотя самое интересное нам представляется в образе отца, принимающего сына, который, собственно, не очень-то и сильно кается: он приходит к отцу, чтобы стать наемником, – возвращается из страны, где он голодал, по той причине, что претерпевал там внешние скорби. Глубинного раскаяния в нем не происходит.

Конечно, часто приводят в пример кающегося блудного сына. Но самое интересное – в том, что отец принимает его без условий: даже видя, что тот неадекватно кается, неадекватно проникается в свою греховность.

Молитва Иисусова закреплена в традиции – это часть очень богатого христианского православного опыта. Конечно, Бог знает о нас все, и мы можем вообще не открывать рот, обращаясь к Нему, не произносить никаких молитв (ни славу, ни исповедание, ни хвалу, ни что-либо другое): Он знает все о человеке наперед. Мы делаем это для себя: мы проговариваем это вслух, фиксируя тем, что знаем свою темную сторону, и хотим, чтобы Бог нас просветил.

Мы знаем, что в этой жизни до конца не будем просвещены: нет на земле идеального человека – идеальным был только Иисус Христос. Но наша надежда относится к жизни будущего века и к воскресению. Если мы перестанем фиксировать себя как грешных, то можем впасть в прелесть, банально возгордиться. Поэтому это нужно каждому из нас – в особенности тем, кто считает себя великим, праведным и безгрешным, стоит, может быть, тысячекратно повторять: грешен, Господи, пред Тобою.

Конечно, это не должно доходить до бессмысленного самобичевания. В контексте этой молитвы мы как бы говорим Богу: «Господи, мы знаем, что спасти нас можешь только Ты, а не наши заслуги и дела». Ветхозаветные люди (те же книжники и фарисеи) кичились тем, что Бог им должен – ведь они исполняют 613 мицв, выполняют закон, правильную молитву читают вовремя и так далее: Бог как бы становился их должником.

Этой молитвой мы сообщаем сами себе прежде всего, что не можем держать Бога в заложниках, делать Его должником. Мы говорим: «Господи, все находится в Твоих руках, в Твоей милости и Твоей любви» – мы просим Божией милости, Божией любви и оцениваем себя адекватно, объективно.

Эта молитва должна иметь, конечно, позитивный настрой, заключающийся в том, что, осознавая себя, мы знаем: все в руках Божиих и с надеждой и оптимизмом смотрим на настоящее, ведь Бог – здесь и сейчас, и Его присутствие для нас главным свидетельство, что мы – Его дети.

В слове «ответственность» – корень «ответ»: получается, мы должны держать ответ перед тем, перед кем ответственны… Господь ждет от нас ответа на Его любовь – ответной любви. Но здесь есть и другое. Мы считаем себя людьми знающими, но на самом деле настолько безграмотны, нелюбопытны! Мы не стремимся узнать Бога и потому, наверное, нам сложно держать ответ перед Ним. Помогает ли нам в ответе перед Богом знание и изучение Евангелия, святоотеческой литературы? Есть много людей, которые не хотят этого: знание, как говорится, надмевает...

– Я думаю, что в фундаменте ответа перед Богом лежит поворот жизни в сторону Божию, когда человек узнает о том, что Бог в лице Иисуса Христа сделал для человека: Он воплотился, родился, прожил жизнь, принес Себя добровольно в Жертву на кресте – вот что сделал Бог, вот что явлено нам во Христе. Какой будет ответ на это?

Ответ может быть в виде полного равнодушия. Либо это может быть удивление. А можно пойти за Христом даже когда неизвестно, куда ты придешь. Как жены-мироносицы, например, весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, помазать тело своего убитого Учителя, лежащего в пещере. Они говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Зачем они пошли? Что они хотели сделать? Как они надеялись совершить этот иудейский ритуал, который не успели из-за спешки совершить в пятницу? Это кажется безумием и несуразицей. Но движение этих женщин в сторону Учителя очень хорошо, по-моему, характеризует движение человеческой души, которая реагирует на Воскресение Христово, на Евангелие, на Божий призыв – и человек начинает следовать за Господом, даже не понимая, куда он придет.

Так Авраам вышел из дома отца своего, не зная, какие перипетии в жизни его ждут, дойдет ли он до Земли обетованной и какие скорби ему необходимо будет претерпеть на этом пути… Бог обещает ему много детей и много еще чего, и Авраам живет в ожидании реализации этих обещаний до 99 лет, когда явился ему Господь у дубравы Мамре в лице трех путников и сказал, что через год будет сын у Сарры, жены твоей. Авраам в глубине души, наверное, думал, как и жена его Сарра, что это невозможно: они уже смирились, что ничего не будет дальше, они просто любили Бога и шли за Ним, несмотря ни на что...

По-моему, это очень хорошее христианское настроение и принятие призыва, который адресуется к человеку. Но человек ведь может проявить равнодушие или агрессию...

Как я понимаю, научиться быть христианином сложно, но можно?

– Конечно. Каждый день нужно стараться это делать и просить Бога об этом, признаваясь в том, что мы еще не совсем христиане, фиксируя свою душу перед Богом. Это в каком-то смысле пеленгование себя перед Богом, когда мы смотрим свое состояние, свидетельствуем о нем и Богу в этом исповедуемся. Это наилучшая Исповедь, когда мы исповедуемся не в каком-то перечне грехов, а в состоянии своей души.

На каждой Литургии мы молимся и просим христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде Христовом. Если мы просим доброго ответа, то, наверное, наш ответ должен быть добрый...

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс