Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Протоиерей Александр Березовский: Давайте учиться желать другому того же, чего мы желаем себе!

Протоиерей Александр Березовский: Давайте учиться желать другому того же, чего мы желаем себе!

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Хотел бы спросить Вас о сюжете из Книги Бытие – как Иаков, которого мы все знаем как праотца, сына Исаака, обманом получил благословение своего отца. Вкратце история: Исаак перед смертью собирался передать своему старшему сыну Исаву Божие благословение, которое шло из поколения в поколение. Исав ушел на охоту, а Ревекка, жена Исаака и мать братьев, обманом нарядила Иакова так, чтобы тот был похож на Исава. Исаак был подслеповат – не увидел, что это Иаков, а не Исав, и благословил его. Когда пришел Исав и узнал, что случилось, Исаак отказался благословлять его заново, и старшим братом вместо Исава стал Иаков. Этот обман признан, мы читаем в Евангелии: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова. Именно из рода Иакова пришел потом Мессия. Получается, Бог признал, поддержал обман?

– Да, признал. Потому что из двух братьев, Исава и Иакова, первому отцовское благословение не было нужно и дорого: он с легкостью продал его Иакову за чечевичную похлебку – Иаков предложил еду Исаву, когда тот вернулся с охоты голодный, и сказал: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Таким образом он сам от него отказался. Мы знаем, что их мать Ревекка поддержала обман. Можно сказать, это была ее идея – она видела в добром Иакове гораздо больше возможностей для продолжения доброго рода.

Почему Бог это принял? Иаков был в очах Божиих более приятным, ведь Исав был грубым, охотником до женщин, развращенным, гневливым, очень несдержанным, а Иаков был совершенно другой: кроткий, смиренный, любящий родителей, любящий Бога.

Но этот обман не прошел Иакову даром: помните, когда он хотел жениться на Рахили, ему подсунули Лию, на которой он вынужден был жениться? Он 7 лет работал за Рахиль, а получил Лию – обман вернулся ему обманом. Ему пришлось еще 7 лет работать за Рахиль, и он получил двух жен. Трудился, ждал, и свершился такой обман: Бог этот обман попустил как некое воздаяние.

Иаков обман пережил с кротостью. Церковь именует его в праотцах, ибо он достойный сын своего деда Авраама, отца Иакова, и сам он стал основоположником целого народа, который, придя в Египет, был совсем немногочисленным (несколько десятков человек), а затем вырос до могучего народа, которому Господь по Своему обетованию Аврааму дал Землю обетованную и который из своих недр родил затем Спасителя.

Вопрос телезрителя Андрея из Фрязино: «Как мне быть, чтобы тоже наследовать Божие благословение?

– Чтобы наследовать Божие благословение, нужно жить по Его заповедям. Ибо Богу угодно, чтобы люди жили не своим разумением, желаниями, чувствами, но следовали за Ним, как Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Человек – существо очень своевольное, себялюбивое, погрязшее в дурных привычках, от которых отказываться зачастую не собирается. Чтобы наследовать Божие благословение, милость и Царствие Божие, необходимо себя отвергнуться – значит все, что хочется, поставить на второе место, а на первое поставить то, что Богу хочется, и исполнять Его волю. Вся наша жизнь должна быть пропитана именно этим – тогда Бог благословит вашу жизнь, семью, детей, внуков, правнуков и весь род до тех пор, пока род будет хранить верность Богу.

Давайте вернемся к теме про Иакова и его обман. Часто и нас в жизни обманывают. Узнаем мы об этом не сразу, спустя время. Как хотелось бы, чтобы мы узнавали об этом сразу, чтобы Бог обманщика наказал. Почему Бог не вмешивается в такие вещи, не пресекает их в тот же момент, когда, например, у Ревекки с Иаковом созрел сговор?

– За Бога рассуждать дерзко: как мы, творения, можем критиковать действия Творца? Горшок горшечника не учит.

Если Богу угодно, Он вмешается сразу, угодно – может потерпеть какое-то время, попустить любую несправедливость, и человеку должно это принять с благодарностью. В любом деянии Божием есть только благо для нас. Даже когда Бог наказывает – это для нашего же блага. Нас часто несет в такие дебри, из которых сами мы точно не выкарабкаемся, а Бог, предвидя человеческое падение, может остановить нас. Каким образом? Как Богу будет угодно, как Он Сам решит вмешаться в нашу жизнь.

Иногда Бог попускает болезнь, несправедливость, наши собственные ошибки, которые мы потом расхлебываем – несем некую житейскую епитимью. Казалось бы, вмешайся Бог, не дай состояться браку, который потом стал мукой… Девушка хотела замуж. Парень вроде бы ничего: не без дурных привычек, но она закрыла на все глаза и вышла за него. Оказалось, что это не жизнь, а ад. Разве Бог не знал, что это за человек? Иногда Бог вмешивается, и такой брак не случается. Иногда Он вовремя открывает глаза, а иногда попускает это, и попускает для нашего спасения.

Сегодня мне прислали письмо, где одна женщина рассказывает о своей недавно умершей маме. Эта мама была олицетворением любви, кротости и смирения. Муж у нее пил, ее обижал, зачастую гонял. Дочка говорит, что им иногда приходилось по ночам за водкой бегать, чтобы его хоть как-нибудь усмирить: не жизнь – сущий ад. Эта женщина никогда не роптала, по ночам молилась. Дочка говорит: я просыпаюсь – мама молится. Так было почти всегда. Она не злобилась, не раздражалась, жалела дочку и мужа, сколько могла. В прошлом году умерла. Дочка с очень большой любовью о ней вспоминает, сожалеет, что ей теперь придется быть без мамы.

Приобрела бы эта женщина такую степень смирения и кротости, если б не такой муж? Мы не знаем, можем только предполагать, и наше предположение будет далеко от истины. Дочка пишет: мама часто плакала, но не унывала. Через скорбь до слез Бог воспитал в ней такие качества, о которых мы только просим: «Господи, дай мне терпение, смирение, кротость, воздержание, великодушие». Прочитал – закрыл, вечернее правило исполнил. Чтобы приобрести такие качества, нужно такую жизнь прожить.

Когда тебя носят на руках, даря цветы, во всем ублажают, исполняют все желания, когда ты не имеешь никакой скорби в жизни, знай: ты далек от спасения – очень далек. Сам апостол Павел сказал: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, а без них – нет. Да, Бог видит, знает, но, когда считает нужным, Он как бы отступает в сторону. И такую скорбную жизнь человек сам не пережил бы, если бы Господь его каждую минуту не поддерживал.

Лучше любую ситуацию рассматривать в свете вопроса: для чего? Если все время задавать вопрос «за что?», будет казаться, что Бог – карающая сила, которая подсматривает за ошибками человека, вольными или невольными, и карает. На самом деле Бог есть любовь: что бы в нашей жизни ни происходило, Он поступает по любви к человеку.

Его понимание любви абсолютно, а наше очень относительно. Когда человек говорит о любви, он говорит относительного самого себя: как ему хочется, кажется и видится. Наша любовь эгоистична, а Божия любовь абсолютна, лишена эгоизма, корысти, предвзятости, лицеприятия. Это воплощение того, к чему и нас Господь призывает. Мы видим, как Бог, невзирая на наши бесконечные грехи, милостив к каждому, как Он заботится, чтобы мы не свернулу со спасительного пути.

Мы говорили об отношениях Бога с человеком – перейдем к отношениям человека с человеком. Царь Соломон написал несколько Книг, посвященных этому вопросу. Вот цитата из одной Книги: Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. Здесь уже речь о гневе и о наказании от того, в отношении кого проявился гнев.

– Почему вы решили, что наказание будет от человека? Тут не сказано, что гневливый будет наказан от того, на кого он гневается. Наказание всегда исходит от Бога. Пусть терпит наказание. Гневливый человек – невменяемый: пытаться его вразумить, пока он в гневе, – совершенно бесполезная вещь. Мы знаем, что гневливый потом обязательно бывает наказан: он в гневе говорит или делает что-то, за что потом ему стыдно, а иногда приходится расплачиваться.

Как относиться к гневливому? Хорошо его пожалеть: если начнешь с ним спорить – сам впадешь в гнев. Два гневливых человека могут и поубивать друг друга: и такое бывает. Убийства на бытовой теме возникают, когда один прогневался на другого, а тот не стерпел. У кого нож ближе оказался – тот победитель. Лучше не иметь раздражения на гневливого, не пытаться его в чем-то переубедить.

Я рассказывал про женщину: муж на нее и дочь часто гневался, она терпеливо сносила его гнев. Письмо длинное, и дочь говорит: «Мама была маленькая, а папа огромный. Против него мы даже вдвоем ничего не могли бы сделать, тем более когда он был выпивший». Физической силой усмирить его было невозможно. Эта женщина, я так понял, действительно была молитвенница: молясь Богу, она укрощала его страсть гнева. Если начнешь молится за гневливого, то его гнев скоро пройдет – Господь снизойдет на его гневливую душу и умиротворит ее. Часто бывает так, что человек, успокоившись, потом со слезами просит прощения у того, на кого он этот гнев выплеснул.

Гневающийся, раздражающийся, обманывающий, лукавый обязательно будет наказан. Что посеешь – то пожнешь, и, если человек сеет зло, пожинает плоды зла. Так часто бывает: предающийся какому-то греху потом или тяжко болеет, или имеет в жизни тяжелые неприятности как прямое следствие этих грехов. Бог дает человеку увидеть эту зависимость, чтобы тот испугался повторения греха и, может, отвык от него, покаялся, перестал его повторять. Все Богом устроено премудро.

То, что кажется нам неправильным, неправильно только с человеческой точки зрения из-за ограниченности нашего ума, нашего видения и знания.

Некоторые люди ратуют за скорейшее наказание виновного, но, когда виновными оказываются сами, никто себе скорейшего наказания не желает – наоборот, взывают к милосердию, прощению, снисхождению: каждый желает себе совершенно обратного тому, что он желает другому. Поэтому давайте лучше учиться желать другому того же, чего мы желаем себе.

Вопрос телезрителя: «Почему воцерковленные люди считают, что брак, не зарегистрированный в ЗАГСе, – это блудное сожительство? Где это написано?»

– Когда-то церковный брак признавался государством. Человек венчался в церкви, у него было свидетельство о Венчании, оно признавалось всеми государственными органами, и этого было достаточно. Затем большевики отделили Церковь от государства и ввели институт ЗАГСа, где регистрируются различные гражданские акты, брак в том числе.

Когда наступил период потепления отношений между Церковью и государством, Церковь признала, что сначала должен быть зарегистрирован брак, а затем уже может быть Венчание.

Государство до сих пор не признает церковные документы о Венчании как о вступлении в брак: попробуйте пойти в нотариальную контору со свидетельством о Венчании и оформить какие-то документы. Вам скажут: «Будьте добры, дайте свидетельство о браке с печатью государственного органа, зарегистрировавшего брак».

Сейчас у нас так установлено – и Церковь установила: если человек хочет вступить в брак, сначала он должен зарегистрировать свои отношения в государственных органах, тем самым принимая на себя все обязательства перед государством, а Церковь уже повенчает пару перед Богом. И, собственно, в этом нет никакого противоречия, никакого излишества.

Когда люди пытаются избежать регистрации брака и хотят сразу повенчаться, спрашивается, зачем они так делают? Да затем, чтобы потом у них не было никаких обязательств: чтобы не платить на детей алименты, чтобы уйти по-английски, не хлопая дверью, – и чтобы с них не было никакого спроса. А демагогия типа: «Зачем мне штамп в паспорте? Мне главное – союз перед Богом», – это лукавство, чтобы избежать ответственности в браке перед государственными законами. И это всего лишь высокие слова: «Для меня все это не важно, для меня главное – моя совесть».

Да куда девается эта совесть, когда впоследствии человек начинает издеваться над своими близкими или вообще бросает их без всякой заботы и попечения, даже выгоняет: «Это моя квартира, а вы здесь никто, пошли вон»?

И кто ему может что-нибудь ответить, когда он скажет: «Они для меня вообще чужие, у них нет никаких прав»? Никакой суд, никакой закон не защитит этих людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы все было по-Божию, нужно поступать по совести и закону.

Насколько я понимаю, раньше Церковь, в общем-то, осуществляла функции ЗАГСа: люди приходили в церковь венчаться, делалась запись в метрической книге, и это, по сути, и была регистрация брака одновременно с Венчанием.

– Да, ибо государство это признавало, это было законно, и дополнительно ничего не требовалось. При советской власти государство не стало признавать церковных документов как законополагающих, и нам приходится все это соблюдать. Но иногда, если мы хорошо знаем людей, можем пойти им навстречу и повенчать их с таким условием, что в ближайшее время они распишутся. Но если мы людей не знаем или не уверены в их честности, делать так не нужно.

Людям нужно знать: если они повенчались, а потом каким-то образом от росписи уклонились, то они тяжко согрешили и слукавили перед Богом. Здесь Божия благословения на брак точно не будет – счастливым такой брак нельзя будет назвать, и дети, родившиеся в этом браке, будут несчастными, а, может быть, и сиротами.

По сути, такое таинство недействительно?

– Я не дерзаю говорить о действительности этого таинства, но знаю, что это лукавство, противное Богу, ведь люди не хотят прийти к браку прямым путем, но перелазят инуде, то есть как бы перелезая через забор. Такие люди не из овец Христовых. Вот есть ворота, и надо в них входить, – а кто лезет через забор, тот вор и разбойник.

Наступила Пасха. Это тот день, в который человечество узнало, что будет жить вечно, что после смерти будет новая жизнь. Так?

– Конечно. Воскресение Христово – величайшее событие для всего человечества, ведь Господь, Воскреснув, победил смерть: Он так об этом и сказал. Он победил ее для всех нас. А до того момента, как Господь Воскрес, и грешники, и праведники сходили в ад: из одной Евангельской притчи мы знаем, что было лоно Авраамово, и было оно в аду – рай был заключен для человека. Двери рая отверз Господь Своей Крестной смертью и Воскресением.

Поэтому, конечно, это величайшее событие, давшее человеку возможность вернуться из состояния погибшего грешника в состояние вечной жизни и радости, – но это только для тех, кто этого захочет, кому это будет нужно, кто последует за Христом. Ибо, как сказано, самому человеку невозможно спастись.

Если он возьмет листочек бумаги и напишет на нем все самые добрые качества, которые хотел бы стяжать в своей душе, и начнет целенаправленно понуждать себя и учиться этим качествам, он не спасется – станет добрым, щедрым, отзывчивым, милосердным, долготерпеливым, никогда не гневающимся, но не спасется: спасает только Христос – только Он. Сам же человек, каким бы распрекрасным он не стал в результате своей человеческой жизни, не спасется. Поэтому нам очень важно приобщиться ко Христу через Церковь, которую Он основал, и через те таинства, которые Он нам дал. Ибо приблизиться к Богу, минуя Церковь и таинства, невозможно.

Мария Египетская, чью память мы будем совершать 14 апреля, казалось бы, уже очистила покаянием свою душу – она уже молилась, стоя на воздухе, уже приобрела святость, но перед своей кончиной она попросила о Причастии. Она причастилась и в тот же день отошла ко Господу. Вот насколько это важно.

Так и нам нужно понять смысл того, что преподает нам Церковь, и действовать не бездумно, словно по шаблону, а имея понимание, что же будет дальше: «Вот я исповедовался – а что же дальше? Я причастился – а что дальше?»

Дальше-то что? Ведь жизнь на этом не заканчивается, и наш труд еще не закончился, и нужно понимать, что будет дальше, как мы будем использовать тот дар, что получили от Бога. Мы, люди церковные, должны очень хорошо это понимать, и мы должны научать этому тех, кто пока еще в этом не очень сведущ, чтобы помочь им прийти ко Христу – чтобы они не просто причастились, соборовались, заказали молебен, подали записку на панихиду, а поняли смысл этого.

Записали:
Софья Горбачева
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс